Рабочая программа групповых логопедических занятий по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР обучающихся 4 класса

0
0
Материал опубликован 22 April 2019

 Согласовано на заседании ШМО Утверждено: приказ № 103

учителей начальной школы от « 30» августа 2018 г.

« 29» августа 2018 г. Директор МОУ «Увинская СОШ №4»

_________________

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 11

« 30» августа 2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Увинская средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

групповых логопедических занятий

по курсу коррекции нарушений чтения и письма,

обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР

 

обучающихся 4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Вахрушева Татьяна Николаевна, учитель-логопед

Ф.И.О., должность

МОУ «Увинская СОШ №4»

место работы

 

 

 

 

 

 

2018 – 2019 уч. год

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 4 класса по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР, разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований:

ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010;

инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 1996 год.

Программа разработана на основе методических рекомендаций авторов О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, И.Н Садовниковой, А.В. Ястребовой, Л.Г. Кобзарёвой, Е.В.Мазановой, Н.Н. Яковлевой.

Цель программы: Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР; предупреждение неуспеваемости по русскому языку.

Задачи:

Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Формировать навык грамотного письма в соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.

Формировать лексический запас и грамматический строй речи; навыки построения связного высказывания.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.

Формировать коммуникативную готовность к обучению.

 

Общая характеристика программы групповых

коррекционно-логопедических занятий обучающихся 4 класса

Рабочая программа групповых коррекционно-логопедических занятий обучающихся 4 класса направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), НВОНР; усвоение образовательной программы по русскому языку и чтению, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, коммуникацию и социальную адаптацию. Программа разработана в соответствии с программой обучения русскому языку в начальной школе, структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные диктанты отводится 5 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 часа (всего 8 часов). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

·  объяснительно-иллюстративный;

·  проблемно-поисковый;

- интерактивные методы;

- метод личностно-ориентированного подхода;

·  метод самоконтроля;

·  метод самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

·  игровые;

·   проблемно-диалогического обучения;

·  здоровьесберегающие.

Формы контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.

Ценностные ориентиры содержания

Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.

Психолого-педагогическая характеристика

обучающихся с ОНР (III ур.) и НВОНР

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

У обучающихся с ОНР (III ур.) и НВОНР наблюдаются:

недостаточная сформированность фонематических процессов;

недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических и дислексических ошибок);

нарушения лексико – грамматического компонента речевой системы:

Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение знаний слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству);

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого обучающиеся испытывают трудности:

- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- в овладении учебными понятиями, терминами;

- в формулировании связных высказываний.

Психологические особенности учащихся с ОНР (III ур.) и НВОНР:

Неустойчивое внимание.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие: трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умения работать в определённом темпе).

Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации;

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) эстетические потребности, ценности и чувства;

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

навыки определения и формулирования проблемы, цели;

навыки оценивания собственной работы по критериям; выполнения рефлексивной и прогностической самооценки;

навыки адекватного восприятия предложений и оценки учителей, товарищей, родителей;

навыки составления собственной карты знаний на этапе планирования хода изучения нового материала в совместно-распределенной деятельности;

навыки анализа продвижения в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

навыки прогнозирования результата решения теоретической учебной задачи;

навыки самостоятельного планирования деятельности, следование составленному плану;

понимание значения работы над устранением ошибок;

навыки нахождения и исправления ошибок, выделение причин ошибок.

Обучающийся получит возможность для формирования:

познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;

умений вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; умений использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

навыков самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и умений вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

1) навыки владения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) навыки решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) умение определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) навыки освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) навыки активного использования речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) навыки использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением;

8) навыки смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; навыки осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) навыки логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность для формирования:

1) навыков определения общей цели и путей её достижения; умений договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;умений адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

2) готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

3) навыков овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

4) навыков овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

5) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• навыки эффективного сотрудничества в паре, группе;

• навыки адекватного использования речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построения монологических высказываний; навыки владения диалогической формой коммуникации;

• умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• умение формулировать собственное мнение и позицию;

• умение высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

• умение брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

• умение анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности; умение устанавливать отношение других участников деятельности к собственному действию;

• умение выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

• умение составлять внутренний план действий.

Выпускник получит возможность для формирования:

• умений учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

• умений учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• пониманий относительности мнений и подходов к решению проблемы;

• умений аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• умений продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• умений достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• умений осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• умений адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• умений адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Предметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

грамматически правильно оформлять предложение; определять границы предложений в тексте;

определять главные и второстепенные члены предложения;

определять в предложении предлоги, их значение; грамотно писать предлоги со словами;

выполнять фонетический разбор слов;

определять в словах изученные орфограммы; грамотно писать слова с изученными орфограммами; графически их обозначать; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться словарями (орфографическим, толковым)

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), их основные признаки;

изменять имена существительные и прилагательные по числам, родам, падежам; глаголы – по лицам и числам (спрягать);

определять род, число, падеж имён существительных и прилагательных; время, спряжение глаголов;

грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных, имён прилагательных; безударные личные окончания глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять количественный и последовательный анализ предложений;

распространять предложения, используя различные части речи;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии.

