Рабочая программа элективного курса по математике «Решение олимпиадных задач при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»

9
0
Материал опубликован 5 November 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Обсуждено:

Руководитель МО учителей математики и информатики Мителькова Н.А. __________

Протокол заседания № 1

от ______________________

Согласовано:

Зам. директора по НМР

И.Н.Кожевникова______________

Протокол заседания НМС №1

от ___________________________

Утверждено:

Директор гимназии

Н.Ю. Степанова_________

Приказ по школе _______от_______

Рабочая программа элективного курса по математике
«Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»

10 класс

Учитель математики: Осипова С.Г.

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса по математике для учащихся 10 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу профильной математики 10 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать задачи олимпиадного уровня.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, практикумов. Курс нацелен на расширение и углубление математических знаний.

Цель курса: создание условий для углубления знаний учащихся по математике в процессе обучения основным подходам к решению олимпиадных задач.

Задачи курса математики определены следующие:

повышение уровня математической культуры;

формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;

формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;

расширение и углубление знаний по предмету;

формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

адаптация к переходу детей в высшее учебное заведение, имеющее профильную направленность.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 17 учебных часов. Занятия проводятся блочно, в каникулярное время, что позволяет достаточно глубоко проработать тему. Курс помогает расширить свои знания по предмету математика.

Личностные, метапредматные и предметные результаты освоения содержания курса

Изучение курса в 10 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

определять круг собственных интересов

объяснять определение алгоритма решения задачи, способа представления решения

самостоятельно конструировать деятельность

развивать умение адекватно оценивать себя

повысить личную уверенность при решении слабоструктурированных задач

в метапредметном направлении:

сформированности первоначальных представлений о математике как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

умения понимать и использовать математические средства
наглядности для иллюстрации содержания задачи;

способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-
синтетическую деятельность,

умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;

умения выстраивать цепочку сложных доказательных
рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;

понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

сформированности основы учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни

в предметном направлении:

умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

характеризовать способы решения задач;

ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач.

Ожидаемые результаты

умение ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач

успешная самореализация школьников в учебной деятельности, в олимпиадном и конкурсном движении

умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного, конкурсного движения, предпрофессиональной деятельности

создание индивидуальной базы заданий олимпиадных задач

Содержание изучаемого курса

В данном курсе рассмотрены четыре основные темы: «Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах», «Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел», «Оценка переменных, организация перебора», «Целочисленные прогрессии».

Учебно-тематический план

Тема

 

Классификация олимпиадных задач

 

Блок №1

Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах

 

Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными

 

Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными

 

Уравнения в целых числах

 

Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах

 

Задачи математических олимпиад

 

Блок №2

Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел.

Оценка переменных, организация перебора

 

Оценка переменных, организация перебора

 

Неравенства в целых числах, графические иллюстрации

 

Задачи на делимость

 

Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел

 

Задачи математических олимпиад

 

Блок №3

Целочисленные прогрессии

 

Экстремальные задачи в целых числах

 

Целочисленные прогрессии

 

Целые числа и квадратный трёхчлен

 

Задачи математических олимпиад

 

Блок №4

Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ

 

Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ

 

Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ

Лист диагностики оценки уровня достижений обучающихся

Предметные УУД

Фамилия, имя

Уровень освоения
алгоритмов решения задач
,

(высокий, средний, низкий)

Качество выполнения
конкурсных, олимпиадных работ
,

(высокий, средний, низкий)

С/О

О/У

С/О

О/У

         

Оценочный лист. Качество выполнения конкурсных, олимпиадных работ

Критерии

Показатели,

(мероприятия)

Весовой коэффициент показателя

Индикаторы

Победитель,

(3)

Призёр,

(2)

Участие,

(1)

Результаты участия учащихся в предметных конкурсах, дистанционно

 

1

     
         
         

Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах,

дистанционно

 

2

     
         
         

Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах,

очно

Губернаторская олимпиада по математике, муниципальный этап

3

     

Всероссийская олимпиада школьников по математике,

школьный этап

2

     

Всероссийская олимпиада школьников по математике,

муниципальный этап

5

     

Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах,

заочный этап

 

2

     
         
         

Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах,

очный этап

 

5

     
         
         

Высокий – более 10

Средний – от 4 до 10

Низкий – менее 4

Метапредметные УУД

Фамилия, имя

Организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем,

(да, нет, частично)

Смысловое чтение (умение ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста),

(да, нет, частично)

Умение самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации,

(да, нет, частично)

Умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного и конкурсного движения в предпро-фессиональной деятельности

(да, нет, частично)

С/О

О/У

С/О

О/У

С/О

О/У

С/О

О/У

                 

Личностные УУД

Фамилия, имя

Умение адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач

(да, нет, частично)

Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач

(да, нет, частично)

Активность в конкурсном и олимпиадном движениях

(да, нет, частично)

С/О

С/О

С/О

       

Оценочный лист обучающегося.

Элективный курс «Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»


учени____ 10 «____» класса МОУ «Гимназия №2» 2017-2018 уч. года

__________________________________________________________________

(Ф.И. обучающегося)

Показатели

Индикаторы

+

(да)

?

(частично)

-

(нет)

Знаю классификацию олимпиадных задач

     

Могу решать диофантовы уравнения в целых числах

     

Могу выполнять оценку переменных

     

Могу выполнять организацию перебора

     

Знаю алгоритм решения неравенств в целых числах

     

Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих уравнения в целых числах

     

Знаю основные теоремы, связанные с делимостью

     

Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих делимость целых чисел

     

Знаю основные понятия, формулы, связанные с целочисленными прогрессиями

     

Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих целочисленные прогрессии

     

Знаю основные элементы решения задач ЕГЭ №19

     

Знаю сайты дистанционных конкурсов по математике

     

Умею использовать онлайн-сервисы конкурсного движения по математике

     

Знаю сайты дистанционных олимпиад по математике

     

Знаю сайты вузовских олимпиад по математике

     

Умею использовать онлайн-сервисы олимпиадного движения по математике

     

Умею организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем

     

Умею ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста

     

Умею самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации

     

Умею адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач

     

Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач

     

Проявляю активность в конкурсном и олимпиадном движениях по математике

     

Итог:

Я усвоил элективный курс

(нужное подчеркнуть)

успешно

не совсем успешно

усвоил плохо

Задачи для самостоятельного решения
к дополнительной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
«За страницами учебника математики»

Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными

Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными

Уравнения в целых числах

Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах

Оценка переменных, организация перебора

Неравенства в целых числах, графические иллюстрации

Задачи на делимость

Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел

Экстремальные задачи в целых числах

Целочисленные прогрессии

Целые числа и квадратный трёхчлен

Целые числа и квадратный трёхчлен

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Ю.В. Садовничий. ЕГЭ 2017. Задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах- М.: Экзамен, 2017.

А.А. Прокофьев, А.Г. Корянов. Задачи на целые числа. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2016.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации