Рабочая программа факультативного курса «Храмовая культура Восточной Сибири» (10 класс)
Рабочая программа
факультативного курса «Храмовая культура Восточной Сибири»
10 класс
Уровень среднего общего образования
Составитель:
Нетесова Лариса Васильевна,
учитель географии
Занятия курса проводятся в рамках региональной составляющей учебного плана на уровне среднего общего образования в 10 классе в течение первого полугодия. Общая продолжительность курса составляет 17 часов. По окончании курса учащиеся получают «зачет» (по итогам всех выполненных работ) или «незачет».
Цель курса: дать представление о храмовой культуре Восточной Сибири, иконописи, познакомить с архитектурными терминами и храмами Восточной Сибири их символикой.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учет интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать сове мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Содержание курса
Религиозный взгляд на мир ( 1 час)
Возникновение религии. Структура религии (религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации. Виды религий (единобожие, монотеизм).
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений. Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества. Существуют также религии без Бога - вера в абстрактный идеал.
Раннее христианство. Иконопись (1 час)
Возникновение христианства. Раннехристианская литература. Кумранские рукописи. Направления письменной деятельности (фиксация преданий об истории и учении первых проповедников христианства, изложение и толкование этого учения в применении к частным вопросам по мере того, как их ставила жизнь. поддержание нравственного и вероучительного единства между рассеянными общинами). Иконопись – изображения «доброго пастыря» (Катакомбы Святой Присциллы. Рим). Рыба – символ Христа. Произведения христианского искусства, носящие символический, и повествовательный характер. техника энкаустики. VIII век - ересь иконоборчества, Различное понимание икон в Западной и Восточной традиции привело в конечном итоге к разным направлениям развития искусства в целом: оказав огромнейшее влияние на искусство Западной Европы (особенно Италии), иконопись в период Возрождения была вытеснена живописью и скульптурой. Иконопись развивалась, в основном, на территории Византийской империи и стран, принявших восточную ветвь Христианства — Православие.
Православие на Руси (3 часа)
Проповедник христианства святой апостол Христов Андрей Первозванный. Крещение Руси и значение этого события. Источники православного вероучения -Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание - Библия (книги Нового и Ветхого Завета)Библия в Православии в контексте предания, т.е. творений Святых Отцов, в текстах богослужений, догматических определениях и постановлениях Вселенских Соборов, правилах или канонах Церкви. Предание - духовная жизнь Православия.
Основное содержание Православия (- вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа. Церковь учит, что Бог един по Существу, но троичен в лицах: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Святой Дух, причем все три ипостаси единого Бога равны по своей Божественной природе и пребывают в нераздельном единстве, так что никакое действие Божие не бывает без совместного участия Трех Лиц Божественной Троицы. Бог - Творец всего существующего мира, видимого и невидимого (т.е. мира физического и мира духовного). Бог творит мир свободно, не нуждаясь в творении, а по своей Любви.) Церковь, в православном понимании ( богочеловеческий организм во главе с Господом Иисусом Христом, явленный в видимом мире как от Бога установленное общество людей, объединяемых Святым Духом, Православной Верой, Законом Божиим, иерархией и Таинствами.)
Иерархия православной церкви. Первые православные церкви на Руси (церковь святого Василия, десятинная церковь, церковь святого Георгия Победоносца, церковь во имя Преображения Господня), первые каменные церкви.
Символика Русского храма (2 часа)
Святая Троица, образ корабля. Стены. (Сближая Церковь, живой храм Божий, с самим зданием храма, св. Иоанн Златоуст учит, что каждый из верующих и все вместе есть храм, и все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм.). Куб. Восточная часть – область света, «страна живых», Алтарь – символ Синайской горницы, Солея, Амвон, Средняя часть храма, «корабль», Иконостас, Западная сторона храма – «страна мертвых»Притвор (соответствует двору скинии) Своды, купол. Столпы. Крест. Многоглавие храмов, камень, дерево
Храмы Восточной Сибири (9 часов)
Особенности архитектуры и иконописи. История основания и реконструкций храмов Иркутска:
- Спасская цеpковь. Архитектор: М.И. Долгих. Адрес: Сухэ-Батора, 2. История основания.
- Собор Богоявления. Строительство: 1724-1726 г.г. Адрес: ул. Нижняя Набережная
- Крестовоздвиженская церковь. Строительство: 1749 г. Адрес: ул. Седова, 1
- Свято-Троицкий храм. Строительство: 1778 г. Адрес: ул. 5-й Армии, 8
- Знаменский монастырь. Строительство: 1757- 1794 гг. Адрес: ул. Ангарская, 14
- Спассо-Преображенская церковь. Архитектор: А.И.Лосев Строительство: 1795 – 1798 Адрес: переулок Волконского, 1а
- Князе-Владимирская церковь. Строительство: 1888- 1895 гг. Адрес: ул. Каштаковская, 58
- Николо-Иннокентьевская церковь. Архитектор: А.И.Лосев Строительство: 1859-1866 гг. Адрес: ул. Профсоюзная, 45а
- Православные храмы Жигаловского района.
Зачет (1 час)
Зачетная работа выполняется в виде реферата на тему «Храм Восточной Сибири», который защищается на уроке.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Материалы к уроку |
1. | Религиозный взгляд на мир | 1 | |
2. | Раннее христианство. Иконопись | 1 | |
3. | Православие на Руси | 3 | http://zograf.ru/history.htm, http://berlogamisha.mybb.ru/viewtopic.php?id |
4. | Символика Русского храма | 2 | http://referatplus.ru/religiya/1_010388.php , http://moy-bereg.ru/content/view/127/90 |
5. | Храмы Восточной Сибири | 8 | |
6. | Православные храмы Жигаловского района | 1 | |
7. | Зачет | 1 | |
Итого часов | 17 | |