12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сапрыгина Наталья яГеннадьевна42
Преподаватель географии и экологии, высшая квалификационная категория, стаж работы в образовании 22 года
Россия, Омская обл., Омск

Название тем и разделов

Количество часов

Вид занятия

 

 

Интерактивные и инновационные методы

Технические средства, наглядные пособия

Самостоятельная работа обучающихся

(Задания для учащихся):

 

 

 

Домашнее задание

Максимальная нагрузка

Теоретические

Практические

Самостоятельная работа

1.Введение. Что изучает современная экология. Организация жизни на Земле

2ч.

2ч.

 

 

Комбинированное занятие. Лекция, беседа

 

 

сообщение: «Взаимодействие человека и природы»

Учебник: «Основы экологии», Н.М.Чернова

Стр. 4-7

I.Общая экология

12ч.

8 ч.

 

4ч.

Комбинированное занятие. Лекция, беседа

 

 

 

 

Стр. 10-14

1.1. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм

2 ч.

2 ч.

 

2 ч.

Изучение нового материала. Лекция.

Информационно-коммуникативная

 

 

Конспект лекции

1.2. Популяция. Экосистема. Биосфера

2ч.

2ч.

 

 

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

Технология проблемного обучения

 

Сообщение по теме: «Учение Вернадского о биосфере»

 

Стр. 22-28

1.3. Социальная экология. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «Загрязнение среды»

2ч.

2ч.

 

2ч.

Семинар

здоровьесберегающие

Схема: «Классификация природных ресурсов»

Сообщение по теме: «Демографические проблемы и пути их решения»

 

 

 

 

Конспект лекции

1.4. Прикладная экология. Экологические проблемы, причины возникновения. Способы решения глобальных экологических проблем

2ч.

 

 

 

Комбинированное занятие. Лекция, беседа

ИКТ

 

 

 

Стр. 15-22

II. Среда обитания человека и экологическая безопасность

18ч.

10ч.

 

8ч.

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

 

 

 

 

2.1. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественные и искусственные среды обитания человека

2ч.

2ч.

 

4ч.

Защита творческой работы по теме: «Водная среда»

Технология проблемного обучения

Схема: «Биоценоз пресного водоема»

Творческая работа по теме: «Основные характеристики среды обитания человека»

 

Стр. 30-33

2.2. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания

2ч.

2ч.

 

2ч.

Семинар.

Защита творческой работы по теме: «Качество продуктов питания»

Технология проблемного обучении я

 

Творческая работа по теме: «Социальная среда»

 

Стр.33-34

Сообщение

2.3.Городская среда. Городская квартирами требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека

2ч.

 

 

2ч.

Семинар.

Защита творческой работы по теме: «Влияние шума и вибрации на здоровье человека»

Здоровьесберегающие технологии

 

Творческая работа по теме: «Городская среда»

 

Стр. 34-36

2.4. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе, их экологическая безопасность. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе

2ч.

2ч.

 

2ч.

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

Технология проблемного обучения

 

Сообщение по теме: «Влияние состояния окружающей природной среды на здоровье населения города Омска»

 

Стр. 36-38

Сообщение

2.5. Сельская среда. Сельское хозяйство и его экологические проблемы, пути решения

2ч.

2ч.

 

 

Семинар

Групповая технология

 

 

 

Стр. 50-53

III. Концепция устойчивого развития

6ч.

4ч.

 

2ч.

 

 

 

 

 

 

3.1.Возникновения концепции устойчивого развития. Эволюция взглядов на устойчивое развитие

2ч.

2ч.

 

2ч.

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

Проектная технология

 

 

 

Стр. 60-65

Стр. 79-82

3.2. «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках коцепции «Усточивость и  развитие»

2ч.

2ч.

 

 

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

Проектная технология

 

 

 

Конспект лекции

IV. Охрана природы

14ч.

10ч.

 

4ч.

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

 

 

 

 

Стр. 60-65

 

 

4.1. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы.

2ч.

2ч.

 

2ч.

Семинар

Проектная технология

 

Реферат по теме: «Устойчивость экосистем»

 

Стр. 115-121

4.2.Природные ресурсы и их охрана. Природно- территориальные аспекты экологических проблем

2ч.

2ч.

 

 

Изучение нового материала.  Лекция

Кейс-технология

 

 

 

Стр. 46-53

Сообщение

4.3. Социально-экологические аспекты экологических проблем

2ч.

 

 

 

Семинар

Проектная технология

Схема: «Социально – экологические проблемы»

 

Конспект лекции.

Рефераты по темам:

1.      Естественные экосистемы

2.      Искусственные экосистемы

4.4. Экологические проблемы России

2ч.

2ч.

 

2ч.

Комбинированное занятие. Лекция с элементами беседы

Проектная технология

Таблица: «Экологические проблемы России и пути их решения»

 

 

Стр. 65-74

4.5. Охрана водных, почвенных, лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами

2ч.

 

 

 

Семинар

Проектная технология

Работа с тестовыми заданиями

 

 

 

 

Стр. 121-126

Итоговое повторение. Подготовка к зачету

V. Зачет

2ч.

 

 

 

Зачет

 

 

 

 

Итого

54ч.

36 ч.

 

18ч.

 

 

 

 

 

 Содержание

 

Пояснительная записка

Общая характеристика учебной дисциплины

Место учебной дисциплины в учебном плане

Результаты освоения учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Темы рефератов

Тематическое планирование

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Экология предназначена для изучения естествознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов

Данная дисциплина является необходимой основой при освоении специальностей 19.02.07.,19.02.08.,15.02.06.,15.02.01.,38.02.01., так как используется культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. Вместе с тем изучение экологии имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, специфики осваиваемых специальностей.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

Общая характеристика учебной дисциплины «Экология»

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно- научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину.

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Место учебной дисциплины в учебном плане

В пределах освоения специальности: 19.02.07.,19.02.08.,15.02.06.,15.02.01.,38.02.01

Профессии: 19.01.11.,19.01.12

 на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом  обязательным ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Требования к освоению дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

·         анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

·         соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

·         особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

·         об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

·         принципы и методы рационального природопользования;

·         основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

·         принципы размещения производств различного типа;

·         основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

·         основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

·         методы экологического регулирования;

·         понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

·         правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

·         принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

·         природоресурсный потенциал Российской Федерации;

·         охраняемые природные территории;

·         принципы производственного экологического контроля;

·         условия устойчивого состояния экосистем.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающего 54 часа, в том числе :

Обязательной аудиторной учебной нагрузки 36 часов;

Самостоятельной работы 18 часов

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающего 108  часа, в том числе :

Обязательной аудиторной учебной нагрузки 72 часов;

Самостоятельной работы 36 часов

Результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

 

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

• метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

• предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; − владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Вид учебной деятельности

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

В том числе:

 

лекции

36

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Вид учебной деятельности

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

72

В том числе:

 

лекции

72

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

Тематический план

Наименование тем

Теоретические (ч)

Практические (ч)

1.

Введение. Что изучает современная экология. Организация жизни на Земле

2ч.

-

2.

Общая экология

6ч.

2ч.

3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

10ч.

2ч.

4.

Концепция устойчивого развития

4ч.

-

5.

Охрана природы

6ч.

2ч.

6.

Зачет

2ч.

-

7.

Итого

30ч.

6ч.

 

 

Тематический план

Наименование тем

Теоретические (ч)

Практические(ч)

1.

Введение. Что изучает современная экология. Организация жизни на Земле

2ч.

-

2.

Общая экология

18ч.

-

3.

Среда обитания человека и экологическая безопасность

24ч.

-

4.

Концепция устойчивого развития

32ч.

-

5.

Охрана природы

8ч.

 

6.

Зачет

2ч.

-

 

Итого

108ч.

 

 

Содержание учебной дисциплины

Введение

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

1.     Экология как научная дисциплина

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. При родные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Прикладная экология.

Экологические проблемы: региональные и глобальные.

Причины возникновения глобальных экологических проблем.

Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическое занятие Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

2.     Среда обитания человека и экологическая безопасность

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе.

Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Демонстрация

Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

3.     Концепция устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты».

Экологический след.

Практическое занятие Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

4.     Охрана природы

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Демонстрации

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Экскурсия Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.
 

Темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

1.     Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

2.     Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

3.     Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

4.     Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

5.     Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

6.     История и развитие концепции устойчивого развития

7.     Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

8.     Основные экологические приоритеты современного мира

9.     Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

10.                        Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

11.                        Популяция как экологическая единица.

12.                        Причины возникновения экологических проблем в городе.

13.                        Причины возникновения экологических проблем в сельской местности

14.                        Проблемы водных ресурсов и способы их решения .

15.                        Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

16.                        Система контроля за экологической безопасностью в России.

17.                        Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

18.                        Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

19.                        Структура экологической системы.

20.                        Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

21.                        Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации

22.                        Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

 

 

Литература

Для студентов

1.     Валова В.Д. Экология. — М., 2015. Константинов В.М.,

2.     Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2016.

3.     Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10 — 11 классы. — М., 2016.

4.     Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.

5.     Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

6.     Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10— 11 классы. — М., 2016.

Для преподавателей

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

2.     Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

3.     Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

4.     Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2016.

Интернет-ресурсы

·         www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

·         www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

·         www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.