Рабочая программа дополнительного образования «Roboter» для детей 5–11 лет
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
прогимназия «Кристина» г. Томск
Рабочая программа
дополнительного образования «Roboter»
(конструирование и робототехника)
для детей 5-11 лет
Программу составила:
Горбунова Ирина Васильевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ прогимназии “Кристина”
Томск
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Roboter» (конструирование и робототехника) разработана в соответствии с требованиями ФГОС и ФГОС ДО для детей старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного возраста (1-4 класс). Относится к техническому и естественнонаучному направлению. Курс «Roboter» направлен на формирование творческой личности, интегрированной в современный мир компьютерных технологий. Используя конструкторы, дети учатся основам конструирования и работы с компьютерными программами и алгоритмами. Результатом освоения каждого этапа программы является творческая работа, в которой группа учащихся защищает созданные модели.
В программе присутствует принцип преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Программа предполагает изучение базовых принципов проектирования, программирования, основ механики, базовых арифметических действий, а также развитие навыков совместной работы в команде.
На занятиях по робототехнике и конструированию осуществляется работа с образовательными конструкторами: дошкольное звено: болтовой конструктор «Изобретатель» (производитель фирма «Полесье», Беларусь), магнитный конструктор Магформерс (Magformers), блочный конструктор Kribly Boo, LegoWedo; для начальной школы: LegoWedo и LegoWedo 2 , LegomindstormsEV3. Для создания программы, по которой действовует модель, используется специальный язык программирования RoboLab.
Актуальность программы определяется следующим:
Развитие в области робототехники включено в перечень приоритетных направлений в сфере информационных технологий в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р.
Во время занятий дети:
раскрывают свои творческие и технические способности;
учатся наблюдать, анализировать предметы окружающего мира;
формируют навыки самостоятельного мышления, креативность;
формируют ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные навыки);
научатся действовать по алгоритму;
научатся применять приобретенные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
научатся уметь логически мыслить, использовать операции анализа и синтеза, строить умозаключения и делать выводы, воспринимать и удерживать в памяти необходимую информацию;
научатся быть самостоятельными, уверенными в своих силах, положительно относиться к себе и другим;
развивают воображение, любознательность.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что работая над проектами, дети осознают, каких знаний им не хватает, и осваивают материал значительно быстрее. Таким образом, главным преимуществом работы над творческим проектом является стимуляция процесса учебы и освоения новых знаний. Дети научатся объединять окружающий нас мир с виртуальным миром. Образовательная робототехника является уникальным инструментом обучения, который помогает сформировать привлекательную для детей учебную среду. Большое количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога. Эта деятельности подкрепляет интерес к изучению физики, механики, информатики и математики. Образовательная робототехника является средством развития личности ребенка.
Новизна. Программа включена в поликультурный компонент. В программе присутствует принцип преемственности между дошкольниками и школьниками младших классов.
Отличительные особенности программы. Приоритетным направлением деятельности прогимназии «Кристина» является поликультурное образование. Поэтому в программу включен поликультурный компонент (например: исследовательская работа «Сравни разработки в сфере робототехники Германии и России», проект «Сказки на немецком языке», перевод интересных текстов на немецком языке по робототехнике и т.д.).
Образовательная программа «Roboter» разбита на три блока.
1. Первый блок «Ich konstruire» (я конструирую) для детей 5-7 лет (дошкольники).
На этом уровне ребята приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе, паре. На данном этапе ребята занимаются конструированием: по схемам, образцам, моделям, инструкциям, а также по своему замыслу. Даются элементарные знания в области программирования, механики. Изучаются и исследуются разные виды конструкторов. Используются конструкторы Lego, болтовой конструктор магнитный конструктор и т.д.
2. Второй блок «Anfänger (новичок, начинающий)» делится на 2 курса:
первый курс «Erste Schritte» (первые шаги) для детей 7-8 лет (1-2 классов), которые не занимались по программе первого блока. Эти дети проходят первый и второй курс.
В программе: основы конструирования и программирования. Даются базовые понятия. Развиваются навыки общения и взаимодействия в малой группе, паре. Формируется понятие «проекта». Используются конструкторы - LegoWedo и Lego
второй курс «Der zweite Schritt» (второй этап) для детей 7-8 лет (1 класс), которые занимались по программе первого блока. После прохождения они переходят на третий блок.
