Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __________ от «__»___________20__ | Принято на заседании педагогического совета протокол № __________ от «__»___________20__ | Утверждаю директор МБОУ «СОШ № 20» _______________________ приказ № __________________ от «__»________________20__ |
Рабочая программа
По информатике и ИКТ
Класс или ступень обучения: 3 класс (II ступень)
Количество часов: 34
Срок реализации программы: 1 год
Учитель: Поспелова Г. В., высшая категория
Новомосковск, 20__
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному плану 2004 для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика» предполагается в начальной школе за счет школьного компонента образовательного учреждения. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №20 на преподавание информатики в начальной школе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа по информатике в начальной школе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Авторская программа для 3-го класса рассчитана на 34 часа.
Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.
Курс информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
В курсе выделяются следующие разделы:
описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Содержательное наполнение курса разбито разделы.
В каждом разделе представлены задания, направленные на знакомство с материалом и отработку основных навыков; контрольные задания; задания повторительного и обобщающего характера.
Содержание тем учебного курса
Общее число часов – 34 ч.
Алгоритмы (9 часов).
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 часов).
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 часов).
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1. | Алгоритмы | 9 | 9 | 0 |
2. | Группы (классы) объектов | 8 | 8 | 0 |
3. | Логические рассуждения | 10 | 10 | 0 |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач | 7 | 7 | 0 |
0 | ||||
Итого | 34 | 34 | 0 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Обучающиеся 3 класса должны:
знать/понимать:
понятие алгоритма,
виды алгоритмических структур,
понятие множества,
операции над множествами;
уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В курсе информатики для обучающихся третьих классов по авторской программе А.Горячева не предусмотрены практические задания. После изучения каждого раздела предлагается контрольная работа. Критерием оценки знаний, умений и навыков является правильное выполнение всех заданий контрольной работы. В качестве поощрения обучающихся, выполнивших правильно все задания, учителем предлагается работа на интерактивной доске в течение 10-15 минут. Это могут быть задания по теме контрольной работы.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Перечень учебно-методического обеспечения
Аппаратные средства
Персональный компьютер - рабочее место учителя
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Устройства вывода звуковой информации( колонки)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
Программные средства
Комплекты презентаций по всем разделам курсов
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Список литературы (основной и дополнительной)
Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 56 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 56 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А. В., Горина К. И, Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Тип урока | Элемент содержания | ЦОР | Требования к уровню (ЗУН) понятий | Вид контроля, измерений | Задание на дом | Дата |
Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов) | ||||||||
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели | Вводный урок. Урок изучения нового материала | Представление об этапах действий | Алгоритм-1 Презентация решения задач №1,2,4 | Знать понятие алгоритма. Уметь выделять этапы (шаги) действия | Фронтальный опрос | № 3 | ||
Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Представление о схеме алгоритма | Алгоритм-2 Презентация решения задач №3д,5,6,7,8,9 | Уметь читать условные знаки алгоритма | Фронтальный опрос | № 10 | ||
Выполнение алгоритма. Линейный алгоритм | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выполнение линейного алгоритма | Команды-1 Презентация решения задач №10д,11,13,14 | Уметь выполнить алгоритм, используя условные знаки | Фронтальный опрос | № 12,15 | ||
Составление алгоритма | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составление линейного алгоритма | Команды-2 Презентация решения задач №12л,15д,16,18 | Уметь составить алгоритм, используя условные знаки | Фронтальный опрос | №17 | ||
Ветвящиеся алгоритмы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Представление о ветвлении в алгоритме | Условие ветвления-1 Ветвление-1,2 Презентация решения задач №17д,19,21,22 | Уметь формулировать условия ветвления в алгоритме | Фронтальный опрос | №20 | ||
Циклические алгоритмы | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Представление о цикле в алгоритме | Цикл-1,2,3,4,5 Презентация решения задач №20д,23,24,27,28 | Уметь составлять и выполнять алгоритмы с циклами | Фронтальный опрос | №25,26 | ||
Алгоритмы с ветвлениями и цикла | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Отличие условия ветвления от условия повтора | Цикл-6.1, 6.2 Презентация решения задачи №25д,26д,29 | Уметь отличать условие ветвления от повтора (цикла) | Фронтальный опрос | №29 | ||
Контрольная работа №1 «Алгоритм» | Урок проверки знаний и умений | Контрольная работа | Условие ветвления –К Цикл-К1 Презентация решения задачи №30 | Уметь выполнять и составлять алгоритмы | Контрольная работа | №30 | ||
Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Разбор ошибок в контрольной работе | Цикл-К2 Презентация решения задачи №31 | Уметь исправлять ошибки в алгоритме | Групповой опрос | №31 | ||
Группы (классы) объектов (8 часов) | ||||||||
Состав и действия объекта Общие названия и отдельные объекты. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Описание объекта с помощью действий составных частей | Состав и действия – 1,2.3,4 Презентация решения задач №4,6,7,9 | Уметь описывать объект и его составные части | Фронтальный опрос | №2,3,5,8 | ||
Разные объекты с общим названием | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формирование представления об общих именах группы объектов | Состав и действия – 1,2 Презентация решения задач №2д,3д,5д,8д,10,11,13,15 | Уметь давать общее имя группе объектов | Фронтальный опрос | №12,14,16,17 | ||
Разные общие названия одного отдельного класса объекта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Общие свойства группы объектов | Общие свойства –1,2,3,4 Презентация решения задач №12д,14д,16д,17д,19,22,24,25 | Уметь определять общие свойства группы объектов | Фронтальный опрос | №18,20,21,23 | ||
Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Общие и единичные имена объектов | Значения признаков-1 Презентация решения задач №18д,20д,21д,23д,26,27,28 | Уметь описывать отличительные признаки предметов одной группы | Фронтальный опрос | №29,30,31 | ||
Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Описание состава и действия объекта в табличном виде | Значения признаков-2 Презентация решения задач №29д,30д,31д,32, 34,36,39,40 | Уметь записывать отличительные признаки в таблицу | Фронтальный опрос | №33,35,37,38 | ||
Имена объектов | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Единичные имена в группе и их отличительные признаки | Презентация решения задач №33д,35д,37д,38д | Уметь записывать отличительные признаки в таблицу | Фронтальный опрос | №41 | ||
Контрольная работа №2 «Группы объектов» | Урок проверки знаний и умений | Контрольная работа | Состав и действия – К Общие свойства – К Значения признаков –К | Уметь давать общие и единичные имена объектам | Контрольная работа | |||
Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Разбор ошибок в контрольной работе | Презентация решения задач №42,44,45 | Уметь исправлять ошибки в именах объектов | Групповой опрос | №43 | ||
Логические рассуждения (10 часов) | ||||||||
Множество. Число элементов множества. Подмножество. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Множество, элемент множества, подмножество | Серия «Подмножество» Презентация решения задач №1,2,3,4,6 | Знать понятия множества, подмножество, элемент множества.Уметь определять принадлежность к множествам | Фронтальный опрос | №5,7,8 | ||
Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение и объединение множеств. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формирование представления об отрицании | Серия «Отрицание» Серия «Пересечение» Презентация решения задач №5д,7д,8д,9,10, 11,12 | Уметь находить на «карте множеств» элементы, не принадлежащих заданному множеству | Фронтальный опрос | №13 | ||
Вложенность множеств. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Определение принадлежности элементов множеству | Презентация решения задач №13д,14,15,17 | Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Фронтальный опрос | №16,18 | ||
Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «НЕ» на карте множеств, истинность высказываний | Серия «Отрицание» Презентация решения задач №16д,18д,19,20,21 | Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не») | Фронтальный опрос | №22 | ||
Истинность высказывания со словами «и», «или». | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | «И», «ИЛИ» на карте множеств | Серия «И_ИЛИ» Презентация решения задач №22д, 23,24,25 | Уметь определять пересечение и объединение множеств | Фронтальный опрос | №26 | ||
Граф. Вершины и ребра графа. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятия «граф» | Серия «Графы» Презентация решения задач №26д, 27,28,30 | Знать определение графа, вершин и ребер графа. Уметь изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию | Фронтальный опрос | №29 | ||
Граф с направленными ребрами. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Направленные ребра графа | Серия «Ребра графа» Презентация решения задач №29д,31,33 | Уметь описывать отношения между объектами с помощью графов | Фронтальный опрос | №32 | ||
Подготовка к контрольной работе | Урок закрепления знаний и умений | Характер отношений между двумя множествами | Презентация решения задач №32д,34,35,36,38 | Уметь разбивать множество фигур на подмножества | Групповой опрос | №37 | ||
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения» | Урок проверки знаний и умений | Контрольная работа | Презентация решения задач №37д,39,40,41 | Уметь делать логические рассуждения, находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области | Контрольная работа | №42,43 | ||
Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Разбор ошибок в контрольной работе | Презентация решения задач №42д,43д,44,45,46,47 | Уметь исправлять ошибки в логических рассуждениях | Групповой опрос | |||
Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов) | ||||||||
Игры. Аналогия. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие «Аналогия» | Серия «Аналогия» Презентация решения задач №1,2,3 | Знать понятие аналогия. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией. | Фронтальный опрос | №4 | ||
Закономерность | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понятие «Закономерность» | Серия «Закономерность» Презентация решения задач №4д,5,6,9,11,12,13, 14,16 | Знать определение закономерности. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией | Фронтальный опрос | №7,8,10,15 | ||
Решение задач по аналогии | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формулирование похожих правил аналогии | Презентация решения задач №7д,8д,10д,15д,17, 19,21 | Уметь находить аналогичную закономерность | Фронтальный опрос | №18,20,22 | ||
Решение задач на закономерности. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формулирование правил закономерности | Презентация решения задач №18д,20д,22д,23, 24,25,27 | Уметь располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность | Фронтальный опрос | №26,28 | ||
Аналогичные закономерности | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нахождение закономерности | Серия «Закономерность в таблице» Презентация решения задач №26д, 28д, 29, 31, 32 | Уметь применять закономерности в решении задач | Фронтальный опрос | №30,33 | ||
Выигрышная стратегия | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Формулирование и применение выигрышной стратегии | Презентация решения задач №30д, 33д, 34, 35 | Уметь применять стратегию для решения задач | Фронтальный опрос | №36 | ||
Контрольная работа №4 «Аналогии и закономерности». Анализ контрольных работ | Урок проверки знаний и умений, коррекции знаний | Контрольная работа Разбор ошибок в контрольной работе | Презентация решения задач № 36д,37,38,39, 40,41,42 | Уметь находить аналогии и закономерности Уметь решать задачи на закономерность | Контрольная работа Групповой опрос |
7