Рабочая адаптированная основная образовательная программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Погружение в сказку», 2 класс

22
2
Материал опубликован 20 September 2017 в группе

на 2017 – 2018 учебный год.

Учитель: Рябокобыленко Е.Н.

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления " Погружение в сказку" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 33учебных часа в год.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению "Погружение в сказку ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

ЦЕЛИ внеурочной деятельности "Погружение в сказку": 

- развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.

Задачи.

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

Формировать навыки речевого общения.

Формы и методы:

- Беседы с детьми о прочитанных сказках;

-Чтение сказок предусмотренные программой;

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

-Дидактические игры;

-Обсуждение и пересказ прочитанных сказок;

-Отгадывание загадок о сказках и сказочных героях;

-Инсценировка сказок;

-Изготовление аппликаций к сказкам;

-Изготовление иллюстраций к сказкам;

-Изготовление поделок из пластилина;

-Просмотр мультфильмов и сказок;


 

Основные элементы занятий.

1) Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи, волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.

2) Прослушивание сказки в одном из вариантов

а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.

б) Повторное прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).

3) Беседа по содержанию сказки с элементами психогимнастики.

4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме, с беседой по содержанию.

5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.

6) Упражнения на расслабление и отдых.

Эти упражнения способствуют развитию умений управлять своими эмоциями и действиями.

7) Пальчиковый театр.

8) Кукольный театр

9) Драматизация сказки

10 ) Ритуал выхода

Планируемые результаты

Предметные результаты

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

уметь рассказывать сказки;

знать популярные русские народные сказки;

знать признаки сказки как жанра;

знать виды сказок (волшебные, сказки о животных)

знать правила работы с красками, пластилином, бумагой ножницами;

Основные личностные результаты внеурочной деятельности "Погружения в сказку":

― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться БУД:

 готовность и способность учащихся к саморазвитию;

 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

 ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;

 начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

 формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные БУД. Коммуникативные БУД:

 обращаться за помощью;

 задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 предлагать помощь и сотрудничество;

 определять общую цель и пути её достижения;

 осуществлять взаимный контроль;

 вести устный и письменный диалог;

 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

 формулировать и удерживать учебную задачу;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

 составлять план и последовательность действий;

 адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

 различать способ и результат действия;4  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные БУД:

 поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

 сбор, обработка и передача информации;  анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

 осуществлять рефлексию способов и условий действий;

 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

 построения рассуждения;  применение и представление информации;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов учащиеся научатся:

 свободно работать с различными источниками информации;

 устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

 

Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.

Учебно - методическое обеспечение.

1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г. 6. Народные русские сказки. — М., 1982

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

 

1 четверть

 

9

     

1

Путешествие в сказку. Моя любимая сказка.

 

1

уметь отвечать на вопросы полным предложением;

Развитие готовности к сотрудничеству.

Знакомство с выставкой книг «Сказки». Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

2

Русская народная сказка "Курочка Ряба"

 

1

Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Просмотр сказки "Курочка Ряба". Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

3

Настольный театр. Сказка "Курочка Ряба".

 

1

Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ролевая игра по теме.

4

Русская народная сказка "Теремок"

 

1

Уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Просмотр сказки "Теремок". Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

5

Настольный театр сказка "Теремок"

 

1

Знать героев сказки, уметь играть в ролевую игру по теме.

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Ролевая игра по теме.

6

Рисуем сказочного персонажа.

 

1

Уметь закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка.

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Делаем рисунки к изученным сказкам.

7

Аппликация "Курочка Ряба".

 

1

Уметь пользоваться ножницами, клеем.

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Изготовление аппликации "Курочка Ряба"

8

Аппликация "Теремок"

 

1

Уметь выполнять аккуратно творческую работу.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Изготовление аппликации "Теремок"

9

Любимые сказки. (просмотр сказок)

 

1

Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним.

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Экскурсия в библиотеку. Просмотр сказок. Пересказ сказок по сюжетным картинкам.

 

2 четверть

 

7

     

1

Русская народная сказка "Репка"

 

1

Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам.

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по сюжетным картинкам.

2

Настольный театр сказка "Репка"

 

1

Знать содержание сказки.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Ролевая игра по теме.

3

Русская народная сказка "Рукавичка"

 

1

Знать героев сказки, уметь продолжить пересказ сказки по сюжетным картинкам.

Проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

Чтение сказки. Анализ содержания. Пересказ сказки по опорному плану.

4

Театр на ладошке сказка "Рукавичка"

 

1

Знать содержание сказки.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Ролевая игра по теме.

5

Имитационные игры

 

1

Знать названия изученных сказок, уметь отгадывать загадки про сказочных персонажей.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Имитация движений сказочных животных. Подвижные игры.

6

Викторина по сказкам.

 

1

Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных

Развитие готовности к сотрудничеству.

Работа с дидактическим материалом. Разгадывание загадок.

7

Любимые сказки. Чтение сказок по интересам.

 

1

Знать названия изученных сказок, знать героев сказок.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Чтение сказок. Краткий пересказ прочитанной сказки.

 

3 четверть

 

9

     

1

Сказка "Лисичка со скалочкой"

 

1

Знать содержание сказки, уметь анализировать поступки героев сказки.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

2

Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой"

 

1

Знать содержание сказки, уметь передать мимикой, жестами, выразительностью речи характер сказочного героя.

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Ролевая игра по теме.

3

Русская народная сказка «Колобок».

 

1

Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку по сюжетным картинкам.

эмоционально воспринимать сказки;

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам.

4

Аппликация к сказке "Колобок"

 

1

Знать правила безопасной работы с ножницами, клеем, уметь пользоваться ножницами.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Изготовление аппликации к сказке "Колобок"

5

Театр на ладошке. Сказка "Колобок"

 

1

Знать содержание сказки, уметь пересказывать сказку.

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Ролевая игра по теме.

6

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок».

 

1

Знать содержание сказки. Знать героев сказки. Уметь пересказывать сказку по опорному плану.

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки. Пересказ сказки по вопросам.

7

Юные художники.

 

1

Уметь аккуратно выполнять творческую работу.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Творческая работа.

8

Викторина по сказкам.

 

1

Знать содержание изученных сказок, уметь отгадывать загадки, работать в паре.

действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

Активное участие в викторине.

9

Имитационные игры.

 

1

     
 

4 четверть

 

8

     

1

Сказка "Лиса и кувшин"

 

1

высказывать своё отношение к героям прочитанных сказок к их поступкам.

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Слушание, чтение сказки, иллюстрирование.

2

Настольный театр "Лиса и кувшин"

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Просмотр мультфильма. Ролевая игра.

3

Пластилиновая сказка.

 

1

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Работа с пластилином. Творческая работа.

4

Угадай героя сказки.

 

1

Уметь отгадывать загадки, работать в коллективе.

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.

Работа с раздаточным материалом, отгадывание загадок.

5

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица».

 

1

определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

6

Русская народная сказка «По щучьему веленью».

 

1

определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней.

Чтение сказки. Анализ содержания. Придумывание вопросов к тексту. Просмотр мультфильма.

7

Викторина по сказкам.

 

1

знать популярные русские народные сказки;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Работа с сюжетными картинками к сказкам, отгадывание загадок про сказки, сказочных героев. Работа в паре, в коллективе.

8

Имитационные игры.

 

1

Знать повадки животных, уметь их воспроизвести.

формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Подвижные игры с использованием музыкального сопровождения.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Николаевна, за хорошую программу, у меня 2 класс, с удовольствием возьму к себе в копилку.

5 March 2018

Спасибо за отзыв, Валентина Ивановна!

5 March 2018

Похожие публикации