Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)

2
0
Материал опубликован 23 October 2020 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Жирятинского района Брянской области





ПРИНЯТО
Педагогический совет
МБУ «ЦППМСП»

Протокол №_4__от_31.01.2020__

УТВЕРЖДЕНО

приказом МБУ «ЦППМСП»

от 31. 01.20205











Рабочая программа

индивидуальных логопедических занятий для дошкольников с расстройствами аутического спектра (РАС)











Составитель: М. С. Здоровцова учитель – логопед МБУ «ЦППМСП»







Жирятино
2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы:

Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка - дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики. Ведущим понятием речевой линии развития является - общение, ведь именно к способности ребенка с аутизмом свободно общаться стоит стремиться, открывая коррекционную работу по данному направлению. Развитие речевых и коммуникативных способностей является наиболее значимым и сквозным в обучении детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим в настоящий момент возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы по вызыванию, растормаживание и развитию речи детей с РАС и другими нарушениями развития, с целью повышения речевой активности ребёнка в процессе общения и дальнейшей его социальной адаптации и социализации. Реализация коррекционно - развивающей программы, которая охватывает системную работу с детьми с РАС и их семьями, способствует раскрытию внутреннего потенциала детей с аутизмом, их комплексному развитию в процессе социальной адаптации и вхождению в образовательное пространство (при условии создания соответствующих условий для неё).

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы:

Нормативно – правовые основания:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи «Коррекция нарушений речи" (авт. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, А.В.Лагутина)

Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (авт.Н.В.Нищева)

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. (Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.)

Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.)

Теоретической основой Программы стали:

концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С.Выготский);

учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С.Выготский, Н.Н.Малофеев);

концепция о соотношении мышления и речи (Л. С.Выготский, А.А.Леонтьев, А. Р.Лурия, Ж.Пиаже и др.);

концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М.Солнцев);

концепция о соотношении элементарных и высших психическихфункций в процессе развития ребенка (Л. С.Выготский, А. Р.Лурия);

современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, .М.Мастюкова, Е. Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г. В.Чиркинаи др.).

Практическая направленность программы:

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы:

Главной целью данной программы является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности

Задачи программы:

Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

Стимулировать звуковую и речевую активность;

Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Адресат

Реализация данной программы предназначена для детей с РАС и другими нарушениями коммуникативной функции речи с 4 до 7 лет.

Сроки и этапы реализации программы:

Программа рассчитана на 66 учебных часов. Продолжительность одного занятия до 30 мин. Режим занятий: 2 раза в неделю.





Требования к результату усвоения программы.

- Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- Способствовать проявлению речевой активности, взаимодействию с окружающими, желанию общаться с помощью слова;

- Научить понимать названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

- Научить понимать и выполнять словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- Научить различать лексические значения слов и грамматических форм слова;

- Научить называть действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- Научить использовать для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух – трех слов, которые могут добавляться жестами;
- Научить произносить простые по артикуляции звуки.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Для оценки достижения планируемых результатов используются следующие диагностические методики:

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской (2004)

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» 4-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 164 с.+ Прил.(268 с.: ил.)

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет». СПб, «Детство-Пресс», 2014 г.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательной организации

Программа апробируется специалистами МБУ «ЦППМСП» впервые с 2019г с детьми дошкольного возраста 4 - 7 лет имеющими РАС.































Учебный план программы

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

1

Диагностика.

1

0,25

0,75

Первичная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»
3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

2

Навыки учебного поведения.

9

3

6

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

3

Развитие подражания

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

4

Выполнение инструкций

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

5

Диагностика

1

0,25

0,75

Промежуточнаячная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

6

Импрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

7

Экспрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

8

Работа над дыханием

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

9

Развитие мелкой и общей моторики

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

10

Диагностика.

1

0,25

0,75

Итоговая диагностика

Первичная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».


Всего

66

17,25

48,75
























Тематический план программы

Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоре

тичес

ких

Прак

тичес

ких

1

Диагностика

1

0,5

0,5

Первичная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

1.1

Первичная диагностика уровня сформированности звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

1

0,5

0,5

2.

Навыки учебного поведения.

9

3

6

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

2.1

Установление контакта педагога с ребенком и формирование у него адекватного отношения к педагогу;

3

1,5

1,5

2.2

Формирование адекватного отношения к педагогу.

2

0,5

1,5

2.3

Формирование познавательной мотивации

2

0,5

1,5

2.4

Развитие умения фиксировать внимание на учебном материале и выполнять инструкции педагога.

2

0,5

1,5

3.

Развитие подражания

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

3.1

Имитация основных движений

2

0,5

1,5

3.2

Имитация действия с предметами

2

0,5

1,5

3.3

Имитация мелких и точных движений

2

0,5

1,5

3.4

Имитация произносительных движений

2

0,5

1,5

3.5

Выполнение единичных команд

1

0,25

0,75

4.

Выполнение инструкций

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

4.1

Обучение выполнения инструкции «Дай».

2

0,5

1,5

4.2

Обучение следовать инструкции «Покажи»

2

0,5

1,5

4.3

Обучение выполнению инструкций: а) на простые движения.

2

0,5

1,5

4.4

Обучение выполнению инструкций: б) с предметами.

2

0,5

1,5

4.5

Обучение навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.

1

0,25

0,75

5.

Диагностика

1

0,25

0,75

Промежуточнаячная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

5.1

Промежуточная диагностика

1

0,25

0,75

6.

Импрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

6.1

понимать простые слова;

2

0,5

1,5

6.2

откликаетс на свое имя;

2

0,5

1,5

6.3

названия предметов(одежда, обувь, блюда, продукты, игрушки)

2

0,5

1,5

6.4

названия действий (по видео-сюжетам, по фото, по картинкам)

2

0,5

1,5

6.5

названия признаков (большой-маленький, названия цветов, теплый-холодный, светло-темно)

1

0,25

0,75

7.

Экспрессивная речь

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

7.1

называет простые слова;

2

0,5

1,5

7.2

называет собственное имя;

2

0,5

1,5

7.3

называет слова обозначающие предмет;

2

0,5

1,5

7.4

называет слова, обозначающие действия.

2

0,5

1,5

7.5

оречевление собственных действий

1

0,25

0,75


8.

Работа над дыханием

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

8.1

Упражнения на удлинение выдоха.


2

0,5

1,5

8.2

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

2

0,5

1,5

8.3

Игровые упражнения дыхательной гимнастики.

2

0,5

1,5

8.4

Дыхательная гимнастика в стихах

2

0,5

1,5

8.5

Специальные дыхательные упражнения

1

0,25

0,75

9.

Развитие мелкой и общей моторики

9

2,25

6,75

Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий. Обратная связь, рефлексия. Отзывы родителей.

9.1

Упражнения на повышение уровня активации

2

0,5

1,5

9.2

Упражнения для кистей рук

2

0,5

1,5

9.3

Упражнения для пальцев условно статические

2

0,5

1,5

9.4

Упражнения для пальцев динамические

2

0,5

1,5

9.5

Пассивная гимнастика (массаж)

1

0,25

0,75


10.

Диагностика

1

0,25

0,75

Итоговая диагностика

Первичная диагностика

1. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Т.Н. Волковской

2. Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»

3. Н.В. Нищева «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет».

10.1

Итоговая диагностика

1

0,25

0,75





Основное содержание программы.
Система условий реализации программы.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется по индивидуальной записи родителями ребенка на прохождение программы. Занятия проводятся 2 раза в неделю на базе МБУ ЦППМСП, согласно расписанию работы учителя – логопеда.

2. Методы, используемые при реализации программы

Форма работы: индивидуальная.
Программа ориентирована на формирование у детей с РАС вербальных средств общения.
Основные методы, направленные на реализацию программы:
1. Развивающие, дидактические игры;
2. Упражнения для развития моторики;
3. Наглядные методы;

4. Словесные методы.


3. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
К участию в программе допускаются учащиеся, имеющие письменное согласие от родителей или законных представителей ребенка на работу с учителем – логопедом.

4. Гарантия прав участников программы, описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:

Гарантия прав участников программы и обязанностей участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также уставом МБУ «ЦППМСП». Соблюдение этического кодекса учителя – логопеда, закона о персональных данных, закона «Об образовании» в Российской Федерации, выработка правил группы и их соблюдение.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы:

Учитель – логопед создает условия для правильной организации образовательной деятельности.

Учитель – логопед несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время проведения занятий, за приемы и техники, используемые на занятиях, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитель – логопед имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующим целям и задачам программы.

Способы обеспечения гарантии прав участника программы:

Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней

Родители могут присутствовать на занятиях, получать информацию об основных процессах, событиях в ходе программы, рекомендации от специалиста.

Учитель – логопед информирует родителей (законных представителей) о результатах реализации программы.

Учитель – логопед должен получать информацию о выполнении его рекомендаций.


5. Требования к условиям реализации программы.
Данную программу может реализовывать специалист, имеющий высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Требования к материально-техническому оснащению
Материалы и оборудование
Кабинет для логопедической работы, стол, стулья, логопедическое зеркало, набор логопедических зондов, методическое пособие.

6. Ожидаемый результат реализации программы
При условии успешной реализации данной программы будут:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;

- использовать руку для решения коммуникативных задач;

- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

7. Система оценки достижений планируемых результатов.
Для определения положительной динамики речевого развития проводиться диагностика в начале года, середине и в конце года.

Данный диагностический комплекс проводится в начале, середине и по завершению программы.





8. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Для определения динамики проводиться исследование в начале, в середине и по завершению программы по следующим критериям:

способность зрительного контакта во время общения;

понимание речи

- понимание конкретных слов и обиходных выражений; -понимание однословного предложения; - понимание вопросов; - понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;

- понимание двухсловного предложения.

3. звуковая и речевая активность

- Способность к подражанию движений и звуков; - Способность к разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого; - Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр; - Понимание речевых инструкций (заданий, требований) и их выполнение. - Понимает ли свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя; - Выражает ли свои действия и желания одним словом или соответствующим жестом; - Соотнесение предметов с их изображением на картинках; - Ответы на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом Да/Нет

4. восприятие (зрительное, слуховое);

Оценка достижений ребенка происходит на основе наблюдений учителя - логопеда.



Балльная оценка критериев

1 балл показатели критерия присутствуют, но носят кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер. 2 балла показатели критерия присутствуют, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и учителя-логопеда. 3 балла – показатели критерия формируются, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности. 4 балла критерий достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения.

По критериям подсчитываем максимальное, суммарное количество баллов

Уровень освоения программы

от 20 до 32 баллов – положительная динамика (достаточный уровень)

от 11 до 19 баллов – незначительная динамика (средний уровень)

от 0 до 10 баллов ­– низкий уровень

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баенская Е.Р. Аутичyый ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007.

2. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993.

3. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-

развивающее обучение и воспитание / Стребелева Е.А. - М.: Просвещение, 2010.

4. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями

психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г.

5. Кудрявцева И.И. Конспекты занятий логопеда с детьми раннего возраста. - М.: Москва, 1971.

6. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //

Дефектология, 2003 - №2.

7. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /

Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с.

8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.

9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006.

11. Садовникова Л.Г. «Ваш ребенок начинает говорить». – СПб., 1996.

12. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001 г.

13. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» - 3-е изд., доп. и

испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013.56 с.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995

21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.