Рабочая программа для обучающихся РАС по труду (технологии) 1 класс(8.2)

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области «Зерноградская специальная школа – интернат»
(ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»)
«Утверждаю»
Директор ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа – интернат»
________________ Л. Ю. Решетняк
МП
Приказ от 29.08.2024 №477
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Труд (технология)»
на 2025-2026 учебный год
1 «В» класс
Количество часов:
1 «В» класс – 34 ч.
Учитель: Колесникова Татьяна Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)" (предметная область "Технология") включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися младшего школьного возраста; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам.
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС ФГОС НОО ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ по предметной области (предмету) "Труд (технология)" и обеспечивает обозначенную в нем содержательную составляющую по данному учебному предмету.
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновленной концептуальной идеи учебного предмета "Труд (технология)". Ее особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности. Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования. В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.
Предметно-практическая деятельность является важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе и необходимой составляющей целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.
Продуктивная предметная деятельность на уроках труда (технологии) является основой формирования познавательных способностей обучающихся, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности обучающихся. На уроках труда (технологии) ученики овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умение искать и использовать информацию. Овладение навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, знакомство с миром технологий особенно актуально для обучающихся с РАС, так как это может в дальнейшем оказаться основой для выбора будущей профессии обучающихся.
При изучении предметной области "Технология", необходимо обратить внимание на возможные трудности усвоения программного материала, связанные с моторной неловкостью большинства обучающихся с РАС. Это может быть не только препятствием для освоения определенных технологических операций при выполнении практических работ, но и предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности обучающихся при работе с инструментами.
Особенности зрительно-моторной координации и недостаточность развития навыков рисования и письма могут быть причиной трудностей при выполнении эскизов, рисунков и чертежей, предусмотренных программой. Поэтому для обучающихся с РАС необходимо предусмотреть возможность работы с рисунками, схемами и чертежами с использованием информационно-коммуникационных технологий.
При выполнении практических работ необходимо учитывать сенсорную чувствительность части обучающихся с РАС и осуществлять замену на аналогичные виды работ или проводить обязательную подготовку обучающегося к практической работе, если при ее выполнении возможен сенсорный дискомфорт обучающегося (например, повышенный уровень шума).
Из-за особенностей социального развития, обучающимся с РАС трудно работать в коллективе, согласовывать цели и задачи своей работы с общими целями. Поэтому оптимальным для обучающихся будет индивидуальная работа или работа в небольшой группе (2 - 3 человека) из специально подобранных одноклассников.
Возможно дополнение банка объектов для творческих проектов темами проектов, учитывающих особенности и мотивацию конкретных обучающихся с РАС.
В урочной и внеурочной деятельности необходимо формировать и развивать у обучающихся с РАС уважение к труду, умение трудится. Также необходимо формировать чувство ответственности у обучающихся за выполненную работу, расширять их представления о мире профессий. Для обучающихся с РАС важно формировать умения правильно оценивать и применять средства обеспечения техники безопасности.
Необходимо учитывать, что при изучении ряда учебных тем обучающимися с РАС, у них могут возникнуть трудности, связанные с ограниченностью личного опыта, а также социальной наивностью. Для преодоления этих трудностей необходимо предусмотреть возможность самостоятельного выбора темы для проектной деятельности, а также включение дополнительных тем, связанных со сверхценными интересами обучающихся с РАС.
При недостаточной сформированности графо-моторных навыков необходимо предусмотреть возможность выполнения значительных по объему письменных заданий на компьютере, а также обратить внимание на необходимость существенного снижения уровня требований к качеству самостоятельно выполненных обучающимся с РАС тематических рисунков и схем.
Важно при обучении обучающихся с РАС на уроках труда (технологии) использовать различные методы и педагогические приемы, основанные на использовании дополнительной визуализации. Это могут быть как методы и приемы, инициированные педагогом (например, презентации по изучаемой теме, дополнительная визуализация пошагового выполнения практической работы), так и самостоятельная работа обучающихся (составление схем, таблиц, логических цепочек, работа, направленная на структурирование текста). Сильными сторонами обучающихся с РАС, на которые можно опираться в учебном процессе, является хорошая память и склонность к усвоению хорошо структурированной информации, включая запоминание больших объемов упорядоченного фактического материала. Для достижения планируемых результатов по предмету "Труд (технология)" учащимися с РАС необходимо:
использовать в качестве отчетных работ участие обучающегося в различных технических конкурсах и выставках;
максимально использовать презентации, научно-популярные фильмы при обучении и оценке достижений учащегося с РАС в данной области;
опираться на реальные чувства и опыт обучающегося с РАС;
при непосредственном общении с учащимися с РАС педагогу минимизировать в своей речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, сложные грамматические конструкции.
С учетом неравномерности освоения обучающимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса "Труд (технология)", необходимо стремиться в создании для обучающегося с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.
Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Перечень УУД, формирование которых может быть достигнуто средствами учебного предмета "Труд (технология)" с учетом возрастных особенностей обучающихся начальных классов: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В 1 и 2 классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. В познавательных УУД выделен специальный раздел "Работа с информацией". С учетом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных УУД (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных УУД (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения), их перечень дан в специальном разделе "Совместная деятельность".
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся за каждый год обучения в начальной школе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Образовательные задачи курса:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений.
Развивающие задачи:
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности.
Воспитательные задачи:
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязь рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Коррекционные задачи:
коррекция нарушений речи (диалог, монолог, расширение и уточнение словарного запаса);
коррекция нарушений социально-коммуникативного развития (освоение правил и норм поведения в процессе участия в совместной деятельности);
коррекция нарушений коммуникативных навыков в процессе планирования, реализации и подведении итогов при выполнении изделий;
коррекция нарушений восприятия, внимания, мышления и памяти в процессе участия в выполнении различных изделий;
смягчение проявлений познавательного и эмоционального эгоцентризма посредством участия в общей деятельности, коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с РАС ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Труд (технология)» входит в предметную область «Технология», является обязательным для изучения. Содержание предмета «Труд (технология)» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1 - 4 классов программы начального общего образования в объёме 1 учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей в 1 – 4 классах обязательно.
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса "Труд (технология)» - 169 – (1 час в неделю в каждом классе): 1 класс - 33 часа, 1 дополнительный - 4 классы - по 34 часа.
Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2025-2026 учебный год, программа по учебному предмету «Труд (технология)» будет реализована: в 1 «В» классе – за 34 часа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598, в ред. приказа Минпросвещения РФ от 08.11.2022 N 955).
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023, в ред. приказа Минпросвещения РФ от 17.07.2024 N 495).
Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» (утверждена приказом от 29.08.2025 № 475).
Приказа Министерства просвещения РФ от 26.06.2025 г. № 495 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Приказа ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа – интернат» от 26.08.2025 № 467 «Об утверждении перечня учебников на 2025-2026 учебный год».
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее СанПин 2.4.3648-20).
УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
Е. А Лутцева Технология: 1-й класс: / Е. А Лутцева, Т. П. Зуева – 12-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – 95 [1]с.: ил. – (Школа России).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, УЧЕБНОГО КУРСА (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Изучение предмета «Труд (технология) в начальной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения предмета "Труд (технология)" на уровне начального общего образования будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства (эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры);
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции (организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами);
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД, а также совместная деятельность.
Познавательные УУД:
базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в труде (технологии) (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
проводить поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в соответствии с основной целью и задачами;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
определять последовательность выполнения поделки, умения находить недостающую информацию, исправлять допущенные неточности или ошибки;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), при помощи выделенных критериев учиться определять объективность информации и возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям педагога, использовать алгоритмы выполнения работы и проверки полученного результата.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе рассматривания изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные УУД:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Достижение целевых результатов при формировании этой группы УУД представляет специфическую сложность для обучающихся с РАС, является одним из основных дефицитов, что выражается в трудностях формирования рефлексивной деятельности, самостоятельной постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности, развитии инициативы в организации учебного сотрудничества.
Совместная деятельность (в связи с особенностями психоэмоционального развития и коммуникации у обучающихся с РАС могут оказаться не сформированными в достаточной степени навыки совместной деятельности):
организовывать под руководством педагога и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчиненного;
осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе других обучающихся;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения обучающихся, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)" определяются с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС.
К концу обучения в 1 классе обучающийся с РАС научится:
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы с ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка);
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки; выделение деталей способами обрывания, вырезания;
выполнять сборку изделий с помощью клея, ниток с помощью визуальной поддержки;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий "изделие", "деталь изделия", "образец", "заготовка", "материал", "инструмент", "приспособление", "конструирование", "аппликация";
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам педагога); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки), безопасно их хранить и работать с ними;
различать материалы и инструменты по их назначению с помощью визуальной поддержки;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой;
собирать изделия с помощью клея, пластических масс;
эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью педагога выполнять практическую работу с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах при поддержке педагога;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера при поддержке педагога.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с обучающимися оцениваются:
качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)»
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Труд (технология)», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное заполнение развивается и обогащается концентрический от класса к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жесткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности. На уроках труда (технологии) этот порядок и конкретное наполнение разделов в определенных пределах могут быть более свободными.
Основные модули курса «Труд (технология)»:
модуль «Технология, профессии и производство»;
модуль «Технология ручной обработки материалов»:
технология работы с бумагой и картоном;
технология работы с пластичными материалами;
технология с природными материалами;
технология работы с текстильными материалами;
технология работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома);
модуль «Конструирование и моделирование»:
работа с конструктором (реализуется с учетом возможностей материально – технической базы образовательной организации);
конструирование и моделирование из бумаги, картон, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;
робототехника (реализуется с учётом возможностей материально – технической базы образовательной организации).
Модуль «Информационно – коммуникативные технологии» (реализуются с учётом возможностей материально – технической базы образовательной организации).
1 КЛАСС
Выделение часов на изучение разделов приблизительное. Возможно их небольшое варьирование в рабочих программах педагогов.
Модуль «Технологии, профессии и производства» (6 часов).
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида. Безопасное использование и хранение инструментов.
Модуль «Технологии ручной обработки материалов» (15 часов).
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей;
Способы разметки деталей: по шаблону, с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивания, сшивание. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибанием и складыванием, сминание, обрывание, склеивание. Резание бумаги ножницами. Правила работы с ножницами, их передача и хранение.
Виды природных материалов (плоское, например, листья и объёмные, например, орехи, шишки, семена, ветка) Приёмы работы с природными материалами: соединение деталей (приклеивание, соединение с помощью пластилина)
Общее представление о тканях (текстиле) и свойствах Швейные инструменты и приспособления (иглы булавки и другие). Отмеривание и заправка нити в иголку, строчка петельного шва.
Модуль «Конструирование и моделирование» (10 часов).
Простые конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общие представления о конструкции изделия. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Конструирование по модели (на плоскости).
Модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (2 часа).
Демонстрация педагогом материалов на информационном носителе.
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении: отвечать на вопросы, уважительно относится к одноклассникам;
строить простые высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем) на доступном уровне.
Регулятивные УУД:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному педагогом, работать с использованием графической инструкции учебника;
организовывать под руководством педагога свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течении урока,
производить необходимую уборку по окончании работы.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Электронно-образовательные ресурсы | Воспитательный потенциал урока (занятия) |
1. | Природное и техническое окружение человека | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5363/start/167842/ | • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе - группе; • применение на уроке и занятиях интерактивных форм работы учащихся: • интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок, в занятия - игровых форм, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе - группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками во время самоподготовки, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • организация и поддержка исследовательской деятельности школьников, в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, ( принимать окружающих детей с любыми особенностями толерантно), навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
2. | Природные материалы. Свойства. Технологии обработки | 5 | ||
3. | Способы соединения природных материалов | 1 | ||
4. | Композиция в художественно-декоративных изделиях | 2 | ||
5. | Пластические массы. Свойства. Технология обработки | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5095/start/168042/ | |
6. | Изделие. Основа и детали изделия. Понятие «технология» | 1 | ||
7. | Получение различных форм деталей изделия из пластилина | 2 | ||
8. | Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5096/start/190479/ | |
9. | Картон. Его основные свойства. Виды картона | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4230/start/170488/ | |
10. | Сгибание и складывание бумаги | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5970/start/170637/ | |
11. | Ножницы – режущий инструмент. Резание бумаги и тонкого картона ножницами. Понятие «конструкция | 3 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5965/start/170616/ | |
12. | Шаблон – приспособление. Разметка бумажных деталей по шаблону | 5 | ||
13. | Общее представление о тканях и нитках | 1 | ||
14. | Швейные иглы и приспособления | 1 | ||
15. | Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Вышивка | 2 | ||
16. | Итоговое занятие | 1 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4231/start/170953/ | |
Общее количество часов: | 32 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы урока |
I четверть – 8 ч. | |||
1. | 02.09 | Тема «Рукотворный и природный мир города» | |
2. | 09.09 | Тема «Рукотворный и природный мир села» | |
3. | 16.09 | Тема «На земле, на воде и в воздухе» | |
4. | 23.09 | Тема «Природа и творчество. Природные материалы» | |
5. | 30.09 | Тема «Семена и фантазии. Веточки и фантазии » | |
6. | 07.10 | Тема «Фантазии из шишек, желудей, каштанов» | |
7. | 14.10 | Тема «Композиция из листьев. Что такое композиция?» | |
8. | 21.10 | Тема «Орнамент. Что такое орнамент» | |
II четверть - 8 ч. | |||
9. | 11.11 | Тема «Природные материалы. Как их соединить?» | |
10. | 18.11 | Тема «Материалы для лепки. Что может пластилин?» | |
11. | 25.11 | Тема «В мастерского кондитера. Как работает мастер?» | |
12. | 02.12 | Тема «В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?» | |
13. | 09.12 | Тема «Проект «Аквариум» | |
14. | 16.12 | Тема «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки»» | |
15. | 23.12 | Тема «Проект «Скоро Новый год» | |
16. | 30.12 | Тема «Бумага. Какие у неё есть секреты?» | |
III четверть - 10 ч. | |||
17. | 13.01 | Тема «Бумага и картон. Какие секреты у картона?» | |
18. | 20.01 | Тема «Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?» | |
19. | 27.01 | Тема «Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?» | |
20. | 03.02 | Тема «Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | |
21. | 10.02 | Тема «Наша родная армия» | |
22. | 24.02 | Тема «Ножницы. Что ты о них знаешь?» | |
23. | 03.03 | Тема «Весенний праздник 8 Марта. | |
24. | 10.03 | Тема «Как Сделать подарок – портрет?» | |
25. | 17.03 | Тема «Шаблон. Для чего он нужен?» | |
26. | 24.03 | Тема «Бабочка. Как изготовить их из листа бумаги» | |
IV четверть - 8 ч. | |||
27. | 07.04 | Тема «Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?» | |
28. | 14.04 | Тема «Весна. Какие краски у весны?» | |
29. | 21.04 | Тема «Настроение весны. Что такое колорит?» | |
30. | 28.04 | Тема «Праздники весны и традиции. Какие они?» | |
31. | 05.05 | Тема «Мир тканей» | |
32. | 12.05 | Тема «Игла труженица» | |
33. | 19.05 | Тема «Вышивка. Для чего она нужна? | |
34. | 26.05 | Тема «Прямая строчка и перевивы Для чего они нужны?» |
13
Елена Гаврииловна Гончарова