Содержание программы

Обследование устной и письменной речи (4 час)

Предложение. Слово. Развитие анализа структуры предложения (7 час)

Предложение. Слово. Формирование навыка грамматического оформления предложения, определение границ предложения. Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Количественный и последовательный анализ предложений. Предлоги. Значение, правописание.

Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки (16 час)

Дифференциация гласных и согласных звуков. Формирование навыков фонетического анализа слов, слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Закрепление навыка переноса слов. Словесное ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные в слове. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки.

Орфография (14 час)

Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова. Обогащение лексического запаса.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед согласными в корне; непроизносимых согласных; удвоенных согласных. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие фонематического восприятия и представлений.

Морфология и правописание (20 час)

Имя существительное как части речи. Склонение имён существительных. Обогащение словаря. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Имя прилагательное как части речи. Склонение имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

Глагол как части речи. Изменение глаголов по числам и временам. Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч. Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Правописание глаголов с частицей НЕ.

Повторение изученного материала за учебный год (3 час)

Обобщение и систематизация знаний о правописании орфограмм в словах.

Мониторинг развития устной и письменной речи (4 час)

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

 

Обследование устной и письменной речи

4 час

1

Предложение. Слово. Развитие анализа структуры предложения

7 час

2

Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки

16 час

3

Орфография

14 час

4

Морфология и правописание

20 час

5

Повторение изученного материала за учебный год.

3 час

 

Мониторинг развития устной и письменной речи

4 час

 

Итого:

68 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение:

Методические пособия для учителя-логопеда:

Бачина, О.В. Школьный логопункт: Организация и содержание работы / О.В. Бачина, М.П. Вилочёва. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

Воронина, Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 95 с: ил.

Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. –  223 с.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда  на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. –  239 с.: ил.

Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2009. –  190 с.

Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников : учебно-методическое пособие/А.В. Китикова; под научн. ред. О.В. Елецкой. – Ч I. – М.: Редкая птица, 2017. – 112 с. – (Школьный логопед).

Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников : учебно-методическое пособие/А.В. Китикова; под научн. ред. О.В. Елецкой. – Ч II. – М.: Редкая птица, 2017. – 128 с. – (Школьный логопед).

Курганов, С.Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С.Ю. Курганов. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 64 с.

Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.

Мисаренко, Г.Г. Русский язык. 4 класс. Закрепляем трудные темы/Г.Г. Мисаренко. – М.:Эксмо, 2015. – 64 с. – (В помощь младшему школьнику. Рекомендовано РАО).

Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (8– 9 лет). Методическое пособие, 3 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 198 с. – (Юным умникам и умницам).

Петлякова, Э.Н. Занимательный русский язык. 3-4 классы/Э.Н. Петлякова. – Ростов н /Д: Феникс, 2013. – 240 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.

Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 255 с.

Узорова, О.В. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов: 3-й класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.- Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 318 с.

Шклярова, Т.В. Отрабатываем правописание мягкого и твёрдого знаков. Пособие для начальной школы/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2011 – 96 с.

Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 4-го класса. Практикум для учащихся 4 – 5-х классов/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 72 с.

Шклярова, Т.В. Отрабатываем правописание окончаний. (Практикум для детей 9-10 лет) /Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 2011 – 112 с.

Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

 

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.logoped-sfera/

http: //www.logoburg.com/

http://www.logopunkt.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

http://www.logopedplus.ru/

http://www.festival.1 september.ru/

http://nsportal.ru/

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

    Проектор

    Экран

Календарно-тематическое планирование групповых

коррекционно-логопедических занятий обучающихся 4 класса

урока

Тема раздела, урока

Кол-во час

Дата

1-4

Обследование устной и письменной речи

 

4

 

Раздел 1. Предложение. Слово. Развитие анализа структуры предложения (7 час)

5

Предложение. Слово.

1

 

6

Грамматическое оформление предложения. Оформление границ предложения

1

 

7

Главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения

1

 

8

Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении

1

 

9

Количественный и последовательный анализ предложений на слова

1

 

10

Предлоги. Значение, правописание

1

 

11

Контрольная работа № 1 по теме: «Предложение»

1

 

Раздел 2. Фонетический разбор слов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда и мягкого знака. Разделительные Ъ и Ь знаки (16 час)

12

Гласные и согласные звуки и буквы. Фонетический разбор слов

1

 

13-14

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

2

 

15-16

Правила переноса слов

2

 

17

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные в слове

1

 

18-20

Гласные I и II рядов. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда

3

 

21-22

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака

2

 

23-24

Разделительный Ь знак

2

 

25-26

Разделительный Ъ знак.

2

 

27

Контрольная работа № 2 по теме «Фонетический разбор слов»

1

 

Раздел 3. Орфография (14 час)

28-30

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

3

 

31-33

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

3

 

34-36

Непроизносимые согласные

3

 

37-38

Удвоенные согласные

2

 

39-40

Дифференциация предлогов и приставок

2

 

41

Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание корневых орфограмм»

1

 

Раздел 4. Морфология и правописание (20 час)

42-43

Имя существительное. Склонение имён существительных.

2

 

44-45

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

2

 

46

Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных.

1

 

47-48

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

2

 

49-50

Глагол. Изменение глаголов по числам и временам

2

 

51-52

Согласование имён существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе

2

 

53-54

Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

 

55-56

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. ч.

2

 

57-58

Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице

2

 

59-60

Правописание глаголов с частицей НЕ

2

 

61

Контрольная работа № 4 по теме: «Морфология»

1

 

 

Раздел 5. Повторение (3 час)

 

 

62-63

Повторение изученного материала за учебный год

2

 

64

Итоговый контрольный диктант

1

 

65-68

Мониторинг развития устной и письменной речи

4

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Контрольно-измерительные материалы (4 кл.)

Контрольная работа № 1 по теме: «Предложение»

Цель: контроль сформированности навыков анализа структуры предложения;

грамматического оформления предложения.

Диктант

Олимпийские игры

Древние греки установили хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные и ловкие юноши Греции собирались около города Олимпия. Они соревновались в борьбе и беге, метали диск и молот.

Обычай был священным. В день начала игр прекращались все войны. Объявлялась общая война – спортивная.

Обычай дошёл до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены съезжаются на соревнования. Соревнования проходят в разных городах. Но называются они олимпийскими играми. В память об играх в Древней Олимпии. (75 слов)

 

Задание:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложений в первом абзаце.

 

 

 

Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется

 

 

 

Контрольная работа № 2 по теме «Фонетический разбор слов»

Цель: контроль сформированности навыков фонетического разбора слов.

Диктант

Ёж

Осенью у ежей мало добычи. Редко теперь удаётся ёжику съесть вкусный обед. Скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. Через высокие кочки, через открытые лесные поляны идёт ёж.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает он в нору под старым пнём душистые сухие листочки, мягкий лесной мох. Готовит зимнюю постель.

Скоро придёт зима. Накроет его нору тяжёлый снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под тёплым душистым одеялом, хорошо ежу. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж. И будет видеть он лесные сны. (89 слов)

 

Задание:

Выполнить фонетический разбор слов осенью, ёжику.

 

 

 

Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины.

Оценку «2» ставить не рекомендуется

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 3 по теме: «Правописание корневых орфограмм»

Цель: контроль сформированности навыков правописания безударных гласных в корнях слов, парных и непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных.

Диктант

Акула

Часто неаккуратный рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы действительно опасные.

Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но гигантские китовые акулы людей не трогают. Хотя аппетит у акул хороший. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков. Акулы заглатывают их миллионами. (63 слова)

 

Задания:

Выпишите по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О, А. Написать проверочные слова.

Выписать по одному слову с удвоенной согласной и с непроизносимой согласной в корне. Разобрать данные слова по составу.

 

 

Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 4 по теме: «Морфология и правописание»

Цель: контроль сформированности навыков определения частей речи (имён существительных, имён прилагательных, глаголов); правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных; правописания глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице.

Диктант

Хвойный аромат

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора. (75 слов)

 

2. Задания:

Написать глагол дышать во 2-м и 3-м лице ед. и мн. числа.

В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.

 

 

Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

Цель: контроль сформированности навыков правописания орфограмм (проверяемой безударной гласной в корне слова, парных звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых и удвоенных согласных); правописания глаголов 2-го лица ед. числа, определения их спряжения; разбора слов по составу.

Диктант

Весенний расцвет деревьев

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными клювиками. На каждом клювике висит большая прозрачная капля. Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья. Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетел дымок. На молодых берёзках везде видишь ярко-зелёные листики величиною с дождевую каплю. Зеленеют почки на липе. Возьмёшь одну почку, разотрёшь её между пальцами, потом долго будут пахнуть руки берёзой, тополем, черёмухой. Осина стоит с набухшими почками. Скоро полетит осиновый пух, зазеленеют золотые берёзовые серёжки. Красные молодые шишки появятся у ёлочек. Интересно наблюдать весенний расцвет деревьев наших лесов. (93 слова)

 

Задания:

Найти в тексте два глагола 2-го лица ед. числа, указать спряжение, выделить окончание.

2. Разобрать по составу слова зазеленеют, появятся, скоро.

3. Выписать по 2 слова с проверяемой безударной гласной в корне, парными звонкими и глухими согласными. Подобрать и записать к ним проверочные слова.

 

 

Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических, или 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

 

Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации