12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сырая Ольга Сергеевна341
Стаж педагогической деятельности 23 года. Мама троих сыновей . Интересы: волейбол, легкая атлетика, выпечка, СЕМЬЯ.
Россия, Краснодарский край, Тихорецк
2

Рабочая программа для учащихся 5-9 классов, обучающихся на дому

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По физической культуре (обучение на дому)

Уровень образования (класс) основное общее образование, 5-9  класс

Количество часов  170

Учитель:  Сырая Ольга Сергеевна

Программа разработана на основе авторской программы В.И. Ляха Физическая культура  Рабочая программа 5-9 классы. Москва.: «Просвещение», 2012

В соответствии с ФГОС основного общего образования

 

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа по «Физической культуре» 5-9 класс соответствует:

- требованиям ФГОС основного общего образования;

- основной образовательной программе гимназии №8.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.И. Ляха 5-9 класс, М.: Просвещение 2012 г.

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культу­ра» в основной школе входит в предметную область «Физи­ческая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых пе­ременах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготов­ки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортив­ными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные иг­ры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, пуристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя моти­вацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю фи подготовленность.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой фугой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически разви­той личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного со­хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следую­щих задач:

·     содействие гармоничному физическому развитию, за­крепление навыков правильной осанки, развитие устойчиво­сти организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жиз­ни и привычки соблюдения личной гигиены;

·        обучение основам базовых видов двигательных действий;

·        дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

·        формирование основ знаний о личной гигиене, о влия­нии занятий физическими упражнениями на основные систе­мы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

·        выработку представлений о физической культуре лич­ности и приёмах самоконтроля;

·        углубление представления об основных видах спорта, со­ревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил тех­ники безопасности во время занятий, оказание первой помо­щи при травмах;

·        воспитание привычки к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями в сво­бодное время;

·        выработку организаторских навыков проведения занятий
в качестве судьи;

·        формирование адекватной оценки собственных физиче­ских возможностей;

·        воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо­помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

·        содействие развитию психических процессов и обучение основам психической само регуляции.

Принимая во внимание главную цель развития отечествен­ной системы школьного образования и необходимость реше­ния вышеназванных задач образования учащихся 5-9 классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогиче­ского процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидак­тических правил; расширение меж предметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе вы­ражается в обеспечении всем и каждому ученику одинаково­го доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учё­те индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склон­ностей. Учителя обязаны предоставлять детям разно уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения мате­риал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизация в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятель­ности детей и взрослых, в процессе которой они связаны вза­имопониманием и проникновением в духовный мир друг дру­га, совместным желанием анализа хода и результатов этой де­ятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследо­вательские, сопряжённого развития кондиционных и коорди­национных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программ­но-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.);развитии навы­ков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

В основу планирования учебного материала в логике по­этапного его освоения было положено соблюдение дидакти­ческих правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащих­ся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физиче­ской культуры учитель реализует на основе расширения меж предметных связей из области разных предметов: лите­ратуры, истории, математики, анатомии, гигиены, физиоло­гии, психологии и др.

Уроки физической культуры — это основная форма ор­ганизации учебной деятельности учащихся в процессе освое­ния ими содержания предмета.

На уроках физической культуры в 5-9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физи­ческого воспитания. Вместе с тем особенностью урочных за­нятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, эле­менты единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубля­ются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физиче­скими упражнениями на основные системы организма (дыха­ние, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической куль­туры учащиеся 5-9 классов получают представления о физи­ческой культуре личности, её взаимосвязи с основами здоро­вого образа жизни, овладевают знаниями о методике самосто­ятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техни­ки безопасности и оказания первой помощи при травмах.

Большое значение в подростковом возрасте придаётся ре­шению воспитательных задач: выработке привычки к само­стоятельным занятиям физическими упражнениями и избран­ными видами спорта в свободное время, воспитанию ценно­стных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках фи­зической культуры учитель должен обеспечить овладение уча­щимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оцен­ки их физических возможностей и мотивов к самосовершен­ствованию.

В основной школе рекомендуются три типа уроков физи­ческой культуры: с образовательно-познавательной направ­ленностью; с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. Эти уро­ки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

На уроках с образовательно-познавательной направлен­ностью учащиеся приобретают необходимые знания, знако­мятся со способами и правилами организации самостоятель­ных занятий, обучаются умениям их планирования, проведе­ния и контроля. На этих уроках учащиеся активно исполь­зуют учебники по физической культуре, различные дидакти­ческие материалы и методические разработки учителя.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью ис­пользуются преимущественно для получения знаний  из материала базовых видов спорта. (на­пример, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготов­ки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного раз­вития (тренировки) кондиционных и координационных спо­собностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда приме­няются упражнения более общей и специальной направлен­ности. Показатели объёма, интенсивности и координацион­ной сложности используемых упражнений должны постепен­но повышаться в соответствующем цикле тренировочных уроков. На уроках с образовательно-тренировочной направ­ленностью школьникам необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических способностях, показа­телях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на этих уроках учащиеся должны получать све­дения о способах контроля величины и функциональной на­правленности физической нагрузки, о способах её регулирова­ния в процессе выполнения разных физических упражнений.

В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.

Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту и состоянию здоровья тренажёров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.

В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике меж предметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.

Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самосто­ятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.

Оценка успеваемости по физической культуре в 5-9 классах включает в себя качественные и количественные показатели: уровень со­ответствующих знаний, умение осуществлять физкультурно-оздо­ровительную деятельность. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки. Оценка должна сти­мулировать активность подростка, интерес к занятиям физи­ческой культурой, желание улучшить собственное здоровье. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению зна­ний в области физической культуры и ведению здорового об­раза жизни.

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широ­кие и гибкие методы и средства обучения для развития уча­щихся с разным уровнем здоровья и психических спо­собностей. На занятиях по физической культуре следует учи­тывать интересы и склонности детей.

В рабочей программе практическая часть ограничена разделами «Физкультурно-оздоровительная деятельность» и «Общеразвивающие упражнения». В данных разделах учитель отбирает и использует физические упражнения, исходя из заболевания ребенка, половозрастных особенностей, степени освоенности ими этих упражнений, объединяет их в различные комплексы, планирует динамику нагрузок и обеспечивает преемственность в развитии основных физических качеств.

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

 

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой дея­тельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физиче­ские качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и само­стоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференци­рованного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигатель­ной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Нормативная база и содержание курса основаны на поло­жениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

•         требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

•         Концепции духовно-нравственного развития и воспита­ния личности гражданина;

•         Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

•         Федерального закона «О физической культуре и спорте»;

•         Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

•         примерной программы основного общего образования;

•         приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

 

3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 102 ч, в 8 классе — 102 ч, в 9 классе — 102 ч.

Содержание данной программы предназначено для учащихся специальной медицинской группы. По индивидуальному плану учащимся, обучающимся на дому, отведено 170 часов  - по 34 часа в 5-9  классах (1ч в неделю).

В связи с тем, что учащиеся имеют справку об инвалидности, из раздела «Физическое совершенствование» исключен подраздел «Физкультурно-спортивная деятельность».

 

 

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы основного общего обра­зования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5-9 классов направ­лена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

•                     Воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального на­рода России;

•                     Знание истории физической культуры своего народа, сво­его края как части наследия народов России и человечества;

•                     Усвоение гуманистических, демократических и традици­онных ценностей многонационального российского общества;

•                     Воспитание чувства ответственности и долга перед Ро­диной;

•                     Формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом
устойчивых познавательных интересов;

•                     Формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•                     Формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

•                     Готовности и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нём взаимопонимания;

•                     Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;

•                     Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио­нальных, этнокультурных, социальных и экономических осо­бенностей;

•                     Развитие морального сознания и компетентности в ре­шении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•                     Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•                     Формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективно­го безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожа­ющих жизни и здоровью людей, правил поведения на транс­порте и на дорогах;

•                     Осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучаю­щихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, ко­торые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы граждан­ской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использо­вать ценности физической культуры для удовлетворения ин­дивидуальных интересов и потребностей.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

•                     Владение знаниями об индивидуальных особенностях
физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

•                     Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, спо­собах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражне­ниями;

•                     Владение знаниями по организации и проведению заня­тий физическими упражнениями оздоровительной и трениро­вочной направленности, составлению содержания индивиду­альных занятий в соответствии с задачами улучшения физи­ческого развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

•                     Способность управлять своими эмоциями, владеть куль­
турой общения и взаимодействия в процессе занятий физи­ческими упражнениями, во время игр и соревнований;

•                     Владение умением предупреждать конфликтные ситуации в процессе деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

•                     Умение планировать режим дня, обеспечивать оптималь­ное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

•                     Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и
оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготов­ку к занятиям.

