Рабочая программа дополнительного образования «Кружок "Радуга Успеха"»
Содержание программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
(критерии результативности) | 7 |
(критерии результативности) | 10 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 12 |
| 12 |
| 12 |
| 13 |
| 14 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ | 15 |
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 19 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | 24 |
| 24 |
| 26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 46 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного дошкольного образования разработана педагогом - Яковлевой А.Л.
Программа спроектирована с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, содержание и организацию образовательного процесса.
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Конвенция «О правах ребенка»;
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
Цель реализации программы дополнительного дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
• содействовать семье в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка;
• формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;
• сохранять и укреплять его физическое и психическое здоровье;
• развивать содержательное партнерство для создания единого образовательного пространства ребенка;
• повышать родительскую компетенцию;
• содействовать современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов;
• содействовать государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности;
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
• способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Программа направлена на:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.
Цели программы дополнительного дошкольного образования сводятся к следующему. Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Программа убедит детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Задачи рабочей программы:
- развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
- развитие эмпатии;
- дифференцировка слухового восприятия;
- развитие интереса к себе;
- развитие вариативности мышления;
- развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
- повышение самооценки;
- развитие умения чувствовать партнера;
- облегчение идентификации ребенка со своим именем;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- формирование у ребенка чувства принадлежности к своей семье;
- формирование позитивного отношения к своей семье;
- развитие воображения, символических представлений, креативности;
- гармонизация эмоционального состояния;
- развитие творческого мышления и воображения;
- отработка механизмов саморегуляции;
- снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
- формирование навыков общения;
- развитие уверенности в себе;
- формирование знаний об эмоциях;
- сближение детей и родителей, гармонизация семейных отношений;
- актуализация позитивного эмоционального опыта;
- развитие навыков бесконфликтного общения;
- развитие умения договариваться друг с другом, умения благодарить.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Характеристика и особенности возраста
«Смышлёныши» - 5-6 лет
К пятилетнему возрасту активно развиваются все психические процессы и начинают приобретать произвольный характер. Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
В 5 лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этими возрастными особенностями детей, каждое занятие начинается с обмена новостями. Тем самым развивается умение выступать публично. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий посвящено осознанию собственной личности и личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 6 годам
(критерии результативности)
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
- вещи (головные уборы, одежда, обувь);
- рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
- по цвету — 5 оттенков;
- по величине — 7 предметов;
- по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
- серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Характеристика и особенности возраста
«Букварята» 6-7 лет
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, мы предлагаем программу «Букварята» для детей 6-7 лет.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Развитие произвольности всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
4. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 7 годам
(критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе.
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память.
Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.
Слуховая образная – 7 звуков.
Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.
Тактильная - 7 предметов.
Словесно – логическая.
Произвольность памяти.
Внимание.
Объем - 7 – 8 предметов.
Устойчивость – 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение.
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы.
Анализ.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера.
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера.
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр
- Мяч;
- лист ватмана с изображением воздушного шара;
- игрушечные животные;
- ленты;
- веревки;
- карточки с изображениями людей и сказочных персонажей, испытывающих различные чувства и эмоции;
- набор карточек разного цвета (для каждого участника);
- разноцветные кубики;
- картинки с изображением сказочных персонажей: Буратино, Мальвины, Красной шапочки, Чебурашки, Аленушки, Кота Базилио и др.;
- предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д.; повязки на глаза;
- сюжетные картинки;
- картонные коробки,
- зонты;
- плащи;
- шляпы;
- зеркало;
- книги;
- рогатка;
- кимоно;
- набор геометрических фигур.
Материалы и игрушки для речевого и познавательного развития
- Карточки к упражнениям: «Части суток», «Что раньше – что позже?», «Нарисуй недостающую фигуру», «Что получилось?»;
- карточки к упражнениям: «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»;
- наборы из семи счетных палочек;
- карточки к упражнениям: «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета – 1»;
- мягкие игрушки;
- набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что... »;
- карточки к упражнениям: «Найди 5 отличий», «Раскрась правильно», «Продолжи ряд - 1»;
- плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши. Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку»;
- плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд». Мягкая игрушка; карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2», «Выбери нужного человечка»;
- предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли; красные, желтые, зеленые и синие флажки;
- карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»;
- карточки с упражнениями: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры – 2»; простые карандаши;
- карточки к упражнениям: «Найди двух одинаковых котов», «Составь пары», «Дорисуй до предмета - 2», «Кто где живет?»; простые и цветные карандаши; красные, желтые, зеленые и синие флажки. Магнитная доска с магнитами;
- карточки с упражнениями: «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Дорисуй узоры», «Пропущенные цифры – 2».
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей
- Листы бумаги;
- наборы фломастеров;
- цветные карандаши;
- коробка;
- цветная бумага;
- кусочки ткани и меха;
- пуговицы;
- фольга;
- вата;
- природные материалы;
- ножницы;
- клей;
- три конверта с «письмами»;
- магнитофон, аудиозаписи ритмичной и спокойной музыки;
- кисти и краски (для каждого участника);
- большие листы ватмана;
- вырезки из журналов;
- клеенка (размером 2x2 м);
- краски для пальцеграфии или смешанная с зубной пастой гуашь;
- салфетки;
- трафареты;
- тампоны для рисования.
Информационно-методическое обеспечение
- Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] / И.Л. Арцишевская. – М.: ООО»Национальный книжный центр», 2013. – 64 с.
- Калинина, Р.Р. Прикоснись к душе ребенка [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
- Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы [Текст] / Л.А. Никифорова – М.: Национальный книжный центр, 2013. – 72 с.
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 27 второй категории.
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).
- Саранская, О.Н. Психологические тренинги для дошкольников «Давай дружить!» [Текст] / О.Н. Саранская. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 64 с.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Шарохина, В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий [Текст] / А.Л. Шарохина – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011. – 48 с.
- Шевченко, М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых [Текст] / М.А. Шевченко – Москва: АСТ, Кладезь, 2014. – 176 с.: ил.
- Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова – «Детство – пресс», 1998. – 384 с.