ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ.02 История
по специальности
11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи
Курск 2021
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1584) по специальности 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи.
Разработчик: Домашева Татьяна Васильевна – преподаватель истории ОБПОУ «Курский техникум связи».
1. ОБЩАЯ характеристика рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02.История
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02.История является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и системы связи.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации ОПОП по специальностям среднего профессионального образования технологичного профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании:
- в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина ОГСЭ 02. История входит в общий гуманитарный и социально - экономический цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ и изучается на 2 курсе.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
ОК | Умения | Знания |
ОК – 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК – 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК – 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК – 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК – 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК – 6 Проявлять гражданско - патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. ОК – 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК – 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | -– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; – выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; -определять значимость профессиональной деятельности по осваиваемой профессии (специальности) для развития экономики в историческом контексте; -демонстрировать гражданско-патриотическую позицию | – основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение международных организаций и основные направления их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; -ретроспективный анализ развития отрасли; - понятийный аппарат |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося – 56 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02.История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объём в часах |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
Практических работ | 8 |
Лабораторных работ | 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02.История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов | Коды формируемых компетенций | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | Содержание учебного материала: | 1 | | ||||
1 | Мир в современную эпоху. Содержание курса дисциплины ОГСЭ.02 История | 1 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
Раздел 1. Основные направления развития ключевых регионов мира в первой половине XXI века | 23 | | |||||
Тема 1.1. Геополитические реалии современного мира | Содержание учебного материала: | 1 | | ||||
1 | Распад СССР: причины и геополитические последствия. Формирование многополюсного мира | 1 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК -9 | ||||
Тема 1.2. Россия на современной геополитической карте мира | Содержание учебного материала: | 12 | | ||||
1 | Постсоветское пространство. | 3 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК -9 | ||||
2 | Россия – США - Западная Европа – партнерство или новая «холодная война» | 3 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
3 | Практическая работа № 1: Россия и Китай: геополитический подход | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
4 | Россия и арабо - мусульманский мир | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
5 | Россия Латинская Америка и Африка | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
Тема 1.3. Запад и Восток в новой конфигурации геополитических сил | Содержание учебного материала | 13 | | ||||
1 | Геостратегическая политика США. Расширение НАТО. Доктрина Монро и новые геополитические реальности. Американо –японский альянс | 3 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК - | ||||
2 | Европа как одна из «несущих конструкций» нового миропорядка | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
3 | Специфические условия развития Китая. Интеграция в «большой» Китай. Сущность современной политики Китая | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК - | ||||
4 | Современные реалии арабского мира | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
5 | Практическая работа № 2: «Черный континент» | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
6 | Практическая работа № 3: Латинская Америка | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в первой половине XXI века | 11 | | |||||
Тема 2.1. Природа конфликтного взаимодействия | Содержание учебного материала | 5 | | ||||
1 | Лабораторная работа № 1: Международные конфликты. | 1 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
2 | Конфликтная «карта планеты»: специфика региональных проблем безопасности в различных регионах мира и способов их решения. Мировые «центры силы» | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
3 | Практическое занятие № 4. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ. | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
Тема 2.2. Роль интеграционных международных структур в урегулировании конфликтов и кризисов | Содержание учебного материала | 6 | | ||||