В области эстетической культуры:

•                     Умение длительно сохранять правильную осанку во вре­мя статичных поз и в процессе разнообразных видов двига­тельной деятельности;

•                     Формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

•                     Формирование культуры движений, умения передвигать­ся легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

•                     Владение умением осуществлять поиск информации по
вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.),а также
обобщать, анализировать и применять полученные знания в
самостоятельных  занятиях  физическими  упражнениями   и
спортом;

•                     Владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками
занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоро­вительной деятельностью, излагать их содержание;

•                     Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимо­действия с партнёрами во время учебной, игровой и сорев­новательной деятельности.

В области физической культуры:

•            соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

•            Владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; поддерживать товарищей, имею­щих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Метапредметные результаты

•            Умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

•            Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

•            Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•            Умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

•            Владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•            Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем;

•            Умение работать индивидуально и в группе: находить об­щее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

•            Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•            Умение осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Мета предметные результаты проявляются в различных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

•            Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психиче­ских и нравственных качеств;

•            Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возмож­ности выбора профессиональной деятельности и обеспечива­ющего длительную творческую активность;

•            Понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилак­тики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

•            Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзыв­чивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

•            Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры
взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении
общих целей при совместной деятельности;

•            Ответственное отношение к порученному делу, проявле­ние дисциплинированности и готовности отстаивать соб­ственные позиции, отвечать за результаты собственной дея­тельности.

В области трудовой культуры:

•            Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

•            Приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места заня­тий и обеспечивать их безопасность;

•            Закрепление умения поддержания оптимального уровня
работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упраж­нениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

•            Знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

•            Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными уме­ниями и навыками, исходя из целесообразности и эстетиче­ской привлекательности;

•            Восприятие спортивного соревнования как культурно-
массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных
норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

•            Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику вни­мания, интереса и уважения;

•            Владение умением вести дискуссию, обсуждать содержа­ние и результаты совместной деятельности, находить компро­миссы при принятии общих решений;

•            Владение умением логически грамотно излагать, аргу­ментировать и обосновывать собственную точку зрения, до­водить её до собеседника.

В области физической культуры:

•            Владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их плани­рования и наполнения содержанием;

•            Владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови­тельной физической культуры, активно их использовать в са­мостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

•            Владение способами наблюдения за показателями инди­видуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, исполь­зования этих показателей в организации и проведении само­стоятельных форм занятий.

 

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным госуда­рственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая куль­тура» должны отражать:

•            Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивиду­ального здоровья;

•            Овладение системой знаний о физическом совершен­ствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для само­стоятельных систематических занятий с различной функцио­нальной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индиви­дуальных возможностей и особенностей организма, планиро­вать содержание этих занятий, включать их в режим учебно­го дня и учебной недели;

•            Приобретение опыта организации самостоятельных сис­тематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в орга­низации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

•            Расширение опыта организации и мониторинга физиче­ского развития и физической подготовленности; индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнени­ями с разной целевой ориентацией;

•                формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,
учитывающих индивидуальные способности и особенности,
состояние здоровья и режим учебной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт уп­ражнений, ориентированных на развитие основных физиче­ских качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

 

В области познавательной культуры:

•        Знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

•            Знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

•            Знания о здоровом образе жизни, его связи с укрепле­нием здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли
и месте физической культуры в организации здорового обра­за жизни.

В области нравственной культуры:

•            Умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двига­тельных действий, корректно объяснять и объективно оцени­вать технику их выполнения;

•            Способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам.

