Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НОНР обучающихся 2-х классов

1
0
Материал опубликован 4 July 2017 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа групповых логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НОНР обучающихся 2-х классов разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии требований:

ФГОС НОО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010;

инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 года №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

инструктивно – методического письма «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 1996.

Программа разработана на основе методических рекомендаций авторов Л.Н. Ефименковой, И.Н Садовниковой, А.В. Ястребовой, Е.В.Мазановой.

Цель программы: Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.), НОНР; формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку и чтению.

Задачи:

Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

Формировать навык грамотного письма и чтения.

Формировать лексический запас и грамматический строй речи; навыки построения связного высказывания.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.

Формировать коммуникативную готовность к обучению.

Общая характеристика программы коррекционно-логопедических занятий

Рабочая программа групповых логопедических занятий обучающихся 2-х классов направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных ОНР (III ур.) и НОНР; усвоение общеобразовательных программ по русскому языку и чтению; устранение недостатков в речевом развитии обучающихся; на формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию. Данная программа разработана в соответствии с программой обучения русскому языку и чтению в начальной школе, структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю), в том числе на контрольные диктанты отводится 5 часов. На обследование устной и письменной речи обучающихся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 часа (всего 8 часов). Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: групповые занятия в форме уроков. На занятиях используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

·  объяснительно-иллюстративный;

·  проблемно-поисковый;

- активные и интерактивные методы;

- личностно-ориентированного подхода;

·  метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

·  проблемного обучения;

- здоровьесберегающие;

- ИКТ;
-
игровые.

Формы контроля уровня достижений обучающихся: текущий контроль (проверочные диктанты); итоговый контроль (контрольные диктанты).

Ценностные ориентиры содержания

Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ОНР (III ур.) и НОНР

Дети с общим недоразвитием речи (III ур.), с нерезко выраженным общим недоразвитие речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

У детей с ОНР (III ур.) и НОНР наблюдается:

недостаточная сформированность фонематических процессов;

недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других);

нарушения лексико – грамматического компонента речевой системы:

Лексический запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение знаний слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого обучающихся испытывают трудности:

- в понимании учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

- в овладении учебными понятиями, терминами;

- в формулировании связных высказываний.

Психологические особенности обучающихся с ОНР (III ур.) и НОНР:

Неустойчивое внимание.

Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Недостаточное развитие способности к переключению.

Недостаточное развитие словесно – логического мышления.

Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного словесного материала.

Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие: трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умения работать в определённом темпе).

 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы коррекционно-логопедического обучения

Личностные результаты:

1) Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации;

2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) эстетические потребности, ценности и чувства;

8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3)умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4)определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

уметь различать гласные и согласных звуки, понятия «звук» и «буква»; соотносить звуки с буквами;

уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтеза слов различной слоговой структуры;

уметь определять ударный гласный, безударный гласный звук, ударный гласный, безударный слог в слове;

уметь различать оптически и кинетически сходные буквы и правильно их писать;

уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные, грамотно их писать в словах;

грамотно писать слова с Ь на конце и в середине слова; с разделительным Ь;

уметь дифференцировать фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;

конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения;

в процессе письма выделять орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе с использованием орфографического словаря) и, при необходимости, вносить коррективы.

Содержание программы:

Звукобуквенный анализ и синтез слов (6 час)

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением и функциями органов артикуляционного аппарата. Дифференциация гласных и согласных звуков; понятий «звук» и «буква». Соотнесение звуков с буквами. Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического восприятия, представлений.

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Ударная гласная. Перенос слов (8 час)

Знакомство с понятием «слог», со слогообразующей ролью гласных. Дифференциация понятий «слог» и «слово». Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Знакомство с понятиями «ударение», «ударная гласная», «ударный слог», «безударная гласная». Орфоэпические нормы произношения слов. Смыслоразличительная роль ударения. Закрепление навыка выделения ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного, требующего проверки.

Знакомство с правилами переноса слов. Закрепление навыка переноса слов.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных II ряда (9 час)

Знакомство со способом обозначения мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Дифференциация гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы - И в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи.

IV. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь. Разделительный Ь (6 час)

Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Смыслоразличительная роль Ь. Закрепление навыка употребления на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце; в середине слов.

