Пояснительная записка
Актуальность темы:
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте является фундаментом для успешной и ответственной жизни в будущем. Чем раньше дети начинают изучать базовые экономические понятия и принципы, тем больше у них шансов стать финансово грамотными.
Современные дети, благодаря доступу к информации и активному участию в экономической жизни семьи, проявляют большой интерес к деньгам и финансовым вопросам. Они сталкиваются с рекламой, совершают покупки совместно с родителями и начинают понимать значение денег в своей жизни.
Занятия по финансовой грамотности в дошкольном возрасте должны быть увлекательными и интерактивными, чтобы удерживать внимание детей и способствовать лучшему усвоению знаний. Игры, истории, сюжетно-ролевые игры и практические занятия помогут детям понять, как зарабатываются и тратятся деньги, а также, как сберегать и планировать бюджет.
Раннее финансовое воспитание также помогает детям развивать важные личностные качества, такие как ответственность, трудолюбие, бережливость и щедрость. Они учатся ценить труд, понимать, что деньги не растут на деревьях, и что важно планировать свои расходы, чтобы избежать долгов и финансовых пробелов в будущем.
Помимо формирования базовых экономических знаний и навыков, занятия по финансовой грамотности также прививают детям ценности и установки, которые помогут им принимать разумные финансовые решения на протяжении всей жизни. Они учатся осознавать свои потребности желания, различать необходимое и желаемое, а также избегать импульсивных покупок.
Включение финансовой грамотности в дошкольную программу – это инвестиция в будущее детей. Это помогает получить необходимые знания, умения и навыки, чтобы принимать осознанные финансовые решения, управлять своими финансами эффективно и достигать своих целей в будущем.
Дети, которые с раннего возраста получили финансовое воспитание, имеют больше шансов стать финансово успешными и независимыми взрослыми.
Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать учить применять экономические знания на практике;
- актуализировать знания детей о деньгах, их назначении;
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать познавательный интерес, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать финансовую культуру;
- воспитывать социально-нравственные качества личности, патриотизм.
Планируемые результаты:
У дошкольников будет:
- сформирован первичный финансовый опыт и умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- развито экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т.д.).
Форма проведения:
Занятие-путешествие.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
Наглядные, словесные, игровые, демонстрационные.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия:
Игрушка Буратино, игрушка Монетка, карточки «Упаковка-товар», монеты из картона (условные деньги), табличка «Супермаркет», пакеты для покупок, копилка Свинка.
Ход занятия
Приветствие:
Встанем в круг мы дружно,
Поздороваться друг с другом нужно.
Здравствуй, правая рука! (вытягиваем правую руку вперед)
Здравствуй, левая рука! (вытягиваем левую руку вперед)
Здравствуй, друг! (дать правую руку соседу справа)
Здравствуй, друг! (дать левую руку соседу слева)
Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (держимся за руки все вместе)
Пожелать хочу вам я –
Утра доброго и дня!
Пусть легко и без забот
Новые знания усвоятся впрок!
Чтобы удалось занятие,
Другу подари объятия! (обнимаемся друг с другом)
Воспитатель: Сегодня увлекательное путешествие нас ждет! Готовы к нему?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда, вперед!
Основная часть:
(Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие.)
Ждет нас впереди страна Финансов –
Страна возможностей и шансов!
В ней покупают, продают,
Меняют, дарят, в долг дают!
В ней экономят, в ней считают,
В ней начисляют, вычисляют,
Дают кредиты и аванс…
Но! По порядку обо всем сейчас!
Чтоб финансово грамотными стать,
Нужно нам много сегодня узнать!
Воспитатель: Слышите, ребята, кажется, кто-то плачет?
Дети: Это Буратино!
Воспитатель: Точно! Здравствуй, Буратино!
Дети: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуйте!
Воспитатель: Буратино, расскажи, почему ты плачешь? Что у тебя случилось?
Буратино: На Поле Чудес в Стране Дураков закопал я пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с множеством денег. На эти деньги я хотел купить куртку для папы Карло. Но… Дерево так и не выросло.
Воспитатель: Буратино, к сожалению, деньги не растут на деревьях.
Буратино: Да?! А откуда же они берутся?!
Воспитатель: Буратино, мы с ребятами как раз отправились в путешествие по стране Финансов, чтобы это узнать. Хочешь пойти с нами?
Буратино: Конечно!
Воспитатель: Ребята, возьмем Буратино с собой?
Дети: Да!
Воспитатель: Продолжим наше путешествие!
(Идут и встречают Монетку.)
Монетка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! А Вы кто?
Монетка: А я вам загадку загадаю, вы отгадаете и узнаете, как меня зовут!
Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберешь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг.
Дети: Копейка!
Монетка: Верно! Меня зовут Копейка. Скажите, ребята, далеко ли вы идете?
Дети: Мы путешествуем по стране Финансов.
Монетка: Чтобы вам дальше путь продолжить, нужно мои загадки отгадать!
Воспитатель: Загадывай, наши ребята очень любят загадки.
Монетка:
С ними ходят в магазин,
Ими платят за бензин.
Дети: Деньги.
Монетка:
Каждый месяц есть награда.
Потрудился - вот …
Дети: Зарплата.
Монетка:
Как же много в магазине
Штучек вкусных и красивых.
Взял конфет и ананасы,
Оплати товары в …
Дети: Кассе.
Монетка: Какие молодцы, все знаете! Что ж, путешествуйте дальше, таким умным ребятам путь открыт.
(Идут дальше.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете такую пословицу – копейка рубль бережет?
Дети: Да.
Воспитатель: Как думаете, почему так?
Дети: Чтобы много накопить, нужно по чуть-чуть откладывать.
Воспитатель: Да. Копеечка к копеечке и рубль набегает. И из малого много получается. Ребята, а как вы думаете, зачем нужно откладывать деньги?
Дети: Чтобы они всегда были, на всякий случай.
Воспитатель: Как вы думаете, на что деньги могут понадобиться неожиданно?
Дети: Сломалось что-то и нужно это починить. На это нужны деньги.
Воспитатель: А откуда в семье берутся деньги?
Дети: Родители зарабатывают.
Воспитатель: Почему говорят, что деньги трудно зарабатывать?
Дети: Для того, чтобы получить деньги, нужно ходить на работу, выполнять разные поручения.
Воспитатель: Легко ли деньги тратить?
Дети: Да! Можно получить деньги сразу их потратить на что-то, например, купить много игрушек.
Воспитатель: А легко ли деньги тратить разумно? Что значит разумно?
Дети: Это тяжело, потому что тратить разумно, значит обдумывать, на что нужно потратить деньги, на что можно потратить потом, от какой покупки можно отказаться.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ об одном мальчике, а затем ответите на вопросы по этому рассказу.
У Богдана было заветное желание. Чтобы исполнить свое желание Богдан бережно хранил те деньги, которые ему давали родные на карманные расходы. Так он накопил 3600 рублей.
Как-то раз он увидел по телевизору передачу про участников СВО, про то, как им порой тяжело на передовой. Увидел госпиталь, где лежали раненые бойцы. И он решил, что все деньги, которые он накопил, он отправит в госпиталь, чтобы поддержать раненых защитников Родины.
Родители поддержали сына и очень гордились таким его поступком.
Ребята, одобряете ли вы такой поступок Богдана?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, почему родители гордились своим сыном?
Дети: Потому что Богдан потратил деньги на помощь нуждающимся.
Воспитатель: Да, действительно, это так. Знаете, я вам рассказала реальную историю.
Десятилетний мальчик Богдан из Улан-Удэ собрал 3600 рублей и направил их на нужды бойцов специальной военной операции. Сбережения мальчика лежали в конверте с надписью «Это все мои деньги, они все вам на вещи». К посланию также прилагался рисунок Богдана и его младшего брата.
Ребята, а вы бы смогли отдать свои накопленные деньги, если бы потребовалась кому-то помощь?
Дети: Да, людям надо помогать.
(Физкультминутка.)
Воспитатель: Устали, ребята?
Дети: Да.
Буратино: Ребята, давайте вместе со мной разомнемся.
Буратино потянулся, (тянемся вверх)
Раз – нагнулся, два – нагнулся. (наклоны в стороны)
Руки в стороны развел, (руки в стороны – к себе)
Ключик, видно, не нашел. (повороты головы вправо/влево)
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать. (встаем на носочки, тянемся руками вверх)
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что тратить деньги грамотно очень нелегкая задача. В магазинах много всяких товаров в красивых упаковках. Нам хочется купить и то, и другое. Но на все ли денег хватает?
Дети: Нет. Деньги зарабатываются трудом, их ограниченное количество, поэтому к ним надо относиться бережно.
Воспитатель: Верно! Делая покупки, следует всегда выбирать только то, что сейчас для вас важнее. Чтобы денег хватало на жизнь, их нужно правильно тратить. При покупке следует быть уравновешенным и собранным, чтобы принимать разумные решения. Сначала надо купить то, что необходимо, а потом, если останутся деньги то, что хочется.
Дети: А можно отложить на потом.
Воспитатель: Да, можно отложить деньги, т.е. сэкономить их. Неизвестно, насколько большие траты могут быть впереди, поэтому нужно деньги откладывать, если есть такая возможность. Такой способ называют иногда «Финансовая подушка безопасности».
Финансовая подушка безопасности — это финансовый резерв одного человека или семьи, который формируется за счет регулярных отчислений из дохода. Финансовая подушка нужна, чтобы быть готовым к кризису, увольнению, незапланированным тратам, ремонту или большим покупкам.
Ребята, я не случайно сделала акцент на том, что в магазине много разных товаров в красивых упаковках. Как думаете, почему?
Дети: Красивая упаковка привлекает внимание и хочется купить товар именно в такой упаковке.
Воспитатель: Ребята, я хотел бы предложить вам интересную игровую ситуацию. Давайте представим, что мы собрались сегодня вместе в роли семьи. В нашем распоряжении есть ограниченное количество денег, и мы отправляемся в магазин, чтобы приобрести необходимые товары. Однако, у нас есть небольшая слабость – нас привлекает красивая упаковка товаров, и мы не можем устоять перед ней. Поэтому, давайте посмотрим, как все это отразится на нашей покупке и что у нас получится в итоге.
Давайте разделимся на семьи, и каждая семья получит по пять монет на покупки. Затем мы отправимся в «Супермаркет», где на столе будет разложено множество карточек с изображениями упаковок товаров. Важно помнить, что мы не будем переворачивать карточки, а будем выбирать товары, ориентируясь только на упаковку и рекламу.
Каждая карточка будет стоить одну монету, и мы будем советоваться друг с другом, чтобы сделать максимально осознанный выбор. После того, как мы потратим все наши деньги, вернемся на свои места и вскроем упаковки, чтобы узнать, что мы купили.
(Дети совершают покупки.)
Воспитатель: Ребята, правильно ли так тратить деньги?
Дети: Нет. Если смотреть только на красивую упаковку, можно купить ненужные, бесполезные вещи.
Воспитатель: Верно. А еще, чем красивее упаковка, тем дороже товар. Нужно внимательно изучать содержимое товара и соотносить его с ценой. Так можно сэкономить деньги.
Ребята, послушайте загадку:
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Штучка требуется мне,
Та, что дырочкой в спине.
Дети: Это копилка.
Воспитатель: Верно. (Показывает копилку Свинку.) Дарение копилки считается прекрасным и полезным подарком во всех культурах. Тем не менее, принято дарить не пустую копилку, а опустить хотя бы одну монетку в ее прорезь. Новый владелец копилки продолжает добавлять туда монетки, одну за другой... И таким образом, копилка заполняется. Если вы сохраните терпение и будете продолжать опускать монетку за монеткой в прорезь копилки, ваша заветная покупка станет ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось сберечь, а не потратить.
Взрослые обычно хранят деньги в банке на сберегательном счете. А еще сейчас у многих есть банковские карты, на которых тоже хранятся деньги.
Буратино: Как же все оказывается непросто. Я думал, посажу монеты и все, буду богатым. А тут вот, оказывается, сколько всего надо сделать.
Воспитатель: Да, Буратино! Зато ты, надеюсь, понял, как нужно обращаться с деньгами?
Буратино: Да! Я буду трудить и экономить, чтобы у меня были деньги, и я смог купить куртку папе Карло!
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино копилку, чтобы он хранил в ней заработанные деньги!
Дети: Да!
Буратино: Спасибо вам, ребята! А сейчас мне пора домой. До свидания, надеюсь, еще увидимся!
Дети: До свидания, Буратино!
Воспитатель: До свидания! До новых встреч!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, по какой стране мы с вами сегодня путешествовали?
Дети: Страна Финансов. Мы и дальше продолжим путешествовать по этой замечательной стране, чтобы узнать еще больше новых и полезных знаний.
А какому герою мы помогали?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Буратино понял, как обращаться с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: Что нужно делать человеку, чтобы накопить на что-то денег?
Дети: Экономно расходовать, копить, продумывать свои покупки.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что деньги надо тратить разумно, бережливо. Расходы нужно планировать, это поможет экономить. Сэкономленные деньги можно откладывать в копилку. А эти сбережения потом пригодятся для того, чтобы купить то, что вам нравится. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
Заключение
Тема основной образовательной деятельности соответствует уровню развития и возрастным особенностям детей.
Длительность занятия соответствует нормам СанПиН. В ходе мероприятия реализована интеграция областей в соответствии с возможностями воспитанников: (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие).
В процессе занятия основной фокус был на взаимодействии с детьми. Мы организовали занятие в формате мини-путешествия, где дети были задействованы в выполнении разнообразных заданий. Эта активность создала приятную эмоциональную атмосферу, стимулировала детей к активному участию и поддерживала их интерес на протяжении всего занятия.
В процессе занятия использовала разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (художественное слово, организационный момент, физкультминутка), которые были направлены на формирование основ финансовой грамотности у детей, практических навыков и умений.
Данное занятие было продолжением системы занятий по формированию у детей основ финансовой грамотности, поэтому одна часть материала шла, как закрепление, другая – как знакомство с новым материалом.
В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
По направлению формирования финансовой грамотности работаем совместно с коллегами, благодаря чему удалось выстроить систему занятий, пополнить развивающую предметно-пространственную среду, наладить работу с родителями по данной теме.