Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» (5–6 классы)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Управление образования администрации города Оренбурга
МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 86"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО | Методическим советом | Директор |
______________Павлова Е.С. | | __________Сапкулова Е.В. |
Протокол №1 | ||
Протокол №1 | Приказ № | |
от "26" августа 2022 г. | от "___" ______________ 2022 г. | от "____" ________ 2022 г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Элективного курса
«ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ»
(для 5-6 классов образовательных организаций)
Оренбург 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ»
Курс «Введение в химию» создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-6 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
С учетом психологических особенностей детей этого возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня».
Для повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения, личностно-ориентированное обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т. д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов:
Экология – понимание изменений в окружающей среде и организовать свое отношение к природе.
Физика – физические свойства веществ, физические методы анализа вещества.
История – исторические сведения из мира химии.
Биология – химический состав объектов живой природы;
География – распространенность веществ в природе;
Информатикой – поиск информации в Интернете, создание и оформление презентаций, работа в текстовых и табличных редакторах.
Одним из средств повышения качества образования является формирование функциональной грамотности, которая оценивается в соответствии с методологией моделей международных исследований. Функциональная грамотность прослеживается через предметные, метапредметные и личностные результаты и подразумевает, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий и в общественно-социальной сфере жизни. Для достижения этих целей при проектировании уроков включаются различные виды заданий по формированию функциональной грамотности, содержащиеся в Банках заданий разных уровней. Кроме того в программах внеурочной деятельности включены задания по формированию функциональной грамотности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ»
Главная цель курса – развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Задачи:
образовательные:
сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;
познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;
сформировать практические умения и навыки, например, умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;
показать связь химии с другими науками.
воспитательные:
способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;
поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.
развивающие:
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения;
навыки самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;
развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.
В рамках программы курса создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебным планом на его изучение отведено 68 учебных часов — по 1 ч. в неделю в 5 и 6 классах соответственно.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Первоначальные понятия
Вещества вокруг тебя, оглянись!
Физические свойства веществ. Тела и вещества.
Химия – наука экспериментальная и … безопасная!
Физические и химические процессы вокруг нас. Признаки химических явлений. Творческий проект «Физические и химические явления в моей жизни».
Часто простое кажется сложным… Атомы и молекулы.
Что в имени тебе моем… Химические элементы. Мистический порядок. Периодическая таблица. Химические формулы веществ. Относительная атомная и молекулярная массы.
Вещества вокруг нас
Простые с сложные вещества. Массовая доля элемента.
Кислород – эликсир жизни. Многоликий углерод.
Оксиды вокруг нас. Вода – основа жизни. Углекислый газ. Приятно познакомиться.
Кислоты в нашей жизни. Как обнаружить кислоту? Индикаторы.
Основания в нашей жизни.
Соли в нашей жизни. Поваренная соль. Разгадка тайны накипи. Что такое минеральные воды? Кристаллы вокруг нас.
Лабораторные опыты:
Лабораторный опыт №1. Знакомство с химическим лабораторным оборудованием (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №2. Простейшие приемы работы с химическим лабораторным оборудованием (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №3. Наблюдение за горящей свечой. Изучение строения пламени. Знакомство с работой спиртовки (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №4. Атомы и молекулы. Моделирование молекул веществ (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №5. Получение и обнаружение углекислого газа (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №6. Обнаружение кислот в продуктах питания (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №7. Анализ средств бытовой химии (инструктаж по технике безопасности).
Лабораторный опыт №8. Выращивание кристаллов соли. Домашний эксперимент (инструктаж по технике безопасности).
6 КЛАСС
Химические символы и формулы. Периодическая система.
Основные классы неорганических веществ.
Массовая доля элемента в соединении.
Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Способы разделения смесей. Способы разделения однородных смесей. Способы разделения неоднородных смесей. Смеси в природе и быту. Молоко – смесь веществ. Воздух как смесь веществ. Почва как смесь веществ. Краски – смеси веществ. Практическое применение способов очистки веществ.
Способы выражения количественного состава смесей. Массовая доля компонента смеси.
Растворы как разновидность смесей. Растворимость. Виды растворов. Массовая доля вещества в растворе. Способы приготовления растворов.
Смеси в моей жизни
Физические и химические явления. Условия и признаки химических реакций.
Уравнение химической реакции – отражение превращения веществ.
Уравнение химической реакции. Расстановка коэффициентов.
Химические реакции.
Типы химических реакций. Реакции соединения. Реакции разложения. Реакции замещения. Реакции обмена.
Массовая доля элемента в соединении. Массовая доля вещества в смеси. Массовая доля вещества в растворе.
Уравнения реакций.
Лабораторные опыты:
Лабораторный опыт №1 «Разделение смесей различного состава» (инструктаж по технике безопасности)
Лабораторный опыт №2 «Удаление пятен различного состава» (инструктаж по технике безопасности)
Лабораторный опыт №3 «Приготовление раствора определенной массовой доли растворенного вещества» (инструктаж по технике безопасности)
Лабораторный опыт №4 «Признаки химических реакций» (инструктаж по технике безопасности)
Лабораторный опыт №5 «Осуществление превращений разного типа» (инструктаж по технике безопасности)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) развитие навыков проведения химического эксперимента и его анализа.
Личностные результаты:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
4) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
5) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные действия:
Познавательные универсальные действия | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать | анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия:
Регулятивные универсальные действия | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умения планировать свои действия | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умения оценивать свои действия | оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия:
Коммуникативные универсальные действия | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
Целевые ориентиры и планируемые результаты формирования функциональной грамотности
Стандарты подразумевают, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. Формирование функциональной грамотности рассматривается с точки зрения направлений и соответствующих результатов:
Читательская грамотность – способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность – Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах.
Финансовая грамотность – способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разные финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия.
Креативное мышление – способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.
Глобальные компетенции – способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем.
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами работы является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Первоначальные понятия | 15 | 1 | 0 | https://resh.edu.ru/subject/29/8/ | |
2. | Вещества вокруг нас | 19 | 1 | 0 | https://resh.edu.ru/subject/29/8/ | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 | |
6 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Чистые вещества и смеси | 22 | 2 | 0 | https://resh.edu.ru/subject/29/8/ | |
2. | Физические и химические явления | 12 | 1 | 0 | https://resh.edu.ru/subject/29/8/ | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 7 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
1. | Вещества вокруг тебя, оглянись! Вводный инструктаж по технике безопасности. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
2. | Физические свойства веществ. Тела и вещества. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
3. | Химия – наука экспериментальная и … безопасная! | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
4. | Знакомство с химическим лабораторным оборудованием. Лабораторный опыт №1 «Лабораторное оборудование» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
5. | Простейшие приемы работы с химическим лабораторным оборудованием. Лабораторный опыт №2 «Приемы работы с химическим оборудованием» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
6. | Физические и химические процессы вокруг нас. Признаки химических явлений. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
7. | Наблюдение за горящей свечой. Изучение строения пламени. Лабораторный опыт №3 «Знакомство с работой спиртовки» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Письменный |
8. | Творческий проект «Физические и химические явления в моей жизни». | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
9. | Часто простое кажется сложным… Атомы и молекулы. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
10. | Что в имени тебе моем… Химические элементы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
11. | Мистический порядок. Периодическая таблица. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
12. | Химические формулы веществ. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
13. | Относительная атомная и молекулярная массы. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
14. | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа |
15. | Атомы и молекулы. Лабораторный опыт №4 «Моделирование молекул веществ» Моделирование молекул веществ (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
16. | Вещества вокруг нас. Простые с сложные вещества. Массовая доля элемента. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
17. | Кислород – эликсир жизни. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
18. | Многоликий углерод. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
19. | Оксиды вокруг нас. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
20. | Вода – основа жизни. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
21. | Углекислый газ. Приятно познакомиться. | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
22. | Углекислый газ. Лабораторный опыт №5 «Получение и обнаружение углекислого газа» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
23. | Кислоты в нашей жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос |
24. | Как обнаружить кислоту? Индикаторы. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
25. | Кислоты. Лабораторный опыт №6 «Обнаружение кислот в продуктах питания» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
26. | Основания в нашей жизни. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
27. | Анализ средств бытовой химии. Лабораторный опыт №7 «Исследование состава средств бытовой химии» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
28. | Соли в нашей жизни. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
29. | Поваренная соль. | 1 | 0 | 0 | Диктант; |
30. | Разгадка тайны накипи. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
31. | Что такое минеральные воды? | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; |
32. | Кристаллы вокруг нас. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
33. | Соли. Лабораторный опыт №8 «Выращивание кристаллов соли. Домашний эксперимент» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
34. | Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа | 1 | 0 | 0 | Контрольная работа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 0 |
6 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
| |||||
1. | Химические символы и формулы. Периодическая система | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
2. | Основные классы неорганических веществ | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
3. | Входная контрольная работа | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа |
4. | Массовая доля элемента в соединении | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
5. | Массовая доля элемента в соединении | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
6. | Чистые вещества и смеси. Виды смесей | 1 | 1 | 0 | Письменный контроль; |
7. | Способы разделения однородных смесей | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
8. | Способы разделения неоднородных смесей | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
9. | Смеси в природе и быту | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
10. | Молоко – смесь веществ | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
11. | Воздух как смесь веществ | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
12. | Почва как смесь веществ | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
13. | Краски – смеси веществ | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
14. | Способы разделения смесей. Лабораторный опыт №1 «Разделение смесей различного состава» (инструктаж по технике безопасности) | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
15. | Практическое применение способов очистки веществ. Лабораторный опыт №2 «Удаление пятен различного состава» (инструктаж по технике безопасности) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
16. | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; |
17. | Способы выражения количественного состава смесей. Массовая доля компонента смеси. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
18. | Растворы как разновидность смесей. Растворимость. Виды растворов. | 1 | 0 | 0 | Письменная работа; |
19. | Массовая доля вещества в растворе. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
20. | Массовая доля вещества в растворе. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
21. | Способы приготовления растворов. Лабораторный опыт №3 «Приготовление раствора определенной массовой доли растворенного вещества» (инструктаж по технике безопасности) | 1 | 0 | 0 | Самооценка с |
22. | Смеси в моей жизни | 1 | 0 | 0 | Письменная работа; |
23. | Физические и химические явления. Условия и признаки химических реакций. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
24. | Уравнение химической реакции – отражение превращения веществ. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
25. | Уравнение химической реакции. Расстановка коэффициентов. | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
26. | Химические реакции. Лабораторный опыт №4 «Признаки химических реакций» (инструктаж по технике безопасности) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
27. | Типы химических реакций. Реакции соединения | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
28. | Типы химических реакций. Реакции разложения | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
29. | Типы химических реакций. Реакции замещения | 1 | 0 | 0 | Письменный контроль; |
30. | Типы химических реакций. Реакции обмена | 1 | 0 | 0 | Письменная работа; |
31. | Типы химических реакций. Лабораторный опыт №5 «Осуществление превращений разного типа» (инструктаж по технике безопасности) | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
32. | Массовая доля элемента в соединении. Массовая доля вещества в смеси. Массовая доля вещества в растворе. | 1 | 0 | 0 | Тестирование; |
33. | Уравнения реакций. | 1 | 0 | 0 | Устный опрос; |
34. | Промежуточная аттестация: комплексная контрольная работа | 1 | 0 | 0 | Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая тетрадь
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
5 КЛАСС
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания и методов школьного образования / Авторы: Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. / Под ред. А.Ю. Пентина
Каким быть уроку химии в современной школе? https://edsoo.ru/Himiya.htm
Методические пособия и видеоуроки: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ. Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для учителей общеобразовательных организаций) Авторы: Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В., Селиванова Н.Л., Шустова И.Ю., Парфенова И.С., Черкашин О.Е., Бебенина Е.В. / Под.ред. П.В. Степанова
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания и методов школьного образования Авторы: Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. / Под ред. А.Ю. Пентина
Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде Авторы: Осмоловская И.М., Кларин М.В., Гудилина С.И., Макаров М.И. / Под ред. И.М. Осмоловской.
Интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне основного общего образования: https://content.edsoo.ru/lab/ Химия (13 виртуальных лабораторных работ)
Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций: https://content.edsoo.ru/case/ Химия (6 методических кейсов)
6 КЛАСС
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания и методов школьного образования / Авторы: Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. / Под ред. А.Ю. Пентина
Каким быть уроку химии в современной школе? https://edsoo.ru/Himiya.htm
Методические пособия и видеоуроки: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ. Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для учителей общеобразовательных организаций) Авторы: Степанов П.В., Круглов В.В., Степанова И.В., Селиванова Н.Л., Шустова И.Ю., Парфенова И.С., Черкашин О.Е., Бебенина Е.В. / Под.ред. П.В. Степанова
Преподавание естественно-научных предметов в условиях обновления содержания и методов школьного образования Авторы: Пентин А.Ю., Заграничная Н.А., Никишова Е.А., Семенова Г.Ю., Овчинников А.В. / Под ред. А.Ю. Пентина
Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде Авторы: Осмоловская И.М., Кларин М.В., Гудилина С.И., Макаров М.И. / Под ред. И.М. Осмоловской.
