Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с одарёнными детьми по ИЗО для учащихся 1–4 классов

3
0
Материал опубликован 25 January 2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуально-групповых занятий с одаренными детьми

по предмету

«Изобразительное искусство»

для учащихся 1- 4 классов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Введение.                                            

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.

В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”


Цели курса:


Углубить знания учащихся о понятии - «язык искусства» и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивающий человеку информационную связь с людьми различных эпох и национальностей;

Изучить _ основные жанры и виды изобразительного искусства, великие произведения мирового искусства;

Показать нестандартные методы - проблемные, исследовательские, поисковые, практические;

Изучить некоторые методы __ поискового характера, для выбора и применения средств художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Развить системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

Сформировать действующие системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. Обратить внимание на скрытую одаренность детей.

Сформировать системы социально-психологической поддержки и защиты детей.


Обозначенная цель определяет задачи курса:


Образовательные: - систематизировать знания учащихся по курсу Изобразительное искусство,

углубить понятие- «язык изобразительного искусства»,

дать представление об основных средствах художественной выразительности в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, применение их в творческих работах.

познакомить учащихся с нестандартными методами _проблемные, исследовательские, поисковые, практические, и показать их применение при решении конкурсных задач,

показать методы поискового характера ,

Воспитательные: - создать наиболее комфортные организационные и психологические условия для успешной подготовки к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету «Изобразительное искусство». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Развивающие: - создать условия для дальнейшего развития творческого мышления учащихся.


Принципы построения курса:

учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся,

дифференцированный подход к обучению,

вовлечение учеников в различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Выстраивание уроков таким образом, чтобы этим детям было не скучно, предоставление возможности реализовать себя в разных формах деятельности.

Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность. Отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления

Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности

Поощрение высказывания оригинальных идей

Предоставить свободу в выборе материала для изготовления объектов

Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно

Использования личного примера творческого подхода к решению проблем

Дать возможность реализовать себя с другой стороны творчества (презентации, творческие тексты, лекции о творческом пути художников, помощь в оформлении праздников, школьных выставок и др.)

Помещать на сайт школы творческие работы детей – «Виртуальный вернисаж»

Вовлекать детей в городские конкурсы и олимпиады

Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.


Можно использовать такую распространенную в настоящее время систему отслеживания результатов, как портфолио (у каждого ученика была творческая папка).


В представленной программе, рассчитанной на 34 часа, рассматриваются следующие темы:

Выявление и поддержка детей, проявляющие творческие способности. Скрытая одаренность. Тесты ( 4 часа).

Подготовка к городским и областным выставкам (18 часов).

Предметные конкурсы ( 6 часов).

Оформление школьных выставок, праздников ( 6 часа).


В течении года программа проведение выставок, конкурсов обновляется, добавляются новые конкурсы, поэтому в календарно-тематическом и поурочном планировании рекомендуется оставить резервные часы на подготовку учащихся.


Основные мероприятия по реализации курса

IДиагностика:

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей:

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам районных, краевых олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

 

Основная идея программы внеурочной деятельности детей в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность детей в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и позволяет выявить скрытую одаренность, работая с ребенком индивидуально.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе, участие в художественных конкурсах и олимпиадах на городском, региональном и федеральном уровнях

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.


Формы контроля: домашние самостоятельные работы ( 8 ч.).


Программа рассчитана на 34 часа.


Программа по индивидуально-групповой работы с одаренными детьми рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Возраст детей 7-12 лет.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны:

знать/понимать

основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

уметь

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

Овладевать базовыми компетенциями

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Четверть

Дата

занятия.

ТЕМА

Кол-во часов

Формы контроля.

1


Сентябрь, октябрь


8



1-2

Выявление и поддержка детей, проявляющие художественные способности.


2



3-4

Выставка-конкурс “Вдохновение». Подготовка, создание эскизов

2

См. р.


5-6

Виртуальная выставка-конкурс, посвященная Дню пожилого человека. «Для мудрых и опытных, любимых и ласковых». Создание эскиза, выбор композиции.

2

См. р.


7-8

Резерв:






2


2


Ноябрь, декабрь


8



9-10

Подготовка к Всероссийской выставке-конкурсу “Для творчества нет преград», посвященной Году литературы

2

См. р.


11-12

Подготовка к областной выставке-конкурсу «Рождественская сказка».

2

См. р.


13-14


«Новогодняя песенка» Городская выставка. Иллюстрации к новогодним музыкальным произведениям, песням.

2

См. р.


15-16

Проведение школьных мероприятий

Школьная выставка к Новому 2016 году, украшение школы. Создание новогодней композиции, поделок

2












3


Январь, февраль, март


11



17-18

«Души исполненный полет» городской фестиваль детского творчества «Когда прекрасное рядом». Подготовка

2



19-20

Подготовка к областной выставке-конкурсу

«Россия-матушка, Урал-батюшка»

«Россия-матушка, Урал-батюшка»

2



21-22

Резерв:







2



23-24

«Ступени творчества»

Очный предметный городской конкурс по ИЗО. Подготовка

2



25-26

Подготовка к областной выставке-конкурсу «Хоккей глазами детей»

2

См. р


27

Резерв:





1


4


Апрель, май


7



28-29

«Из прошлого в настоящее» Городская выставка-конкурс ДПИ (Народное творчество)

2

См. р



30-31

«Вы подарили нам мир». Городская выставка – конкурс, посвященная Великой победе

2




32-34

Конкурс проектов – ДПИ, ИЗО, МХК. Создание проектов.

3

См. р

ИТОГО

34




Материально методическое оснащение

Специализированный кабинет изобразительного искусства. Магнитная доска, столы, мольберты, парты.

Технические средства обучения:

Интерактивная доска


Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Устройство для затемнения окон

Мультимедиа проектор


Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций



Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры.

Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. М.. 1997.


2. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М.. 1997.


3. Лебедева В. П.. Орлов В. А., Панов В. И. Практико- ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. N 5.


4. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. N 6.


5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997.


6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 2000. N 6.


7. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.


8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.


9. Панов В. И. Одаренность, диагностика, тренинг // Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.


10. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М., 1997.


11. Юркевич B.C. Дети. чьи особые возможности не сразу видны // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.


12. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. М., 1997.


13. Альбомы по искусству 100 томов. М., Издательский дом «Комсомольская правда» 2011.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.