1 | Практическая работа № 5: Основные направления деятельности ООН по предотвращению конфликтов. Миротворческие операции ООН. | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
2. | Практическая работа № 6: Деятельность региональных международных организаций в конфликтных ситуациях (НАТО, ОБСЕ, ЛАГ, АСЕАН и др.) | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
3. | Практическая работа № 7: Деятельность неправительственных организаций в урегулировании конфликтов. | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК-5, ОК-7, ОК -9 | ||||
Раздел 3. Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | 16 | | |||||
Тема 3.1 Глобализация как основная характеристика современной жизни | Содержание учебного материала | 3 | | ||||
1 | Процесс глобализации – его пути и направления. Понимание глобальных проблем и зон, их типология. | 3 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9, ОК - 10 | ||||
Тема 3.2 Современные интеграционные объединения | Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Виды и сущность интеграционных объединений: таможенный союз, общий рынок, зона свободной торговли, валютный и экономический союз. | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК - | ||||
2 | Основные международные экономические и политические союзы и организации: ЕС, ОПЕК, МАГАТЭ и др. | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
Тема 3.3 Миграция как фактор современной политики | Содержание учебного материала | 3 | | ||||
1 | Трактовка понятия «миграция». Современные миграционные процессы в России. Тенденции международной миграции. Понятия «правильного котла» и мультикультурализм. | 3 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
Тема.3.4 Культура | Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
2 | Идеи «Поли культурности» и молодежные экстремистские движения | 1 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
3 | Практическая работа № 8: Международное законодательство | 1 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
Тема 3.5 Перспективы развития | Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
2 | Защита проектов | 2 | ОК-1, ОК - 2, ОК – 4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК -9 | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | | |||||
Всего | 56 | |
3. условия реализации
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02.ИСтория
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет истории.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- набор исторических карт, таблиц, медиатека;
- интерактивные средства обучения;
- учебно-методическая документация;
- локальная сеть и выход в интернет;
- учебные электронные презентации и видеофильмы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Артёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История ( для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях . М.: Академия. 2018
История России, 1945-2007гг.:11класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В.- М.: Просвещение, 2017.
Россия и мир в ХХ-начале ХХI вв. Учебник 11 класс./ Под ред. Алексашкиной Л.Н.- М.: Просвещение, 2017.
Дополнительные источники:
Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история ( базовый и профильный уровни)
Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ- начала ХХI в. М.: Мир книги, 2017.
Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. М.: Артстиль- полиграфия. 2019.
Кузык Б.Н.Россия и мир в ХХI веке. М.: Институт экономических стратегий.2016.
Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008.М.: 2018
Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм.2019.
Россия и страны мира.2008.Статистический сборник. М.: Росстат.2008.
Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Современный гуманитарный университет.2017.
Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. М.: Европа.2017.
Ильин И. Почему мы верим в Россию. М.: 2016.
Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.:2019
Вокруг света. Журнал- учредитель ООО «ВОКРУГ СВЕТА»
Наука и религия – научно-популярный журнал. Учредитель- ООО «НИР Лтд»
Журнал «Отечественная история»
Журнал « Всеобщая история»
Журнал «Вопросы новой и новейшей истории»
История мировых цивилизаций : учебник и практикум для СПО / К. А. Соловьев[и др.] ; под ред. К. А. Соловьева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 377 с. — (Серия : Профессиональное образование).
2. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО / под ред. В. Л.Хейфеца. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 345 с. — (Серия : Профессиональное образование). История России : учебник и практикум для СПО / Д. О. Чураков [и др.] ; под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 462 с. — (Серия : Профессиональное образование).
История России XX - начала XXI века : учебник для СПО / Д. О. Чураков [и др.] под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : ИздательствоЮрайт, 2018. — 270 с. — (Серия : Профессиональное образование).
История России. Тесты : учебное пособие для СПО / С. В. Кущенко [и др.] ; отв.ред. С. В. Кущенко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 144 с.— (Серия : Профессиональное образование).
Пряхин, В. Ф. История: Россия в глобальной политике : учебник и практикум для СПО / В. Ф. Пряхин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 425 с. — (Серия : Профессиональное образование).
Сафонов, А. А. История: международные конфликты в XXI веке : учебник и практикум для СПО / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — М. : Издательство Юрайт, 2018.— 299 с. — (Серия : Профессиональное образование).
Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://lesson-history.narod.ru
http://www/nsu.ru/peoples/index/welcome/shtml
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Показатели оценки результата | Формы и методы оценки |
1 | 2 | 3 |
Знать: | «Отлично» - теоретическое содер-жание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформирова-ны, все предусмотренные програм-мой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содер-жание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, неко-торые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» - теоретиче-ское содержание курса освоено ча-стично, но пробелы не носят суще-ственного характера, необходимые умения работы с освоенным мате-риалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных за-даний выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоре-тическое содержание курса не осво-ено, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | |
З-1 основные направления развития ключевых регионов в первой половине ХХI века | Знать особенности локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX - XXI вв. Объяснять возможности возникновения локальных, региональных, межгосударственных конфликтов и особенности их ведения | Тестирование по разделам: «Основные направления ключевых регионов мира в первой половине ХХI века»; «Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира»; Практическая работа №1 «Россия и Китай: геополитический подход»; Практическая работа № 2 «Чёрный» континент»; Практическая работа № 3 «Латинская Америка» |
З- 2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в первой половине ХХI века. | Знать особенности локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX - XXI вв. Объяснять возможности возникновения локальных, региональных, межгосударственных конфликтов и особенности их ведения | Лабораторная работа №1 «международные конфликты» Практическая работа № 4 «Работа с историческими картами» |
З – 3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | Знать особенности политического, социально – экономического развития мирового сообщества на рубеже XX – XXI вв. Определять основные черты современного этапа развития мирового хозяйства Характеризовать процессы интернационализации и интеграции в мировой экономике и политике Называть особенности власти в РФ | Тестирование по разделу «Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира»; Решение ситуационных задач |
З – 4 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности | Называть основные международные организации Характеризовать направления деятельности международных организаций | Практическая работа № 5 «Основные направления деятельности ООН» Практическая работа № 6 «Деятельность региональных международных организаций (НАТО, ОБСЕ, ЛАГ, АСЕАН и др) Практическая работа № 7 «Деятельность неправительственных организаций» Проектная работа по теме «Основные международные экономические и политические союзы и организации: ЕС, ОПЕК, МАГАТЭ и др» |
З – 5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | Называть возможности и перспективы науки, культуры и религии в развитии мирового сообщества Определять роль науки, культуры и религии в развитии мирового сообщества | Выполнение проекта |
З – 6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Знать названия основных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Тестирование по разделу «Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира»; Решение ситуационных задач |
З – 7 понятийный аппарат | Знать понятийный аппарат | Словарная работа, словарные диктанты |
Уметь: | | |
У – 1 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире | «Отлично» - давать собственную оценку происходящим историческим событиям, основываясь на системных знаниях исторических фактов, оперировать датами, хронологией событий и анализом исторических документов, отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления; Анализировать документы и исторические нормативные материалы, выявлять тенденции в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире. Выполнять условия задания на творческом (эвристическом)уровне с представлением собственной позиции; Делать осознанный выбор Осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; «Хорошо» - давать собственную оценку происходящим историческим событиям, основываясь на системных знаниях исторических фактов, оперировать датами, хронологией событий и анализом исторических документов, отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления, допуская небольшие погрешности; Анализировать документы и исторические нормативные материалы, выявлять тенденции в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире, допуская некоторые погрешности. Выполнять условия задания по алгоритму с представлением собственной позиции; Делать осознанный выбор Осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок; «Удовлетворительно» - давать собственную оценку происходящим историческим событиям, основываясь на знаниях исторических фактов, оперировать датами, хронологией событий и анализом исторических документов, отбирать и оценивать исторические факты, процессы, явления, допуская не существенные погрешности; Анализировать документы и исторические нормативные материалы, выявлять тенденции в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире, с погрешностями в работе с документами и затруднением в ситуационной обстановке. Выполнять условия задания на уровне узнавания с представлением собственной позиции; Делать осознанный выбор Осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок; «Неудовлетворительно» - необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. | Проектная работа Наблюдение в процессе практических занятий Работа с источниками Глоссарий |
У-2 искать и использовать информацию об особенностях исторического развития | ||
У – 3 вести дискуссию, владеть навыками публичной речи и аргументации. | ||
| ||
У -4 Уметь вести дискуссию, владеть навыками публичной речи и аргументации.
| ||
У – 5 Уметь работать в малой группе, команде
| ||
У-6 Уметь ориентироваться в важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | ||
У – 7 Уметь составлять глоссарий | |