Статья «Пути повышения эффективности уроков биологии с учётом компетентностного подхода»
Пути повышения эффективности уроков биологии с учетом компетентностного подхода
Понятие компетентность содержит набор знаний, навыков и отношений, которые позволяют человеку эффективно выполнять деятельность или выполнять определенные функции, которые могут соответствовать определенным стандартам в области профессии или вида деятельности.
Компетентность - способность успешно удовлетворять индивидуальные и социальные потребности, действовать и выполнять поставленные задачи.
Образовательная компетенция - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений и опыта деятельности ученика, необходимая для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности.
Ключевые компетентности - основной набор общих понятий, которые должны быть детализированы в комплекс знаний, умений, навыков, ценности и соотноситься по учебным отраслям и жизненным сферам школьника.
При компетентном подходе к обучению учитель и ученик являются равноправными партнерами учебного процесса. Для того чтобы обучение было эффективным, прежде всего необходимо вызвать у учащихся интерес к урокам биологии. Этого можно достичь, используя инновационные технологии.
Можно применить следующие пути повышения эффективности уроков биологии:
1) Использовать интерактивные методы на уроках.
* Работа в малых группах.
* Мозговой штурм.
* Решение проблем.
* Симуляционные игры.
* Займи личную позицию.
* Метод ПРЕСС.
* Разыгрывание ситуации по ролям (проигрывание сценки).
• Микрофон.
• Дискуссия.
* Круг идей.
2) Сделать работу с учебником интересной.
1. Прочтите текст учебника
* Составьте словарь биологических понятий, явлений, касающихся темы.
* Создайте кроссворд по этим словам.
* Предложите кроссворд для разгадывания другой группе.
2. Что лишнее?
* Прочтите текст учебника.
* Составьте перечень понятий по теме.
* Включите в этот список слова, не относящиеся к выученому.
* Обмен листами.
* Проведите смысловой анализ понятий.
* Удалить лишние слова
3. Почемучка
* Прочтите текст абзаца
* Сформулируйте к нему шесть вопросов, которые начинаются так:
Что..? Где-либо.,? Когда..? Как..? Почему..? Зачем..?
4. Конспект (каждому ученику выдается несколько листов бумаги)
* Прочтите текст абзаца
* Пронумеруйте абзацы параграфа
* Выделите на каждом абзаце текста главную мысль и запишите на отдельном листе.
* Перемешайте листы и передайте их соседу.
* Определите номера абзацев, которым, по вашему мнению, соответствуют заметки.
* Верните листы хозяину.
* Проверьте правильность выполненной работы и выставьте оценку.
5. Эстафета
* Прочтите текст абзаца.
* Встаньте в круг.
Выберите первого, кто начнет перевод, и начните пересказывать (каждый имеет право высказать только одно предложение (одну фразу)).
6. Дерево мудрости
* Прочтите текст абзаца.
* Сформулируйте вопросы по тексту учебника.
* Запишите его на листе бумаги.
* Прикрепите к дереву мудрости.
(После того как дерево укроется «листьями», ученики по очереди подходят к нему и отвечают на вопросы.)
Эту методику можно применять для проверки домашнего задания. Для этого нужно, чтобы ученики, используя шесть журналистских вопросов: Что..? Где-либо..? Когда..? Как..? Почему..? Зачем..?, подготовили дома вопросы к теме.
В классе же, объединив учеников в группы по три-четыре человека, попросите выбрать из подготовленных дома вопросов три самых интересных, содержательных, и украсьте ими «дерево мудрости».
7. Использование эксперимента
* Использование эксперимента учителем при объяснении материала.
* Использование эксперимента во время работы учащихся в исследовательских группах (каждая группа получает свою задачу — поставить эксперимент и сделать выводы из полученных результатов).
8. Использование демонстрационных приборов, плакатов, таблиц, фотографий, карточек, дидактического материала.
9. Использование аудио - и видео- техники для демонстрации интересных научных фильмов.
10. Использование ПК для демонстрации некоторых опытов, которые невозможно показать при отсутствии необходимых приборов; для тематической оценки тестирования
11. «Удивлять учеников».
Удивление несёт информация, не знакомая ученику, которая способна вызвать полемику, которая несёт в себе интригу. Это может быть:
* Художественная литература (найти стихи, тезисы, связанные с описанием биологических явлений). Использование ролевых игр, КВН, брейн-ринга, викторин.
* Вопросы медицинского, биологического, исторического, экономического, общественного характера.
* Задачи, которые несут информацию об окружающем мире, а если задачи касаются учащихся лично или местности, где они проживают, то она не может не вызывать интереса.
12. Внеурочная творческая самостоятельная работа, итоги и результаты которой подводятся на уроке, оцениваются самими учениками
* Выпуск газеты биологического содержания,
* Написание стихов, эссе, составление кроссвордов.
* Поиск ответа на интересные внепрограммные вопросы с последующим докладом на уроке и высказыванием своего мнения по вопросам открытого характера.
* Домашние опыты и создание самодельных приборов с последующей презентацией результатов.
13. Использование традиционных биологических диктантов.
* Словарный диктант.
По окончании темы учитель диктует соответствующие слова, которые ученики должны правильно записать и запомнить.
* Логически-цепной диктант.
По предложенному примеру составить логическую цепочку: клетка-ткань — орган — система органов - организм.
* Фразеологический диктат закончить предложение:
1) тело ракообразных поделено на отделы...
2) тело речного рака покрыто...
3) кровеносная система речного рака...
* Избирательный диктант
Учитель читает утверждение. Если ученик согласен с этим утверждением, он отвечает «Да», а если не согласен — «нет».
* Диктант информационного действия
Цель диктанта - заинтересовать учащихся новыми явлениями.
Концепция общего среднего образования провозглашает: «общеобразовательная школа должна осуществить прорыв к качественно новому образованию всех детей школьного возраста".
Сегодня, как никогда раньше, перед школой стоит проблема воспитания сознательного человека с достаточно сложившимися компетентностями, которые позволяют ему успешно выполнять любые жизненные и социальные роли, быть создателем своей жизни, активно интегрироваться в общество.
Очевидно, есть необходимость переориентации обучения по накоплению определённой суммы знаний как таковых на развитие жизненно важных навыков, компетенций. Именно компетенции помогут выпускнику адаптироваться во взрослом мире, быть мобильными на рынке труда.
Компетенция - это определенный уровень развития личности ученика, который не сводится лишь к совокупности знаний, умений и навыков учащихся.
Для чего используются групповые формы?
Традиционная образовательная парадигма, основу которой составляют знания, умения и навыки, уступает место новой, в основе которой — формирование компетентности, предусматривающей мобильность знаний, гибкость методов и критичность мышления.
Компетентность - это владение человеком соответствующей компетенцией, которую можно выразить схемой:
К ключевым компетентностям, характеризующим целостную личность, относят:
* Социальные навыки:
- брать ответственность:
- принимать решения;
- делать выбор;
- бесконфликтно сосуществовать.
* Коммуникативные навыки:
- находить общий язык;
- общаться.
* Информационные навыки:
- приобретать;
- обрабатывать;
- использовать информацию.
* Саморазвития, самообразования:
- готовность постоянно учиться.
- готовность, потребность в творчестве.
Качество биологического образования определяется уровнем сформированности ключевых компетентностей.
Успешность и эффективность формирования компетентностей у учащихся зависит от форм и методов организации учебного процесса.
За счёт чего учитель может научить всех и каждого? Наверное, за счёт правильного подбора форм обучения — индивидуальной, групповой, фронтальной. Мастерство учителя в их умелом сочетании.
Групповые формы работы - это среда для формирования ключевых компетенций и развития критического мышления, благодаря чему ученик получает информацию, осмысливает и оценивает ее; во-вторых, в группе реализуется кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного вспоминаю.
То, что я вижу, слышу и обсуждаю, я начинаю понимать.
То, что я вижу, слышу, обсуждаю и делаю, я получаю знания и умения.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Групповую работу организовываю:
* в уровневых парах;
* в разноуровневых парах, где один ученик-лидер;
* в разноуровневых группах;
* в уровневых группах;
* в парах + группе + индивидуальная работа (в зависимости от этапа; типа урока, содержания и цель обучения).
Во время работы в группе происходит совместное выполнение поставленных задач. Работая в группе, ученики учатся говорить, обсуждать проблему, выслушивать мнения.
Выполняя групповые задания, ученики работают с материалом учебника как основным источником информации, дополнительной литературой. Всё это создаёт условия для формирования информационных компетентностей.