Урок математики «Путешествие 3. Петровские мануфактуры. Решение задач»
Урок математики в 4 Б классе Кадетской школы Липецкой области.
Тема. Решение задач. (Путешествие третье. Петровские мануфактуры.)
Цель: Закрепить умение решать задачи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять умения решать текстовые задачи определенных видов.
2. Закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел.
3. Продолжить работу по решению задач на нахождение части от числа.
4. Закреплять навыки счёта.
5. Расширять кругозор учащихся, продолжить работу над изучением старинных мер длины и веса, научить ими пользоваться.
Развивающие:
1. Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в новой ситуации;
2. Способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах;
3. Способствовать умению делать выводы и обобщения, сравнивать, анализировать, классифицировать.
4. способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; развивать речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению математики;
2. Воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе.
3. Воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять;
4. Воспитывать уважительное отношение к исторической личности ; к истории в целом.
УУД:
Предметные УУД:
1. использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
2. выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, выполнять проверку правильности вычислений;
3. решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа)
4. иметь представление о решении задач на части;
5. читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
6. сравнивать стандартные с непривычными для четвероклассника единицы измерения веса и длины.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
3. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
4. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
5. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
6. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя и вслух тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. работать в паре и группе;
6. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Программа «Школа 2100»
Тип урока. Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая, проблемное обучение.
Оборудование: макет машины времени, таблички «Мастера из Западной Европы», «Русские мануфактуры», «Мануфактуры сталелитейного завода», «Ткацкие мануфактуры», жетоны (деньги), сюрпризы для оценивания, материал для ярмарки, одежда для образа Петра 1, презентация, карточки с примерами, на которых с обратной стороны прописаны буквы ( П Е Т Р О З А В О Д С К Л И П Е Ц К П Е Р М Ь), карточки с обозначением пунктов плана ( закрепить, повторить, обобщить, решить), учебник, тетрадь.
Ход урока.
Этап урока |
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 Оргмомент |
1мин |
Принцип психологической комфортности, создание ситуации успеха |
Математика сложна, И без истории , друзья, Нам прожить никак нельзя. Соединим науки вместе, Урок наш станет интересней! |
Замкомвзвода сдаёт рапорт |
2 Актуализация знаний |
1 мин 1 мин 2 мин 3 мин |
Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. |
-Ребята, мы с вами уже не раз путешествовали на разных уроках. Сегодня воспользуемся очередной машиной времени, изготовленной вами, и отправимся в прошлое. -Чтобы путешествие прошло легко, вы разбились на 4 группы. Вспомним правила работы в группах. - Чтобы узнать, в какой век мы попадем, надо решить математическую задачу, находящуюся на доске: (слайд 2) X I + I V – I I + V (слайд 3) - В какие года мы можем совершить путешествие? Тогда отправляемся.( слайд 4) - Куда мы попали? (слайд 5) Играет музыка «Ярмарка» - Вы знаете, что с древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи. Этими единицами измерения пользовались в то время и на ярмарках. ( слайд 6) Работа в парах Вы даёте своему собеседнику задание измерить предмет в древнерусских единицах . Потом наоборот. - Кто хочет продемонстрировать работу в парах? Работа у доски: - От каждой группы вызываю по 1 участнику. Ваша задача соединить названия древнерусских мер длины и веса с их числовым значением. А ребята в группе обсуждают правильность ответа и , в случае затруднения, помогают ребятам, находящимся у доски. (слайд -В какой пословице встречается данная единица веса? - Как вы её понимаете? - Даже малый вклад на уроке каждого из вас в общее обсуждение может дать хороший результат для нового открытия команде и всему классу в целом. |
Произносят хором: Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай. Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг. 18 - 1701-1800 - На российскую ярмарку. На ярмарке, на ярмарке разные купцы: из Англии, Германии и даже из Голландии, ну и , конечно, мы! -Сколько пядей длина парты? -Сколько дюймов лист тетради? Слайды 7,8,9,10 1 пуд 13 г, 4, 27 г, 16,38 кг 1 сажень 72 см 2,16 м 4,5см Пядь 48 см 4,5см 18 см 1 золотник 410 г, 4,27г, 163,8кг Мал золотник да дорог. Даже по размеру что-то маленькое может иметь ценность. |
3 Постановка проблемы и поиски выхода из ситуации |
3 мин 3мин - 4мин |
подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. (решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материализованными объектами) |