На этом этапе обучения полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели, формируются умения и навыки конструирования по заданным параметрам. Большое внимание уделяется разработке и изменению основного алгоритма управления моделью. Учащиеся конструируют более сложные модели, работают над готовыми проектами, пробуют создавать собственные несложные проекты. Желающие могут работать над более сложными проектами под началом более опытных ребят. Используются конструкторы - LegoWedo, LegoWedo 2, Lego, дополнительно: конструктор LEGO Mindstorms EV3.
3. Третий блок «Ich lerne und helfe (Я учусь и помогаю») для детей 3-4 классов или для детей 2 класса, которые прошли второй блок «Anfänger (новичок, начинающий)».
На данном этапе школьники работают над сложными моделями, разрабатывают собственные проекты. Изучают LegoWedo и LegoWedo 2, Mindstorms EV3. Вовлекают в свои проекты ребят, которые изучают второй блок (2 курс), помогают им разобраться в решении более сложных конструкторских задач. Используется конструктор LEGO Mindstorms EV3, дополнительно LegoWedo 2, LegoWedo.
Группы разноуровневые и разновозрастные. Также ребенок может начать заниматься сначала или присоединиться на любом этапе. Поэтому предполагается индивидуальная траектория обучения для части учащихся.
Преемственность образовательной программы позволяет не только дать детям необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.
Возрастные особенности детей. Образовательная программа дополнительного образования «Roboter» рассчитана для детей 5-10 (11) лет. В группах обучаются ребята разного возраста. Принимается любой ребенок независимо от способностей, уровня подготовки, возраста, и медицинских показаний. Группы разноуровневые и разновозрастные. Также ребенок может начать заниматься сначала или присоединиться на любом этапе.
Объем и сроки освоения программы. Образовательная программа «Roboter» реализуется в объеме 1 академического часа в неделю. Длительность занятий: дошкольники 30 минут, начальная школа- 40 (45) минут. Всего в год: дошкольники - 36 ч., 1 класс- 33 ч., 2-4 классы- 34 ч.
Длительность блоков:
1. «Ich konstruire (я конструирую)» - 2 года
2. «Anfänger (новичок, начинающий)»:
1 курс «Erste Schritte» (первые шаги)- 1 год,
2 курс:«Der zweite Schritt» (второй этап) -1 год
3. «Ich lerne und helfe» (я учусь и помогаю) - 2 года
Траектория освоения программы | срок | блоки изучения |
ребенок начинает с детского сада: | 5 лет | 1 2 (2 курс) 3 |
с 1-2 класса: | 4 года | 2 (1 и 2 курс) 3 |
с 3-4 класс | 2 года. | 3 |
Более подробно см. раздел «Отличительные особенности программы».
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса. Группы разноуровневые и разновозрастные:
дошкольники – 8-10 человек в группе;
начальная школа – 10 - 15 человек в группе.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности ребенка через обучение элементарным основам конструирования и робототехники.
Задачи:
сформировать первоначальные представления о робототехнике и профессиях, связанных с конструированием и производством технических средств;
познакомить учащихся со спецификой работы с различными видами конструкторов;
способствовать развитию интереса к научно-техническому творчеству, конструированию, программированию;
развивать у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
развивать мышление, мелкую моторику;
формирование навыков планирования работы и самостоятельного поэтапного контроля;
приобретение навыков работы в коллективе: работа групповая и парная (формирование доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым, ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам).
1.3. Содержание программы
Учебный план
Блок «Ich konstruire (Я конструирую)»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий | поликультурный компонент | |||||
все го | теория | практика | ||||||
1 год | ||||||||
1. | Вводные занятия. Виды конструкторов по типу соединения. | 3 | 1 | 2 | | |||
2. | Конструктор без соединения. | 4 | 1 | 3 | Просмотр фотографий городов России и Германии. | |||
3. | Конструктор магнитный. | 4 | 1 | 3 | Немецкие и русские марки автомобилей. Праздник «День Святого Мартина. Martinstag» | |||
4. | Конструктор болтовой. | 4 | 1 | 3 | Темы: цвета, бытовые приборы, животные на немецком языке. | |||
5. | Конструктор блочный. | 17 | 5 | 12 | Темы: цвета, размер предметов, виды транспорта на немецком языке. Леголенд в Германии. Животные (звери, насекомые, рыбы, птицы), растения Германии и России, Зоопарки-Берлин, Москва, Новосибирск. Города Германии и России. | |||
6. | Коллективный творческий проект «сказка» | 4 | 0 | 4 | | |||
| Всего | 36 | 9 | 27 | | |||
2 год | ||||||||
1 | Повторение | 3 | 1 | 2 | | |||
2 | Введение. Знакомство с LEGO educationWeDo. Сборка и программирование. | 4 | 1 | 3 | Обзор роботов из России и Германии Темы: цвета, размер, форма предметов на немецком языке В гости приходит робот Kidrobot, который не знает русского языка. Нужно с ним познакомиться . | |||
3 | Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач | 20 | 5 | 15 | Тема: техника, животные на немецком языке Просмотр и сравнение видов качель и техники в Германии и в России. | |||
4 | Датчики наклона и расстояния. | 5 | 1 | 4 | Играем в немецкие игры “Самолет” и “Лев и львица” | |||
5 | Творческий коллективный проект« Путешествие Kidrobot на другие планеты: Техника и динозавров. | 4 | 0 | 4 | | |||
| Всего | 36 | 8 | 28 | |
Блок «Anfänger (Новичок)»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий | поликультурный компонент | |||||||
всего | тео рия | прак тика | ||||||||
1 курс «Еrste Schritte (Первые шаги)» | ||||||||||
1 | Введение. Знакомство с LEGO educationWeDo. Сборка и программирование. | 4 | 1 | 3 | Обзор роботов из России и Германии Темы: цвета, размер, форма предметов на немецком языке В гости приходит робот Kidrobot, который не знает русского языка. Нужно с ним познакомиться . | |||||
2 | Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач | 17 | 4 | 12 | Тема: техника, животные на немецком языке Просмотр и сравнение видов качель и техники в Германии и в России. | |||||
3 | Датчики наклона и расстояния. | 5 | 1 | 4 | Играем в немецкие игры “Самолет” и “Лев и львица” | |||||
4 | Проект «Спорт». | 4 | 0 | 4 | | |||||
5 | Творческий коллективный проект« Путешествие Kidrobot на другие планеты: Техника и динозавров. | 4 | 0 | 4 | Придумать названия на немецком языке. | |||||
| Всего: | 34 | 6 | 28 | | |||||
2 курс:«Der zweite Schritt (Второй этап)» | ||||||||||
1 | Техника безопасности. Повторение | 3 | 1 | 2 | | |||||
2 | Блоки «Цикл», «Прибавить к Экрану», «Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма», «Маркировка» | 2 | 1 | 1 | | |||||
3 | Конструирование сложных программируемых моделей с использованием основных видов механических передач. | 29 | 2 | 27 | Развитие техники в России и Германии Парки развлечений, формула-1 Германии и России. Перевод небольших и несложных текстов на немецком языке. | |||||
| Всего | 34 | 4 | 30 | |
Блок «Ich lerne und helfe (Я учусь и помогаю)»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество занятий | поликультурный компонент | ||
всего | тео рия | прак тика | |||
1 и 2 год | |||||
1. | Введение | 4 | 2 | 2 | Технический перевод. Робототехника в России и в Германии. |
2. | Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач. | 4 | 1 | 3 | |
3. | Среда программирования. | 10 | 4 | 6 | |
4. | Работа с датчиками. | 15 | 4 | 11 | |
5. | Конструктор Lego в качестве цифровой лаборатории. | 15 | 4 | 11 | Технический перевод. Работа с текстами на русском и немецком языке. |
6. | Проектно-конструкторская деятельность. | 20 | 5 | 15 | Технический перевод. Работа с текстами на русском и немецком языке. |
| Всего | 68 | 20 | 48 | |
Содержание учебно-тематического плана
Блок «Ich konstruire (Я конструирую)»
1 год
1. Вводное занятие. Виды конструкторов.
Техника безопасности. Знакомство с видами конструкторов по видам соединения: без соединения (например: кубики), блочный, болтовой, магнитный, суставный. Сравнение деталей. Конструируем модели по инструкции. Игры: «Запомните и выложите ряд», «Выложите вторую половину узора, постройки»
2. Конструктор без соединения.
Пространственные представления. Расположение объектов: вверху, внизу, справа, слева, перед, за, между, рядом и т.д. Конструируем модели по словесной инструкции, по схеме. Конструктор без соединения: строительный набор. Из каких фигур состоит конструктор. Исследование «Признаки фигуры: форма, размер, цвет. Фигуры: плоские и объемные». Конструируем по схеме и придумываем свою модель. Проекты на выбор: «Город, в котором я живу».
3. Конструктор магнитный.
Конструктор магнитный. Из каких фигур состоит конструктор. Исследование «Что такое магнит? Свойства магнитов» Детали и соединение. Конструируем по инструкции, по модели и по образцу. Конструируем « Laterne (фонарик)» Игра « Продолжи ряд». Проекты по выбору « Строим город на Луне», « Транспорт будущего», « Детская площадка»
4. Конструктор болтовой.
Конструктор болтовой. Исследуем детали. Как они крепятся сдруг другом. Конструируем по модели, схеме и инструкции. Проекты по выбору: « Животные», « Робот», «Бытовые приборы»
5. Конструктор блочный.
Конструктор блочный. Путешествие по стране «LEGO». Знакомство с деталями (сравниваем кубики по форме, цвету, размеру), способом крепления, устойчивостью конструкции, передачей движения внутри конструкции, оптимальной формой конструкции, балансом конструкции. Конструируем по замыслу «Деда Мороза и Weihnachtsmann (немецкий дед мороз) » и « Моя семья». Игры: «Продолжите узор, ряд», «Что не хватает», «Найдите ошибку». Конструируем по схеме и по словесной инструкции. Виды транспорта. Чем отличаются. Конструируем по модели, инструкциям и по схеме. Найди ошибки, в модели используя схему, исправь их. Конструируем: «транспорт». Игра «Чья команда быстрее соберет свои модели» Животный мир. Находим характерные признаки. Конструируем по образцу, по замыслу. Растительный мир. Сравнение с животным миром. Что одинаковое есть у растений, и какие отличия есть у них. Овощи и фрукты. Конструируем по образцу, по замыслу. Коллективный творческий проект «Построй свой город». Защита своего проекта
6. Коллективный творческий проект «сказка»
Придумайте свою сказку. Конструирование из разных видов конструкторов. Защита проекта.
2 год
1. Повторение.
Техника безопасности. Повторение: виды конструкторов. Придумай из предложенных материалов свой конструктор. Сконструируй модель из своего конструктора. Вспоминаем, как работать со схемами, инструкциями и по образцу. Игры: «Найдите ошибку», «Продолжите ряд, узор», «Разложите детали по местам», «Что лишнее» Конструируем по замыслу. Проект: «Сконструируй своего робота».
2. Введение. Знакомство с LEGO educationWeDo.Сборка и программирование.
Что такое робот? Виды современных роботов. Зачем они нужны? Как они работают? Как научить робота двигаться? Игры « Робот». « Выполните словесную инструкцию». Знакомство с конструктором LEGO WEDO. Из каких деталей состоит. На какой конструктор он похож. Сравнение LEGO WEDO и LEGO CLASSIC. Что нового вы увидели? Конструирование-исследование: детали LEGO WEDO и LEGO CLASSIC. совместимы или нет. Как научить робота двигаться? Знакомство с программным обеспечением LEGO WEDO. Зачем роботу нужна программа? Как перетаскивать блоки. Рабочее поле. Что такое мотор и ось. Построить первую модель «Мотор и ось». Первая программа: запуск мотора. Дополнить по своему замыслу модель « Мотор и ось».
3. Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач.
Зубчатые колеса: большое, малое, зубчатое (коронное). Исследование: Как будут они работать, если их несколько? Где они могут быть использованы. Создание моделей по инструкции. Придумать свою модель, используя зубчатые колеса. Зубчатая передача. Повышающая и понижающая. Программа с использованием блока мощности мотора. Где используют зубчатые передачи. Сборка моделей по инструкции и схеме: «Повышающая и понижающая передача», «Парусник» (программу для модели написать самостоятельно) Коронное зубчатое колесо. Где их можно использовать. Блок «Включить мотор на... ». Сравниваем работу коронного зубчатого колеса с другими малым и большим зубчатыми колесами. Собираем модель «Коронное зубчатое колесо» Колеса и оси Понятие энергия, сила. Изучение работы колеса. Поступательное движение конструкции за счет вращения колес. Ось. Сборка колесных моделей. Сборка и испытание моделей, исследование и анализ полученных результатов. Соревнования «Кто дальше» Творческий проект: «Транспорт для перемещения тяжелых предметов». Шкивы и ремни. Для чего они нужны. Перекрестная ременная передача. Снижение скорости и увеличение скорости. Сравнение поведения шкивов. Блоки «Звук», «Мощность мотора», «Ждать», «Выключить мотор». Как записать новый звук. Конструирование моделей: «Шкивы и ремни». «Перекрестная ременная передача», «Танцующие птицы». Соберите модель по образцу или по своему замыслу «Качеля для Kidrobot». Червячная зубчатая передача. Где её можно использовать. Блок «Начать с нажатием клавиши» Конструирование модели на основе этого механизма, программирование модели. Модели: «машина» и «мотоблок» Кулачок. Для чего их используют. Исследование кулачков. Как каждое положение кулачков влияет на характер движений лап обезьяны. Модель «Обезьянка - барабанщица»
4. Датчики наклона и расстояния.
Как они работают. Для чего они нужны. Собираем модели по инструкции, разбираем, как они работают: «Голодный аллигатор», «Умная вертушка», «Рычащий лев», «Самолет»
5. Творческий коллективный проект
«Путешествие Kidrobot на другие планеты: Техника и динозавров». Придумать модели для планеты Техника. Собрать по инструкциям модели для планеты динозавры.
Блок «Anfänger (Новичок»
1 курс «Erste Schritte (Первые шаги)»
3. Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач.
Зубчатые колеса: большое, малое, зубчатое (коронное). Исследование: Как будут они работать, если их несколько? Где они могут быть использованы. Создание моделей по инструкции. Придумать свою модель, используя зубчатые колеса. Зубчатая передача. Повышающая и понижающая. Программа с использованием блока мощности мотора. Где используют зубчатые передачи. Сборка моделей по инструкции и схеме: «Повышающая и понижающая передача», «Парусник» (программу для модели написать самостоятельно) Коронное зубчатое колесо. Где их можно использовать. Блок «Включить мотор на... ». Сравниваем работу коронного зубчатого колеса с другими малым и большим зубчатыми колесами. Собираем модель «Коронное зубчатое колесо» Колеса и оси Понятие энергия, сила. Изучение работы колеса. Поступательное движение конструкции за счет вращения колес. Ось. Сборка колесных моделей. Сборка и испытание моделей, исследование и анализ полученных результатов. Соревнования «Кто дальше» Творческий проект: «Транспорт для перемещения тяжелых предметов». Шкивы и ремни. Для чего они нужны. Перекрестная ременная передача. Снижение скорости и увеличение скорости. Сравнение поведения шкивов. Блоки «Звук», «Мощность мотора», «Ждать», «Выключить мотор». Как записать новый звук. Конструирование моделей: «Шкивы и ремни». «Перекрестная ременная передача», «Танцующие птицы». Соберите модель по образцу или по своему замыслу «Качеля для Kidrobot». Червячная зубчатая передача. Где её можно использовать. Блок «Начать с нажатием клавиши» Конструирование модели на основе этого механизма, программирование модели. Модели: «Машина» и «Мотоблок». Кулачок. Для чего их используют. Исследование кулачков. Как каждое положение кулачков влияет на характер движений лап обезьяны. Модель «Обезьянка - барабанщица».
4. Датчики наклона и расстояния.
Как они работают. Для чего они нужны. Собираем модели по инструкции, разбираем, как они работают. «Голодный аллигатор», «Умная вертушка. «Рычащий лев», «Самолет». Придумать свои модели с использованием датчиков.
5. Проект «Спорт».
Конструирование и программирование механического вратаря, способного перемещаться вправо и влево, отбивающего бумажный шарик. Использование входа «Случайное число» для установления обратной связи. Конструирование болельщиков, которые подпрыгивают и издают приветственные возгласы. Конструирование и программирования механического футболиста, бьющего ногой по мячу. Конструирование модель “Лыжник”
6. Творческий коллективный проект « Путешествие Kidrobot на другие планеты: Техника и динозавров. Придумать модели для планеты Техника. Собрать по инструкциям модели для планеты динозавры.
2 курс: «Der zweite Schritt (Второй этап)»
1.Техника безопасности. Повторение
Повторение: основных видов механических передач. Модели: придумать свои или собрать модели на основе имеющихся.Интерфейс и программное обеспечение LEGO ЕducationWeDo.
2. Блоки «Цикл», «Прибавить к Экрану», «Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма», «Маркировка»
Изучение новых блоков:Блоки «Цикл», «Прибавить к Экрану», «Вычесть из Экрана», «Начать при получении письма», «Маркировка»
Сборка и программирование моделей «Машина с двумя моторами», «Мама и её детеныш».
3. Конструирование технических моделей с использованием основных видов механических передач. Сложные модели
«Техника» Понятие «рычаг» и «блок». Их назначения и функции. Использование рычага и блока в быту, на производстве, в лего-конструкторах. Техника. Манипуляторы. Работаем по схемам и инструкциям. Модели «Добыча нефти», «Швейная машинка», «Манипулятор», «Лифт» «Раздвижная дверь», «Ветреная мельница».Проекты «Морской порт» (шлагбаум, башенный кран, погрузчик, корабль, разводной мост), «Формула-1» (трасса, гоночные машины, линия финиша)
«Мое любимое животное» Слоненок, щенок, страус, морской котик. Придумать и собрать свою модель «Животное»
«Парк развлечений» Создать действующую модель парка аттракционов Проект « Мой любимый парк развлечений»: Вход в аттракцион (дверь, которая открывается когда отпускается билет в отсек), колесо обозрения, качели, карусель, «Джампер», «Свободное падение».
Блок «Ich lerne und helfe (Я учусь и помогаю)»
1.Введение
Техника безопасности. Применение роботов в различных сферах жизни человека. Современные правила робототехники. Знакомство с конструктором LegoMindstorms EV3. Правила обращения с роботами. Что в наборе? Какие детали в нём есть? Классификация деталей, крепление деталей между собой, главный блок, моторы, датчики. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы и запуск ее на выполнение. Сервомоторы EV3, сравнение моторов. Конструируем: Придумайте и сконструируйте фантастическое животное. Задание: соберите “фантастическое животное” по словесной инструкции” (работа в паре: один объясняет, другой делает).
2. Простые механизмы и их применение. Основные виды механических передач.
Механическая передача. Зубчатая, червячная передача, рычаг Эксперименты. Превращаем механическую энергию в электрическую (модель). Сборка простых механизмов. Конструируем из конструктора LegoMindstorms EV3.
3. Знакомство со средой программирования.
Среда программирования модуля. Создание программы. Удаление блоков. Выполнение программы. Сохранение и открытие программы. Понятие «цикл», команда ветвления, блок «записи/воспроизведения». Использование циклов при решении задач на движение. Программные блоки и палитры программирования. Инструменты. Устранение неполадок. Перезапуск модуля. Решение задач на движение по кривой. Независимое управление моторами. Поворот на заданное число градусов. Расчет угла поворота. Программирование модулей. Подключение датчиков и моторов. Собираем базовую модель робота. Управление движением робота. Программирование движений по различным траекториям, повороты. Создаем первую программу. Программирование движения робота. Сборка типовых конструкций и программирование.
4. Работа с датчиками.
Датчик касания. Датчик цвета. Инфракрасный датчик. Датчик ультразвука. Датчик гироскоп. Решение задач на движение с использованием датчиков. Сборка типовых конструкций и программирование. Решение задач на прохождение по полю из клеток. Соревнование роботов на тестовом поле. Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием нескольких разных видов датчиков. Выполнение заданий с использованием датчиков: “Черная линия”, “Квадрат”, “Гонка”, “Уборка”, “Определяем цвет”, “Уборка”, “Пробуем забить гол”
5. Конструктор Lego в качестве цифровой лаборатории.
Измерение освещенности. Определение цветов. Распознавание цветов. Измерение расстояний до объектов. Сканирование местности.Реакцияробота на звук, цвет, касание. Таймер. Движение по замкнутой линии (криволинейное движение). Определяем скорость.
6. Проектно-конструкторская деятельность.
Поиск информации о Лего-соревнованиях, описаниях моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов. Сборка своих моделей. Анализ умений программирования робота. Испытание роботов. Состязание на функциональность.
1.4. Планируемые результаты реализации программы
Дошкольники
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
развитие воображения, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Знать:
технику безопасного поведения при работе с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей и не робототехнических моделей;
роль робототехники в жизни человека;
назначение, особенности проектирования и программирования роботов;
особенности и основные компоненты конструкторов разных видов
.
Уметь:
уметь работать с разными видами конструкторов;
использовать различные материалы при конструировании роботов;
использовать творческий потенциал, работать в команде, в паре, самостоятельно;
уметь пользоваться интерфейсом (программным обеспечением LegoWeDo).
Школьники младших классов
В результате изучения этого блока программы обучающиеся достигнут следующих результатов
Личностные результаты обучения
умение объяснять свое несогласие и пытаться договориться (умение выходить из спорных ситуаций);
умение выражать свои мысли, аргументировать;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
устойчивую мотивацию к творческому труду;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
развитие самостоятельности и личную ответственность в информационной деятельности;
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
формирование внимания, наблюдательности и усидчивости;
уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуация.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;
сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.планирование последовательности шагов
поиск и использование алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
осуществлять контроль при наличии эталона;
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
находить и формулировать решение с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию
Коммуникативные УУД:
уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Знать :
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов LEGО;
роль и место робототехники в жизни современного общества;
основные понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов.
Уметь:
работать с информацией (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать несложные технические задачи в процессе конструирования роботов;
собирать действующие модели на основе конструктора LEGO ;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
передавать (загружать) программы в программный блок;
уметь корректировать программы при необходимости;
уметь работать с небольшими и несложными текстами на немецком языке, отличать технический и литературный текст.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветривания.
В кабинете имеется:
рабочее место учителя;
7 рабочих мест для обучающихся;
интерактивная доска, проектор;
конструкторы: Lego - 3 набора, LegoWedo- 10 наборов, болтовой конструктор Изобретатель (фирма Полесье) - 3 набора , магнитный конструктор Магформерс (Magformers)- 3 набора, LEGO Mindstorms EV3
парты со стульями;
Программное обеспечение LEGO WEDO и LEGO Mindstorms EV3.
Доступ к сети «Интернет».
2.2. Формы контроля
Оценка достигнутых результатов (личностных и метапредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, листов наблюдений, а также через наблюдение и участие в разных в конкурсах и т.д.; предметные результаты оцениваются с помощью практических занятий, игр, творческих проектов. Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить.
2.3. Методические материалы
Методы обучения:
наглядный;
практический;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
исследовательский;
проблемный;
игровой;
портфолио;
взаимообучения;
метода модульного обучения;
проектный.
Форма организации образовательного процесса
Индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия
практическое занятие;
беседа;
самостоятельная деятельность;
ролевая игра;
соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию);
разработка творческих проектов и их презентация;
выставка;
лабораторное занятие
Педагогические технологии
технология группового обучения,
технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения,
технология проблемного обучения,
технология исследовательской деятельности,
технология проектной деятельности,
технология игровой деятельности,
технология коллективной творческой деятельности.
Литература:
Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ.
А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» - Москва «ЛИНКА-ПРЕСС» 2009-205 с.;
Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-10 лет - издательство «ТЦ СФера», 2012-105 с.
Л.Г. Комарова «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» Москва 2001
Д. Г. Копосов. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Т.В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2003
Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2010. – 125 с.
В. Г. Сафули, Н. Г. ДорожкинаКонструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. - Издательство: Лаборатория знаний 2014 г.
Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.
Материалы сайтов
http://www.prorobot.ru/lego.php
http://www.russianrobotics.ru/actions/actions_92.html
http://robot.edu54.ru/constructors/53
http://www.prorobot.ru/lego.php