Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное»
Тема урока: Повторение изученнного материала по теме «Имя прилагательное».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
1. Повторить понятие об имени прилагательном; учить находить их в речи; повторить орфограммы: н и нн в суффиксах прилагательных, гласные в окончаниях, морфологический разбор.
2. Формировать умение распознавать прилагательные в тексте, расширять словарный запас учащихся.
3. Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы, пробуждать интерес к урокам русского языка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, развивать умение распознавать имена прилагательные в речи, совершенствовать орфографические умения и навыки;
Личностные: воспитывать любовь к родной природе, мастерам слова; воспитание сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности русского народа.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись произведения А. Вивальди, раздаточный материал /распечатанные тексты/.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1. Организацион ный момент, мотивация к учебной деятельности 2. Выход на тему, мотивация 3. Орфографическая работа 4. Знакомство с художником С. Ю. Жуковским 5. Работа с текстом 6. Игра в снежки 7. Проверка домашнего задания 8. Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности 9. Задание на дом 10. Выставление отметок (подсчитывание жетонов-снежинок) | Приветственное слово учителя: Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, - Для того, чтобы урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по зимнему лесу. Слайд 1 Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное» Слайд 2 - Запишите дату, классная работа, тему урока Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное» Слайд 3 - Прослушаем музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора А. Вивальди. Попробуем словесно нарисовать картину, изображённую композитором. - Как вы думаете, какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков? - Расскажите, что вы увидели, почувствовали пока звучала музыка? - Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж? - Но не только композиторы, но и поэты умели передать душу природы. Обратимся к мастерам художественного слова. Послушаем строки известных стихотворений. (А.С. Пушкин «Зимний вечер», « Зимнее утро») - Что объединяет эти отрывки? Одинаковы ли они по настроению? -Кто еще из известных вам авторов писал о зиме? Слайд 4 - О каком времени года пойдет речь? Да, мы будем говорить о зиме, о том как писали о ней поэты, композиторы, как изображали художники. - Какая часть речи помогает полнее описать красоту зимней природы? Вспомним определение имени прилагательного. - Как изменяются прилагательные? - С какой частью речи согласуются ? - Какими членами предложения являются? Главным помощником в сегодняшней работе - имена прилагательные. Комментированное письмо. На доске и в тетрадях зафиксировать, объяснить орфограммы Гусиные перья, деревянные лыжи, соломенный, вечерним поездом, сладкое яблоко, волшебного голоса, в рабочем кабинете. - Какова роль прилагательных в тексте? Со мною ваша речь красива и точна, - Назовите прилагательные из этого стихотворения. Какой они формы? Морфологический разбор прилагательного – красива Музыкальная физминутка Слайд 6 Слайд 7 - Отправимся на прогулку в лес, в тот самый, который изображен С.Ю. Жуковским на картине. Слайд 8 - Всмотритесь в картину. - Что изобразил художник на ней? Опишите кратко. - Как называются картины с изображением природы? (пейзаж) Слайд 9 - Пейзажи бывают несколько видов: городской, сельский… - Как вы считаете, какой пейзаж на репродукции картины Жуковского? (сельский) Почему? Слайд 10 - Перед вами лежат тексты - описание картины. - Обратите внимание, что тексты эти необычные. - Что здесь необычного? Чего не хватает в тексте? - Ваша задача сейчас самостоятельно озаглавить текст. Распространить предложения средствами художественной выразительности. Сделайте этот текст более ярким, выразительным. Объясните выделенные орфограммы. В _________лесу под ________ ёлками лежит _________ снег. Какая красота! Все деревья оделись в ________ наряд, а кустарники стали ________, как_______. _____ ель накинула поверх _______пальто _______ шаль; берёза надела _______ платье и стоит, словно _______. Все деревья становятся похожи на _______. На ________ поверхности появились ________ узоры. Снежинки горят__________ огнём, когда попадают в столб солнечного света. - Ребята о чем этот текст? - Какой заголовок этого текста? - Какому типу речи относится этот текст? -Назовите из текста слова, с помощью которых автор описывает природу. - Какой они части речи? Прилагательные Какими членами предложения являются прилагательные? Какой линией подчеркиваются? Слайд 11 - Давайте вспомним, на какие разряды делятся прилагательные? Что они обозначают? Слайд 12 Каменный дом, январское утро, лисий хвост, птичье пение, талантливый человек, высокие деревья, стеклянное чувство - Ребята, домашнее задание у вас было с помощью слова и красок передать красоту родного края в своих сочинениях- миниатюрах и рисунках. - Давайте послушаем ваши работы и рассмотрим несколько пейзажных зарисовок. - Мы рассмотрели несколько пейзажей и пейзажных зарисовок. Слова какой части речи помогают создать неповторимую яркую картину природы? - Какова же роль имен прилагательных в нашей речи? Слайд 13 – Опишите в форме пятистишия (синквейна) понимание сущности правил, связанных с прилагательными. - Что такое синквейн ? (пятистрочная стихотворная форма) Слайд 14 Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное) Вторая строка – характеристика темы (двумя прилагательными) Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия) Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов) Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы Например: Прилагательные Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок. домашнее задание разных уровней сложности - Упражнение 378 ( по заданию) - Упражнение 375 (описание игрушки) - Повторить орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» | Приветствие учащихся. Записывают в тетрадях Звучит музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора А.Вивальди Фронтальный опрос Учащиеся выполняют в тетради, один ученик – у доски по цепочке Беседа по репродукции картины Работают в в парах Проверка работ по цепочке Беседа по тексту Ловят снежки, определяют разряд прилагательных Учащиеся читают свои работы, рассказывают, что изобразили на своих рисунках Составляют синквейн «Имя прилагательное» Работа в группах | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. метапредметные: соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило познавательные: правильно выбирать буквы в суффиксах и окончаниях прилагательных Познавательные:устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков; приобретают умения мотивированноорганизовывать свою деятельность. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Логические: выведение следствий. Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и четко выражать свои мысли. Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | |