12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Поспелова Галина Васильевна1731
Учитель информатики высшей категории
Россия, Тульская обл., Новомосковск
Материал размещён в группе «Урок информатики и ИКТ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»





Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __________

от «__»___________20__

Принято

на заседании

педагогического совета

протокол № __________

от «__»___________20__

Утверждаю

директор МБОУ «СОШ № 20»

_______________________

приказ № __________________

от «__»________________20__











Рабочая программа






По информатике и ИКТ

Класс или ступень обучения: 3 класс (II ступень)

Количество часов: 34

Срок реализации программы: 1 год

Учитель: Поспелова Г. В., высшая категория














Новомосковск, 20__

Пояснительная записка


Согласно Федеральному базисному плану 2004 для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика» предполагается в начальной школе за счет школьного компонента образовательного учреждения. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №20 на преподавание информатики в начальной школе отводится 1 час в неделю.

Рабочая программа по информатике в начальной школе составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Авторская программа для 3-го класса рассчитана на 34 часа.

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан на изучение учащимися 2-4 классов в течение 102 часов (в том числе в II классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю, в III классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в IV классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Курс информатики в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у обучающихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Содержательное наполнение курса разбито разделы.

В каждом разделе представлены задания, направленные на знакомство с материалом и отработку основных навыков; контрольные задания; задания повторительного и обобщающего характера.




Содержание тем учебного курса


Общее число часов – 34 ч.

Алгоритмы (9 часов).

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 часов).

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 часов).

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов).

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


Учебно-тематическое планирование



3 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Алгоритмы

9

9

0

2.

Группы (классы) объектов

8

8

0

3.

Логические рассуждения

10

10

0

4.

Применение моделей (схем) для решения задач

7

7

0





0


Итого

34

34

0




Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе



Обучающиеся 3 класса должны:


знать/понимать:

понятие алгоритма,

виды алгоритмических структур,

понятие множества,

операции над множествами;

уметь:

находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

изображать графы;

выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


В курсе информатики для обучающихся третьих классов по авторской программе А.Горячева не предусмотрены практические задания. После изучения каждого раздела предлагается контрольная работа. Критерием оценки знаний, умений и навыков является правильное выполнение всех заданий контрольной работы. В качестве поощрения обучающихся, выполнивших правильно все задания, учителем предлагается работа на интерактивной доске в течение 10-15 минут. Это могут быть задания по теме контрольной работы.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.




Перечень учебно-методического обеспечения


Аппаратные средства

Персональный компьютер - рабочее место учителя

Мультимедиапроектор

Интерактивная доска

Устройства вывода звуковой информации( колонки)

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран­ными объектами (клавиатура и мышь)

Программные средства

Комплекты презентаций по всем разделам курсов

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).



Список литературы (основной и дополнительной)


Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 56 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Горячев А. В., Горина К. И, Волкова Т. О. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 56 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Горячев А. В., Горина К. И, Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;

Календарно-тематическое планирование 3 класс


Тема

Тип урока

Элемент содержания

ЦОР

Требования к уровню (ЗУН) понятий

Вид контроля, измерений

Задание на дом

Дата

Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)


Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели

Вводный урок.

Урок изучения нового материала

Представление об этапах действий

Алгоритм-1

Презентация решения задач №1,2,4

Знать понятие алгоритма. Уметь выделять этапы (шаги) действия

Фронтальный опрос

3



Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Представление о схеме алгоритма

Алгоритм-2

Презентация решения задач №3д,5,6,7,8,9

Уметь читать условные знаки алгоритма

Фронтальный опрос

10



Выполнение алгоритма. Линейный алгоритм

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Выполнение линейного алгоритма

Команды-1

Презентация решения задач №10д,11,13,14

Уметь выполнить алгоритм, используя условные знаки


Фронтальный опрос

12,15



Составление алгоритма

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Составление линейного алгоритма

Команды-2

Презентация решения задач №12л,15д,16,18

Уметь составить алгоритм, используя условные знаки

Фронтальный опрос

17



Ветвящиеся алгоритмы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Представление о ветвлении в алгоритме

Условие ветвления-1

Ветвление-1,2

Презентация решения задач №17д,19,21,22

Уметь формулировать условия ветвления в алгоритме

Фронтальный опрос

20



Циклические алгоритмы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Представление о цикле в алгоритме

Цикл-1,2,3,4,5

Презентация решения задач №20д,23,24,27,28

Уметь составлять и выполнять алгоритмы с циклами

Фронтальный опрос

25,26



Алгоритмы с ветвлениями и цикла

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Отличие условия ветвления от условия повтора

Цикл-6.1, 6.2

Презентация решения задачи №25д,26д,29

Уметь отличать условие ветвления от повтора (цикла)

Фронтальный опрос

29



Контрольная работа №1 «Алгоритм»

Урок проверки знаний и умений

Контрольная работа

Условие ветвления –К

Цикл-К1

Презентация решения задачи №30

Уметь выполнять и составлять алгоритмы

Контрольная работа

30



Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Разбор ошибок в контрольной работе

Цикл-К2

Презентация решения задачи №31

Уметь исправлять ошибки в алгоритме

Групповой опрос

31


Группы (классы) объектов (8 часов)


Состав и действия объекта

Общие названия и отдельные объекты.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Описание объекта с помощью действий составных частей

Состав и действия – 1,2.3,4

Презентация решения задач №4,6,7,9

Уметь описывать объект и его составные части

Фронтальный опрос

2,3,5,8



Разные объекты с общим названием

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формирование представления об общих именах группы объектов

Состав и действия – 1,2

Презентация решения задач №2д,3д,5д,8д,10,11,13,15

Уметь давать общее имя группе объектов

Фронтальный опрос

12,14,16,17



Разные общие названия одного отдельного класса объекта

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Общие свойства группы объектов

Общие свойства –1,2,3,4

Презентация решения задач №12д,14д,16д,17д,19,22,24,25

Уметь определять общие свойства группы объектов

Фронтальный опрос

18,20,21,23



Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Общие и единичные имена объектов

Значения признаков-1

Презентация решения задач №18д,20д,21д,23д,26,27,28

Уметь описывать отличительные признаки предметов одной группы

Фронтальный опрос

29,30,31



Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Описание состава и действия объекта в табличном виде

Значения признаков-2

Презентация решения задач №29д,30д,31д,32, 34,36,39,40

Уметь записывать отличительные признаки в таблицу

Фронтальный опрос

33,35,37,38



Имена объектов

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Единичные имена в группе и их отличительные признаки

Презентация решения задач №33д,35д,37д,38д

Уметь записывать отличительные признаки в таблицу

Фронтальный опрос

41



Контрольная работа №2 «Группы объектов»

Урок проверки знаний и умений

Контрольная работа

Состав и действия – К

Общие свойства – К

Значения признаков –К


Уметь давать общие и единичные имена объектам

Контрольная работа




Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Разбор ошибок в контрольной работе

Презентация решения задач №42,44,45

Уметь исправлять ошибки в именах объектов

Групповой опрос

43


Логические рассуждения (10 часов)


Множество. Число элементов множества. Подмножество.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Множество, элемент множества, подмножество

Серия «Подмножество»

Презентация решения задач №1,2,3,4,6

Знать понятия множества, подмножество, элемент множества.Уметь определять принадлежность к множествам

Фронтальный опрос

5,7,8



Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение и объединение множеств.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формирование представления об отрицании

Серия «Отрицание»

Серия «Пересечение»

Презентация решения задач №5д,7д,8д,9,10, 11,12

Уметь находить на «карте множеств» элементы, не принадлежащих заданному множеству

Фронтальный опрос

13



Вложенность множеств.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Определение принадлежности элементов множеству

Презентация решения задач №13д,14,15,17

Уметь находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

Фронтальный опрос

16,18



Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «не»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


«НЕ» на карте множеств, истинность высказываний

Серия «Отрицание» Презентация решения задач №16д,18д,19,20,21

Понимать истинность высказывания и отрицания (высказывания со словом «не»)

Фронтальный опрос

22



Истинность высказывания со словами «и», «или».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


«И», «ИЛИ» на карте множеств

Серия «И_ИЛИ» Презентация решения задач №22д, 23,24,25

Уметь определять пересечение и объединение множеств

Фронтальный опрос

26



Граф. Вершины и ребра графа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Понятия «граф»

Серия «Графы» Презентация решения задач №26д, 27,28,30

Знать определение графа, вершин и ребер графа. Уметь изображать графы; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию

Фронтальный опрос

29



Граф с направленными ребрами.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Направленные ребра графа

Серия «Ребра графа» Презентация решения задач №29д,31,33

Уметь описывать отношения между объектами с помощью графов

Фронтальный опрос

32



Подготовка к контрольной работе

Урок закрепления знаний и умений


Характер отношений между двумя множествами

Презентация решения задач №32д,34,35,36,38

Уметь разбивать множество фигур на подмножества

Групповой опрос

37



Контрольная работа №3 «Логические рассуждения»

Урок проверки знаний и умений

Контрольная работа

Презентация решения задач №37д,39,40,41

Уметь делать логические рассуждения, находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области

Контрольная работа

42,43



Анализ контрольной работы

Урок коррекции знаний

Разбор ошибок в контрольной работе

Презентация решения задач №42д,43д,44,45,46,47

Уметь исправлять ошибки в логических рассуждениях

Групповой опрос



Применение моделей (схем) для решения задач (7 часов)


Игры. Аналогия.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Понятие «Аналогия»

Серия «Аналогия» Презентация решения задач №1,2,3

Знать понятие аналогия. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией.

Фронтальный опрос

4



Закономерность

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Понятие «Закономерность»

Серия «Закономерность» Презентация решения задач №4д,5,6,9,11,12,13, 14,16

Знать определение закономерности. Уметь анализировать игры с выигрышной стратегией

Фронтальный опрос

7,8,10,15



Решение задач по аналогии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формулирование похожих правил аналогии

Презентация решения задач №7д,8д,10д,15д,17, 19,21

Уметь находить аналогичную закономерность

Фронтальный опрос

18,20,22



Решение задач на закономерности.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формулирование правил закономерности

Презентация решения задач №18д,20д,22д,23, 24,25,27

Уметь располагать предметы в таблице, соблюдая закономерность

Фронтальный опрос

26,28



Аналогичные закономерности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Нахождение закономерности

Серия «Закономерность в таблице»

Презентация решения задач №26д, 28д, 29, 31, 32

Уметь применять закономерности в решении задач

Фронтальный опрос

30,33



Выигрышная стратегия

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Формулирование и применение выигрышной стратегии

Презентация решения задач №30д, 33д, 34, 35

Уметь применять стратегию для решения задач

Фронтальный опрос

36



Контрольная работа №4 «Аналогии и закономерности». Анализ контрольных работ

Урок проверки знаний и умений, коррекции знаний

Контрольная работа Разбор ошибок в контрольной работе

Презентация решения задач № 36д,37,38,39, 40,41,42

Уметь находить аналогии и закономерности

Уметь решать задачи на закономерность

Контрольная работа Групповой опрос






7



Опубликовано в группе «Урок информатики и ИКТ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.