Рабочая программа дополнительного образования «Кружок "Радуга Успеха"»

3
0
Материал опубликован 24 January 2021

Содержание программы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  • Цели программы

5

  • Задачи рабочей программы:

5

  • Основные принципы программы:

6

  • Характеристика и особенности возраста

6

  • Возрастные нормы психического развития ребенка к 6 годам

(критерии результативности)

7

  • Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам

(критерии результативности)

10

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

12

  • Материально-технические условия

12

  • Материалы и игрушки для речевого и познавательного развития

12

  • Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

13

  • Информационно-методическое обеспечение

14

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

15

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

19

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

24

  • Учебный план

24

  • Тематический план

26

ПРИЛОЖЕНИЕ

46




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа дополнительного дошкольного образования разработана педагогом - Яковлевой А.Л.

Программа спроектирована с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса.

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

•        «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

  • Конвенция «О правах ребенка»;

•        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

Цель реализации программы дополнительного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

•        содействовать семье в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;

•        формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

•        сохранять и укреплять его физическое и психическое здоровье;

•        развивать содержательное партнерство для создания единого образовательного пространства ребенка;

•        повышать родительскую компетенцию;

•        содействовать современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;

•        содействовать государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности;

•        сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни;

•        способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

•        обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа направлена на:

•        создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

•        на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1.      Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.      Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.      Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4.      Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.      Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6.      Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7.      Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.      Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.      Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.

Цели программы дополнительного дошкольного образования сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа убедит детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Задачи рабочей программы:

  • развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
  • развитие эмпатии;
  • дифференцировка слухового восприятия;
  • развитие интереса к себе;
  • развитие вариативности мышления;
  • развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
  • повышение самооценки;
  • развитие умения чувствовать партнера;
  • облегчение идентификации ребенка со своим именем;
  • формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
  • формирование у ребенка чувства принадлежности к своей семье;
  • формирование позитивного отношения к своей семье;
  • развитие воображения, символических представлений, креативности;
  • гармонизация эмоционального состояния;
  • развитие творческого мышления и воображения;
  • отработка механизмов саморегуляции;
  • снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
  • формирование навыков общения;
  • развитие уверенности в себе;
  • формирование знаний об эмоциях;
  • сближение детей и родителей, гармонизация семейных отношений;
  • актуализация позитивного эмоционального опыта;
  • развитие навыков бесконфликтного общения;
  • развитие умения договариваться друг с другом, умения благодарить.


Основные принципы программы:



  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.


Характеристика и особенности возраста


«Смышлёныши» - 5-6 лет

К пятилетнему возрасту активно развиваются все психические процессы и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

В 5 лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этими возрастными особенностями детей, каждое занятие начинается с обмена новостями. Тем самым развивается умение выступать публично. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий посвящено осознанию собственной личности и личности других, а также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

1.      Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2.      Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

3.      В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4.      Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5.      Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1.      Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2.      Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3.      Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4.      Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5.      Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6.      Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

1.      Предвосхищение результата деятельности.

2.      Активная планирующая функция речи.

3.      Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.


Возрастные нормы психического развития ребенка к 6 годам

(критерии результативности)


Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем — 6 предметов.

Слуховая образная: объем — 6 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 6 слов.

Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов.

Устойчивость — 20–25 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы


Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки.

Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

  • дикие и домашние животные;
  • растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
  • вещи (головные уборы, одежда, обувь);
  • рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Конкретизация на основе всех изученных обобщений.

Сериация

  • по цвету — 5 оттенков;
  • по величине — 7 предметов;
  • по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
  • по возрасту — 4 возрастные группы;
  • по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
  • серия из 5 последовательных картинок.

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.

Умение рассказать о своем настроении.

Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы.

Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.

Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.

Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.


Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.

Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.

Проявление элементов рефлексии.


Характеристика и особенности возраста


«Букварята» 6-7 лет

Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.

Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, мы предлагаем программу «Букварята» для детей 6-7 лет.

На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.


Возрастные особенности детей 6-7 лет


Ведущая потребность — общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

1.      Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

2.      Переход к младшему школьному возрасту.

3.      Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4.      Повышенная чувствительность.