Интерактивные виртуальные лабораторные и практические работы на углубленном уровне основного общего образования: https://content.edsoo.ru/lab/ Химия (13 виртуальных лабораторных работ)
Интерактивные методические материалы для методической поддержки образовательных организаций: https://content.edsoo.ru/case/ Химия (6 методических кейсов)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
5 КЛАСС
https://resh.edu.ru
www.1september.ru
https://www.yaklass.ru/p/himija
http://www.xumuk.ru
http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/himiya-60-zadanii.pdf
http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/metod-rek-yestestv-nauchn.pdf https://educont.ru
https://media.prosv.ru/content/?klass=8&subject=9
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/?subject%5B0%5D=31
6 КЛАСС
https://resh.edu.ru
www.1september.ru
https://www.yaklass.ru/p/himija
http://www.xumuk.ru
http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/himiya-60-zadanii.pdf
http://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/zadaniya-dlya-5-9-klassov/metod-rek-yestestv-nauchn.pdf https://educont.ru
https://media.prosv.ru/content/?klass=8&subject=9
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/?subject%5B0%5D=31
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения: моноблок, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, периферийные устройства (колонки звуковые, мышь оптическая, клавиатура, сетевой фильтр)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ
Перечень оборудования в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 23 августа 2021 г. № 590 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания…» | Перечень имеющегося оборудования Да/нет |
Доска классная | + |
Система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте) | + |
Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой | Частично (без ящиков и тумбы) |
Кресло учителя | + |
Шкаф для хранения учебных пособий | + |
Доска пробковая/доска магнитно-маркерная | – |
Система (устройство) для затемнения окон | – |
Сетевой фильтр | + |
Документ-камера | + |
Многофункциональное устройство/ принтер | – |
Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте) | – |
Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса) | + |
Электронные средства обучения / Интерактивные пособия / Онлайн-курсы (по предметной области) | + |
Комплект учебных видеофильмов | + |
Словари, справочники, энциклопедии (по предметной области) | + |
Стул ученический поворотный, регулируемый по высоте | Частично (не поворотный) |
Тумба для таблиц под доску / Шкаф для хранения таблиц и плакатов / Система хранения и демонстрации таблиц и плакатов | + |
Комплект демонстрационных учебных таблиц (по предметной области) | + |
Аптечка универсальная для оказания первой медицинской помощи (в соответствии с приказом № 822н) | + |
Специализированная мебель и системы хранения для кабинета | |
Основное оборудование | |
Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока) | Частично (нет электроснабжения) |
Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием) | – |
Стол ученический лабораторный, регулируемый по высоте (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, бортиком по наружному краю, подводкой и отведением воды и сантехникой) / Стол ученический, регулируемый по высоте | Частично (не регулируется по высоте, без бортиков) |
Огнетушитель | + |
Дополнительное вариативное оборудование | |
Стойки для хранения ГИА-лабораторий | – |
Технические средства | |
Основное оборудование | |
Флипчарт с магнитно-маркерной доской | – |
Дополнительное вариативное оборудование | |
Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) | – |
Оборудование химической лаборатории | |
Специализированная мебель и системы хранения для химической лаборатории | |
Основное оборудование | |
Лабораторный островной стол (двухсторонний, с защитным, химостойким и термостойким покрытием, надстольем, с подсветкой и электрическими розетками, подводкой и отведением воды и сантехникой) | + |
Стул лабораторный, регулируемый по высоте | - |
Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока) | - |
Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием) | - |
Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой | - |
Кресло учителя | - |
Шкаф вытяжной панорамный | + |
Шкаф для хранения учебных пособий | + |
Огнетушитель | - |
Демонстрационное оборудование и приборы для кабинета и лаборатории | |
Основное оборудование | |
Весы электронные с UЅВ-переходником | – |
Столик подъемный | + |
Центрифуга демонстрационная | + |
Штатив демонстрационный | + |
Аппарат для проведения химических реакций | + |
Аппарат Киппа | + |
Эвдиометр | + |
Генератор (источник) высокого напряжения | + |
Горелка универсальная | + |
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды | + |
Набор для электролиза демонстрационный | + |
Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный) | + |
Прибор для окисления спирта над медным катализатором | + |
Прибор для получения галоидоалканов демонстрационный | + |
Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде | + |
Установка для фильтрования под вакуумом | + |
Прибор для определения состава воздуха | + |
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей | + |
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ | + |
Установка для перегонки веществ | + |
Барометр-анероид | + |
Лабораторно-технологическое оборудование для кабинета и лаборатории | |
Основное оборудование | |
Цифровая лаборатория по химии для учителя | + |
Цифровая лаборатория по химии для ученика | + |
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров лабораторный | + |
Колбонагреватель | + |
Электроплитка | + |
Баня комбинированная лабораторная | + |
Весы для сыпучих материалов | + |
Прибор для получения газов (далее - ППГ) | + |
Спиртовка лабораторная | + |
Магнитная мешалка | + |
Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся | + |
Набор для чистки оптики | + |
Набор посуды для реактивов | + |
Набор посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ | + |
Набор принадлежностей для монтажа простейших приборов по химии | + |
Набор посуды и принадлежностей из пропилена (микролаборатория) | + |
Дополнительное вариативное оборудование | |
Комплект ГИА-лаборатории по химии | – |
Муфельная печь | – |
Лабораторная химическая посуда для кабинета и лаборатории | |
Основное оборудование | |
Комплект колб демонстрационных | + |
Набор пробок резиновых | + |
Переход стеклянный | + |
Пробирка Вюрца | + |
Пробирка двухколенная | + |
Соединитель стеклянный | + |
Зажим винтовой | + |
Зажим Mopa | + |
Шланг силиконовый | + |
Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный | + |
Дозирующее устройство (механическое) | + |
Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса | + |
Комплект ложек фарфоровых | + |
Комплект мерных колб малого объема | + |
Комплект мерных колб | + |
Комплект мерных цилиндров пластиковых | + |
Комплект мерных цилиндров стеклянных | + |
Комплект воронок стеклянных | + |
Комплект пипеток | + |
Комплект стаканов пластиковых/стеклянных | + |
Комплект стаканов химических мерных | + |
Комплект стаканчиков для взвешивания | + |
Комплект ступок с пестиками | + |
Набор шпателей | + |
Набор пинцетов | + |
Набор чашек Петри | + |
Трубка стеклянная | + |
Эксикатор | + |
Чаша кристаллизационная | + |
Щипцы тигельные | + |
Бюретка | + |
Пробирка | + |
Банка под реактивы полиэтиленовая | + |
Банка под реактивы стеклянная из темного стекла с притертой пробкой | – |
Набор склянок для растворов реактивов | + |
Палочка стеклянная | + |
Штатив для пробирок | + |
Комплект ершей для мытья лабораторной посуды | + |
Комплект средств для индивидуальной защиты | + |
Комплект термометров | + |
Сушильная панель для посуды | + |
Дополнительно вариативное оборудование | |
Переход стеклянный | + |
Воронка делительная | + |
Ступка фарфоровая с пестиком | + |
Зажим пробирочный | + |
Чашечка для выпаривания | + |
Фильтровальная бумага/фильтры бумажный | + |
Комплект этикеток | + |
Тигель | + |
Модели (объемные и плоские), натуральные объекты (коллекции, химические реактивы) для кабинета и лаборатория | |
Основное оборудование | |
Комплект моделей кристаллических решеток | + |
Модель молекулы белка | + |
Набор для моделирования строения неорганических веществ | + |
Набор для моделирования строения органических веществ | + |
Набор для моделирования строения атомов и молекул | + |
Набор для моделирования электронного строения атомов | + |
Комплект коллекций | + |
Комплект химических реактивов | + |
Демонстрационные учебно-наглядные пособия | |
Основное оборудование | |
Комплект портретов великих химиков | + |
Пособия наглядной экспозиции | + |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева электронная | + |
Оборудование лаборантской кабинета химии | |
Основное оборудование | |
Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой | + |
Кресло учителя | + |
Стол лабораторный моечный | + |
Сушильная панель для посуды | + |
Шкаф для хранения учебных пособий | + |
Шкаф для хранения химических реактивов огнеупорный | + |
Шкаф для хранения химических реактивов | + |
Шкаф для хранения лабораторной посуды и приборов | + |
Шкаф вытяжной | + |
Лаборантский стол | – |
Стул лабораторный, регулируемый по высоте | – |
Электрический аквадистиллятор | + |
Шкаф сушильный | нет |
Резиновые перчатки | + |
Оценочные материалы
5 класс
Контрольная работа за первое полугодие
План работы
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
Типы заданий: КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом, ЭПЗ – экспериментально-практическое задание.
№ | Код КЭС | Контролируемый элемент содержания | Тип зада-ния | Уровень слож-ности | Бал-лы | Время выпол-нения, мин. |
2.1 | Физические и химические явления | РО | Б | 3 | 6 | |
1.6 | Химический элемент | РО | Б | 3 | 6 | |
1.4 | Проведение расчетов на основе формул | РО | П | 4 | 12 | |
4.1 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. | РО | В | 6 | 12 |
Критерии оценивания
Итого 16 баллов
14-16 баллов – отметка «5»
11-13 баллов – отметка «4»
7-10 баллов – отметка «3»
<7 баллов – отметка «2»
Вариант 1
Задание 1. Приведите 3 примера химических явлений в быту.
Задание 2. Приведите 3 примера химических элементов, названных в честь географических (не астрономических) объектов.
Задание 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу веществ: Na2SO4, Zn(NO3)2, CuO, PCl5.
Задание 4. Назовите оборудование, опишите его назначение:
Ответы:
| Вариант 1 |
1. | 1) добавление лимона в чай, 2) гашение соды уксусом, 3) скисание продуктов |
2. | Америций (от англ. America), Берклий (от англ. город на западе США), Галлий (от лат. Gallia – Франция), Гафний (от лат. Hafnia – Копенгаген), Германий (от лат. Германия), Гольмий (от лат. Стокгольм), Дубний (в честь Дубны), Европий (в честь Европы), Калифорний (от англ. California), Лютеций (от лат. Lutetia – Париж), Магний (от греч. Магнисия – полуостров в Греции), Медь (лат. название от лат. остров Кипр), Полоний (в честь Польши), Рений (от лат. Rhenus – Рейн), Рутений (от лат. Ruthenia – Россия), Скандий (от лат. Scandia – Скандинавия), Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее название Скандинавии), Франций (в честь Франции), Хассий (в честь немецкой федеративной земли Гессен |
3. | 142; 189; 80; 208,5 |
4. | 1) коническая колба, 2) тигельные щипцы, 3) фарфоровая чашка |
Комплексная контрольная работа
План работы
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
Типы заданий: КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом, ЭПЗ – экспериментально-практическое задание.
№ | Код КЭС | Контролируемый элемент содержания | Тип зада-ния | Уровень слож-ности | Бал-лы | Время выпол-нения, мин. |
1.6 | Номенклатура неорганических соединений. | РО | Б | 3 | 5 | |
1.6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. | РО | Б | 4 | 12 | |
4.1 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. | РО | В | 6 | 12 | |
4.1 | Лабораторная посуда и оборудование. | РО | В | 6 | 12 |
Критерии оценивания
Итого 14 баллов
12-14 баллов – отметка «5» 9-11 баллов – отметка «4»
6-8 баллов – отметка «3» <6 баллов – отметка «2»
Вариант 1
Задание 1. Заполните пропуски:
№ | ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА |
1. | CO2 | … |
2. | NaCl | … |
3. | … | Вода |
4. | … | Соляная кислота |
5. | H2S | … |
6. | … | Мел |
Задание 2. Определите класс каждого вещества: FeCl3, NaOH, CaCO3, HCl, NaCl, CO2, CaCl2, H2O, CaO, C.
Задание 3. Внимательно изучите иллюстрацию по работе учащихся в химической лаборатории. Опишите работу учащихся, отмеченных буквами. Что они делают правильно, а где допускают ошибки.
Задание 4. Назовите оборудование, опишите его назначение:
Ответы:
| Вариант 1 | ||||||||||||||||||||||
CO2 – углекислый газ, NaCl – поваренная соль, H2O – вода, HCl- соляная кислота, H2S – сероводород, CaCO3 - мел | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
4. | 1) коническая колба, 2) тигельные щипцы, 3) фарфоровая чашка |
6 класс
Входная контрольная работа
План работы
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
Типы заданий: КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом, ЭПЗ – экспериментально-практическое задание.
№ | Код КЭС | Контролируемый элемент содержания | Тип зада-ния | Уровень слож-ности | Бал-лы | Время выпол-нения, мин. |
1.6 | Периодическая система химических элементов | РО | Б | 4 | 5 | |
1.6 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. | РО | Б | 5 | 12 | |
4.1 | Расчеты по химической формуле | РО | В | 3 | 12 | |
4.1 | Лабораторная посуда и оборудование. | РО | В | 3 | 12 |
Критерии оценивания
Итого 15 баллов
13-15 баллов – отметка «5» 10-12 баллов – отметка «4»
6-9 баллов – отметка «3» <6 баллов – отметка «2»
Вариант 1
Задание 1. Заполните таблицу
| Порядковый номер | Символ элемента | Номер периода | Номер группы | Тип подгруппы | Металл/ неметалл | Относительная атомная масса Аr |
Медь | | | | | | | |
Сера | | | | | | | |
Задание 2. Определите класс каждого вещества (металл, неметалл, оксид, кислота, основание, соль:
FeCl3 | NaOH |
CaCO3 | HCl |
NaCl | CO2 |
CaCl2 | H2O |
CaO | C |
Задание 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу для веществ:
CuSO4
Mg(ClO3)2
ZnO
Задание 4. Назовите оборудование, опишите его назначение:
1 –
2 –
3 –
Контрольная работа за первое полугодие
План работы
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
Типы заданий: КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом, ЭПЗ – экспериментально-практическое задание.
№ | Код КЭС | Контролируемый элемент содержания | Тип зада-ния | Уровень слож-ности | Бал-лы | Время выпол-нения, мин. |
1.6 | Расчеты по химической формуле | РО | Б | 4 | 10 | |
1.6 | Смеси. Виды смесей. | РО | Б | 4 | 10 | |
4.1 | Смеси. Способы разделения смесей. | РО | В | 4 | 10 | |
4.1 | Виды смесей. | РО | Б | 2 | 8 |
Критерии оценивания
Итого 14 баллов
12-14 баллов – отметка «5» 9-11 баллов – отметка «4»
6-8 баллов – отметка «3» <6 баллов – отметка «2»
Вариант 1
Задание 1. Рассчитайте массовую долю каждого элемента в соединении Mg(NO3)2.
Задание 2. Определите тип смеси: почва, воздух, газированная вода, томатный сок, стальной гвоздь, яблочный сок без мякоти.
Задание 3. Предложите алгоритм разделения смеси, состоящей из медных опилок, соли, древесных опилок.
Задание 4. Дайте определение терминам: выпаривание, фильтрование.
Комплексная контрольная работа
План работы
Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
Типы заданий: КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развернутым ответом, ЭПЗ – экспериментально-практическое задание.
№ | Код КЭС | Контролируемый элемент содержания | Тип зада-ния | Уровень слож-ности | Бал-лы | Время выпол-нения, мин. |
4.1 | Условия и признаки химических реакций | РО ЭПЗ | В | 3 | 10 | |
1.6 | Расчеты по химической формуле | РО | П | 2 | 10 | |
1.6 | Массовая доля вещества в растворе | РО | Б | 2 | 7 | |
4.1 | Уравнение химической реакции | РО | В | 3 | 10 |
Критерии оценивания
Итого 10 баллов
9-10 баллов – отметка «5» 7-8 баллов – отметка «4»
4-7 баллов – отметка «3» <4 баллов – отметка «2»
Вариант 1
Задание 1. Назовите условия и признаки химической реакции – разложение глюконата кальция.
Задание 2. Рассчитайте массовую долю углерода в глюконате кальция (СаC12H22O14).
Задание 3. Какой объем воды и какую массу поваренной соли нужно взять для приготовления 300 г 5% раствора соли?
Задание 4. Определите тип реакции, расставьте коэффициенты:
Al + FeCl2 = Fe + AlCl3
NaOH + Fe(NO3)3 = Fe(OH)3 + NaNO3
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O