Рабочая адаптированная основная образовательная программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Погружение в сказку», 2 класс
на 2017 – 2018 учебный год.
Учитель: Рябокобыленко Е.Н.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления " Погружение в сказку" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению "Погружение в сказку ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.
ЦЕЛИ внеурочной деятельности "Погружение в сказку":
- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи.
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
Формировать навыки речевого общения.
Формы и методы:
- Беседы с детьми о прочитанных сказках;
-Чтение сказок предусмотренные программой;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
-Дидактические игры;
-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;
-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;
-Инсценировка сказок;
-Изготовление аппликаций к сказкам;
-Изготовление иллюстраций к сказкам;
-Изготовление поделок из пластилина;
-Просмотр мультфильмов и сказок;
Основные элементы занятий.
1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.
2) Прослушивание сказки в одном из вариантов
а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.
б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).
3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.
4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.
5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.
6) Упражнения на расслабление и отдых.
Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.
7) Пальчиковый театр.
8) Кукольный театр
9) Драматизация сказки
10 ) Ритуал выхода
Планируемые результаты
Предметные результаты
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
уметь рассказывать сказки;
знать популярные русские народные сказки;
знать признаки сказки как жанра;
знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)
знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;
Основные личностные результаты внеурочной деятельности "Погружения в сказку":
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные БУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;4 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
сбор, обработка и передача информации; анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения; применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:
свободно работать с различными источниками информации;
устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Учебно - методическое обеспечение.
1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Предметные |
Личностные |
|||||
1 четверть |
9 |
|||||
1 |
Путешествие в сказку. Моя любимая сказка. |
1 |
уметь отвечать на вопросы полным предложением; |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?» |
|
2 |
Русская народная сказка "Курочка Ряба" |
1 |
Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Просмотр сказки "Курочка Ряба". Пересказ сказки по сюжетным картинкам. |
|
3 |
Настольный театр. Сказка "Курочка Ряба". |
1 |
Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме. |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Ролевая игра по теме. |
|
4 |
Русская народная сказка "Теремок" |
1 |
Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. |
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Просмотр сказки "Теремок". Пересказ сказки по сюжетным картинкам. |
|
5 |
Настольный театр сказка "Теремок" |
1 |
Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме. |
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. |
Ролевая игра по теме. |
|
6 |
Рисуем сказочного персонажа. |
1 |
Уметь закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка. |
действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") |
Делаем рисунки к изученным сказкам. |
|
7 |
Аппликация "Курочка Ряба". |
1 |
Уметь пользоваться ножницами, клеем. |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Изготовление аппликации "Курочка Ряба" |
|
8 |
Аппликация "Теремок" |
1 |
Уметь выполнять аккуратно творческую работу. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Изготовление аппликации "Теремок" |
|
9 |
Любимые сказки. (просмотр сказок) |
1 |
Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним. |
Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; |
Экскурсия в библиотеку. Просмотр сказок. Пересказ сказок по сюжетным картинкам. |
|
2 четверть |
7 |
|||||
1 |
Русская народная сказка "Репка" |
1 |
Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам. |
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по сюжетным картинкам. |
|
2 |
Настольный театр сказка "Репка" |
1 |
Знать содержание сказки. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Ролевая игра по теме. |
|
3 |
Русская народная сказка "Рукавичка" |
1 |
Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам. |
Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний; |
Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по опорному плану. |
|
4 |
Театр на ладошке сказка "Рукавичка" |
1 |
Знать содержание сказки. |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Ролевая игра по теме. |
|
5 |
Имитационные игры |
1 |
Знать названия изученных сказок, уметь отгадывать загадки про сказочных персонажей. |
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Имитация движений сказочных животных. Подвижные игры. |
|
6 |
Викторина по сказкам. |
1 |
Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных |
Развитие готовности к сотрудничеству. |
Работа с дидактическим материалом. Разгадывание загадок. |
|
7 |
Любимые сказки. Чтение сказок по интересам. |
1 |
Знать названия изученных сказок, знать героев сказок. |
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Чтение сказок. Краткий пересказ прочитанной сказки. |
|
3 четверть |
9 |
|||||
1 |
Сказка "Лисичка со скалочкой" |
1 |
Знать содержание сказки, уметь анализировать поступки героев сказки. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально воспринимать сказки; |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. |
|
2 |
Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой" |
1 |
Знать содержание сказки, уметь передать мимикой, жестами, выразительностью речи характер сказочного героя. |
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Ролевая игра по теме. |
|
3 |
Русская народная сказка «Колобок». |
1 |
Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам. |
эмоционально воспринимать сказки; |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам. |
|
4 |
Аппликация к сказке "Колобок" |
1 |
Знать правила безопасной работы с ножницами, клеем, уметь пользоваться ножницами. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Изготовление аппликации к сказке "Колобок" |
|
5 |
Театр на ладошке. Сказка "Колобок" |
1 |
Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку. |
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Ролевая игра по теме. |
|
6 |
Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок». |
1 |
Знать содержание сказки. Знать героев сказки. Уметь пересказывать сказку по опорному плану. |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам. |
|
7 |
Юные художники. |
1 |
Уметь аккуратно выполнять творческую работу. |
Развитие учебных мотивов познавательных интересов. |
Творческая работа. |
|
8 |
Викторина по сказкам. |
1 |
Знать содержание изученных сказок, уметь отгадывать загадки, работать в паре. |
действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо") |
Активное участие в викторине. |
|
9 |
Имитационные игры. |
1 |
||||
4 четверть |
8 |
|||||
1 |
Сказка "Лиса и кувшин" |
1 |
высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам. |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; |
Слушание, чтение сказки, иллюстрирование. |
|
2 |
Настольный театр "Лиса и кувшин" |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. |
Просмотр мультфильма. Ролевая игра. |
|
3 |
Пластилиновая сказка. |
1 |
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; |
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. |
Работа с пластилином. Творческая работа. |
|
4 |
Угадай героя сказки. |
1 |
Уметь отгадывать загадки, работать в коллективе. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Работа с раздаточным материалом, отгадывание загадок. |
|
5 |
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». |
1 |
определение основной мысли сказки после предварительного его анализа; |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование. |
|
6 |
Русская народная сказка «По щучьему веленью». |
1 |
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней. |
Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма. |
|
7 |
Викторина по сказкам. |
1 |
знать популярные русские народные сказки; |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Работа с сюжетными картинками к сказкам, отгадывание загадок про сказки, сказочных героев. Работа в паре, в коллективе. |
|
8 |
Имитационные игры. |
1 |
Знать повадки животных, уметь их воспроизвести. |
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. |
Подвижные игры с использованием музыкального сопровождения. |
Понакшина Валентина Ивановна
Артеменко Елена Николаевна