-Ребята , из каждой группы я приглашаю по 1 человеку (продавцу или покупателю). Разыграем сценки «На ярмарке» - Почему возникло такое недоразумение? - Почему возникло такое недоразумение? - Какой вопрос возникает? -Как можно решить данную проблему? В 18 веке указом царя была проведена реформа в установлении одной системы мер длин и весов. - Как звали этого царя? Пётр I переживал за страну и хотел, чтобы она развивалась. Он стал отовсюду приглашать в Россию людей, которые могли бы научить русских строить заводы и работать на них. И каждый раз инженеры и мастера, купцы и чиновники решали математические задачи. - Какую цель мы с вами поставим перед собой на нашем уроке? Сформулируйте тему урока. - Составьте план работы. 1Повторить русские единицы веса и длины. 2. Решить задачи А) производительность труда Б) цена, количество, стоимость 3 Решение примеров 4 Возвращение домой. Итог. |
Сценка 1 Покупатель просит ткань, продавец озвучивает цену : «Локоть стоит 2 коп. Считай сам, сколько ты мне должен» (измерения между продавцом и покупателем должны расходиться) - Не продам - У них разный рост и разная длина локтя. Сценка 2 Англичанин просит русского продать ему 1 ярд сукна. -Сколько это, говори, я не знаю такой длины. -В разных странах были разные меры длины. - Как сделать так, чтобы покупатели и продавцы смогли понять друг друга? Петр 1 Продолжить решать задачи определенных типов. Решение задач. Повторить, закрепить. обобщить |
4 Закрепление знаний Физминутка |
1мин 3 мин 5 мин 1 мин 10 мин 8 мин |
Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по повторению материала. |
Работа с учебником с 39 1 Словарная работа (слайд 11) -Что такое мануфактура? -Каждая группа представляет одну мануфактуру. За качественно выполненную работу все мастера будут получать баллы в виде жетонов. В конце путешествия мы подведём итоги выполненной работы, подсчитаем количество набранных баллов. И выберем, какая бригада будет самой производительной и умелой. 2 Решение задач №1 с 39 №4 с 40 (устно) - Кто может назвать, сколько церковных служек прислали на фабрику, встаньте. - Кто может назвать, сколько ремесленников прислали на фабрику, встаньте. - Кто может назвать , сколько крестьян трудились на фабрике, встаньте. - Какой вывод из задачи вы смогли сделать лично для себя? Слайд 12 - Ребята, кто хорошо трудился, тот хорошо и отдыхал. Мы с вами тоже отдохнём. XVII век - время, когда крупное производство находилось у истоков своего развития. К концу XVII в. в русской промышленности действовало всего 30 мануфактур. Мануфактура появлялась прежде всего в тех отраслях, развитие которых определялось государственными потребностями, интересами казны или царского двора. Удовлетворение военных нужд государства стало главной задачей металлургических заводов. Многие города выросли из маленьких мануфактур. 3 Работа на карточках №1 с 40 У каждого из вас карточка с примером. Вычислив результат и встав в определенном порядке, мы узнаем названия этих русских городов. - Город в Приуралье, основанный в 1723 году, стоит на реке Каме. Там при Петре 1 была построена мануфактура, на которой выплавляли медь. - В каком году был основан наш город? - Как сейчас именуют Липецк в народе? - Под какой воспитательной акцией проходит наша школьная жизнь в этом году? 4 Работа в учебнике с 42 №2 ( в группах) - Какая команда быстрее решит задачу и запишет решение на листочке, та и получит жетон. Самостоятельная работа с проверкой. С 42 №5 ( в тетради) |
Фабрика в старину. Ребенок в роли Петра 1 «Царь приказывает привести людей из Англии, Голландии, Германии в страну нашу великую дабы обучить их важному делу и получить с этого немыслимую пользу» Мастера из Западной Европы Русские мануфактуры Ткацкие мануфактуры Мануфактуры сталелитейного завода Работа в тетради и у доски с объяснением. 100 : 5 ▪ 2= 40 (чел) 100 : 10= 10 (чел) 100 – (40 + 10) = 50 (чел) Трудились все, независимо от положения в обществе. Ученик в образе Петра 1 проводит физминутку «Сено-солома» Ученик в образе Петра 1 произносит задание: «Город в Карелии, основанный в 1703 году. Будет носить моё великое имя». (Петрозаводск) (слайд 13) - Пермь (Слайд 14) «Город в Черноземье, в котором в начале 18 века были основаны железоделательные заводы» (Липецк) В 1703 году Жемчужина Черноземья «Город начинается с тебя!» « Что каждый из вас уже успел сделать для процветания города?» Сверка с образцом на доске |
5 Рефлексия |
2 мин |
осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной деятельности. |
- Мы побывали на разных мануфактурах, увидели работу разных мастеров. Даже заработали жетоны. - Что вам понравилось больше всего? - О чем расскажете сегодня своим родителям? - Какую цель перед собой поставили в начале урока? - Смогли ли её достичь? Каким способом? На ярмарке вы можете приобрести сувенир, который будет отражать ваше настроение. Мне всё удалось! У меня что-то не получилось! Надо потрудиться ещё! Покажите свои сувениры. - Пора возвращаться домой. Спасибо за урок. (слайд 16) |
|
6 Домашнее задание |
Решить любые 2 задачи, которые мы не решили и вам они интересны со с. 40-43 |
|