В области трудовой культуры:

•            Способность преодолевать трудности, добросовестно вы­полнять учебные задания по технической и физической под­готовке;

•            Умение организовывать самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями разной функциональной направлен­ности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

•            Умение организовывать и проводить самостоятельные за­нятия подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

•            Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию те­лосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зави­симости   от   индивидуальных   особенностей   физического развития;

•            Умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упраж­нений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

•             Способность вести наблюдения за динамикой показате­лей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соот­носить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

•            Способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие по­нятия и термины;

•            Умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

•            Способность осуществлять судейство соревнований по
одному из видов спорта, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

•            Способность отбирать физические упражнения, естест­венные силы природы, гигиенические факторы в соответ­ствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоро­вительной гимнастики, использования закаливающих проце­дур, профилактики нарушений осанки, улучшения физиче­ской подготовленности;

•            Способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в за­висимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

•            Умение проводить самостоятельные занятия по освоению
и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных
действий и развитию основных физических (кондиционных и
координационных) способностей, контролировать и анализи­ровать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

I. Знания о физической культуре 110 ч

 

1.1.         История физической культуры 38ч.

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся до­стижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

1.2. Физическая культура (основные понятия) 27ч.

Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здо­ровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

1.3.         Физическая культура человека 45ч.

Режим дня и его основ­ное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиени­ческие требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осан­ки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

 

II. СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25ч

 

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой 11ч.

Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комп­лексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физи­ческой подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

2.2. Оценка эффективности занятий физической культу­рой 14ч. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздорови­тельной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устране­ния ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с по­мощью функциональных проб.

 

III. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 35ч

 

3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 35ч.

Оздоро­вительные формы занятий в режиме дня и недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и кор­ригирующей физической культуры.

 

IV. Упражнения общеразвивающей направленности

(в процессе уроков)

Обще­физическая подготовка.

 

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-9 класс 170 часов.

 

Тематическое планирование 5 класс (34часа).

Содержание курса

 

Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Знания о физической культуре – 22 часа.

1.1 История физической культуры – 9 час.

Олимпийские игры древ­ности.

 

 

 

 

Мифы и легенды о зарождение. Олимпийских игр древ­ности. Исторические сведения о раз­витии древних Олимпийских игр. Ви­ды состязаний, правила их проведе­ния, известные участники и победи­тели.

Характеризовать Олимпийские игры древности как явление куль­туры, раскрывают содержание и правила сорев­нований.

Краткая      характеристика легкой атлетики

 

История лёгкой атлетики.


 

 

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Краткая      характеристика баскетбола.

История баскетбола.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных баскетболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика волейбола.

История волейбола.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гандбола.

История гандбола.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гимнастики, как вида спорта.

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Изучают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

1.2. Физическая культура (основные понятия) – 2 час.

Физическое развитие чело­века.

 

 

Понятия о физическом развитии, характеристика его основных показателей. Правильная и неправильная осанка.

 

Регулярно контролируя длину своего тела, опре­деляют темпы своего роста.

Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с по­мощью специальных упражнений.

1.3. Физическая культура человека – 11 часа.

Режим дня и его основное содержание.

 

 

Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Утренняя гимнастика.

Раскрывают понятие здорового образа жизни, выделяют его основные компоненты и определя­ют их взаимосвязь со здоровьем человека. Выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики.

Оборудуют с помощью родителей место для са­мостоятельных занятий физкультурой в домаш­них условиях и приобретают спортивный инвен­тарь.

Легкая атлетика

Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника легкоатлетических видов

Описывают технику выполнения беговых упраж­нений, прыжков и метаний, формулируют отличие бега от ходьбы.

Правила соревнований

 

 

Техника кроссового бега

Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.

Раскрывают значение кроссового бега для укрепления здоровья, основных систем организ­ма и для развития физических способностей. Раскрывают понятие техники выполнения упражнений и правила соревнований.

 

Баскетбол.

Основные приемы и правила игры в баскетбол.

 

Описывать технику игровых действий и приемов. Знать правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха

Волейбол.

Основные приемы и правила игры в гандбол.

Описывать технику игровых действий и приемов.

Гандбол.

Основные приемы и правила игры в гандбол.

 

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий

Краткая      характеристика вида спорта

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности – 6 часа.

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой – 2 часа.

Подготовка к занятиям физической культурой

Требование безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий.

Выбор инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).

Готовить место занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.

Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой – 4 часа.

Самонаблюдение и самоконтроль

Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль за частотой сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки.

Выявление особенностей при росте показателей физического развития в течение учебного года, сравнить их с возрастными стандартами.

Характеризовать величину нагрузки по показателю частоты сердечных сокращений, регистрировать (измерять) ее разными способами

3. Физическое совершенствование – 6 часа.

3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность – 6 часов.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели

Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.

Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики.

Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания.

Комплексы упражнений для формирования телосложения.

Самостоятельно освоить упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие из них комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.

Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуре

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно- двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).

С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий.

4. Упражнения общеразвивающей направленности (в процессе урока).

Общефизическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств; силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Составлять содержание комплексов физических упражнений для развития основных физических качеств

           

 

Тематическое планирование 6 класс (34 часа).

Содержание курса

 

Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Знания о физической культуре – 22часа

1.1 История физической культуры –6 час.

Возрождение Олим­пийских игр и олимпийско­го движения.

 

 

 

История зарождения олим­пийского движения в Рос­сии.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности.

Цель и задачи современного олим­пийского движения.

 

Физические упражнения и игры в Ки­евской Руси, Московском государ­стве, на Урале и в Сибири.

Определять цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олим­пийского движения.

Сравнивают физические упражнения, которые были популярны у русского народа в древности и в Средние века, с современными упражнения­ми.

 

Краткая      характеристика легкой атлетики

 

История лёгкой атлетики.


 

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Краткая      характеристика баскетбола.

История баскетбола.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных баскетболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика волейбола.

История волейбола.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гандбола.

История гандбола.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гимнастики, как вида спорта.

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Изучают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

1.2. Физическая культура (основные понятия) – 5 час.

Физическое развитие чело­века.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для сохранения и под­держания правильной осанки с пред­метом на голове. Упражнения для ук­репления мышц стопы. Зрение. Гимнастика для глаз. Психологические особенности возра­стного развития. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма.

 

Регулярно измеряют массу своего тела с по­мощью напольных весов.

Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с по­мощью специальных упражнений. Соблюдают элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз. Раскрывают значение нервной системы в управ­лении движениями и в регуляции основными системами организма.

1.3. Физическая культура человека – 11 часа.

Всестороннее и гармонич­ное физическое развитие.

 

 

 

 

Основные правила для проведения са­мостоятельных занятий.

Адаптивная физическая культура. Подбор спортивного  инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях

Личная гигиена. Банные процедуры. Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Вредные привычки. Допинг.

 

Выполняют  комплексы  упражнений  утренней гимнастики.

Разучивают и выполняют комплексы упражне­ний для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Оценка эффективности за­нятий физической культу­рой.

Самонаблюдение и само­контроль

 

Субъективные и объективные показа­тели самочувствия.

Измерение резервов организма и со­стояния здоровья с помощью функцио­нальных проб

Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности – 6 часа.

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой – 2 часа.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен)

Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятий, определение их направленности и содержания. Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств).

Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, определять последовательность их выполнения и дозировку.

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой – 4 часа.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью

Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; содержание еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание домашних занятий по развитию физических качеств. Наблюдение за динамикой показателей физической подготовленности с помощью тестовых упражнений

Тестирование развития основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четвертям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой.

Оформлять дневник самонаблюдений по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Физическое совершенствование – 6 часа.

3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность – 6 часов.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели

Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения

Самостоятельно освоить упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие из них комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.

Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий

4. Упражнения общеразвивающей направленности (в процессе урока).

Общефизическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств; силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовки, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

           

 

Тематическое планирование 7  класс (34 часа).

Содержание курса

 

Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Знания о физической культуре – 24 часов.

1.1 История физической культуры – 8 час.

Олимпийское движе­ние в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Первые спортивные клубы в дореволюцион­ной России.

Наши соотечественники олимпийские чемпионы. Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России.

 

Объяснять и доказывать, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России

Краткая      характеристика легкой атлетики

 

История лёгкой атлетики.


 

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Краткая      характеристика баскетбола.

История баскетбола.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных баскетболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика волейбола.

История волейбола.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гандбола.

История гандбола.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гимнастики, как вида спорта.

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Изучают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

1.2. Физическая культура (основные понятия) – 9 часа.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитие физических качеств.

 

 

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движения и ловкости. Основные правила развития физических качеств.

Структура самостоятельных занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий систематической подготовки.

Составляют личный план физического самовос­питания.

Выполняют упражнения для тренировки различ­ных групп мышц.

Осмысливают, как занятия физическими упраж­нениями оказывают благотворное влияние на ра­боту и развитие всех систем организма, на его рост и развитие.

 

 

1.3. Физическая культура человека – 7  часа.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения

 

 

 

 

Закаливание организма способами принятия воздушных и солнечных ванн, купания. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия по коррекции осанки и телосложения. Составлять комплексы упражнений для самостоятельных занятий.

 

Разучивают и выполняют комплексы упражне­ний для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Соблюдают основные гигиенические правила. Выбирают режим  правильного  питания  в  за­висимости от характера мышечной деятельно­сти.

Выполняют основные правила организации рас­порядка дня.

Объясняют роль и значение занятий физиче­ской культурой в профилактике вредных привычек.

 

Определять правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и под­держания правильной осанки.

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности – 4 часов.

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой – 2 часа.

Планирование занятий физической культурой

Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовки с учетом индивидуальных  показателей здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности

Составлять планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать физические упражнения и определять их дозировку в соответствии с развиваемым  физическим качеством, индивидуальными особенностями развития организма и уровнем его тренированности.

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой – 2 часа.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок)

Простейший анализ и оценка техники осваиваемого  упражнения по методу слияния его с эталонным образцом. Профилактика появления ошибок и способы их устранения.

Анализировать технику движения и предупреждения появления ошибок в процессе ее освоения.

3. Физическое совершенствование – 6 часа.

3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность – 6часов.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели

Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплексы упражнений для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития и полового созревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения

Самостоятельно освоить упражнения с различной оздоровительной направленностью и составлять из них соответствующие из них комплексы, подбирать дозировку упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями развития и функционального состояния.

Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий

4. Упражнения общеразвивающей направленности (в процессе урока).

Общефизическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств; силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовки, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

           

 

Тематическое планирование 8 класс (34 часа).

Содержание курса

 

Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Знания о физической культуре – 20 часов.

1.1 История физической культуры – 6 час.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в прог­рамму Олимпийских игр.

 

 

Краткие сведения о Московской Олимпиаде 1980г.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре, история их возникновения и современного развития.

Объяснить причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре

 

 

Краткая      характеристика легкой атлетики

 

История лёгкой атлетики.


 

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Краткая      характеристика баскетбола.

История баскетбола.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных баскетболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика волейбола.

История волейбола.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гандбола.

История гандбола.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гимнастики, как вида спорта.

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Изучают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

Краткая      характеристика единоборств

Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборства­ми на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах

Раскрывают значение упражнений в единоборствах для укрепления здоровья, основных систем орга­низма и для развития физических способностей. Соблюдают технику безопасности. Раскрывают понятие техники выполнения упражнений в единоборствах. Овладе­вают правилами первой помощи при травмах

1.2. Физическая культура (основные понятия) – 6 часа.

Техническая подготовка техника движений и ее основные показатели.

 

 

 

 

Всестороннее и гармоничное физическое развитие

 

Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обучения новым движениям. Двигательный навык и двигательное умение как качественные характеристики освоенности новых движений. Профилактика появления ошибок и способы их устранения.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие, его связь с занятиями физической культурой и спортом.

Раскрывать понятия техники двигательного действия и использовать основные правила ее освоения в самостоятельных занятиях.

Раскрывать понятие всестороннего и гармоничного физического развития, характеризовать его отличительные признаки у разных народов и в разные исторические времена.

1.3. Физическая культура человека – 8часа.

Восстановительный массаж.

 

 

 

 

 

 

 

Проведение банных процедур.

 

 

 

Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здоровья человека. Техника выполнения простейших приемов массажа на отдельных участках тела (поглаживание, растирание, разминание). Правила проведения сеансов массажа и гигиенические требования к ним.

Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека. Правила проведения в бане и гигиенические требования к банным процедурам.

Характеризовать основные приемы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеансы.

 

 

 

 

 

 

Характеризовать оздоровительную силу бани, руководствоваться правилами проведения банных процедур.

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности – 5 часов.

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой – 3 часа.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, последовательное выполнение основных частей занятия, определения их содержания по направленности физических упражнений  и режиму нагрузки.

Классифицировать физические упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической с спортивной подготовкой

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой – 2 часа.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб

Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнение физической нагрузки

Измерять резервные возможности организма и оценить результат его измерений

3. Физическое совершенствование – 9 часа.

3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность – 9 часов.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуре

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно- двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).

С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий.

4. Упражнения общеразвивающей направленности (в процессе урока).

Общефизическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств; силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовки, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

           

 

Тематическое планирование 9 класс (34 часа).

Содержание курса

 

Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Знания о физической культуре – 22 часов.

1.1 История физической культуры – 9 час.

Физическая культура в современном обществе.

 

 

 

Организация и проведение пеших туристических походов. Требование к технике безопасности и бережное отношение к природе.

Основные направления развития физической культуры в современном обществе; их цель, содержание и формы организации.

Физкультура и спорт в Российской Федерации на современном этапе.

Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма. Виды и разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение; требования к технике безопасности и бережное отношение к природе.

Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них

 

 

Определять пеший туристический поход как форму активного отдыха, характеризовать основы его организации и проведения

Краткая      характеристика легкой атлетики

 

История лёгкой атлетики.


 

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Краткая      характеристика баскетбола.

История баскетбола.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных баскетболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика волейбола.

История волейбола.

Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гандбола.

История гандбола.

Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов олимпийских чемпионов.

Краткая      характеристика гимнастики, как вида спорта.

Требования к технике без­опасности

История гимнастики. Основная   гимнастика.   Спортивная гимнастика. Художественная гимна­стика. Аэробика. Спортивная акроба­тика.

Правила техники безопасности и страховки во время занятий физиче­скими упражнениями. Техника вы­полнения физических упражнений

Изучают историю   гимнастики   и   запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение   каждого из видов гимнастики.

Изучают правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упраж­нениями

Краткая      характеристика единоборств

Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборства­ми на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах

Раскрывают значение упражнений в единоборствах для укрепления здоровья, основных систем орга­низма и для развития физических способностей. Соблюдают технику безопасности. Раскрывают понятие техники выполнения упражнений в единоборствах. Овладе­вают правилами первой помощи при травмах

1.2. Физическая культура (основные понятия) – 5 часов.

Спортивная подготовка.

 

 

 

Здоровье и здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

 

 

Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата, как средство всестороннего и гармоничного физического совершенствования.

Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека. Роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.

Прикладно-ориентированная физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования.

Раскрыть понятие спортивной подготовки, характеризовать ее отличия от физической и технической подготовки.

 

Раскрыть понятие здорового образа жизни, выделять его основные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем человека.

 

 

 

 

Определять задачи и содержание профессионально-прикладной физической подготовки, раскрывать ее специфическую связь с трудовой деятельностью человека.

 

1.3. Физическая культура человека – 8 часа.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм и причины их возникновения. Соблюдение    правил    безопасности, страховки и разминки. Причины   возникновения   травм   и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Характе­ристика   типовых   травм,   простей­шие приёмы и правила оказания са­мопомощи   и   первой   помощи   при травмах.

Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Тренируются в нало­жении повязок и жгутов

Оценка эффективности за­нятий физической культу­рой.

Самонаблюдение и само­контроль

Субъективные и объективные показатели самочувствия.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функцио­нальных проб.

Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности –4 часов.

2.1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой – 2 часа.

Организация досуга средствами физической культуры

Организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играми, оздоровительным бегом и оздоровительной ходьбой, оздоровительными прогулками.

Подбирать режим нагрузок оздоровительной направленности.

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой – 2 часа.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб

Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнение физической нагрузки.

Измерять резервные возможности организма и оценить результат его измерений

3. Физическое совершенствование – 8 часа.

3.1 Физкультурно-оздоровительная деятельность – 8 часов.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуре

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно- двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения)

С учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий

4. Упражнения общеразвивающей направленности (в процессе урока).

Общефизическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств; силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовки, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

           

Таблица тематического распределения часов

        Разделы и темы

                          Количество часов 

Авторская программа    

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

1

Знания о физической культуре

 

110

22

22

24

20

22

 

1.1 История о физической культуре

 

38

9

6

8

6

9

1.2 Физическая культура (основные понятия)

 

27

2

5

9

6

5

1.3 Физическая культура человека

 

45

11

11

7

8

8

2

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

 

25

6

6

4

5

4

 

2.1.Организация и проведение самостоятельные занятий физической культурой

 

11

2

2

2

3

2

2.2. Оценка эффективности занятий физической культурой

 

14

4

4

2

2

2

3

Физическое совершенствование

 

35

6

6

6

9

8

 

3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность

 

35

6

6

6

9

8

 

3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

 

-

-

-

-

-

-

 

3.2.1. Гимнастика с основами акробатики

 

-

-

-

-

-

-

3.2.2. Легкая атлетика

 

-

-

-

-

-

-

 

3.2.3. Лыжные гонки

 

-

-

-

-

-

-

 

3.2.3. Кроссовая подготовка

 

-

-

-

-

-

-

 

3.2.4. Спортивные игры

 

-

-

-

-

-

-

 

3.2.5. Элементы единоборства

 

-

-

-

-

-

-

 

3.3. Прикладно - ориентированная подготовка

 

-

-

-

-

-

-

4

Упражнения общеразвивающие направленности

 

В процессе урока

 

ИТОГО:

525

170

34

34

34

34

34

 

 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса

 

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать мониторинг здоровья уча­щихся. Для этого необходимо иметь в кабинете физкультуры компьютер, на котором можно было бы работать с програм­мами, позволяющими следить за росто-весовыми и другими показателями состояния учащихся, в том числе составлять графики и работать с диаграммами.

Кроме того, учитель физкультуры должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательно­го учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями здравоохранения и спорта.

Учителю физкультуры должна быть обеспечена информа­ционная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и веде­ние электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, по­иск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент учителя физкульту­ры должен включать содержание предметной области «Физи­ческая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио и видеофайлами, графи­кой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

Основная школа

1

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные про­граммы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Физическая куль­тура. 5-9 классы

Д

 

1.3

Рабочие программы по физической культуре

Д

 

1.4

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха

Физическая культура. 5-7 классы/Под редакцией М. Я. Вилен­ского.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы/ Под общ.ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных уч­реждений.

К

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федера­ции, входят в библиотечный фонд

Методические пособия и тес­товый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

Д

В    составе    библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и ре­комендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.7

Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

Д

В    составе    библиотечного фонда

 

 

Средства первой помощи

2.38

Аптечка медицинская

Г

 

 

Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один спортивный зал. Конкретное количе­ство средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26-30 уча­щихся).

Условные обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.); К- комплект (из расчёта на каждого уча­щегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, на­считывающих несколько учащихся.

 

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Выпускник научится:

·          рассматривать физическую культуру как явление культу­ры, выделять исторические этапы её развития, характеризо­вать основные направления и формы её организации в со­временном обществе;

·          характеризовать содержательные основы здорового обра­за жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармо­ничным физическим развитием и физической подготовлен­ностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

·          определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий фи­зическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигатель­ных действий и физических упражнений, развития физиче­ских качеств;

·          разрабатывать содержание самостоятельных занятий фи­зическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

·          руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

·          руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий фи­зическими упражнениями.

 

Выпускник получит возможность научиться:

·          характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олим­пийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

·          характеризовать исторические вехи развития отечествен­ного спортивного движения, великих спортсменов, принес­ших славу российскому спорту;

·          определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавли­вать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

·          использовать занятия физической культурой для организации ин­дивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здо­ровья, повышения уровня физических кондиций;

·          составлять комплексы физических упражнений оздоро­вительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональ­ных особенностей и возможностей собственного организма;

·          классифицировать физические упражнения по их функ­циональной направленности, планировать их последователь­ность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

·          тестировать показатели физического развития и основ­ных физических качеств, сравнивать их с возрастными стан­дартами, контролировать особенности их динамики в процес­се самостоятельных занятий физической подготовкой;

Выпускник получит возможность научиться:

·          вести дневник по физкультурной деятельности, вклю­чать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональ­ной направленности, данные контроля динамики индивиду­ального физического развития и физической подготовлен­ности;

·          проводить восстановительные мероприятия с использова­нием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

 

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

·   выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его ра­ботоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

·  выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправ­ленно воздействующие на развитие основных физических ка­честв (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координа­ции);

Выпускник получит возможность научиться:

·  выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

·  осуществлять судейство по одному из осваиваемых ви­дов спорта;

Опубликовано


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 11.06.16 в 20:06 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересно. И как мама дочки, которая в данный момент на надомном обучении, с любопытством прочла, и для коллег скопирую: в нашей школе немало надомников.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.