Рабочая программа элективного курса по математике «Решение олимпиадных задач при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
Обсуждено: Руководитель МО учителей математики и информатики Мителькова Н.А. __________ Протокол заседания № 1 от ______________________ |
Согласовано: Зам. директора по НМР И.Н.Кожевникова______________ Протокол заседания НМС №1 от ___________________________ |
Утверждено: Директор гимназии Н.Ю. Степанова_________ Приказ по школе _______от_______ |
Рабочая программа элективного курса по математике
«Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»
10 класс
Учитель математики: Осипова С.Г.
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по математике для учащихся 10 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу профильной математики 10 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать задачи олимпиадного уровня.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, практикумов. Курс нацелен на расширение и углубление математических знаний.
Цель курса: создание условий для углубления знаний учащихся по математике в процессе обучения основным подходам к решению олимпиадных задач.
Задачи курса математики определены следующие:
повышение уровня математической культуры;
формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
расширение и углубление знаний по предмету;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в высшее учебное заведение, имеющее профильную направленность.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17 учебных часов. Занятия проводятся блочно, в каникулярное время, что позволяет достаточно глубоко проработать тему. Курс помогает расширить свои знания по предмету математика.
Личностные, метапредматные и предметные результаты освоения содержания курса
Изучение курса в 10 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
определять круг собственных интересов
объяснять определение алгоритма решения задачи, способа представления решения
самостоятельно конструировать деятельность
развивать умение адекватно оценивать себя
повысить личную уверенность при решении слабоструктурированных задач
в метапредметном направлении:
сформированности первоначальных представлений о математике как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умения понимать и использовать математические средства
наглядности для иллюстрации содержания задачи;
способности наблюдать, сопоставлять факты, выполнять аналитико-
синтетическую деятельность,
умение выдвигать гипотезы при решении учебно-познавательных задач, понимать необходимость их проверки, обоснования;
умения выстраивать цепочку сложных доказательных
рассуждений, опираясь на изученные понятия и их свойства;
понимания необходимости применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
стремления продуктивно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
сформированности основы учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни
в предметном направлении:
умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
характеризовать способы решения задач;
ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач.
Ожидаемые результаты
умение ориентироваться среди различных типов олимпиадных задач
успешная самореализация школьников в учебной деятельности, в олимпиадном и конкурсном движении
умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного, конкурсного движения, предпрофессиональной деятельности
создание индивидуальной базы заданий олимпиадных задач
Содержание изучаемого курса
В данном курсе рассмотрены четыре основные темы: «Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах», «Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел», «Оценка переменных, организация перебора», «Целочисленные прогрессии».
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
|
Классификация олимпиадных задач |
Блок №1 Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах |
|
|
Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными |
|
Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными |
|
Уравнения в целых числах |
|
Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах |
|
Задачи математических олимпиад |
Блок №2 Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел. Оценка переменных, организация перебора |
|
|
Оценка переменных, организация перебора |
|
Неравенства в целых числах, графические иллюстрации |
|
Задачи на делимость |
|
Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел |
|
Задачи математических олимпиад |
Блок №3 Целочисленные прогрессии |
|
|
Экстремальные задачи в целых числах |
|
Целочисленные прогрессии |
|
Целые числа и квадратный трёхчлен |
|
Задачи математических олимпиад |
Блок №4 Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ |
|
|
Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ |
|
Задачи, аналогичные задачам №19 ЕГЭ |
Лист диагностики оценки уровня достижений обучающихся
Предметные УУД
Фамилия, имя |
Уровень освоения (высокий, средний, низкий) |
Качество выполнения (высокий, средний, низкий) |
||
С/О |
О/У |
С/О |
О/У |
|
Оценочный лист. Качество выполнения конкурсных, олимпиадных работ
Критерии |
Показатели, (мероприятия) |
Весовой коэффициент показателя |
Индикаторы |
||
Победитель, (3) |
Призёр, (2) |
Участие, (1) |
|||
Результаты участия учащихся в предметных конкурсах, дистанционно |
1 |
||||
Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, дистанционно |
2 |
||||
Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, очно |
Губернаторская олимпиада по математике, муниципальный этап |
3 |
|||
Всероссийская олимпиада школьников по математике, школьный этап |
2 |
||||
Всероссийская олимпиада школьников по математике, муниципальный этап |
5 |
||||
Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах, заочный этап |
2 |
||||
Результаты участия учащихся в вузовских олимпиадах, очный этап |
5 |
||||
Высокий – более 10
Средний – от 4 до 10
Низкий – менее 4
Метапредметные УУД
Фамилия, имя |
Организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем, (да, нет, частично) |
Смысловое чтение (умение ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста), (да, нет, частично) |
Умение самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации, (да, нет, частично) |
Умение использовать онлайн-сервисы олимпиадного и конкурсного движения в предпро-фессиональной деятельности (да, нет, частично) |
|||||
С/О |
О/У |
С/О |
О/У |
С/О |
О/У |
С/О |
О/У |
||
Личностные УУД
Фамилия, имя |
Умение адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач (да, нет, частично) |
Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач (да, нет, частично) |
Активность в конкурсном и олимпиадном движениях (да, нет, частично) |
С/О |
С/О |
С/О |
|
Оценочный лист обучающегося.
Элективный курс «Решение олимпиадных задач
при подготовке к ЕГЭ по математике профильного уровня»
учени____ 10 «____» класса МОУ «Гимназия №2» 2017-2018 уч. года
__________________________________________________________________
(Ф.И. обучающегося)
Показатели |
Индикаторы |
||
+ (да) |
? (частично) |
- (нет) |
|
Знаю классификацию олимпиадных задач |
|||
Могу решать диофантовы уравнения в целых числах |
|||
Могу выполнять оценку переменных |
|||
Могу выполнять организацию перебора |
|||
Знаю алгоритм решения неравенств в целых числах |
|||
Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих уравнения в целых числах |
|||
Знаю основные теоремы, связанные с делимостью |
|||
Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих делимость целых чисел |
|||
Знаю основные понятия, формулы, связанные с целочисленными прогрессиями |
|||
Имею представление об алгоритмах решения текстовых задач, использующих целочисленные прогрессии |
|||
Знаю основные элементы решения задач ЕГЭ №19 |
|||
Знаю сайты дистанционных конкурсов по математике |
|||
Умею использовать онлайн-сервисы конкурсного движения по математике |
|||
Знаю сайты дистанционных олимпиад по математике |
|||
Знаю сайты вузовских олимпиад по математике |
|||
Умею использовать онлайн-сервисы олимпиадного движения по математике |
|||
Умею организовывать собственную деятельность и (или) деятельность группы, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем |
|||
Умею ориентироваться в содержании текста олимпиадной задачи, понимать целостный смысл текста |
|||
Умею самостоятельно определять успешность выполненного задания, выявлять причины неудач в случае таковых и пути исправления ситуации |
|||
Умею адекватно оценивать свои возможности при решении олимпиадных задач |
|||
Повышение личной уверенности при решении слабоструктурированных задач |
|||
Проявляю активность в конкурсном и олимпиадном движениях по математике |
|||
Итог: Я усвоил элективный курс (нужное подчеркнуть) |
успешно |
не совсем успешно |
усвоил плохо |
Задачи для самостоятельного решения
к дополнительной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
«За страницами учебника математики»
Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными |
Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными |
Уравнения в целых числах |
Текстовые задачи, использующие уравнения в целых числах |
Оценка переменных, организация перебора |
Неравенства в целых числах, графические иллюстрации |
Задачи на делимость |
Текстовые задачи, использующие делимость целых чисел |
Экстремальные задачи в целых числах |
Целочисленные прогрессии |
Целые числа и квадратный трёхчлен |
Целые числа и квадратный трёхчлен |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Ю.В. Садовничий. ЕГЭ 2017. Задание 19. Решение задач и уравнений в целых числах- М.: Экзамен, 2017.
А.А. Прокофьев, А.Г. Корянов. Задачи на целые числа. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2016.