Рабочая программа по русскому языку в 1 классе (УМК «Перспектива»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, 1 а класс, общеобразовательный
УМК «Перспектива»
Разработчик программы:
Пешкова Марина Анатольевна Анатольевна,
учитель начальных классов,
педстаж 25 лет, первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность:
_ осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе;
_ осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
_ для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
_ для формирования интереса к языковой и речевой деятельности, освоить правила общения;
_ получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
_ получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.);
_ получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
_ для формирования потребности к творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:
_ принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
_ высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
_ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм («узелки на память»);
_ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
_ целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
_ ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
_ осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
_ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
_ работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
_ понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
_ преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
_ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
_ составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения;
_ осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
_ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
_ использовать собственный опыт в решении познавательных задач;
_ слушать собеседника и понимать речь других;
_ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
_ принимать участие в диалоге;
_ задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
_ принимать участие в работе парами и группами;
_ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
_ признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
_ оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
_ первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
_ соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
_ выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;
_ пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
_ составлять текст из набора предложений;
_ выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ различать устную и письменную речь;
_ различать диалогическую речь;
_ отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
_ анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
_ определять тему и главную мысль текста;
_ соотносить заголовок и содержание текста;
_ составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
_ составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
_ составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Лексика
Обучающийся научится:
_ различать слово и предложение, слово и слог;
_ различать слово как двустороннюю единицу языка;
_ разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей;
_ различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?;
_ определять имена собственные и правильно их записывать;
_ определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
_ выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осознавать слово как единство звучания и значения;
_ первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
_ первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;
_ составлять тематические группы слов по определённым темам.
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
_ различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
_ устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
_ различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
_ определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
_ различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
_ различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
_ различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
_ различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
_ обозначать ударение в слове;
_ правильно называть буквы в алфавитном порядке;
_ различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
_ переносить слова по слогам на письме;
_ раздельно писать слова в предложении;
_ верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;
_ употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
_ верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
_ без ошибок списывать текст с доски и учебника;
_ писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
_ самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ наблюдать за образованием звуков речи;
_ находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
_ произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
_ различать два способа обозначения мягкости согласных:
с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
_ находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
_ писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания;
_ пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
_ распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;
_ находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
_ различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения;
_ выделять предложения из речи;
_ соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
_ соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
_ составлять предложения из слов;
_ составлять предложения по схеме, по рисунку;
_ писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
_ правильно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале предложения и точку в конце.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
_ устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;
_ осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
Содержание учебного предмета
(50 часов)
Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения.
Роль слова в общении (2 ч)
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)
Слово и его значение (3 ч)
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Слова с несколькими значениями (2 ч)
Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)
Понимание неразрывности звучания и значения слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Группы слов (4 ч)
Восприятие слова в качестве объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета).
Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч)
Различение звуков и букв. Различение гласных и согласных звуков. Обозначение на письме твёрдости - мягкости согласных звуков.
Слоги. Перенос слов (4 ч)
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч)
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 ч)
Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)
Применение правил правописания: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)
Использование на письме разделительных твёрдого и мягкого знаков.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч)
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч)
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Применение правил правописания: прописная буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения.
От предложения к тексту (4 ч)
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
III. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные и личностные УУД | ||||||
В мире общения. (2 ч) | | ||||||
1 | | Знакомство с учебником. В мире общения. | 1 | Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи | Узнают смысл понятия «общение» Научатся различать словесные и несловесные средства общения. усвоят лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой; сделают попытку самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объяснить новый смысловыделяющий элемент темы | Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия, участия в ролевой сценке и др. Познавательные: составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя, учащихся; осуществление поиска существенной информации дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление. Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | |
2 | | Родной язык – главное средство общения | 1 | ||||
Роль слова в общении. (2 ч) | |||||||
3 | | Словесное творчество | 1 | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения | Уточнят представление о даре слова как о средстве общения. Научатся внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему, составлять простейшие высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений | ||
4 | | Роль слова в общении | 1 | ||||
Слово и его значение (3 ч) | |||||||
5 | | Значение слова, его звуковая и буквенная форма. | 1 | Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения. Использовать слова различных тематических групп | Уточнят представление о даре слова как о средстве общения. Научатся различать звучание и значение слова, точно называть предметы, определять значение слов, указывать, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова, подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств | ||
6 | | Слово и его значение | 1 | ||||
7 | | Слово и его значение | 1 | ||||
Имя собственное (2 ч) | | ||||||
8 | | Имена собственные и нарицательные | 1 | Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи) | Научатся соблюдать правила правописании имен собственных, правила переноса слов, наблюдать за превращением в художественном тексте имен нарицательных в собственные. Научатся соблюдать правила правописания имен собственных: заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных | Регулятивные: планировать необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: осуществление подбора примеров кличек животных;; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: проявляют положительное отношение к домашним животным; обладают мотивационной основой учебной деятельности | |
9 | | Правописание имен собственных. Списывание с печатного текста. | 1 | ||||
Слова с несколькими значениями (2 ч) | | ||||||
10 | | Слова с несколькими значениями. | 1 | Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления | Уточнят понятие Научатся пользоваться толковым словарем с целью расширения и обогащения словарного запаса языка | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; проявлять настойчивость в достижении цели. Познавательные: работа с толковым словарем; объяснение значения многозначного слова с опорой на рисунок; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь организовывать партнёрство, деловое сотрудничество при выполнении различных заданий. Личностные: приобретают новые знания; работают с толковыми словарями; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству. | |
11 | | Слова с несколькими значениями. Составление текста «Мой котенок». | 1 | ||||
Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч) | |||||||
12 | | Слова, близкие по значению (синонимы) | 1 | Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов | Уточнят понятие о словах, близких по значению. Научатся употреблять в речи слова, близкие по значению. Продолжат знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры Научатся употреблять в речи слова, описывающие и представляющие нравственные характеристики | ||
13 | | Слова, противоположные по значению | 1 | ||||
Группы слов (4 ч) | | ||||||
14 | | Классификация слов по вопросам | 1 | Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём; составлять тематические словарики, собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность) | Определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки, классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам, наблюдать за ролью каждой группы слов в речи. Научатся ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов), раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы | Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: осуществление классификации слова по группам; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера; формирование логических действий: анализа, сравнения; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь обсуждать сообщение, использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участвовать в продуктивном диалоге, проявлять самовыражение: монологические высказывания разного типа. Личностные: морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) | |
15 | | Группы слов, объединённых обобщённым значением предметности, действия, свойства | 1 | ||||
16 | | Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? | 1 | ||||
17 | | Из старинных учебников. | 1 | ||||
Звуки и буквы. Алфавит (2 ч) | | ||||||
18 | | Звуки и буквы. | 1 | Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке | Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представления о звуковом составе слова и его связи со значением слова, понятие о букве как значке звука. Закрепят первоначальные знания об алфавите. | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: наблюдения над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи, обобщение и вывод; использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Коммуникативные: уметь участвовать в учебной дискуссии, осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; обладают мотивационной основой учебной деятельности. | |
19 | | Алфавит. | 1 | ||||
Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч) | |||||||
20 | | Гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов. | Научатся распознавать гласные звуки в слове. Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работать с моделями слов и проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию, четко произносить отдельные звуки в составе слова. | ||
21 | | Гласные звуки. | 1 | ||||
22 | | Согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | ||||
23 | | Согласные звуки. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. | 1 | ||||
Слоги. Перенос слов (4 ч) | | ||||||
24 | | Слоги. Слогообразующая роль гласного звука. | 1 | Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре. | Закрепят представление о слоге как произносительной части слова. Научатся соотносить количество слогов в слове | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осознание познавательной задачи; извлечение нужной информации, самостоятельное нахождение ее в материалах учебников, рабочих тетрадей; Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении сообщения о слоге. Личностные: проявляют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; проявляют познавательный интерес. | |
25 | | Деление слов на слоги. | 1 | ||||
26 | | Правила переноса слов. | 1 | ||||
27 | | Мониторинг образовательных достижений. | 1 | ||||
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (4 ч) | | ||||||
28 | | Ударение. | 1 | Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи | Научатся находить в слове ударный слог, уточнять представление о правильной постановке знака ударения, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении Научатся находить в слове ударный слог, наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении Научатся выполнять упражнения в орфоэпическом произношении отдельных слов, составлять связный рассказ | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия. Познавательные: понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: уметь участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Личностные: осознают себя как индивидуальность и одновременно как членов общества; признают общепринятые морально-этические нормы | |
29 | | Роль ударения в узнавании слова. Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно». | 1 | ||||
30 | | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | ||||
31 | | Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных. | 1 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 ч) | | ||||||
32 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель). | Научатся различать мягкие Научатся различать твердые Научатся обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я, обобщать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме. | Регулятивные: планировать необходимые действия. Познавательные: работа с моделями слов; понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; Коммуникативные: уметь осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, слушать собеседника, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству, желание учиться | |
33 | | Обозначение на письме мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | ||||
34 | | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и,ю, я. | 1 | ||||
35 | | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Контрольное списывание. | 1 | ||||
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч) | | ||||||
36 | | Шипящие согласные звуки. | 1 | Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам | Закрепят представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]. Научатся выполнять упражнения в традиционном написании сочетаний жи – ши Научатся писать изложение текста по вопросам, выполнять упражнения в правописании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу Научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу | Регулятивные: осуществлять взаимопроверку выполненного задания, действие по образцу и заданному правилу. Познавательные: использование знаково-символичных средств для решения различных учебных задач. Коммуникативные: уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; осваивают новые виды деятельности | |
37 | | Правописание буквосочетаний | 1 | ||||
38 | | Закрепление правописания буквосочетаний Словарный диктант | 1 | ||||
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч) | | ||||||
39 | | Разделительный мягкий знак. | 1 | Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме. | Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с ъ, списывать и самостоятельно записывать слова с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас Повторят сведения о разделительном твердом знаке, которые получили в период обучения грамоте. Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления. | Регулятивные: планировать необходимые действия. Познавательные: формулирование обобщения, выводов; усвоение правил строения слова и предложения, звуковую схему слова. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Личностные: признают общепринятые морально-этические нормы; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству. | |
40 | | Разделительный мягкий знак, его употребление | 1 | ||||
41 | | Разделительный твердый знак. | 1 | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч) | | ||||||
42 | | Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами | 1 | Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу). | Повторят сведения о звонких Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие | Регулятивные: планировать (необходимые действия. Познавательные: выполнение звукового анализа слова, учебно-познавательных действий в материализованной Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Личностные: проявляют стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | |
43 | | Правописание парных звонких | 1 | ||||
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (3 ч) | | ||||||
44 | | Предложение. Смысловая связь слов в предложении. | 1 | Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку. Проверка умения выполнять задания на изученные темы. | Научатся различать слово и предложение, наблюдать над связью слов в предложении, строить предложения, выражающие определенную мысль. Научатся различать предложения по интонационным особенностям, использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак), составлять предложения | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы. Познавательные: сопоставление отдельных слов и предложений; формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществлять согласованность усилий по достижению общей цели. Личностные: обладают мотивационной основой учебной деятельности; проявляют желание учиться. | |
45 | | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | ||||
46 | | Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||||
От предложения к тексту (4 ч) | | ||||||
47 | | От предложения к тексту. Признаки текста. | 1 | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать своё отношение к изучению русского языка. | Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их. | Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели. Познавательные: осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; формулирование обобщения, выводов. Коммуникативные: уметь слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, задавать вопросы, составлять текст записки. Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. | |
48 | | Отличие предложения от текста. | 1 | ||||
49 | | Текст. Отличие предложения от текста. | 1 | ||||
50 | | Обобщающий урок. «Чему мы научились в 1 классе». | 1 |
Примечание
Специальные условия системы оценивания для обучающихся с ОВЗ включают:
1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: - упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; - упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; - в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
7) увеличение времени на выполнение заданий;
8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.