Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Жирятинского района Брянской области
ПРИНЯТО Протокол №_4__от_31.01.2020__ | УТВЕРЖДЕНО приказом МБУ «ЦППМСП» от 31. 01.2020 № 5
|
Рабочая программа
индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)
Составитель: М. С. Здоровцова учитель – логопед МБУ «ЦППМСП»
Жирятино
2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы:
Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка - дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:
Нормативно – правовые основания:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи" (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина)
Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (авт.Н.В.Нищева)
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.)
Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.)
Теоретической основой Программы стали:
• концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский);
• учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);
• концепция о соотношении мышления и речи (Л. С.Выготский, А.А.Леонтьев, А. Р.Лурия, Ж.Пиаже и др.);
• концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М.Солнцев);
• концепция о соотношении элементарных и высших психическихфункций в процессе развития ребенка (Л. С.Выготский, А. Р.Лурия);
• современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, .М.Мастюкова, Е. Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркинаи др.).
Практическая направленность программы:
Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Цель программы:
Главной целью данной программы является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности
Задачи программы:
Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
Стимулировать звуковую и речевую активность;
Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Адресат
Реализация данной программы предназначена для детей с РАС и другими нарушениями коммуникативной функции речи с 4 до 7 лет.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 66 учебных часов. Продолжительность одного занятия до 30 мин. Режим занятий: 2 раза в неделю.
Требования к результату усвоения программы.
- Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- Способствовать проявлению речевой активности, взаимодействию с окружающими, желанию общаться с помощью слова;
- Научить понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
- Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- Научить различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
- Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- Научить использовать для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух – трех слов, которые могут добавляться жестами;
- Научить произносить простые по артикуляции звуки.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:
1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской (2004)
2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)
3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». СПб, «Детство-Пресс», 2014 г.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации
Программа апробируется специалистами МБУ «ЦППМСП» впервые с 2019г с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет имеющими РАС.
Учебный план программы
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||||
Теоретических | Практических | ||||||||
1 | Диагностика. | 1 | 0,25 | 0,75 | Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» | ||||
2 | Навыки учебного поведения. | 9 | 3 | 6 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
3 | Развитие подражания | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
4 | Выполнение инструкций | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
5 | Диагностика | 1 | 0,25 | 0,75 | Промежуточнаячная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». | ||||
6 | Импрессивная речь | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
7 | Экспрессивная речь | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
8 | Работа над дыханием | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
9 | Развитие мелкой и общей моторики | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | ||||
10 | Диагностика. | 1 | 0,25 | 0,75 | Итоговая диагностика Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». | ||||
Всего | 66 | 17,25 | 48,75 | |
Тематический план программы
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Теоре тичес ких | Прак тичес ких | |||||
1 | Диагностика | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». | |
1.1 | Первичная диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2. | Навыки учебного поведения. | 9 | 3 | 6 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
2.1 | Установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу; | 3 | 1,5 | 1,5 | ||
2.2 | Формирование адекватного отношения к педагогу. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.3 | Формирование познавательной мотивации | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
2.4 | Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3. | Развитие подражания | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
3.1 | Имитация основных движений | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.2 | Имитация действия с предметами | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.3 | Имитация мелких и точных движений | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.4 | Имитация произносительных движений | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
3.5 | Выполнение единичных команд | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
4. | Выполнение инструкций | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
4.1 | Обучение выполнения инструкции «Дай». | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.2 | Обучение следовать инструкции «Покажи» | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.3 | Обучение выполнению инструкций: а) на простые движения. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.4 | Обучение выполнению инструкций: б) с предметами. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
4.5 | Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
5. | Диагностика | 1 | 0,25 | 0,75 | Промежуточнаячная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». | |
5.1 | Промежуточная диагностика | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
6. | Импрессивная речь | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
6.1 | понимать простые слова; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.2 | откликаетс на свое имя; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.3 | названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.4 | названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам) | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
6.5 | названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно) | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
7. | Экспрессивная речь | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
7.1 | называет простые слова; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.2 | называет собственное имя; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.3 | называет слова обозначающие предмет; | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.4 | называет слова, обозначающие действия. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
7.5 | оречевление собственных действий | 1 | 0,25 | 0,75 | | |
8. | Работа над дыханием | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
8.1 | Упражнения на удлинение выдоха. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8.2 | Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8.3 | Игровые упражнения дыхательной гимнастики. | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8.4 | Дыхательная гимнастика в стихах | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
8.5 | Специальные дыхательные упражнения | 1 | 0,25 | 0,75 | ||
9. | Развитие мелкой и общей моторики | 9 | 2,25 | 6,75 | Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей. | |
9.1 | Упражнения на повышение уровня активации | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9.2 | Упражнения для кистей рук | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9.3 | Упражнения для пальцев условно статические | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9.4 | Упражнения для пальцев динамические | 2 | 0,5 | 1,5 | ||
9.5 | Пассивная гимнастика (массаж) | 1 | 0,25 | 0,75 | | |
10. | Диагностика | 1 | 0,25 | 0,75 | Итоговая диагностика Первичная диагностика 1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской 2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». | |
10.1 | Итоговая диагностика | 1 | 0,25 | 0,75 |
Основное содержание программы.
Система условий реализации программы.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется по индивидуальной записи родителями ребенка на прохождение программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе МБУ ЦППМСП, согласно расписанию работы учителя – логопеда.
2. Методы, используемые при реализации программы
Форма работы: индивидуальная.
Программа ориентирована на формирование у детей с РАС вербальных средств общения.
Основные методы, направленные на реализацию программы:
1. Развивающие, дидактические игры;
2. Упражнения для развития моторики;
3. Наглядные методы;
4. Словесные методы.
3. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
К участию в программе допускаются учащиеся, имеющие письменное согласие от родителей или законных представителей ребенка на работу с учителем – логопедом.
4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
Гарантия прав участников программы и обязанностей участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом МБУ «ЦППМСП». Соблюдение этического кодекса учителя – логопеда, закона о персональных данных, закона «Об образовании» в Российской Федерации, выработка правил группы и их соблюдение.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:
• Учитель – логопед создает условия для правильной организации образовательной деятельности.
• Учитель – логопед несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время проведения занятий, за приемы и техники, используемые на занятиях, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Учитель – логопед имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующим целям и задачам программы.
Способы обеспечения гарантии прав участника программы:
• Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней
• Родители могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.
• Учитель – логопед информирует родителей (законных представителей) о результатах реализации программы.
Учитель – логопед должен получать информацию о выполнении его рекомендаций.
5. Требования к условиям реализации программы.
Данную программу может реализовывать специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии.
Требования к материально-техническому оснащению
Материалы и оборудование
Кабинет для логопедической работы, стол, стулья, логопедическое зеркало, набор логопедических зондов, методическое пособие.
6. Ожидаемый результат реализации программы
При условии успешной реализации данной программы будут:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
7. Система оценки достижений планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться диагностика в начале года, середине и в конце года.
Данный диагностический комплекс проводится в начале, середине и по завершению программы.
8. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Для определения динамики проводиться исследование в начале, в середине и по завершению программы по следующим критериям:
способность зрительного контакта во время общения;
понимание речи
- понимание конкретных слов и обиходных выражений; -понимание однословного предложения; - понимание вопросов; - понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
- понимание двухсловного предложения.
3. звуковая и речевая активность
- Способность к подражанию движений и звуков; - Способность к разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого; - Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр; - Понимание речевых инструкций (заданий, требований) и их выполнение. - Понимает ли свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя; - Выражает ли свои действия и желания одним словом или соответствующим жестом; - Соотнесение предметов с их изображением на картинках; - Ответы на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом Да/Нет
4. восприятие (зрительное, слуховое);
Оценка достижений ребенка происходит на основе наблюдений учителя - логопеда.
Балльная оценка критериев
1 балл – показатели критерия присутствуют, но носят кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер. 2 балла – показатели критерия присутствуют, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и учителя-логопеда. 3 балла – показатели критерия формируются, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности. 4 балла – критерий достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения.
По критериям подсчитываем максимальное, суммарное количество баллов
Уровень освоения программы
от 20 до 32 баллов – положительная динамика (достаточный уровень)
от 11 до 19 баллов – незначительная динамика (средний уровень)
от 0 до 10 баллов – низкий уровень
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баенская Е.Р. Аутичyый ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007.
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993.
3. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-
развивающее обучение и воспитание / Стребелева Е.А. - М.: Просвещение, 2010.
4. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями
психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г.
5. Кудрявцева И.И. Конспекты занятий логопеда с детьми раннего возраста. - М.: Москва, 1971.
6. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //
Дефектология, 2003 - №2.
7. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /
Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с.
8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.
9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006.
11. Садовникова Л.Г. «Ваш ребенок начинает говорить». – СПб., 1996.
12. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001 г.
13. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» - 3-е изд., доп. и
испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013.56 с.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995
21