Знакомство с разделительным Ь. Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. Закрепление навыка правописания разделительного Ь в словах на письме.

V. Дифференциация букв, сходных по оптико-моторным признакам (10 час)

Закрепление навыка узнавания, чтения и написания букв о-а, и-у, б-д, п-т, З-Е в практических упражнениях Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой. (звуком). Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Выделение признаков, отличающих смешиваемые буквы. Дифференциация оптически и кинетически сходных букв изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие оптико-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций, образного мышления.

VI. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (19 час)

Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Дифференциация парных звонких и глухих согласных в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Закрепление навыка правописания парных звонких и глухих согласных в середине и в конце слова. Формирование фонематического слуха и восприятия; звуко-слогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

VII. Повторение изученного материала за учебный год (3 часа)

Закрепление навыков переноса слов; обозначения мягкости согласных посредством гласных II ряда и мягкого знака; правописания слов с Ь и разделительным Ь; парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов; навыков грамматического оформления предложений.

Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

на раздел

1

Звукобуквенный анализ и синтез слов

6 час

2

Слоговой анализ и синтез слов. Ударная и безударная гласная. Перенос слов

8 час

3

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных II ряда

9 час

4

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи Ь. Разделительный Ь знак

6 час

5

Дифференциация букв, сходных по оптико-моторным признакам

10 час

6

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство

19 час

7

Повторение изученного материала за учебный год

2 часа

 

Итого:

60 час

Информационно-методическое обеспечение:

Методические пособия для учителя-логопеда:

Барсукова. Л.А. Логопедия для учителя, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 316 с.:ил. – (Начальная школа).

Воронина, Т.П. Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет? / Т.П. Воронина, Т.В. Попова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 95 с: ил.

Воронина, Т.П. Дислексия, или почему ребёнок плохо читает? / Т.П. Воронина. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 95 с: ил.

Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н.Ефименкова.- М.: Просвещение, 1991. –  223 с.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда  на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. –  239 с.: ил.

Канакина, В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.П. Канакина, Г.С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2009. –  190 с.

Козырева, Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1/Л.М. Козырева; худож. В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с., ил.

Мазанова, Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов /Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2009. – 160 с.

Мазанова, Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. – 2-е изд. испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 125 с.

Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 125 с.

Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Методическое пособие, 1 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 207 с. – (Юным умникам и умницам).

Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (7– 8 лет). Методическое пособие, 2 класс. Программа факультативного курса «Занимательный русский язык» / Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ. – 198 с. – (Юным умникам и умницам).

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.

Узорова, О.В. 500 контрольных диктантов по русскому языку: 1 – 4 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 255 с.

Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000.

http://www.logoped-sfera/

http://www.logopunkt.ru/

http://www.logopedmaster.ru/

http://www.logopedplus.ru/

http://www.festival.1 september.ru/

http://nsportal.ru/

Пособия для обучающихся:

Мазанова, Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников /Е.В. Мазанова. -2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48 с.

Мазанова, Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по преодолению оптической дисграфии у младших школьников/ Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 32 с.

Раздаточный материал по всем разделам рабочей программы.

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентации к урокам по разделам рабочей программы.

Варченко В.И. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе/В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова.- «Кибер Сфера»: Калининград, 2012.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер;

Проектор;

Экран.

 

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий обучающихся 2-х классов


 

урока

Тема раздела, урока

Кол-

во

часов

Сроки

изучения

учебного

материала

Элементы содержания

коррекционной работы

Основные виды

коррекционной деятельности

Раздел 1. Звукобуквенный анализ и синтез слов (6 час)

1

2

3

4 - 6

1.Звуки речи и способы их образования. Строение и функции органов артикуляционного аппарата. Гласные и согласные звуки и букв

2. Простые формы звукового анализа

Гласные звуки и буквы

3 . Согласные звуки и буквы

4. Сложные формы звукового анализа

Звукобуквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

1

1

1

3

16.09

19.09

22.09

26.09

29.09

03.10

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением и функциями органов артикуляционного аппарата. Дифференциация гласных I ряда и согласных звуков.

Знакомство с гласными; способами их образования. Развитие фонематического слуха и восприятия. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Соотнесение звуков с буквами. Выделение гласных звуков из звукового ряда, из слогов и слов. Определение места гласных звуков во всех позициях в слове.

 

Знакомство с согласными; способами их образования. Развитие фонематического слуха и восприятия. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Соотнесение звуков с буквами. Выделение согласных звуков из звукового ряда, из слогов и слов.

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие фонематического восприятия, представлений.

 

Активное слушание различных неречевых звуков (звонок колокольчика, шипение змеи, шум ветра и т.д.). Сопоставление речевых и неречевых звуков.

Наблюдение за деятельностью речевого аппарата при помощи индивидуальных зеркал. Рассматривание артикуляционных профилей. Знакомство со способами образования гласных и согласных звуков. Упражнения на дифференциацию гласных I ряда и согласных звуков.

 

Закрепление артикуляции гласных звуков перед зеркалом. Упражнения по узнаванию звука по показу беззвучной артикуляции; вычленению гласного звука (на слух): из ряда звуков; из слогов; в начале слова (начальный гласный в ударной позиции, в безударной позиции); в середине и конце слова. Обозначение гласных на письме соответствующими буквами.

Закрепление артикуляции отдельных согласных звуков перед зеркалом. Упражнения по вычленению согласного звука (на слух): из ряда звуков; из слогов; в словах (в начале, середине, в конце). Обозначение согласных на письме соответствующими буквами.

Практические упражнения по выполнению звукобуквенного анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Раздел 2. Слоговой анализ и синтез слов. Ударная и безударная гласная. Перенос слов (8 час)

7

8-9

10-11

12-13

14

1. Слоговой анализ и синтез одно-, двухсложных слов. Слогообразующая роль гласных

2. Слоговой анализ и синтез трёх-, четырёхсложных слов

3. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

4. Перенос слов.

5. Контрольный диктант № 1. Тема:

«Слоговой анализ и синтез слов. Перенос слов»

1

2

2

2

1

06.10

10.10 13.10

17.10 20.10

24.10 27.10

07.11

Знакомство с понятием «слог», со слогообразующей ролью гласных. Дифференциация понятий «слог» и «слово». Закрепление навыка слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

 

Знакомство с понятиями «ударение», «ударная гласная», «ударный слог», «безударная гласная». Орфоэпические нормы произношения слов.

Смыслоразличительная роль ударения.

Закрепление навыка выделения ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного, требующего проверки.

Знакомство с правилами переноса слов. Закрепление навыка переноса слов.

Практические упражнения по выполнению слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры. Составление схем слов; подбор схем к словам. Упражнения на развитие чувства ритма (группировка слов по количеству слогов, наращивание слогов в слове и др.).

Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения. Практические упражнения в определении ударного гласного звука, ударного слога в словах; безударного гласного в слове, требующего проверки. Проверка безударного гласного ударением (путём подбора проверочных слов).

Практические упражнения по закреплению навыка переноса слов

Раздел 3. Обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда (9 час)

15-16

17-18

19-20

21-22

23

1.Дифференциация гласных

А – Я

2. Дифференциация гласных

У – Ю

3. Дифференциация гласных

О – Ё

4. Дифференциация гласных

Ы – И

6. Контрольный диктант № 2. Тема: «Дифференциация

гласных»

2

2

2

2

1

10.11-14.11 17.11-21.11 24.11-28.11 01.12-05.12

08.12

Знакомство со способом обозначения мягкости согласных на письме посредством гласных II ряда. Дифференциация гласных А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы - И в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза, навыков словообразования и словоизменения. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Практические упражнения по устранению трудностей в различении твёрдых и мягких согласных в устной речи и на слух; упражнения по формированию умения выбирать нужную гласную букву для обозначения твёрдости-мягкости стоящего впереди согласного на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связных текстах.

Раздел 6. Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака (6 час)

 

24

25-26

27-28

29

1.Ь на конце слова. Смыслоразличительная

роль Ь на конце слова.

2.Ь в середине слова. Смыслоразличительная

роль Ь в середине слова.

3.Разделительный Ь.

4.Контрольный диктант № 3. Тема: « Мягкий знак в функции смягчения и разделения»

1

2

2

 

1

12.12

15.12-19.12

22.12-26.12

29.12

Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака. Смыслоразличительная роль Ь. Закрепление навыка употребления на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце; в середине слов.

 

Знакомство с разделительным Ь знаком.

Дифференциация Ь в функции смягчения и разделения. Закрепление навыка правописания разделительного Ь в словах на письме.

