Рабочая программа на тему «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» (8–9 класс)
Рабочая программа
«История России глазами поэтов 1 половины XIX века»
Историко-литературный электив для учащихся 8 класса
Авторы программы:
учитель истории Крылова Т.В.,
учитель литературы Марцива Н.А.,
МОБУ СОШ № 6 г.Тында Амурской области
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
1.2. Направленность программы элективного курса
1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы элективного курса
1.4. Цель и задачи программы элективного курса
1.5. Отличительные особенности данной программы элективного курса от уже существующих программ элективных курсов
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы элективного курса
1.7. Сроки реализации программы элективного курса (продолжительность образовательного процесса, этапы)
1.8. Формы и режим занятий по программе элективного курса
1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы элективного курса
1.10. Формы подведения итогов реализации программы элективного курса
2.Содержание программы элективного курса
3. Методическое обеспечение программы элективного курса
3.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы элективного курса
3.2. Описание методов и форм проведения занятий
3.3. Описание педагогического инструментария оценки результативности программы элективного курса (критерии и показатели результативности, технологии отслеживания результатов)
3.4. Обеспечение программы элективного курса методическими видами продукции
3.5. Тематика творческих, проектных и исследовательских работ учащихся
3.6. Организационно-педагогические условия реализации программы элективного курса
Информационное обеспечение реализации программы
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы
4. Приложения
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, №1897;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
Основная образовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ № 6; Устав МОБУ СОШ № 6;
Положение о внеурочной деятельности в МОБУ СОШ № 6.
1.2. Направленность программы элективного курса
Стержнем современной образовательной программы является воспитание духовно-нравственных качеств личности. Современный мир противоречив и сложен. Мы должны быть не только толерантны, образованы, и уметь извлекать уроки из прошлого.
В связи с процессом модернизации школы перед современной системой образования обозначаются иные методы и средства обучения, развития, воспитания детей. Социальный запрос диктует необходимость в становлении самостоятельной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед обществом и государством. Прогресс быстрыми шагами идёт по планете, и современному обществу нужны люди с техническим образованием. Но прогресс может оказаться регрессом, если не будет гуманитарного образования. Передача чувств, эмоций и мыслительная деятельность вообще возможна только при первичном гуманитарном образовании. И в этом помогают, прежде всего, история и литература, которые не только связаны между собой, но и дополняют друг друга.
Уровень реализации содержания программы - базовый.
Форма реализации содержания программы – занятия курса по выбору учащихся.
Изучение элективного курса предусматривает:
Создание условий для самоопределения каждого учащегося относительно профиля обучения и будущего направления деятельности, для индивидуализации и дифференциации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
Расширение возможностей социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников к профессиональному и жизненному самоопределению;
Изучение элементов содержания одного или нескольких учебных предметов за рамками учебной программы.
1.3. Педагогическая целесообразность, актуальность и новизна программы элективного курса
Педагогическая целесообразность
Рабочая программа элективного курса для учащихся 8 класса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования.
Обобщая материал литературных источников, исследования образовательного процесса в школе и анализа собственной педагогической деятельности, метапредметные результаты обучения можно классифицировать так:
Проектная и исследовательская деятельность;
Метапредметные понятия;
Метапредметные связи, интеграция предметных знаний;
Информационно-коммуникативная компетентность;
Сформированные универсальные учебные действия, в том числе смысловое чтение;
Мировоззрение;
Творческая деятельность;
Историческое мышление.
Комплексный анализ поэтического произведения, сопоставительный анализ
Актуальность
Программа элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» является актуальной, поскольку развивает специальные (предметные) умения, навыки, действия и универсальные учебные действия, которые необходимы учащимся для овладения содержанием большинства школьных предметов, способствует интеллектуальной и информационно-коммуникативной деятельности. В ходе занятий ведется систематическая работа с метапредметными понятиями. Конструктивно меняется роль педагога в этом процессе. Прежде всего, необходимо вызвать у школьников интерес к знаниям и способам их добывания, а также вырабатывать настойчивость в преодолении учебных затруднений.
Новизна
Ограниченность учебной программы не позволяет рассмотреть многие спорные вопросы истории, познакомиться с выдающимися поэтами эпохи, которые входят в состав классиков русской литературы, но не входят в школьную программу, поэтому данный элективный курс поможет учащимся дать расширенное представление об изучаемой эпохе.
Работа по достижению метапредметных результатов обучения настолько важна, что для учащихся 8 класса специально разработан элективный курс.
1.4. Цель и задачи программы элективного курса
Цель элективного курса:
Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества через эмоционально-нравственную оценку поэтов.
Задачи элективного курса:
1. Дать представление об историческом процессе, в целом, на литературно-культурном фоне, используя произведения поэтов русской литературы 1 половины ХIХ века.
2.Создание условий для общего развития интеллекта, критического и рефлексивного мышления через филологический анализ текста и сопоставления с историческими реалиями.
3. Расширение границ восприятия исторической действительности через соприкосновение с миром поэтической литературы.
4.Развитие коммуникационной и дискуссионной культуры в процессе анализа общественной и культурной жизни России 1 половины ХIХ века.
5. Обогащение эмоционального опыта учащихся через работу творческой лаборатории актёрского мастерства: «Литературная гостиная».
6. Развитие практических умений и навыков в использовании дополнительных информационных источников и технических средств обучения как процесса дальнейшей социализации личности.
1.5. Отличительные особенности программы элективного курса
Отличие программы элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» заключается в интегрировании курсов истории и литературы, которые выходят за пределы учебной программы.
Такой подход позволяет учащимся глубже изучить тему, дать собственную оценку событиям, выбрать тему для исследования проявляя творчество и коммуникабельность.
Учет индивидуальных особенностей, познавательного интереса, творческих способностей, обращение к собственному опыту учащихся дает возможность проводить занятия, затрагивая чувства и эмоции учащихся.
Программа элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» имеет четкую практическую направленность, так как ученики должны научиться самостоятельно работать с различными информационными источниками, в том числе – с ресурсами Интернета, самостоятельно ставить цели, уметь достигать их, проводить оценивание и рефлексию.
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации программы элективного курса
Элективный курс предназначен для учащихся 8 класса (14 – 15 лет). Занятия проводятся на базе школьного кабинета истории.
1.7. Сроки реализации программы элективного курса (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Рабочая программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа в течение учебного года - 1 час в неделю.
1.8. Формы и режим занятий по программе элективного курса
Занятия проводятся в соответствии с приказом директора МОБУ СОШ № 6 с 1 сентября по 25 мая текущего учебного года.
Формы работы и их практическая направленность
Формы работы |
Практическая направленность |
Различные виды работы с текстами (поиск и переработка информации, в том числе выбор главного, сравнение текстов и др.) |
Формирование умений смыслового (продуктивного) чтения, комментированное чтение |
Подготовка письменного сообщения (текста), эссе. |
Формирование умения работы по составлению сообщения, умение письменно выражать свои мысли по теме |
Создание презентации в PowerPoint |
Овладение навыками работы в PowerPoint |
Представление исследования |
Овладение навыками публичных выступлений, умениями формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией, критически оценивать работу и выступать в роли оппонента |
Работа с историческим и литературным тезаурусом |
Составление словаря исторических и литературных терминов (греко-латинский перевод, формулировка, работа с понятием и понятийным полем, словарная карта и др.) |
Работа в группе |
Умение ставить цели и задачи, умение обобщать, систематизировать, слушать и слышать своих оппонентов, развивать навыки коммуникабельности. |
Режим занятий предполагает очно-заочную форму обучения. Обучение происходит во время еженедельных занятий в кабинете истории и дома, в том числе и в каникулярное время.
1.9. Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы элективного курса
Планируемые результаты изучения элективного курса
В ходе занятий элективного курса учащиеся:
Познакомятся с выдающимися поэтами эпохи;
Научатся аргументированно давать оценку историческим событиям;
Будут осознавать единство и целостность с прошлым;
Будут постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
Освоят алгоритм работы с текстами;
Создадут и представят собственный ресурс «Литературная гостиная».
В ходе занятий элективного курса учащиеся получат возможность:
Научиться целеполаганию, планированию, рефлексии:
Самостоятельно планировать пути достижения целей на основе анализа условий и средств их достижения;
Создавать, применять и преобразовывать модели и схемы с использованием различных типов визуализации;
Научиться разрабатывать, проводить сравнение на основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
Научиться приемам самоорганизации;
Осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
Овладеть способами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
Планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
Приобрести навыки работы в группе, навыки самопрезентации.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы элективного курса
Программа элективного курса предполагает работу микро-групп, в ходе которых готовятся письменные сообщения, эссе, презентации, выпуск газет, написание сценариев и театрализованная постановка.
2.Содержание программы элективного курса
Основное содержание тематического курса (34 часа)
тема |
Форма организации учебного занятия |
Основное содержание |
Кол-во часов |
1. Введение |
Лекция с элементами эвристической беседы |
Цели и задачи курса. Деление на микро-группы, получение заданий. Характеристика изучаемого периода. |
1 |
2. Народ и Отечественная война 1812 года |
лекция с элементами исследовательской работы и использованием ТСО |
Формирование и деятельность партизанских отрядов. |
1 |
3. Ф.Глинка «Москва», «Военная песня», «Песня сторожего воина»
|
Анализ прозаических произведений, прослушивание исторических песен |
Картина того времени с точки зрения исторических и литературных фактов |
1 |
4. Д.Давыдов – гусар и поэт. |
Художественная лекция с использованием ТСО |
Личность Давыдова – его творчество и военная деятельность как родоначальника русского спецназа. |
1 |
5.Ф.Глинка «Партизан Давыдов», Н.М.Языков «Д.Давыдову», Е.А. Баратынский «Д.Давыдову» |
Сопоставительная характеристика текстов |
Личность Давыдова в разных текстах, разное и общее |
1 |
6. Бородино – неизвестные страницы |
Урок открытых мыслей. |
|
1 |
7. М.Лермонтов «Поле Бородина», В.Жуковский «Бородинская годовщина» |
Анализ стихотворений, комментированное чтение |
«Поле Бородина»-своеобразный набросок, эскиз к известному творению «Бородино», которое явилось 6-ю годами позднее |
1 |
8. Пожар в Москве. |
Урок открытых мыслей. |
Различные точки зрения на прошедшие события. |
1 |
9. Н.М. Шатров «Пожар Москвы в 1812 году», Ф.Глинка «Песнь русского воина при виде горящей Москвы», К.К. Павлова «Москва» |
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту |
Различные точки зрения на прошедшие события. |
1 |
10. Освобождение страны. |
Лекция с элементами исследовательской работы и использованием ТСО |
Изгнание войск Наполеона – работа с документами, настроения в армии и в тылу. |
1 |
11. В.Жуковский «Вождю победителей», «Бородинская годовщина», К.Рылеев «Любовь к Отчизне» |
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту |
Отечественная война 1812 года- одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем поразила воображение современников и поэтов того времени. |
1 |
12. Заграничные походы русской армии. |
Урок открытых мыслей. |
Участие русской армии в европейских битвах, памятники русским героям, настроения солдат и офицеров. |
1 |
13. Ф.Глинка «Стихи генералу Раеевскому» |
Комментированное чтение, беседа по тексту |
«Никогда никакое русское сердце не забудет слов героя Раевского, который вещал: «Вперед, ребята, за веру и за Отечество» |
1 |
14-15. Просмотр и обсуждение фрагментов фильмов «Уланская баллада» и «Василиса» |
Беседа по ходу просмотра фрагментов фильмов. |
Современный взгляд режиссёров на события 1812 года, правда и вымысел |
2 |
16. Литературно-исторический альманах «1812 год». |
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления. |
Написание эссе и выпуск газеты. |
1 |
17. Северное общество. |
Художественная лекция с элементами театрализованной постановки. |
Петербург как столица России – виртуальное путешествие. Настроения и занятия высшего общества. |
1 |
18. Южное общество |
Художественная лекция с элементами театрализованной постановки. |
Киев – виртуальное путешествие. Настроения и занятия высшего общества. |
1 |
19-20. Восстание на Сенатской площади. |
Художественная лекция с использованием ТСО |
Восстание декабристов через призму исторических реалий и литературных произведений. Использование фрагментов фильма «Звезда пленительного счастья», материалов CD диска «Энциклопедия истории России. 862-1917». Анализ литературного творчества декабристов. |
2 |
21-22. Судьба декабристов |
Урок-суд |
Трагедия судеб декабристов радевших за процветание Отечества. Жёны декабристов. |
2 |
23. А.С. Пушкин и декабристы |
художественная лекция с использованием ТСО |
Личность Пушкина, его отношения с декабристами и властями. |
1 |
24. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «К Чаадаеву», «Деревня», «Уединение» |
Анализ произведений, комментированное чтение |
Пушкин, всей душой разделяя идеи, которые обсуждали в кругу тайных обществ, выражал их в своих стихотворениях, ставших программными сочинениями для декабристов. |
1 |
25. Литературно-исторический альманах «Отчизны взор – награда» или «…Постыдной доли их – презренье…» |
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления. |
Написание эссе и выпуск газеты. |
1 |
26. К. Рылеев друг Пушкина |
художественная лекция с использованием ТСО |
Личность Рылеева как участника войны 1812 года, декабриста и поэта. |
1 |
27. Творчество К.Рылеева «Стихи о войне», «Партизаны», «Когда душа изнемогала», «У вас в гостях», «Воспоминания» и другие |
Анализ стихотворений, комментированное чтение, беседа по тексту |
Кондратий Рылеев- участник декабристского движения, общественный деятель, выдающийся поэт. |
|
28-30. Работа над проектами |
творческая лаборатория с элементами публичного выступления. |
Анализ собранной информации, создание презентаций, выступления. |
3 |
31. Бал «Дней Александровых прекрасное начало..» |
Урок – творческий отчёт. |
Театрализованная постановка. Обсуждение. |
1 |
32. Творческая лаборатория |
Урок – творческая лаборатория с элементами публичного выступления. |
Написание сценария к фильму «Поэты-герои 1812 года» |
1 |
33-34. Литературная гостиная |
Урок – творческий отчёт. |
Представление проекта в виде театрализованной постановки. |
2 |
3. Методическое обеспечение программы элективного курса
3.1. Педагогические технологии, используемые для реализации программы элективного курса
В ходе реализации программы элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» используются общепедагогические технологии: технология развивающего обучения и рефлексивно-деятельностные технологии, информационно-коммуникационные технологии.
3.2. Описание методов и форм проведения занятий
При выборе методов и форм обучения учитываются цели конкретного занятия элективного курса.
При реализации программы элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» используется следующие формы проведения занятий: анализ, сопоставительная характеристика прозаических текстов, беседы с использованием презентаций, работа с Интернет-ресурсом и др.
Формы организации деятельности учащихся:
Индивидуальная (каждый ребенок должен выполнить свое задание);
Групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
Фронтальная (коллективное выполнение работы).
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
Репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
Частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
Фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
Индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
Групповой - организация работы в группах;
Индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
3.3. Обеспечение программы элективного курса методическими видами продукции
Программа элективного курса «История России глазами поэтов 1 половины XIX века» обеспечена дидактическими материалами, печатными ресурсами в виде сборников стихотворений, словарями, выходом в интернет-сеть
3.4. Рекомендации по проведению практических занятий по программе элективного курса
Для реализации программы элективного курса учителем разработаны:
Алгоритм написания эссе по заданной теме;
Алгоритмы выполнения различных видов заданий на формирование и развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД;
Алгоритм систематизации и обобщения знаний, умений и навыков по теме;
3.5. Тематика творческих, проектных и исследовательских работ
Темы проектов для микро-групп:
1. Дворянский костюм первой половины 19 века.
2. Занятия молодых дворян – служба и свободное время.
3. Бал как средство общения в высших кругах.
4. Дуэль как способ самовыражения.
5. Д. Давыдов – личность государственного масштаба.
6. К. Рылеев – человек эпохи.
Темы эссе:
1. «Декабристы – кто они? Защитники народа или предатели Отечества?»
2. «Роль России в войне с Наполеоном для судеб Европы»
3. Тема армии, жизни русского офицера и солдата (в творчестве одного из поэтов 19 века).
4. «Золотой век» русской литературы
5. Сопоставительная характеристика стихотворений (на выбор учащегося)
3.6. Организационно-педагогические условия реализации программы элективного курса
Ресурсное обеспечение программы
Учебно-методический комплект (УМК) по элективному курсу включает в себя следующие элементы:
программа элективного курса;
методические рекомендации, алгоритмы, памятки;
разработки учебных занятий;
задания для самостоятельной работы учащихся;
учебные пособия, рабочие тетради на печатной основе для учащихся отсутствуют.
Кадровое обеспечение программы
Учитель истории, высшая квалификационная категория, стаж работы….
Учитель литературы, первая квалификационная категория, стаж работы….
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по программе элективного курса проходят в кабинете истории.
В кабинете имеются:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Мобильный класс с выходом в сеть Интернет
Презентации
Энциклопедия
Финансовое обеспечение программы
Отсутствует.