Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с одарёнными детьми по ИЗО для учащихся 1–4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых занятий с одаренными детьми
по предмету
«Изобразительное искусство»
для учащихся 1- 4 классовПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра
Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.
В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.
Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”
Цели курса:
Углубить знания учащихся о понятии - «язык искусства» и обладание эмоционально-образным, ассоциативным мышлением обеспечивающий человеку информационную связь с людьми различных эпох и национальностей;
Изучить _ основные жанры и виды изобразительного искусства, великие произведения мирового искусства;
Показать нестандартные методы - проблемные, исследовательские, поисковые, практические;
Изучить некоторые методы __ поискового характера, для выбора и применения средств художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Развить системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.
Сформировать действующие системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. Обратить внимание на скрытую одаренность детей.
Сформировать системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Обозначенная цель определяет задачи курса:
Образовательные: - систематизировать знания учащихся по курсу Изобразительное искусство,
углубить понятие- «язык изобразительного искусства»,
дать представление об основных средствах художественной выразительности в графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, применение их в творческих работах.
познакомить учащихся с нестандартными методами _проблемные, исследовательские, поисковые, практические, и показать их применение при решении конкурсных задач,
показать методы поискового характера ,
Воспитательные: - создать наиболее комфортные организационные и психологические условия для успешной подготовки к участию в различных олимпиадах и конкурсах по предмету «Изобразительное искусство». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Развивающие: - создать условия для дальнейшего развития творческого мышления учащихся.
Принципы построения курса:
учёт индивидуальных особенностей личности обучающихся,
дифференцированный подход к обучению,
вовлечение учеников в различные формы самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Выстраивание уроков таким образом, чтобы этим детям было не скучно, предоставление возможности реализовать себя в разных формах деятельности.
Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность. Отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления
Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности
Поощрение высказывания оригинальных идей
Предоставить свободу в выборе материала для изготовления объектов
Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно
Использования личного примера творческого подхода к решению проблем
Дать возможность реализовать себя с другой стороны творчества (презентации, творческие тексты, лекции о творческом пути художников, помощь в оформлении праздников, школьных выставок и др.)
Помещать на сайт школы творческие работы детей – «Виртуальный вернисаж»
Вовлекать детей в городские конкурсы и олимпиады
Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Можно использовать такую распространенную в настоящее время систему отслеживания результатов, как портфолио (у каждого ученика была творческая папка).
В представленной программе, рассчитанной на 34 часа, рассматриваются следующие темы:
Выявление и поддержка детей, проявляющие творческие способности. Скрытая одаренность. Тесты ( 4 часа).
Подготовка к городским и областным выставкам (18 часов).
Предметные конкурсы ( 6 часов).
Оформление школьных выставок, праздников ( 6 часа).
В течении года программа проведение выставок, конкурсов обновляется, добавляются новые конкурсы, поэтому в календарно-тематическом и поурочном планировании рекомендуется оставить резервные часы на подготовку учащихся.
Основные мероприятия по реализации курса
I. Диагностика:
1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.
2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
5.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3.Знакомство учащихся с новинками литературы.
4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей:
1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам районных, краевых олимпиад.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Основная идея программы внеурочной деятельности детей в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уж потом на развитие специальных предметных компетенций художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность детей в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и позволяет выявить скрытую одаренность, работая с ребенком индивидуально.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, занятия объединений художественного творчества.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это организация и проведение художественных выставок, фестивалей искусств, спектаклей в классе и школе, участие в художественных конкурсах и олимпиадах на городском, региональном и федеральном уровнях
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это художественные акции школьников в окружающем школу социуме.
Формы контроля: домашние самостоятельные работы ( 8 ч.).
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа по индивидуально-групповой работы с одаренными детьми рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Возраст детей 7-12 лет.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/понимать
основные жанры и виды произведений изобразительного ис-кусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
уметь
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Овладевать базовыми компетенциями
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЧетверть | Дата | № занятия. | ТЕМА | Кол-во часов | Формы контроля. |
1 | Сентябрь, октябрь | 8 | |||
1-2 | Выявление и поддержка детей, проявляющие художественные способности. | 2 | |||
3-4 | Выставка-конкурс “Вдохновение». Подготовка, создание эскизов | 2 | См. р. | ||
5-6 | Виртуальная выставка-конкурс, посвященная Дню пожилого человека. «Для мудрых и опытных, любимых и ласковых». Создание эскиза, выбор композиции. | 2 | См. р. | ||
7-8 | Резерв: | 2 | |||
2 | Ноябрь, декабрь | 8 | |||
9-10 | Подготовка к Всероссийской выставке-конкурсу “Для творчества нет преград», посвященной Году литературы | 2 | См. р. | ||
11-12 | Подготовка к областной выставке-конкурсу «Рождественская сказка». | 2 | См. р. | ||
13-14 | «Новогодняя песенка» Городская выставка. Иллюстрации к новогодним музыкальным произведениям, песням. | 2 | См. р. | ||
15-16 | Проведение школьных мероприятий Школьная выставка к Новому 2016 году, украшение школы. Создание новогодней композиции, поделок | 2 | |||
3 | Январь, февраль, март | 11 | |||
17-18 | «Души исполненный полет» городской фестиваль детского творчества «Когда прекрасное рядом». Подготовка | 2 | |||
19-20 | Подготовка к областной выставке-конкурсу «Россия-матушка, Урал-батюшка» «Россия-матушка, Урал-батюшка» | 2 | |||
21-22 | Резерв: | 2 | |||
23-24 | «Ступени творчества» Очный предметный городской конкурс по ИЗО. Подготовка | 2 | |||
25-26 | Подготовка к областной выставке-конкурсу «Хоккей глазами детей» | 2 | См. р | ||
27 | Резерв: | 1 | |||
4 | Апрель, май | 7 | |||
28-29 | «Из прошлого в настоящее» Городская выставка-конкурс ДПИ (Народное творчество) | 2 | См. р | ||
30-31 | «Вы подарили нам мир». Городская выставка – конкурс, посвященная Великой победе | 2 | |||
32-34 | Конкурс проектов – ДПИ, ИЗО, МХК. Создание проектов. | 3 | См. р | ||
ИТОГО | 34 |
Материально методическое оснащение
Специализированный кабинет изобразительного искусства. Магнитная доска, столы, мольберты, парты.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска | |
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Устройство для затемнения окон |
Мультимедиа проектор | |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций |
Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры.
Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. М.. 1997.
2. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М.. 1997.
3. Лебедева В. П.. Орлов В. А., Панов В. И. Практико- ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. N 5.
4. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. N 6.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.; Воронеж, 1997.
6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 2000. N 6.
7. Матюшкин А.М. Одаренность и творчество // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
8. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.
9. Панов В. И. Одаренность, диагностика, тренинг // Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.
10. Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой. В.И. Панова. М., 1997.
11. Юркевич B.C. Дети. чьи особые возможности не сразу видны // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
12. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. М., 1997.
13. Альбомы по искусству 100 томов. М., Издательский дом «Комсомольская правда» 2011.