Наблюдение за смыслоразличительной ролью Ь на конце и в середине слова. Практические упражнения по закреплению навыка правописания Ь на конце и в середине слова.

Практические упражнения по закреплению навыка правописания разделительного Ь в словах. Упражнения по дифференциации Ь в функции смягчения и разделения.

Раздел 4. Дифференциация букв, сходных по оптико-моторным признакам (10 час)

30-31

32-33

34-35

36-37

38-39

Буквы о – а

Буквы и – у

Буквы б – д

Буквы п – т

Буквы З - Е

 

2

2

2

2

2

11.01-13.01 16.01-19.01 23.01-26.01 30.01-02.02 06.02-09.02

Практические упражнения в усвоении навыка узнавания, чтения и написания букв о-а, и-у, б-д, п-т, З-Е в во всех позициях.

Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой. (звуком). Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов букв. Выделение признаков, отличающих смешиваемые буквы.

Дифференциация оптически и кинетически сходных букв изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Развитие оптико-пространственных представлений, зрительно-моторных координаций, образного мышления. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

Раздел 5. Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (19 час)

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

1. Дифференциация

Б-П в изолированной позиции, в слогах.

2. Дифференциация

Б-П в словах и словосочетаниях.

3. Дифференциация

Б-П в предложениях и текстах.

4. Проверочный диктант № 1. Тема: «Дифференциация Б-П». Дифференциация В-Ф в изолированной позиции, в слогах.

5. Дифференциация

В-Ф в словах и словосочетаниях.

6. Дифференциация

В-Ф в предложениях и текстах.

7. Проверочный диктант № 2. Тема: «Дифференциация В-Ф». Дифференциация

Г-К в изолированной позиции, в слогах.

8. Дифференциация

Г- К в словах и словосочетаниях.

9. Дифференциация

Г-К в предложениях и текстах.

10. Проверочный диктант № 3. Тема: «Дифференциация Г-К». Дифференциация Д-Т в изолированной позиции, в слогах.

11. Дифференциация

Д-Т в словах и словосочетаниях.

12. Дифференциация

Д-Т в предложениях и текстах.

13. Проверочный диктант № 4. Тема: «Дифференциация Д-Т». Дифференциация З-С в изолированной позиции, в слогах.

14. Дифференциация

З-С в словах и словосочетаниях.

15. Дифференциация

З-С в предложениях и текстах.

16. Проверочный диктант № 5. Тема: «Дифференциация З-С». Дифференциация Ж-Ш в изолированной позиции, в слогах.

17. Дифференциация

Ж-Ш в словах и словосочетаниях.

18. Дифференциация

Ж-Ш в предложениях и текстах.

19. Проверочный диктант № 6. Тема: «Дифференциация

Ж-Ш».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13.02

16.02

20.02

27.02

02.03

06.03

09.03

13.03

16.03

20.03

23.03

03.04

06.04

10.04

13.04

17.04

20.04

24.04

27.04

04.05

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б–П. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению Б-П на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков В-Ф Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению В-Ф на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г - К. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению Г- К на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д - Т. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению Д - Т. на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков З-С. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению З-С на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Ж-Ш. Уточнение, сравнение артикуляции пар звонких и глухих согласных. Соотнесение их с символами, буквами. Практические упражнения по различению Ж-Ш. на уровне звука, слога, слова, словосочетания, предложения, текста.

Дифференциация Б–П в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия; звуко-слогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

Дифференциация В-Ф в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия; звукослогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Дифференциация Г- К в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия; звуко-слогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи. Развитие неречевых процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления), графомоторных навыков.

Дифференциация Д - Т в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия; звуко-слогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Дифференциация З-С в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия; звуко-слогового анализа и синтеза; навыков грамматического оформления предложений; языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Дифференциация Ж-Ш в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза, навыков грамматического оформления предложений, языкового анализа и синтеза на уровне предложения и текста. Обогащение словаря; развитие связной речи.

Раздел 6. Повторение (2 часа)

1

2

1. Повторение изученного материала за учебный год.

2. Итоговый контрольный диктант за учебный год

1

1

10.05

15.05

Практические упражнения по закреплению навыков правописания Ь и разделительного Ь в словах; парных звонких и глухих согласных.

Закрепление навыков правописания Ь и разделительного Ь в словах; парных звонких и глухих согласных.

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации