12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильчук Марина Владимировна119
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
6

Метапредметный курс «Путешествия! Какие они?» для 5-6 классов



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 г. Хабаровска


Тема: «Путешествия! Какие они?»


 

Автор: Ильчук Марина Владимировна

Должность: учитель русского языка и

литературы.

 


Путешествия! какие они?
PPTX / 2.57 Мб

Программа клуба

«ПУТЕШЕСТВИЯ! КАКИЕ ОНИ?»

Пояснительная записка.

Современное образование требует от педагога нового подхода в организации урочной и внеурочной деятельности по предмету, в том числе и через организацию работы различных клубов, кружков и иных форм. Я в своей педагогической практике апробировала такую форму, как клуб. На заседаниях клуба, вместе с обучающимися мы рассматриваем темы, которые легли в основу метапредметного курса «Путешествия! Какие они?». Клуб - это такая форма, которая позволяет в неформальной обстановке рассматривать вопросы предмета, углублять, расширять границы знаний, развивать и формировать образное, аналитическое мышление обучающихся, коммуникативные УУД. Через общение на равных, без «опаски» получить неудовлетворительную отметку за ответ, обучающиеся показывают свои знания и стремятся их представить через иные формы. А именно - презентации, спектакли, написание эссе, дневниковых записей , путевых заметок, рисунки. Все это работает на то, что школьники не только получают знания, но и на практике их применяют, формируют систему знаний.

Метапредметный курс «Путешествия! Какие они?» для обучающихся 6 классов разработан для развития образного мышления, углубления содержания учебного курса, создание условий для удовлетворения познавательных интересов школьников, создание проектов.

Метапредметный курс дополняет и углубляет знания учащихся о предмете, ориентирован на развитие мышления, логики, памяти, воображения, наблюдательности, творческой активности, речи, как письменной , так и устной, осмысление прочитанного и пересказанного; следовательно, повышение обученности и качества знаний.

В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход:

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса; становление и развитие личности в ее индивидуальности и неповторимости.

Переход обучающихся в основную школу характеризуется началом перехода от детства к взрослости, развитие у школьника самосознания.

Цели программы:

Развитие образного мышления через взаимодействие различных предметных областей.

Создание оптимальных условий для реализации творческих способностей школьников.

Развитие универсальных учебных действий.

Общие задачи:

Развить образное мышление учащихся.

Создать условия для реализации индивидуальных, творческих способностей обучающихся.

Развить универсальные учебные действия, умение учиться.

Участники реализации:

Администрация школы, учащиеся 6 классов, педагоги русского языка и литературы, родители, медицинский работник школы, педагог- психолог,библиотекарь.

Социальные партнеры:

Духовная семинария, библиотека, художественный музей, Краевая филармония.

Срок реализации:

В соответствии с планом школы на 2017 – 2018 учебный год рабочая программа метапредметного курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Занятия носят развивающий и обучающий характер. Используются различные формы и методы работы.

Методы работы:

«Цепочка» - логично построить изложение своих мыслей.

«Словарь» -расширение словарного запаса школьников.

«Фотография» - восприятие зрительных образов, описание.


 

Формы, приемы работы:

Создание рассказов, мифов, стихотворений, дневников, путевых заметок, написание эссе, проведение круглого стола, создание видеоматериалов, создание и представление презентаций.

Принципы работы:

1.Преемственность. Переход в основную школу, адаптация пятиклассников, создание условий для реализации творческих способностей.

2.Партнерство. Сотрудничество с музеями, Духовной семинарией, библиотекой, краевой филармонией. Заинтересованность родителей в развитии образного мышления, памяти, учебных действий учащихся, в повышении их интереса к предмету.

3.Открытость. Данный принцип позволяет при реализации метапредметного курса вносить корректировки, дополнения в планирование; приглашать к партнерству новых участников; дает обучающимся возможности выбора.

4.Системность. Ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.

5.Мобильность. Данный принцип позволяет своевременное внесение в программу курса корректировок, поправок, изменений.

Ожидаемые или планируемые результаты:

Развитие образного мышления.

Развитие памяти.

Развитие речи.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Развитие универсальных учебных действий (поиск необходимой и достаточной информации из разных источников).

Повышение личного понимания окружающего мира.

Повысится интерес к предмету, желание познавать мир, улучшится качество знаний. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.

Учащиеся приобретут универсальные учебные действия.

Обучающиеся научатся:

Проводить наблюдения под руководством учителя.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Работать с книгой.

Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового и смыслового чтения.

Выделять главную идею текста, главное и второстепенное.

Строить логическое рассуждение, создавать различные виды творческих работ.

Работать на компьютере.

Учащиеся будут иметь опыт:

1 . Сотрудничества, взаимопомощи.

2. Самостоятельности выбора нужной информации.

3.Общения в процессе учебной деятельности.

4. Создания и представления презентаций, видеофильмов.

Факторы риска.

Интеллектуальная, физическая перегрузка учащихся, переутомление.

Несформированность учебной мотивации.

Проблемы с социальными партнерами.

Пути их преодоления.

Повышение мотивации школьников, через вовлечение их различные формы работы.

Повышение интереса к определенной теме.

Постоянное взаимодействие с психологом школы, социальным педагогом.

При проведении занятий учитывать эмоциональный настрой, здоровье учащихся.

Тематическое планирование

5 класс

Введение.

Организационное занятие. Цели и задачи курса.

Мир вокруг нас.

Творческая работа «Как я провел лето » (2 К, или Классные Каникулы)

Путешествия! Какие они?

Имена путешественников. Их открытия.

Книги о путешествиях.

Работа со словарями. Этимология слова «Путешествие», словообразование, лексическое значение.

Путешествие до памятника (происхождение слова, образование, лексическое значение).

Л. Н. Толстой: его путешествия и дневники.

Творческая работа. Дневник путешественника. Знакомство с жанром.

Виды путешествий.

Морские путешествия. Какие они?

Художники маринисты. Этимология слова, лексическое значение (работа со словарями).

Экскурсия в художественный музей. Выставка картин.

Творческая работа. Эссе, знакомство с жанром.

Творческая работа. Эссе «Мое путешествие».

Путешествие во времени. Древнее искусство, история, археология. История слова «древность».

Путешествие в краеведческий музей. Зал этнографии, гончарная мастерская.

Кто такой гончар? Работа со словарями (образование слова, лексическое значение).

Творческая работа. Дневник путешественника.


 

Путешествие по Древней Греции.

Памятники, музеи Древней Греции (Акрополь, Парфенон).

Культура, искусство Греции.

Эпоха Византии.

Греческие театры. Театр Диониса. Урок – игра.

Творческая работа. Путевые заметки. Знакомство с жанром.

Творческая работа. Создание путевых заметок.

Античная мифология. История мифов. Представления древних людей о сотворении мира.

Герои мифов. Какие они?

Образ Афины Победы.

Зевс – отец богов и людей. Дети Зевса. Храм Зевса.

Мир Посейдона.

Творческая работа. Какой он: древний мир богов? Почему?

Создание образов. (Нарисуй, опиши).

Значение греческих имен. Слова греческого происхождения. Фразеологизмы. Работа со словарями.

Путешествие в Духовную семинарию (библиотека).

Спектакль. Постановка мифа (сказки) по Древней Греции.

Тематическое планирование

6 класс

Введение.

Организационное занятие. Цели и задачи курса.

Мир вокруг нас. Мои путешествия!

3 – 4 Творческая работа «Как я провел лето » (2 К, или Классные Каникулы)

Путешествия! Какие они?

Имена путешественников. Их открытия.

Книги о путешествиях.

Работа со словарями. Этимология слова «Путешествие», словообразование, лексическое значение.

Путешествие до памятника.

Путешествие до памятника (происхождение слова, образование, лексическое значение).

Памятники Петербурга.

Архитектура Города на Неве. Жемчужины русского зодчества.

Дворцы и парки.

Дворцы и парки.

А. С. Пушкин в Царском Селе.

А. Ахматова и Н. Гумилев в Царском Селе.

С. Есенин в Царском Селе.

Виды путешествий.

Морские путешествия. Какие они?

Художники маринисты. Работа со словарями (этимология слова, лексическое значение).

Путешествие в картинную галерею.

Путешествие в картинную галерею.

Путешествие по Эрмитажу.

Путешествие по Эрмитажу.

Творческая работа. Эссе. Знакомство с жанром.

Творческая работа. Эссе «Мое путешествие».

Путешествие в краеведческий музей. Зал этнографии.

Гончарная мастерская. Мастер- класс.

Кто такой гончар? Работа со словарями.

Путешествия во времени. Древнее искусство, археология.

Древнее зодчество. История слова.

Л. Н. Толстой: его путешествия и дневники.

Творческая работа. Дневник путешественника.

Творческая работа. Дневник путешественника.

Путешествие по Древней Греции.

Памятники Древней Греции.

Музеи античности (Акрополь, Парфенон).

Культура, искусство Греции.

Эпоха Византии.

Театры Греции.

Театр Диониса. Урок- игра.

Творческая работа. Путевые заметки. Знакомство с жанром.

Создание путевых заметок.

Античная мифология. История мифов.

Герои мифов. Какие они?

Образ Афины Победы.

Зевс – отец богов и людей.

Храм Зевса. Дети Зевса.

Гера – царица богов Олимпа.

Мир Посейдона.

Аполлон и Афродита.

Странствия Геракла.

Геракл как основатель Олимпийских Игр.

Путешествие на Крит.

Яблоко раздора и выбор Париса. Урок- игра.

Троянские герои.

Творческая работа. Какой он: древний мир богов? Почему?

Творческая работа. Создание образов. (Нарисуй, опиши.)

Эпос Гомера.

Возвращение Одиссея на Итаку.

Слова греческого происхождения. Фразеологизмы. Работа со словарями.

Значение греческих имен.

Путешествуем вместе.

61-62. Площади города. Какие они?

63 -64. Путешествие в Духовную семинарию.

65 -66.Путешествие в Мир книги ( посещение библиотеки).

67 -68. Итоговое занятие. Спектакль.

Аннотация к программе метапредметного курса «Путешествия! Какие они?»

Метапредметный курс «Путешествия! Какие они?» разработан для учащихся 5- 6 классов. В программе показано, что она дополняет и углубляет знания учащихся о предмете, направлена на развитие образного мышления, памяти, воображения, творчес кой активности, на повышение обученности и качества знаний.

Программа рассчитана на 34 часа (5 класс) – 1 раз в неделю, 68 часов (6 класс) – 2 раза в неделю.

В программе показаны различные формы и методы работы: эссе, дневниковые записи, путевые заметки, рассказы, мифы. Учащимся предложены экскурсии в музеи, библиотеку, выход в Краевую филармонию, путешествия по городу, поездка в г.Санкт – Петербург.

Рассмотрены основные принципы работы:

1.Преемственность. Переход учащихся в основную школу, созданы условия для реализации их творческих способностей.

2. Партнерство. Сотрудничество с музеями, библиотекой, Краевой филармонией. Заинтересованность родителей в развитии учебных действий учащихся, в повышении интереса к предмету.

3. Открытость. Предложено вносить корректировки при реализации курса.

4. Мобильность. Учащимся предоставлены возможности выбора.

5.Системность. Программа ориентирована на достижение цели и основного результата образования: развитие образного мышления, памяти, речи учащихся, их творческих способностей; развитие на основе освоения универсальных учебных действий, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Учебные действия направлены на поиск информации из различных источников (использование ресурсов библиотек и Интернета, экскурсий), на работу с компьютером, книгой (основы изучающего, поискового, смыслового чтения), на развитие речи (строить логические рассуждения), на создание различных видов творческих работ (презентации, сочинения, рассказы о путешествиях, дневники, путевые заметки, эссе, рисунки).

В программу включены основные разделы:

Введение. Мир вокруг нас. Мои путешествия!

Путешествия! Какие они? (Рассмотрены имена путешественников, книги о путешествиях, проведена работа со словарями, путешествия в музеи, картинную галерею, запланирована поездка в Санкт-Петербург).

Путешествия по Древней Греции (показаны музеи античности, Акрополь, театры, проведена работа по созданию и изучению мифов, их героев, рассмотрен эпос Гомера, учащимися созданы рисунки).

Путешествуем вместе (путешествия по Хабаровску, путешествия в мир книги). Итоговое занятие – спектакль.

Программа ориентирована на конкретный результат: улучшение качества знаний; учащиеся имеют опыт сотрудничества, взаимопомощи, опыт работы на компьютере, с книгой. Получен опыт самостоятельности выбора нужной информации, желание познавать мир. Общение и работа в группах позволила сформировать ответственность и самостоятельность, повысила интерес к предметам (литература, русский язык, история, география, ИЗО).

При проведении занятий (различные творческие работы, мастер-классы в музее, экскурсии, путешествия) обязательно учитывался эмоциональный настрой учащихся, их здоровье.

На осенних каникулах 2017 года участники клуба отправляются в путешествие по г.Санкт-Петербургу.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (1)

Четверикова Лариса Александровна, 03.08.18 в 02:09 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.