12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Силаева Зульфия Вализяновна55
Работаю в ОГАОУ "гимназия №2" учителем истории и обществознания. Стаж работы более 20 лет.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Рабочая программа элективного курса

по обществознанию в 9 классах

«Я – гражданин»

(учитель истории и социально-политических дисциплин

Силаева Зульфия Вализяновна)


Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества.

В.Путин

Пояснительная записка.

Целью программы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020годы».

Явления, которые происходят в обществе, особенно социально-экономические, предъявляют к школе новые требования. Эти требования выражаются в том, что выпускники школы должны не только обладать разносторонними знаниями, навыками и умениями, но и быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет им адаптироваться к суровым требованиям современной жизни, грамотно отстаивать свои гражданские права.

Сегодня требуются новые технологии преподавания и новое социальное содержание, т.к. происходят серьезные изменения и в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением знаний. Именно от них, от их гражданской позиции зависит, каким будет будущее, в каком мире они будут жить, как будут решать проблемы.

Современная личность должна быть социально мобильной, коммуникабельной, психологически устойчивой, технически и гуманитарно-образованной и грамотной. В условиях построения правового демократического государства молодое поколение должно знакомиться с принципами демократии и вариантами ее воплощения в жизнь.

Традиционная цель гражданского и правового воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, т.к. каждый ребенок находится в социуме.

Программа элективного курса «Я – гражданин» разработана в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и

- ориентирована на формирование гражданского самосознания и правовой культуры учащихся;

- имеет нравственно-правовой характер;

- позволяет расширить социокультурный опыт школьников;

- способствует созданию основы для формирования собственной гражданской позиции;

- помогает развитию достоинства каждого учащегося, навыков демократического, толерантного поведения.

Темы, рассматриваемые в данном курсе, вводят учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть занятий посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.

Данная программа направлена на более подробное ознакомление с текстом Конституции РФ, дает возможность принять участие в правовых викторинах, диспутах, тренингах; рассмотреть и разрешить проблемы и вопросы через игровые ситуации, ролевые игры. Тем самым учащиеся активизируют знания уже полученные на уроках, вырабатывают интеллектуальную деятельность.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

Планируемые результаты:

Повысить правовые знания учащихся до уровня личностно-значимых ценностей, которыми каждый школьник будет осмысленно руководствоваться в своей повседневной практической деятельности.

Личностные:

• мотивация на участие в жизни общества;

• заинтересованность в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

• осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• развитие различных видов публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в социальной практике.

Предметные:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности на осознании


СОДЕРЖАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Я – ГРАЖДАНИН».

(1 час в неделю)


п/п

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

1

Основной закон государства

2

2

Гражданское общество и правовое государство

3

3

Права и свободы человека и гражданина

2

4

Равенство

2

5

Главные человеческие ценности

4

6

Права и обязанности

10

7

Государство и власть

5

8

Право активного участия в жизни общества

1

9

Насилие и закон (азбука права)

1

10

Лидер

2

11

Обобщающие занятия

3


ИТОГО:

35


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Конституция Российской Федерации. Санкт – Петербург 2012.

Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – Москва. «Вако» (Педагогика. Психология. Управление.) ЭК 2007.

«Мой выбор». Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Москва. ЭК 2007.

Скворцова И.В., Мартынова А.А., Гордеева И.В. Быть гражданином учимся в школе: методические рекомендации по формированию гражданских качеств личности современного школьника средствами гражданского образования. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

Общест вознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб. 2001.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

http://www.rsnet.ru — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

. http://president.kremlin.ru — Президент Российской Федерации

http://www.rsnet.ru — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.hro.org — Права человека в России.


http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1. Знай свои права

2. Защита правопорядка

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:


Конституция Российской Федерации. Санкт – Петербург 2012.

Никитин А.Ф. и др. Школьникам о праве. Москва «Просвещение» ЭК 2002.

«Мой выбор». Рабочая тетрадь для учеников средней школы. Москва ЗАО «Учительская газета» ЭК 2007.


5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.