Рабочая индивидуальная образовательная программа по биологии для 9 класса
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс, 1 час в неделю
I четверть ( 9 часов)
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
ИКТ (интерактивная доска, мультимедиа, презентация) |
Обязательный минимум |
Коррекционная работа |
Педмониторинг |
|
1 |
Введение (1час) Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана |
1 |
видеофильм |
Знать: - основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных. Уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных. |
Развитие устойчивого внимания. |
Текущий |
|
2 |
Беспозвоночные животные Черви (4часа) Общие признаки беспозвоночных животных. |
1 |
Развитие устойчивого внимания. |
Текущий |
|||
3 |
Общие признаки червей. Дождевой червь |
1 |
Развитие устойчивого внимания. |
Текущий |
|||
4 |
Черви-санитары пресных водоёмов Черви-сосальщики |
1 |
презентация |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Текущий |
||
5 |
Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы |
1 |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Зачет |
|||
6 |
Насекомые (4 часа) Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни |
1 |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Текущий |
|||
7 |
Бабочка-капустница Яблочная плодожорка Майский жук Комнатная муха |
1 |
презентация |
Развитие положительной школьной мотивации. |
Текущий |
||
8 |
Медоносная пчела Тутовый шелкопряд |
1 |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
|||
9 |
Обобщающий урок по теме «Насекомые» |
1 |
видеофильм |
Развитие волевых качеств. |
тест |
||
II четверть (7часов) |
|||||||
1 |
Позвоночные животные Рыбы (4 часа) Общие признаки позвоночных животных. Внешнее строение и скелет |
1 |
Знать: места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся. Уметь: -устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных. |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
||
2 |
Общие признаки рыб. Внутреннее и внешнее строение рыбы. |
1 |
Текущий |
||||
3 |
Речные рыбы. Морские рыбы. Охрана и увеличение рыбных богатств |
1 |
презентация |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
||
4 |
Обобщающий урок по теме «Рыбы» |
1 |
Развитие мышц мелкой моторики |
Зачет |
|||
5 |
Земноводные (3 часа) Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение земноводных |
1 |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Текущий |
|||
6 |
Внутреннее строение земноводных Размножение и развитие лягушки |
1 |
презентация |
Развитие пространственной |
Текущий |
||
7 |
. Значение и охрана земноводных |
1 |
ориентации. |
Тест |
III четверть (10 часов)
Кол-во часов |
Тема урока |
Кол-во часов |
ИКТ (интерактивная доска, мультимедиа, презентация) |
Обязательный минимум |
Коррекционная работа |
Педмониторинг |
|
1 |
Пресмыкающиеся (3 часа) Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение |
1 |
презентация |
Знать: - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека. Уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах). |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
|
2 |
Внутреннее строение Размножение и развитие |
1 |
Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
Текущий |
|||
3 |
Обобщающий урок по теме «Земноводные и пресмыкающиеся» |
1 |
Тест |
||||
4 |
Птицы (4 часа) Общие признаки птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. |
1 |
Развитие мышления через работу с текстом. |
Текущий |
|||
5 |
Размножение и развитие Птицы леса. Хищные птицы |
1 |
презентация |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Текущий |
||
6 |
Птицы пресных водоёмов и болот Птицы, обитающие вблизи жилья человека Домашние куры, утки и гуси |
1 |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
|||
7 |
Развитие птицеводства. Обобщающий урок по теме «Птицы» |
1 |
Развитие мышц мелкой моторики. |
Зачет |
|||
8 |
Млекопитающие(10часов) Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение |
1 |
Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
Текущий |
|||
9 |
Особенности скелета и нервной системы Внутреннее строение |
1 |
видеофильм |
Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
Текущий |
||
10 |
Грызуны и их значение в природе и жизни человека |
1 |
Развитие устной речи через анализ текста. |
Тест |
|||
VI четверть (7 часов) |
|||||||
1 |
Зайцеобразные Разведение домашних кроликов |
1 |
Знать: - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Уметь: - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными |
Развитие волевых качеств. |
Текущий |
||
2 |
Хищные звери Дикие пушные хищные звери Домашние хищные звери |
1 |
Развитие устной речи через анализ текста. |
Текущий |
|||
3 |
Морские животные. Ластоногие Китообразные |
1 |
Развитие устной речи через анализ текста. |
Зачет |
|||
4 |
Парнокопытные. Непарнокопытные |
1 |
презентация |
Развитие устной речи через анализ текста. |
Текущий |
||
5 |
Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. |
1 |
Текущий |
||||
6 |
Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят |
1 |
Текущий |
||||
7 |
Обобщающий урок по теме «Млекопитающие» |
1 |
Тест |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей.
Данная программа рассчитана на индивидуальное обучение на дому. На изучение данного предмета отведен 1 час в неделю (___ часов в год).
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
Овладение основными знаниями по биологии.
Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными и домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Формы учебной деятельности – индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа 5-9 класса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
А.И. Никишов учебник 8 класса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Биология. Животные» М.: «Просвещение» 2010 г.
Авторская программа «Биология» 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
Биология. 7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Сидорова Зоя Григорьевна
Кобзарева Елена Александровна