5.      Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6.      Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Цели и задачи взрослых:

1.      Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2.      Способствовать развитию мышления.

3.      Формировать произвольность всех психических процессов.

4.      Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5.      Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

6.      Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7.      Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

8.      Продолжать формировать этические представления.

Новообразования:

1.      Внутренний план действий.

2.      Развитие произвольности всех психических процессов.

3.      Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.

4.      Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

5.      Возникновение первой целостной картины мира.


Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам

(критерии результативности)


Мотивационная готовность к школе.

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и  социального мотивов.

Память.

Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.

Слуховая образная – 7 звуков.

Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.

Тактильная - 7 предметов.

Словесно – логическая.

Произвольность памяти.

Внимание.

Объем - 7 – 8 предметов.

Устойчивость – 25-30 минут.

Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение.

Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).

Развитие интеллектуальной сферы.

Анализ.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение находить решение проблемных ситуаций.

Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений.

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение.

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.

Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Волевая сфера.

Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

Умение планировать свою деятельность.

Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера.

Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.

Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Материально-технические условия


Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр


  • Мяч;
  • лист ватмана с изображением воздушного шара;
  • игрушечные животные;
  • ленты;
  • веревки;
  • карточки с изображениями людей и сказочных персонажей, испытывающих различные чувства и эмоции;
  • набор карточек разного цвета (для каждого участника);
  • разноцветные кубики;
  • картинки с изображением сказочных персонажей: Буратино, Мальвины, Красной шапочки, Чебурашки, Аленушки, Кота Базилио и др.;
  • предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.; повязки на глаза;
  • сюжетные картинки;
  • картонные коробки,
  • зонты;
  • плащи;
  • шляпы;
  • зеркало;
  • книги;
  • рогатка;
  • кимоно;
  • набор геометрических фигур.


Материалы и игрушки для речевого и познавательного развития


  • Карточки к упражнениям: «Части суток», «Что раньше – что позже?», «Нарисуй недостающую фигуру», «Что получилось?»;
  • карточки к упражнениям: «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»;
  • наборы из семи счетных палочек;
  • карточки к упражнениям: «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета – 1»;
  • мягкие игрушки;
  • набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что... »;
  • карточки к упражнениям: «Найди 5 отличий», «Раскрась правильно», «Продолжи ряд - 1»;
  • плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши. Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку»;
  • плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд». Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2», «Выбери нужного человечка»;
  • предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; красные, желтые, зеленые и синие флажки;
  • карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»;
  • карточки с упражнениями: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры – 2»; простые карандаши;
  • карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»; простые и цветные карандаши; красные, желтые, зеленые и синие флажки. Магнитная доска с магнитами;
  • карточки с упражнениями: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры – 2».


Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей


  • Листы бумаги;
  • наборы фломастеров;
  • цветные карандаши;
  • коробка;
  • цветная бумага;
  • кусочки ткани и меха;
  • пуговицы;
  • фольга;
  • вата;
  • природные материалы;
  • ножницы;
  • клей;
  • три конверта с «письмами»;
  • магнитофон, аудиозаписи ритмичной и спокойной музыки;
  • кисти и краски (для каждого участника);
  • большие листы ватмана;
  • вырезки из журналов;
  • клеенка (размером 2x2 м);
  • краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь;
  • салфетки;
  • трафареты;
  • тампоны для рисования.

Информационно-методическое обеспечение


  1. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] / И.Л. Арцишевская. – М.: ООО»Национальный книжный центр», 2013. – 64 с.
  2. Калинина, Р.Р. Прикоснись к душе ребенка [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы [Текст] / Л.А. Никифорова – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 72 с.
  4. Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 27 второй категории.
  5. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).
  6. Саранская, О.Н. Психологические тренинги для дошкольников «Давай дружить!» [Текст] / О.Н. Саранская. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 64 с.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
  8. Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  10. Шарохина, В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий [Текст] / А.Л. Шарохина – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 48 с.
  11. Шевченко, М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых [Текст] / М.А. Шевченко – Москва: АСТ, Кладезь, 2014. – 176 с.: ил.
  12. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова – «Детство – пресс», 1998. – 384 с.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации