муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
г. Калача – на – Дону Волгоградской области
Рабочая программа
элективного курса «История в лицах»
для 11 класса
Составитель: учитель истории
Е. С. Шевченко
г. Калач – на – Дону 2021
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «История в лицах» предназначена для учащихся 16 -18 лет (11 классов) общеобразовательной школы. Она разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
- авторской программы элективного курса «Личность и история России» - Н.И. Чеботарѐва. Волгоград, 2007 г.
Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по предмету «История». Преподавание этого элективного курса окажет большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.
Элективный учебный курс «История в лицах» предполагает изучение жизни и деятельности исторических личностей России и других государств с конца древнейших времен до наших дней. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства. Новое общество требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций. Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знания истории своей страны. Программа элективного курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях России и других государств, чья деятельность оставила заметный след в истории России и Мира. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Основными целями курса являются:
- сформировать у учеников понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
- создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
- познакомить выпускников с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических деятелей в формировании судеб государства.
Задачами курса являются:
1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития России, роли политических деятелей в её судьбе;
2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для
более глубокого осмысления исторической действительности;
3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности; 5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления; 6) развитие исторического мышления школьников на базе материала курса.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА.
Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную личность, еѐ роль в истории, тот или иной исторический процесс. Познакомиться с малоизвестными фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем именно углубленное изучение истории даѐт полную и объективную оценку исторических событий и явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие события, выявить причинно-следственные связи.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ: ученики 16-18 лет
Особенности возраста: восприятие подростка становится избирательным, целенаправленным, анализирующим. Оно более содержательно, последовательно, планомерно. Подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Наблюдается увеличение объема памяти, нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала, запоминание и воспроизведение опирается на смысловые связи. Становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление в подростковом возрасте характеризуется завершением развития (Ж. Пиаже). Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток становится способным к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Данная программа учитывает особенности возраста и способствует развитию у подростков способности самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - базовый.
Объем программы: 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма обучения: очная, групповая.
Состав учащихся: постоянный.
Особенности набора: свободный.
Режим занятий: 34 часа в год – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
Вводное занятие.
Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства.
Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь.
Русь во времена Владимира Святославовича.
Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях.
Правление Ярослава Мудрого.
Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Александр Невский.
Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского.
От Калиты до Дмитрия Донского.
Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.
Иван III и образование единого государства.
Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника.
Иван Грозный и его современники.
Иван Грозный - первый русский царь. Реформы. Судебник 1550г. Сословно-представительная монархия. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война, начало освоения Сибири. Опричнина. Царь Федор Иванович. Конец Московской династии Рюриковичей. Русская православная церковь в 16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление патриаршества.
Минин и Пожарский в истории Смуты.
История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г.
Первые Романовы.
Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Никон и Аввакум в церковном расколе.
Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы.
Петр I и его современники.
Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке.
Женщины на российском престоле XVIII века
Правление Екатрины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века.
Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века.
Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года.
Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.
Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ.
Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм Европы и Александр II-Освободитель
Правление Александра III.
Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы Александра III.
Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. П.А. Столыпин и его политика. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Кризисные явления в обществе П.А. Столыпин и его политика. Витте С.Ю.- личность и человек.
Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства.
Революционно-демократические преобразования. Новые органы власти и управления. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства.
Российские и советские полководцы в 20-30гг. XX века.
Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы.
Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы.
Джугашвили (Сталин) И. В.
Сталин - человек и политик.
Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945).
Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло и др.).
Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников и др.), причины просчѐтов и неудач.
Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров.
СССР в 1953 -1964гг.
СССР после ХХ съезда КПСС. Новые ориентиры развития общества. Н.С. Хрущѐв - человек и политик. Борьба за власть. Победа Н.С.Хрущѐва. Отставка Н.С. Хрущёва
СССР: от реформ — к застою.
Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Члены Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю.Андропов, А.Громыко, К.Черненко, М.Суслов
Начало политики перестройки.
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием.
Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины её провала. Итоги и исторические уроки в перестройке. М. С. Горбачѐв - политик нового поколения. Оценка реформ Горбачѐва историками и политологами
Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.
Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик.
Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е. Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин).
Политические лидеры России 21 века.
В.В. Путин президент России. Парламентские и президентские выборы. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
номер | тема занятия | вид | кол-во | дата проведения |
11 класс | ||||
1 | Вводное занятие. | Входной контроль | 1 | |
2 | Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства. Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь. | Лекция Практикум | 0,5 1,5 | |
3 | Русь во времена Владимира Святославовича. Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях. | Практикум | 1 | |
4 | Правление Ярослава Мудрого. Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого. | Практикум | 1 | |
5 | Александр Невский. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского. | Семинар | 1 | |
6 | От Калиты до Дмитрия Донского. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. | Лекция Практикум | 0,5 1,5 | |
7 | Иван III и образование единого государства. Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника. | Семинар | 1 | |
8 | Иван Грозный и его современники. Иван Грозный - первый русский царь. Реформы. Судебник 1550г. Сословно-представительная монархия. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война, начало освоения Сибири. Опричнина. Царь Федор Иванович. Конец Московской династии Рюриковичей. Русская православная церковь в 16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление патриаршества. | Семинар | 1 | |
9 | Минин и Пожарский в истории Смуты. История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. | Практикум | 1 | |
10 | Первые Романовы. Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Вхождение Левобережной Украины в состав России. | Семинар | 1 | |
11 | Никон и Аввакум в церковном расколе. Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы. | Практикум | 1 | |
12 | Петр I и его современники. Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке. | Лекция Практикум | 1 1 | |
13 | Женщины на российском престоле XVIII века Правление Екатрины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. | Практикум (историческая справка) | 1 | |
14 | Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века. Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века. | практикум | 1 | |
15 | Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года. Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. | Практикум | 2 | |
16 | Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ. Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм Европы и Александр II-Освободитель | Практикум | 1 | |
17 | Правление Александра III. Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы Александра III. | Практикум | 1 | |
18 | Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю. Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. П.А. Столыпин и его политика. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Кризисные явления в обществе П.А. Столыпин и его политика. Витте С.Ю.- личность и человек. | Практикум (мини – исследование или описание по алгоритму «Политический деятель») | 2 | |
19 | Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Революционно-демократические преобразования. Новые органы власти и управления. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. | Семинар | 1 | |
20 | Российские и советские полководцы в 20-30 гг. XX века. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Красные командиры. Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы. Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы. | Практикум | 2 | |
21 | Джугашвили (Сталин) И. В. Сталин - человек и политик. | Семинар | 1 | |
22 | Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945). Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло и др.). Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников и др.), причины просчѐтов и неудач. Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров. | Практикум | 2 | |
23 | СССР в 1953 -1964гг. СССР после ХХ съезда КПСС. Новые ориентиры развития общества. Н.С. Хрущѐв - человек и политик. Борьба за власть. Победа Н.С.Хрущѐва. Отставка Н.С. Хрущёва | Семинар | 1 | |
24 | СССР: от реформ — к застою. Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК — обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Члены Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю.Андропов, А.Громыко, К.Черненко, М.Суслов | Семинар | 1 | |
25 | Начало политики перестройки. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием. Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины её провала. Итоги и исторические уроки в перестройке. М. С. Горбачѐв - политик нового поколения. Оценка реформ Горбачѐва историками и политологами | Семинар | 1 | |
26 | Б.Н. Ельцин и суверенная Россия. Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик. Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е. Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин). | Практикум | 1 | |
27 | Политические лидеры России 21 века. В.В. Путин президент России. Парламентские и президентские выборы. Меры по укреплению вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Оценка деятельности российскими и зарубежными политиками. | Семинар Практикум | 1 | |
28 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | Контроль знаний и умений (в форме ЕГЭ) | 1 | |
Итого | 34 часа |
номер занятия | тема | кол-во |
1 | Вводное занятие. | 1 |
2 | Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства. | 0,5 1,5 |
3 | Русь во времена Владимира Святославовича. | 1 |
4 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 |
5 | Александр Невский. | 1 |
6 | От Калиты до Дмитрия Донского. | 0,5 1,5 |
7 | Иван III и образование единого государства. | 1 |
8 | Иван Грозный и его современники. | 1 |
9 | Минин и Пожарский в истории Смуты. | 1 |
10 | Первые Романовы. | 1 |
11 | Никон и Аввакум в церковном расколе. | 1 |
12 | Петр I и его современники. | 1 1 |
13 | Женщины на российском престоле XVIII века | 1 |
14 | Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века. . | 1 |
15 | Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года. | 2 |
16 | Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ. | 1 |
17 | Правление Александра III. | 1 |
18 | Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю. | 2 |
19 | Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. | 1 |
20 | Российские и советские полководцы в 20-30 гг. XX века. | 2 |
21 | Джугашвили (Сталин) И. В. | 1 |
22 | Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945). | 2 |
23 | СССР в 1953 -1964гг. | 1 |
24 | СССР: от реформ — к застою. | 1 |
25 | Начало политики перестройки. | 1 |
26 | Б.Н. Ельцин и суверенная Россия. | 1 |
27 | Политические лидеры России 21 века. | 1 |
28 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ
элективного курса «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ».
Личностные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные:
развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в устной и в письменной форме );
формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, спорить и отстаивать ;
формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами);
критически анализировать информацию из различных источников;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать события российской и зарубежной истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в развитии мирового сообщества;
устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой науки и культуры;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении курса «История в лицах»;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и зарубежной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей с древнего времени до наших дней;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ - XXI вв.;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения.
РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения
до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций истории считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.
Семинар – это форма организации учебного занятия, направленная на теоретическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых знаний. Семинар как форма организации учебного занятия в 11 классах может быть использован для обсуждения общих проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара для 11 классов.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
Цель семинара заключается в усвоении, систематизации, фиксации основных знаний по изучаемому вопросу, промежуточное тестировании, закрепление.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися. Практическое занятие курса истории как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области исторического знания, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др..
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Для проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Работа с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада.
Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
- тест
- устный опрос;
- викторина;
- защита исследовательской работы;
- написание эссе;
- решение практических задач;
- выполнение тематических заданий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ
| дата начала обучения по программе | дата окончания обучения по программе | всего учебных недель | количество учебных дней | количество учебных часов | режим занятий |
2021-2022 1 год | 01.09.2021 | 25.05.2022 | 34 | 34 | 34 | 1 раз в неделю по 1 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
- Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию.
Оборудование:
- столы и стулья, для детей среднего и старшего школьного возраста;
- магнитная доска;
- маркеры для доски;
- магниты для доски;
- проектор;
- 5 компьютеров или ноутбуков на учебную группу;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс;
- доступ в Интернет
5. Раздаточный материал:
- рабочие тетради;
- карточки с заданиями;
- бланки тестов;
- рекомендации.
6. Канцелярские товары:
- бумага для печати формата А4;
- шариковые ручки;
- маркеры;
- фломастеры;
- ватман и др.
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Основным объектом оценки при освоении курса «История в лицах» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их исторической грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «История в лицах»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления исторической грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.).
На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют тестовую контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности (в форме заданий ЕГЭ по истории).
Формы подведения итогов реализации программы: мини-исследования, банк терминов и описаний жизни выдающихся деятелей отечественной и зарубежной истории, саморефлексия и др.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Оценка решения практических задач
Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.
Критерии оценки практической задачи следующие:
• определение (выявление в результате поиска) алгоритма решения практической задачи;
• оценка альтернатив;
• обоснование итогового выбора.
Ученики заранее (на первом занятии) знакомятся с критериями оценивания и способами оформления решения практических задач.
Оценка конструктивности работы на семинаре
Конструктивность работы ученика на семинаре — это его вклад в развитие рассматриваемых идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается уровень активности участия обучающегося в обсуждении. Имеется в виду продуктивность этого участия, т. е. насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик находил недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагал более подходящие варианты. При этом оценка работы обучающегося будет достаточно субъективной. В данном формате невозможно представить все количественные измерители, поэтому педагог должен ориентироваться на качественные характеристики. При оценке работы на семинаре важно
не только исходить из абсолютных результатов, но также следует учитывать качественный прирост умения, т. е. насколько активнее обучающийся работает на данном занятии по сравнению с предыдущим.
Так, если ученик не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение педагога он может получить оценку «0» или 1 балл. Однако в некоторых случаях более приемлемо и гуманно не выставлять никакой отметки (например, ученик испытывает психологический барьер при выступлении, не освоил умения вступать в коллективное обсуждение проблемы). Активная и продуктивная работа на семинаре, безусловно, заслуживает отметки «4» или «5».
Оценивать работу на семинаре (пусть и несколько субъективно) необходимо. Учитель должен помочь обучающемуся сформировать не только внутреннюю, но и внешнюю мотивацию (для школьников это важно). Хорошая и (или) отличная отметка стимулирует ученика на более активную работу в будущем.
Оценка предметных знаний и умений
Проверка уровня овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем оценка письменного, тем не менее, можно выделить несколько общих принципов оценивания:
• ученик не отвечает на большинство вопросов (более 50%) или даёт неверные ответы — отметка «2» («неудовлетворительно»);
• ученик правильно отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично — отметка «3» («удовлетворительно»);
• ученик даёт верные ответы на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок — отметка «4» («хорошо»);
• ученик правильно отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок — отметка «5» («отлично»).
Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:
• за каждый правильный ответ на тестовый вопрос — 1 балл;
• за каждую решённую предметную задачу — 2, 3 или 4 балла1;
• за каждую практическую мини-задачу — 3, 4 или 5 баллов;
• за развёрнутый письменный ответ на вопрос — 5, 6, 7 или 8 баллов.
По сумме баллов выставляются отметки за выполнение контрольной работы:
0—50% от максимального количества баллов — «неудовлетворительно»;
51—70% — «удовлетворительно»;
71—90% — «хорошо»;
91—100% — «отлично».
Оценка эссе на историческую тему
Критерии оценивания эссе:
• раскрытие смысла высказывания — ученик не просто перефразировал мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объяснил, что автор имел в виду;
• логичность и системность изложения собственных мыслей —под логичностью понимается установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами исторической действительности, системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого;
• уровень теоретических суждений — теоретические суждения должны носить научный характер; для построения и аргументации своей позиции должно быть использовано усвоенное на уроках (понятия и знания);
• уровень фактической аргументации — подтверждение позиции ученика по обсуждаемому вопросу конкретными примерами
(из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.).
Учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Его задача — запустить механизм, способствующий восприятию действительности не только алгоритмически, но и творчески. При этом учитель должен отмечать и объяснять достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия, или использовал совершенно неподходящее знание, или привёл примеры, не объясняющие данное явление, и др.
Оценка выполнения исследовательской работы.
Критерии оценивания исследовательской работы:
• постановка исследовательской проблемы;
• формулирование объекта, цели и гипотезы исследования;
• использование адекватных методов исследования;
• использование разнообразных информационных источников;
• адекватность выводов.
Задания для оценивания результатов обучения:
• тематический тест — проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа.
• тематические задания — проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом;
• практические мини-задачи — проверяют овладение умениями и компетенциями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решение, используя освоенные знания и умения.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль знаний и умений (образец)
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко времени правления Б.Н. Ельцина. Какие?
1. Дефолт 2. Вертикаль власти 3. Либерализация цен 4. Шоковая терапия 5. Ваучерная приватизация 6. Федеральные округа
2.Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями:
ФАМИЛИИ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ : А) В.И. Ленин Б ) И.В. Сталин В ) Н.С. Хрущев Г ) М.С. Горбачев
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 1) Первый Съезд народных депутатов СССР 2) принятие плана ГОЭЛРО 3) первый полѐт человека в космос 4) вывод советских войск из Афганистана 5) подписание советско-германского Договора о ненападении Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ : А Б В Г 12 5 3 4 3.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет - и вы не узнаете России», - говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний». Ответ: _____________________________________.
4. Какой чертой характера отличался Император Николай 2:
1)жестокостью; 2) мягкостью; 3)высокомерием.
5. Кто из государственных деятелей был убит за реакционную деятельность: 1) С. Ю. Витте ; 2) П. А. Столыпин; 3) В.К. Плеве.
6. В. И. Ленин мог бы стать лауреатом Нобелевской премии. Его кандидатура серьѐзно рассматривалась и было решено ему дать эту премию. Что помешало ему вручить данную награду? 1) гражданская война; 2) введение НЭПа; 3) тюрьма.
7. Назовите настоящую фамилию И.В. Сталина:
1) Коба; 2) Джугашвили; 3) Саакашвили.
8. Какой термин , приведѐнный ниже, связан с эпохой Н. С. Хрущѐва:
1) "самиздат"; 2) "дело врачей"; 3)" рязанская афѐра".
9. За какие заслуги в 1990 году Президент СССР М. С. Горбачѐв был удостоен Нобелевской премии мира? Запишите. _______________________________________________________________________________________
10. По какой причине за 4 месяца до ухода Горбачѐва М.С. с поста самостоятельно, его пытались отстранить ГКЧП: 1) здоровье; 2) вопрос идеологии; 3) государственные вопросы.
11. Сколько раз В. В. Путин становился президентом страны: 1) три; 2) два; 3) четыре.
12. Заполните пустые ячейки таблицы. используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Реформа Год Реформатор
Судебная реформа 1864 г. А) Б) 1895-1897 г.г. В) Разрешение крестьянам выходить из общины с земельным наделом 1906 г.
Г) Д) Е) Николай 1 Пропущенные элементы: 1. Денежная реформа, устанавливающая золотой рубль основой денежной системы России.
2. Создание 3 отделения СЕИВК. ( Собственная Его Императорского Величества канцелярия)
3. Учреждение Государственного совета.
4. 1810 г.
5. 1826 г.
6. П. А. Столыпин;
7. С. Ю. Витте;
8. С. И. Зарудный;
9. Н. Х. Бунге.
10. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д Е
Ключи: 1 26 2 А-12 Б-6 В-3 Г-4 3 Столыпин П.А. 4 2 5 23 6 1 7 2 8 3 9 за деятельность, направленную на развитие международного сотрудничества 10 1 11 1 12 А-8 Б-1 В-7 Г-6 Д-2
Критерии оценивания: Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
……
Литература
для учителя
1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4.
А.Захарова, Л. Г. Александр 117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному
экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская
альтернатива. - М, 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж:
Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. И др.
Правовая база:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями).
для учеников
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому
государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева,
Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIH-XIX вв. - М.: Олма-Пресс
Образование, 2003 и т.д.
Интернет - источники по предмету
- Документальные фильмы, атласы, карты.
- Репродукции картин, фотографии.
- Дидактический материал (документы, исторические источники, схемы, таблицы, карты).
- Электронные источники:
http://rulers.narod.ru/ http://historydoc.edu.ru/ http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=7&id=0&srubr=3835 http://www.worldwar1.com. http://www.dio.ru/great_war/ http://militera.lib.ru/ http://history.standart.edu.ru/ http://rusimper.narod.ru/ о рос. императорах http://shiphistory.ru/ Россия корабельная
http://www.whiteforce.newmail.ru белая гвардия http://www.praviteli.org/main/about.php правители России и Советского Союза
http://stalinism.ru/ Сталин http://rkka.ru/index.htm О РККА http://pish.ru/application и др.
20