Рабочая программа логопедических занятий в группе учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи
Государственное бюджетное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида №1822 СВОУО г. Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
_____________________
Директор ГБОУ №1822
Новосадова Л.В.
Рабочая программа
логопедических занятий в группе учащихся
с нарушением письма и чтения,
обусловленным системным недоразвитием речи
(соответствующим III уровню речевого развития)
группа №5
(3 год коррекционного обучения)
2012 – 2013 учебный год
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Резниченко Елена Николаевна
Москва, 2012 год
Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (1-4). Подготовительный класс/ Под редакцией С.Г.Шевченко
Направления работы.
1 этап «Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи»,
2 этап «Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка».
Характеристика учащихся.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- дефектное произношение 1-3 звуков, распространяющееся на одну – две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей изолированное произношение звуков в норме, но они не автоматизированы и не введены в самостоятельную речь, либо произносительный навык за время летних каникул утерян;
- недостаточная сформированность фонематического восприятия выражается недостаточностью различения звуков и затруднениями в звуковом анализе речи;
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- неумение выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;
- лексический запас незначительно ниже возрастной нормы;
- задержка в формировании грамматического строя речи: разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов;
Дисграфические ошибки.
- ошибки фонематического восприятия;
- ошибки звукового анализа;
- ошибки грамматического оформления.
Психологические особенности.
- неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие способности к переключению, словесно-логического мышления, недостаточная способность к запоминанию (преимущественно словесного материала), недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная произвольность в общении и деятельности.
Задачи коррекционного обучения:
- нормализация звуковой стороны речи;
- формирование полноценных фонематических процессов;
- формирование представления о звуко-буквенном составе слова;
- формирование навыка языкового анализа и синтеза;
- формирование грамматического строя речи;
- обогащение лексического запаса;
- коррекция нарушений письменной речи.
Форма и режим занятий. Индивидуальные занятия 1 раз (2 обучающихся из группы), подгрупповые занятия 3 раза в неделю.
Ожидаемый результат логопедических занятий. Правильное звукопроизношение, сформированность фонематического восприятия и звукобуквенного анализа и синтеза, навыка словоизменения и словообразования, развитие связной речи, коррекция нарушений письменной речи.
Способы проверки умений и навыков.
Списывание, слуховые, зрительные и графические диктанты, выполнение тестовых заданий и т.п.
Методическое обеспечение. (см. приложение 1)
№ п/п |
Тема индивидуального занятия |
Кол-во часов |
Речевые понятия и термины |
Содержание коррекционной работы |
|||||
Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи |
|||||||||
1 |
Артикуляционная гимнастика. Постановка звука. |
2-3 |
Артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Звук. Буква. Характеристика звука. Парные звуки. Схема слова. |
Коррекция звукопроизношения. Формирование правильной оценки своей речи. Воспитание стремления преодолеть дефект произношения. Формирование фонематического восприятия, слуха, внимания, памяти и самоконтроля. |
|||||
2 |
Автоматизация звука в слогах и словах |
2-3 |
|||||||
3 |
Введение поставленного звука в самостоятельную речь. |
4-5 |
|||||||
4 |
Дифференциация звука в словосочетаниях и предложениях. |
4-5 |
|||||||
12-16 |
|||||||||
* Темы индивидуальных занятий представлены для каждого нарушенного звука (1-3 звука) Кол-во занятий по каждому этапу работы над звуком может варьироваться в зависимости от успехов учащихся. |
|||||||||
№ п/п |
Темы групповых занятий |
Кол-во часов |
Грамматические термины, используемые на занятии |
Содержание коррекционной работы |
|||||
Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка |
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование высших психических функций, участвующих в процессах письма и чтения. Развитие познавательной активности. Формирование навыков и приемов самоконтроля. |
||||||||
Звуки гласные и согласные. Дикие животные |
1-2 |
Звук. Характеристика звука. Буква. Слог. Ударный слог. Безударный слог. Гласный звук. Гласная буква. Согласный звук. Согласная буква. Схема слова. |
|||||||
2 |
Дифференциация гласных букв. Музыкальные инструменты |
3-4 |
|||||||
3 |
Дифференциация А-Я Транспорт |
3-4 |
|||||||
4 |
Дифференциация У-Ю Птицы |
3-4 |
|||||||
5 |
Дифференциация О-Ё. Спорт |
3-4 |
|||||||
6 |
Дифференциация Ы-И Деревья |
3-4 |
|||||||
7 |
Дифференциация Э-Е Посуда. |
3-4 |
|||||||
8 |
Мягкий знак. Техника для жизни |
3-4 |
|||||||
Звонкие и глухие согласные. Рыбы |
1-2 |
||||||||
10 |
Дифференциация Б-П. Грибы |
3-4 |
|||||||
11 |
Дифференциация З-С. Цветы |
3-4 |
|||||||
12 |
Дифференциация Г-К. Ягоды |
3-4 |
|||||||
13 |
Дифференциация Д-Т. Обувь |
3-4 |
|||||||
14 |
Дифференциация Ж-Ш. Одежда |
3-4 |
|||||||
15 |
Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Рыбы |
1-2 |
|||||||
16 |
Дифференциация С-Ш. Мебель. |
3-4 |
|||||||
17 |
Дифференциация З-Ж. Овощи |
3-4 |
|||||||
18 |
Дифференциация С-Ц. Фрукты |
3-4 |
|||||||
19 |
Дифференциация Ч-Щ. Профессии |
3-4 |
|||||||
20 |
Дифференциация Ч-Ц. Насекомые. |
3-4 |
|||||||
21 |
Дифференциация Ч-ТЬ. Спорт |
3-4 |
|||||||
22 |
Дифференциация Ч-Ш. Цветы |
3-4 |
|||||||
23 |
Повторение. Времена года |
2-3 |
|||||||
Итоговая работа |
2-3 |
||||||||
64-89 |