12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кустова Ольга Владимировна663
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.
Россия, Липецкая обл., Липецк

Урок математики в 4 Б классе Кадетской школы Липецкой области.

Тема. Решение задач. (Путешествие третье. Петровские мануфактуры.)

Цель: Закрепить умение решать задачи.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умения решать текстовые задачи определенных видов.

2. Закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание многозначных чисел.

3. Продолжить работу по решению задач на нахождение части от числа.

4. Закреплять навыки счёта.

5. Расширять кругозор учащихся, продолжить работу над изучением старинных мер длины и веса, научить ими пользоваться.

Развивающие: 

1. Развивать и совершенствовать умение применять имеющиеся у учащихся знания в новой ситуации;

2. Способствовать развитию умения определять черты сходства и различия в изучаемых объектах;

3. Способствовать умению делать выводы и обобщения, сравнивать, анализировать, классифицировать.

4. способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; развивать речь.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к изучению математики;

2. Воспитывать самостоятельность и творчество, умение достигать поставленную цель, искать необходимый материал в литературе.

3. Воспитывать уважение к знаниям предков, беречь эти знания и применять;

4. Воспитывать уважительное отношение к исторической личности ; к истории в целом.

УУД:

Предметные УУД:

1. использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

2. выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, выполнять проверку правильности вычислений;

3. решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа)

4. иметь представление о решении задач на части;

5. читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

6. сравнивать стандартные с непривычными для четвероклассника единицы измерения веса и длины.

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

3. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

4. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

5. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

6. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД

Развиваем умения:

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя и вслух тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,

выделять главное, составлять план;

5. работать в паре и группе;

6. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Программа «Школа 2100»

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (урок закрепления изученного материала).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, групповая, проблемное обучение.

Оборудование: макет машины времени, таблички «Мастера из Западной Европы», «Русские мануфактуры», «Мануфактуры сталелитейного завода», «Ткацкие мануфактуры», жетоны (деньги), сюрпризы для оценивания, материал для ярмарки, одежда для образа Петра 1, презентация, карточки с примерами, на которых с обратной стороны прописаны буквы ( П Е Т Р О З А В О Д С К Л И П Е Ц К П Е Р М Ь), карточки с обозначением пунктов плана ( закрепить, повторить, обобщить, решить), учебник, тетрадь.

Ход урока.

Презентация к уроку

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Оргмомент

1мин

Принцип психологической комфортности, создание

ситуации успеха

Математика сложна,
Но говорю с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!

И без истории , друзья,

Нам прожить никак нельзя.

Соединим науки вместе,

Урок наш станет интересней!

Замкомвзвода сдаёт рапорт

2 Актуализация знаний

1 мин

1 мин

2 мин

3 мин

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.

-Ребята, мы с вами уже не раз путешествовали на разных уроках. Сегодня воспользуемся очередной машиной времени, изготовленной вами, и отправимся в прошлое.

-Чтобы путешествие прошло легко, вы разбились на 4 группы.

Вспомним правила работы в группах.

- Чтобы узнать, в какой век мы попадем, надо решить математическую задачу, находящуюся на доске: (слайд 2)

X I + I V – I I + V (слайд 3)

- В какие года мы можем совершить путешествие?

Тогда отправляемся.( слайд 4)

- Куда мы попали? (слайд 5)

Играет музыка «Ярмарка»

- Вы знаете, что с древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи. Этими единицами измерения пользовались в то время и на ярмарках.

( слайд 6)

Работа в парах

Вы даёте своему собеседнику задание измерить предмет в древнерусских единицах . Потом наоборот.

- Кто хочет продемонстрировать работу в парах?

Работа у доски:

- От каждой группы вызываю по 1 участнику. Ваша задача соединить названия древнерусских мер длины и веса с их числовым значением. А ребята в группе обсуждают правильность ответа и , в случае затруднения, помогают ребятам, находящимся у доски. (слайд

-В какой пословице встречается данная единица веса?

- Как вы её понимаете?

- Даже малый вклад на уроке каждого из вас в общее обсуждение может дать хороший результат для нового открытия команде и всему классу в целом.

Произносят хором:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

18

- 1701-1800

- На российскую ярмарку.

На ярмарке, на ярмарке разные купцы: из Англии, Германии и даже из Голландии, ну и , конечно, мы!

-Сколько пядей длина парты?

-Сколько дюймов лист тетради?

Слайды 7,8,9,10

1 пуд 13 г, 4, 27 г, 16,38 кг

1 сажень 72 см 2,16 м 4,5см

Пядь 48 см 4,5см 18 см

1 золотник 410 г, 4,27г, 163,8кг

Мал золотник да дорог.

Даже по размеру что-то маленькое может иметь ценность.

3 Постановка проблемы и поиски выхода из ситуации

3 мин

3мин

- 4мин

 подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

(решение проблемы, ко­торое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуж­дения на основе предметных действий с материальными или материализованными объектами)

-Ребята , из каждой группы я приглашаю по 1 человеку (продавцу или покупателю).

Разыграем сценки «На ярмарке»

- Почему возникло такое недоразумение?

- Почему возникло такое недоразумение?

- Какой вопрос возникает?

-Как можно решить данную проблему?

В 18 веке указом царя была проведена реформа в установлении одной системы мер длин и весов.

- Как звали этого царя?

Пётр I переживал за страну и хотел, чтобы она развивалась.

Он стал отовсюду приглашать в Россию людей, которые могли бы научить русских строить заводы и работать на них. И каждый раз инженеры и мастера, купцы и чиновники решали математические задачи.

- Какую цель мы с вами поставим перед собой на нашем уроке?

Сформулируйте тему урока.

- Составьте план работы.

1Повторить русские единицы веса и длины.

2. Решить задачи

А) производительность труда

Б) цена, количество, стоимость

3 Решение примеров

4 Возвращение домой. Итог.

Сценка 1

Покупатель просит ткань, продавец озвучивает цену : «Локоть стоит 2 коп. Считай сам, сколько ты мне должен»

(измерения между продавцом и покупателем должны расходиться)

- Не продам

- У них разный рост и разная длина локтя.

Сценка 2

Англичанин просит русского продать ему 1 ярд сукна.

-Сколько это, говори, я не знаю такой длины.

-В разных странах были разные меры длины.

- Как сделать так, чтобы покупатели и продавцы смогли понять друг друга?

Петр 1

Продолжить решать задачи определенных типов.

Решение задач.

Повторить, закрепить. обобщить

4 Закрепление знаний

Физминутка

1мин

3 мин

5 мин

1 мин

10 мин

8 мин

Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по повторению материала.

Работа с учебником с 39

1 Словарная работа (слайд 11)

-Что такое мануфактура?

-Каждая группа представляет одну мануфактуру. За качественно выполненную работу все мастера будут получать баллы в виде жетонов. В конце путешествия мы подведём итоги выполненной работы, подсчитаем количество набранных баллов. И выберем, какая бригада будет самой производительной и умелой.

2 Решение задач

1 с 39

4 с 40 (устно)

- Кто может назвать, сколько церковных служек прислали на фабрику, встаньте.

- Кто может назвать, сколько ремесленников прислали на фабрику, встаньте.

- Кто может назвать , сколько крестьян трудились на фабрике, встаньте.

- Какой вывод из задачи вы смогли сделать лично для себя?

Слайд 12

- Ребята, кто хорошо трудился, тот хорошо и отдыхал. Мы с вами тоже отдохнём.

XVII век - время, когда крупное производство находилось у истоков своего развития. К концу XVII в. в русской промышленности действовало всего 30 мануфактур. Мануфактура появлялась прежде всего в тех отраслях, развитие которых определялось государственными потребностями, интересами казны или царского двора. Удовлетворение военных нужд государства стало главной задачей металлургических заводов. Многие города выросли из маленьких мануфактур.

3 Работа на карточках

1 с 40

У каждого из вас карточка с примером. Вычислив результат и встав в определенном порядке, мы узнаем названия этих русских городов.

- Город в Приуралье, основанный в 1723 году, стоит на реке Каме. Там при Петре 1 была построена мануфактура, на которой выплавляли медь.

- В каком году был основан наш город?

- Как сейчас именуют Липецк в народе?

- Под какой воспитательной акцией проходит наша школьная жизнь в этом году?

4 Работа в учебнике

с 42 №2 ( в группах)

- Какая команда быстрее решит задачу и запишет решение на листочке, та и получит жетон.

Самостоятельная работа с проверкой.

С 42 №5 ( в тетради)

Фабрика в старину.

Ребенок в роли Петра 1

«Царь приказывает привести людей из Англии, Голландии, Германии в страну нашу великую дабы обучить их важному делу и получить с этого немыслимую пользу»

Мастера из Западной Европы

Русские мануфактуры

Ткацкие мануфактуры

Мануфактуры сталелитейного завода

Работа в тетради и у доски с объяснением.

100 : 5 ▪ 2= 40 (чел)

100 : 10= 10 (чел)

100 – (40 + 10) = 50 (чел)

Трудились все, независимо от положения в обществе.

Ученик в образе Петра 1 проводит физминутку «Сено-солома»

Ученик в образе Петра 1 произносит задание: «Город в Карелии, основанный в 1703 году. Будет носить моё великое имя». (Петрозаводск) (слайд 13)

- Пермь

(Слайд 14)

«Город в Черноземье, в котором в начале 18 века были основаны железоделательные заводы» (Липецк)

В 1703 году

Жемчужина Черноземья

«Город начинается с тебя!»

« Что каждый из вас уже успел сделать для процветания города?»

Сверка с образцом на доске

5 Рефлексия

2 мин

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной деятельности.

- Мы побывали на разных мануфактурах, увидели работу разных мастеров. Даже заработали жетоны.

- Что вам понравилось больше всего?

- О чем расскажете сегодня своим родителям?

- Какую цель перед собой поставили в начале урока?

- Смогли ли её достичь? Каким способом?

На ярмарке вы можете приобрести сувенир, который будет отражать ваше настроение.

Мне всё удалось!

У меня что-то не получилось!

Надо потрудиться ещё!

Покажите свои сувениры.

- Пора возвращаться домой. Спасибо за урок. (слайд 16)

 

6 Домашнее задание

   

Решить любые 2 задачи, которые мы не решили и вам они интересны со с. 40-43

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.