Рабочая программа коррекционных занятий по формированию восприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций, эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания «Волшебный мир чувств» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)

0
0
Материал опубликован 16 February 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большетроицкая средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»




«Принято»

на педагогическом совете


Протокол № 1

От 30.08.2022г.


«Согласовано»

Заместитель директора


________/ /

30.08.2022г.

«Утверждаю»

Директор школы


_______/ /

Приказ №286 от 30.08.2022г.





Рабочая программа

коррекционных занятий

по формированию восприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания

«Волшебный мир чувств»

для обучающегося

с расстройствами аутистического спектра

(Вариант 8.4)





Составитель педагог-психолог Линиченко Н.П.


с.Большетроицкое, 2022г


Пояснительная записка

Рабочая программа педагога - психолога по формированию воcприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания «Волшебный мир чувств» для обучающегося с РАС, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ №1598 от 19.12.2014г.); «Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.4); заключений ЦПМПК.

Программа разработана для умственно отсталых детей с РАС школьного возраста с учетом особенностей их психического развития.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию интереса к окружающему миру, на основе создания оптимальных условий для развития ребенка с РАС.

Аутизм – тяжёлое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Чаще всего оно затрагивает развитие коммуникативных, речевых навыков, мышление, а также социальные и игровые навыки. Особенностями аутичных детей с умственной отсталостью является: дефицит социального взаимодействия, который проявляется в определённых дефектах невербальной коммуникации (отсутствие взгляда в глаза; отсутствие интереса к сверстникам; отсутствие интереса к общению; отсутствие инициатив для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями; затруднения в выражении чувств взаимности). Поведение детей с аутизмом характеризуется также жёсткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоагрессия, крики, негативизм), повышенный интерес к сенсорной стимуляции.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующую цель

Цель программы: воспитание у обучающихся с умственной отсталостью с РАС интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия на основе подражания.

Общая характеристика коррекционной работы:

Данная программа занятий является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с РАС недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.    

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащегося с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального развития ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Текущая диагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конец первого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной и продуктивной деятельности детей.

Итоговая диагностика учащегося с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального развития ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи на следующий учебный год.

Мониторинг: мониторинг результатов коррекционных занятий включает в себя определение сформированности базовых учебных действий и способов коррекционной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)

Текущий мониторинг проводится в конце 1 полугодия, годовой мониторинг проводиться в мае месяце.

Результаты заключений специалиста отражаются в карте индивидуального развития ребенка и отображаются в виде психологического заключения на учащегося, обсуждаются на заседании школьного ППк и составляется СИПР на новый учебный год.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление, это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, подготовку и включение родителей в решении коррекционно-воспитательных задач.

Организационно-методическое направление, это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

 Коррекционная деятельность педагога-психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. Получение детьми с РАС умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, продуктивного взаимодействия обеспечивающего полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, формирования навыков сенсорных эталонов, самообслуживания и максимальной компенсации отклоняющегося развития. В основу программы для обучающихся с данной нозологической группой, заложены дифференцированный и деятельностный подходы.


Вставляется характеристика ребенка.



Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, учитывает основные принципы управления коррекцией и компенсацией нарушенных функций. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка;

Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза;

Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка;

Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый;

Принцип партнерского общения: работая в паре с педагогом-психологом, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей;

Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,

Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности.

Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участника приближение ее к достижению желаемого результата;

Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса).

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

развитие коммуникативных навыков;

развитие познавательных процессов;

развитие эмоционально-личностной сферы;



Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с обучающимся ребенком:

дыхательная гимнастика;

кинезиологические упражнения;

игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия;

пескотерапия; элементы психогимнастики; упражнения для релаксации;

самомассаж рук; элементы точечного массажа.


Описание места коррекционных занятий в учебном плане:

В Федеральном компоненте государственного стандарта занятия с педагогом - психологом обозначены как дополняющий компонент коррекционно-развивающих занятий, входящих в обязательную часть учебного плана, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На коррекционно-развивающие занятия с педагогом - психологом отведено для каждого обучающегося соответствующее количество часов, согласно его индивидуального плана, реализуемого через СИПР.

Отбор детей на занятия к педагогу – психологу осуществляет ЦПМПК.

Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от формы и индивидуальных возможностей обучающихся.

Личностные и коррекционные результаты освоения коррекционных занятий:

1. Развитие навыков общения и социальной активности

2. Формирование социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера

3. Коррекция тревожности, агрессивности, страха, нарушенных форм поведения

4. Стимулирование сенсорно-перцептивных процессов

5. Развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние, своё и окружающих

6. Приобретение навыков произвольной саморегуляции

7. Стимуляция сенсорных функций и согласование движений собственного тела

8. Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

9. Иметь позитивный настрой на занятия;

10. Уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;

11. Уметь выполнять действия по образцу и по подражанию;

12. уметь выполнять посильное задание от начала до конца;


Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

фиксировать взгляд на звучащей игрушке;

фиксировать взгляд на яркой игрушке;

фиксировать взгляд на движущей игрушке;

переключать взгляд с одного предмета на другой;

фиксировать взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса;

фиксировать взгляд на изображении;

фиксировать взгляд на экране монитора.

умение выполнять инструкции педагога:

понимать жестовую инструкцию;

понимать инструкцию по инструкционным картам;

понимать инструкцию по пиктограммам;

выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

выполнять действие способом рука-в-руке;

подражать действиям, выполняемым педагогом;

последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:

способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

от начала до конца:

при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца.

с заданными качественными параметрами:

ориентироваться в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы коррекционных занятий.


Основное содержание коррекционных занятий

Содержание коррекционных занятий состоит из следующих тем:

Диагностика. Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Диагностика (первичная).

Развитие координации движений и ориентировка в схеме собственного тела. Формирование эмоционального контакта с психологом. Знакомство с интерактивной средой (занятие в сенсорной комнате). Ориентировка в схеме собственного тела. Снятие психоэмоционального напряжения (занятие в сенсорной комнате). Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Формирование чувства равновесия. Развитие координации движений. Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитие тактильных ощущений Определение качества поверхности предметов на ощупь. Тренировка чувствительности. Развитие тактильного восприятия. Текущий мониторинг. Развитие тактильно – двигательного восприятия Текущая диагностика. Развитие тактильно – двигательного восприятия. Текущая диагностика. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Формирование целостного восприятия предмета.

Развитие коммуникативных навыков Активизация процессов произвольной регуляции. Развитие умения переключать внимание. Стимулирование к совместной игре с психологом. Игры, способствующие успокоению и организации. Развитие коммуникативных способностей. Профилактика страха. Развитие игровых действий по подражанию. Формирование интереса к общению со сверстниками. Стимулирование к совместной игре со сверстниками. Итоговый мониторинг.

Диагностика. Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Итоговое занятие.


Календарно-тематическое планирование

При составлении тематического планирования для работы данной нозологии выбор конкретного раздела программы, тем и количество часов, отведенное на коррекционные занятия, зависит от индивидуального плана, поставленных коррекционных задач и заключений ЦПМПК.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Диагностика 3ч

1

Диагностика (первичная)


1

2

Диагностика (первичная)


1

3

Диагностика (первичная)


1

Развитие координации движений и ориентировка в схеме

собственного тела 24ч

4

Формирование эмоционального контакта с психологом

1

5

Знакомство с интерактивной средой (занятие в сенсорной комнате)

1

6

Снятие психоэмоционального напряжения


1

7

Ориентировка в схеме собственного тела


1

8

Ориентировка в схеме собственного тела


1

9

Ориентировка в схеме собственного тела


1

10

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога

1

11

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога

1

12

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

1

13

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

1

14

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

1

15

Формирование чувства равновесия


1

16

Формирование чувства равновесия


1

17

Формирование чувства равновесия


1

18

Развитие координации движений


1

19

Развитие координации движений


1

20

Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога

1

21

Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога

1

22

Развитие крупной моторики.


1

23

Развитие крупной моторики


1

24

Развитие крупной моторики


1

25

Развитие мелкой моторики пальцев рук


1

26

Развитие мелкой моторики пальцев рук


1

27

Развитие мелкой моторики пальцев рук


1

Развитие тактильных ощущений 10ч


28

Определение качества поверхности предметов на ощупь. Тренировка чувствительности

1

29

Определение качества поверхности предметов на ощупь. Тренировка чувствительности

1

30

Развитие тактильного восприятия


1

31

Развитие тактильного восприятия


1

32

Развитие тактильного восприятия


1

33

Развитие тактильно – двигательного восприятия. Текущий мониторинг.

1

34

Развитие тактильно – двигательного восприятия. Текущая диагностика.

1

35

Развитие тактильно – двигательного восприятия. Текущая диагностика

1

36

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза.

1

37

Формирование целостного восприятия предмета

1

Развитие коммуникативных навыков 28ч


38

Активизация процессов произвольной регуляции

1

39

Активизация процессов произвольной регуляции

1

40

Активизация процессов произвольной регуляции

1

41

Развитие умения переключать внимание


1

42

Развитие умения переключать внимание


1

43

Развитие умения переключать внимание


1

44

Стимулирование к совместной игре с психологом

1

45

Стимулирование к совместной игре с психологом

1

46

Игры, способствующие успокоению и организации

1

47

Игры, способствующие успокоению и организации

1

48

Игры, способствующие успокоению и организации

1

49

Игры, способствующие успокоению и организации

1

50

Игры, способствующие успокоению и организации

1

51

Развитие коммуникативных способностей


1

52

Развитие коммуникативных способностей


1

53

Развитие коммуникативных способностей


1

54

Профилактика страха


1

55

Профилактика страха


1

56

Профилактика страха


1

57

Развитие игровых действий по подражанию


1

58

Развитие игровых действий по подражанию


1

59

Развитие игровых действий по подражанию


1

60

Развитие игровых действий по подражанию


1

61

Формирование интереса к общению со сверстниками

1

62

Формирование интереса к общению со сверстниками

1

63

Формирование интереса к общению со сверстниками

1

64

Стимулирование к совместной игре со сверстниками.

1

65

Стимулирование к совместной игре со сверстниками. Итоговый мониторинг

1

Диагностика 3ч

66

Диагностика (итоговая)


1

67

Диагностика (итоговая)


1

68

Диагностика (итоговая). Итоговое занятие


1


Всего:

68










РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-­ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое обеспечение:

-Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок, таблиц;

- Игровые пособия для занятий;

- Сухой бассейн; пузырьковая колонна

- Стол для рисования на песке;

- Стол для рисования на воде;

- Тактильная панель, тактильные мешочки;

- Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы.


УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Данилина М., Лазарева В. Программа психологического сопровождения детей 10 – 14 лет с интеллектуальным недоразвитием, оставшихся без попечения родителей // Школьный психолог. – 2004 - №25 – 26 - С. 15 – 33. 
2. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг / Художник А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 160 с. 
3. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с. 
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис. 2002. – 336 с.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с РАС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его возможностей.

- уметь ориентироваться в схеме собственного тела;

- уметь определять предметы на ощупь и показывать при помощи картинок;

- формировать интерес к общению;

-стимулировать к совместной деятельности;

- уметь выполнять игровые действия по подражанию;

- умение выполнять действия по инструкции педагога;

- уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;

- уметь выполнять действия по образцу;

- уметь выполнять посильное задание от начала до конца;

- уметь удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

12



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации