Рабочая программа коррекционных занятий по формированию восприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций, эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания «Волшебный мир чувств» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большетроицкая средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Рабочая программа коррекционных занятий по формированию восприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания «Волшебный мир чувств» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (Вариант 8.4) Составитель педагог-психолог Линиченко Н.П. с.Большетроицкое, 2022г Пояснительная записка Рабочая программа педагога - психолога по формированию воcприятия других и себя, развитию и пониманию эмоций эмоционального отражения ситуации, формированию простых алгоритмов игровой и познавательной деятельности на основе подражания «Волшебный мир чувств» для обучающегося с РАС, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ №1598 от 19.12.2014г.); «Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.4); заключений ЦПМПК. Программа разработана для умственно отсталых детей с РАС школьного возраста с учетом особенностей их психического развития. Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует формированию интереса к окружающему миру, на основе создания оптимальных условий для развития ребенка с РАС. Аутизм – тяжёлое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Чаще всего оно затрагивает развитие коммуникативных, речевых навыков, мышление, а также социальные и игровые навыки. Особенностями аутичных детей с умственной отсталостью является: дефицит социального взаимодействия, который проявляется в определённых дефектах невербальной коммуникации (отсутствие взгляда в глаза; отсутствие интереса к сверстникам; отсутствие интереса к общению; отсутствие инициатив для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями; затруднения в выражении чувств взаимности). Поведение детей с аутизмом характеризуется также жёсткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоагрессия, крики, негативизм), повышенный интерес к сенсорной стимуляции. Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующую цель Цель программы: воспитание у обучающихся с умственной отсталостью с РАС интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия на основе подражания. Общая характеристика коррекционной работы: Данная программа занятий является коррекционно направленной: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с РАС недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащегося с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального развития ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Текущая диагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конец первого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной и продуктивной деятельности детей. Итоговая диагностика учащегося с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального развития ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи на следующий учебный год. Мониторинг: мониторинг результатов коррекционных занятий включает в себя определение сформированности базовых учебных действий и способов коррекционной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.) Текущий мониторинг проводится в конце 1 полугодия, годовой мониторинг проводиться в мае месяце. Результаты заключений специалиста отражаются в карте индивидуального развития ребенка и отображаются в виде психологического заключения на учащегося, обсуждаются на заседании школьного ППк и составляется СИПР на новый учебный год. Консультативно-просветительское и профилактическое направление, это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребёнка, подготовку и включение родителей в решении коррекционно-воспитательных задач. Организационно-методическое направление, это направление деятельности педагога-психолога включает подготовку консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации. Коррекционная деятельность педагога-психолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. Получение детьми с РАС умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, продуктивного взаимодействия обеспечивающего полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, формирования навыков сенсорных эталонов, самообслуживания и максимальной компенсации отклоняющегося развития. В основу программы для обучающихся с данной нозологической группой, заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Вставляется характеристика ребенка. Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, учитывает основные принципы управления коррекцией и компенсацией нарушенных функций. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения: Принцип гуманизации, т.е. обеспечение психологического благополучия ребенка; Принцип последовательности осуществляется в соответствии с законом последовательного развития, с учетом общих закономерностей онтогенеза; Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка, исходя из его психического статуса, и психолого-педагогическое сопровождение адекватное развитию конкретного ребенка; Принцип заинтересованности, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно то, что предлагает делать взрослый; Принцип партнерского общения: работая в паре с педагогом-психологом, дети учатся признавать ценность другого, его мнение, интересы; учится все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей; Принцип психологической комфортности: предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, Принцип игрового познания (ранее трактовался как принцип игрового обучения): это не игра на занятии, а все занятие в игре, игра мысли в различных видах деятельности. Принцип целесообразности – программа должна иметь четкую цель, значимую для участника приближение ее к достижению желаемого результата; Принцип наблюдаемости результатов – используемые технологии должны иметь очевидный результат для самого ребенка (в его самоощущении), для окружающих (в успешности ребенка, в улучшении его психического статуса). Основные направления коррекционно-развивающей работы:развитие коммуникативных навыков; развитие познавательных процессов; развитие эмоционально-личностной сферы; Используемые технологии в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с обучающимся ребенком: дыхательная гимнастика; кинезиологические упражнения; игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия; пескотерапия; элементы психогимнастики; упражнения для релаксации; самомассаж рук; элементы точечного массажа. Описание места коррекционных занятий в учебном плане: В Федеральном компоненте государственного стандарта занятия с педагогом - психологом обозначены как дополняющий компонент коррекционно-развивающих занятий, входящих в обязательную часть учебного плана, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На коррекционно-развивающие занятия с педагогом - психологом отведено для каждого обучающегося соответствующее количество часов, согласно его индивидуального плана, реализуемого через СИПР. Отбор детей на занятия к педагогу – психологу осуществляет ЦПМПК. Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от формы и индивидуальных возможностей обучающихся. Личностные и коррекционные результаты освоения коррекционных занятий: 1. Развитие навыков общения и социальной активности 2. Формирование социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера 3. Коррекция тревожности, агрессивности, страха, нарушенных форм поведения 4. Стимулирование сенсорно-перцептивных процессов 5. Развитие умения понимать и принимать эмоциональное состояние, своё и окружающих 6. Приобретение навыков произвольной саморегуляции 7. Стимуляция сенсорных функций и согласование движений собственного тела 8. Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; 9. Иметь позитивный настрой на занятия; 10. Уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании; 11. Уметь выполнять действия по образцу и по подражанию; 12. уметь выполнять посильное задание от начала до конца; Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): фиксировать взгляд на звучащей игрушке; фиксировать взгляд на яркой игрушке; фиксировать взгляд на движущей игрушке; переключать взгляд с одного предмета на другой; фиксировать взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса; фиксировать взгляд на изображении; фиксировать взгляд на экране монитора. умение выполнять инструкции педагога: понимать жестовую инструкцию; понимать инструкцию по инструкционным картам; понимать инструкцию по пиктограммам; выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). умение выполнять действия по образцу и по подражанию: выполнять действие способом рука-в-руке; подражать действиям, выполняемым педагогом; последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога; выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца. с заданными качественными параметрами: ориентироваться в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы коррекционных занятий. Основное содержание коррекционных занятий Содержание коррекционных занятий состоит из следующих тем: Диагностика. Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Диагностика (первичная). Развитие координации движений и ориентировка в схеме собственного тела. Формирование эмоционального контакта с психологом. Знакомство с интерактивной средой (занятие в сенсорной комнате). Ориентировка в схеме собственного тела. Снятие психоэмоционального напряжения (занятие в сенсорной комнате). Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции психолога. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Формирование чувства равновесия. Развитие координации движений. Развитие понимания и выполнения простых инструкций психолога. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тактильных ощущений Определение качества поверхности предметов на ощупь. Тренировка чувствительности. Развитие тактильного восприятия. Текущий мониторинг. Развитие тактильно – двигательного восприятия Текущая диагностика. Развитие тактильно – двигательного восприятия. Текущая диагностика. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Формирование целостного восприятия предмета. Развитие коммуникативных навыков Активизация процессов произвольной регуляции. Развитие умения переключать внимание. Стимулирование к совместной игре с психологом. Игры, способствующие успокоению и организации. Развитие коммуникативных способностей. Профилактика страха. Развитие игровых действий по подражанию. Формирование интереса к общению со сверстниками. Стимулирование к совместной игре со сверстниками. Итоговый мониторинг. Диагностика. Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Диагностика (итоговая). Итоговое занятие. Календарно-тематическое планирование При составлении тематического планирования для работы данной нозологии выбор конкретного раздела программы, тем и количество часов, отведенное на коррекционные занятия, зависит от индивидуального плана, поставленных коррекционных задач и заключений ЦПМПК.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое обеспечение: -Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок, таблиц; - Игровые пособия для занятий; - Сухой бассейн; пузырьковая колонна - Стол для рисования на песке; - Стол для рисования на воде; - Тактильная панель, тактильные мешочки; - Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы. УЧЕБНО –МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с РАС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом его возможностей.
- уметь ориентироваться в схеме собственного тела;
- уметь определять предметы на ощупь и показывать при помощи картинок;
- формировать интерес к общению;
-стимулировать к совместной деятельности;
- уметь выполнять игровые действия по подражанию;
- умение выполнять действия по инструкции педагога;
- уметь фиксировать взгляд на лице говорящего взрослого, на задании;
- уметь выполнять действия по образцу;
- уметь выполнять посильное задание от начала до конца;
- уметь удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
12