РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 6.4)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ»
начального общего образования
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(Вариант 6.4)
(для 1-4 классов)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с нормативно-правовым обеспечением:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г., с изменениями и дополнениями от 8.11.2022 г.);
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 6.4) адресована обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 6.4) определяет цель и задачи коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающихся речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Обучающиеся с НОДА и УО - дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности и с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющие дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражено чувство неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.
У обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является
нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон фонетической, лексической, грамматической и синтаксической речи. Таким образом, для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Достижение цели обучения в процессе освоения курса «Альтернативная коммуникация» предусматривает решение следующих основных задач:
формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
формирование умений пользоваться мимикой, жестами, изображениями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;
формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;
формирование и поддержание интереса к общению;
формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям ребенка;
обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
формирование адекватного ситуации поведения обучающихся в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
- развитие понимания обращенной речи;
- формирование звукоподражательной речевой деятельности;
- формирование доступных форм альтернативной коммуникации;
- развитие элементарных навыков письменной речи.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в учебный план, в часть формируемую участниками образовательного процесса.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 класс | 2 | 66 |
2 класс | 2 | 68 |
3 класс | 2 | 68 |
4 класс | 2 | 68 |
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей, имеющих нарушение интеллекта отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении на обучение использованию альтернативных средств общения. Это даёт возможность для создания оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Программно-методический материал включает 3 раздела:
- «Коммуникация»;
- «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»;
- «Чтение и письмо».
Коммуникация.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Выражение мимикой согласия (несогласия). Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия). Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. Выражение своих желаний с помощью предметного символа. Выражение эмоций с использованием графического изображения. Выражение своих желаний с использованием карточек с напечатанными словами.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель). Понимание слов, обозначающих предмет (животные). Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки). Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь). Называние отдельных звуков, звукоподражаний. Называние слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки).
Называние слов, обозначающих предмет (одежда, обувь, животные). Называние слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). Называние слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).
Чтение и письмо.
Узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов. Узнавание напечатанных слов, обозначающих действия. Узнавание образов графем (букв). Обводка букв. Штриховка букв. Написание букв. Называние букв.
Содержание разделов
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Мониторинговый |
| Оценка индивидуального развития обучающегося (4 ч.) | ||
1. | Оценка индивидуального развития обучающегося. | 4 | 4 |
Коммуникация (20 ч.) | |||
2. | Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, жестом, мимикой | 2 | |
3. | Выражение своих желаний звуком, словом, предложением, жестом, мимикой | 2 | |
4. | Выражение благодарности звуком, словом, предложением, жестом, мимикой | 2 | |
5. | Прощание с собеседником звуком, словом, предложением, жестом, мимикой | 2 | |
6. | Выражение мимикой согласия (несогласия) | 2 | |
7. | Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия) | 2 | |
8. | Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом | 2 | |
9. | Выражение своих желаний с помощью предметного символа | 2 | |
10. | Выражение эмоций с использованием графического изображения | 2 | |
11. | Выражение своих желаний с использованием карточек с напечатанными словами | 2 | |
Текущий мониторинг (2 ч.) | |||
12. | Текущий мониторинг. | 2 | 2 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (20 ч.) | |||
13. | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя) | 2 | |
14. | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель) | 2 | |
15. | Понимание слов, обозначающих предмет (животные) | 2 | |
16. | Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки) | 2 | |
17. | Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь) | 2 | |
18. | Называние отдельных звуков, звукоподражаний | 2 | |
19. | Называние слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки) | 2 | |
20. | Называние слов, обозначающих предмет (одежда, обувь, животные) | 2 | |
21. | Называние слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты) | 2 | |
22. | Называние слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма) | 2 | |
Чтение и письмо (18 ч.) | |||
23. | Узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей | 3 | |
24. | Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов | 2 | |
25. | Узнавание напечатанных слов, обозначающих действия | 2 | |
26. | Узнавание образов графем (букв) | 2 | |
27. | Обводка букв | 3 | |
28. | Штриховка букв | 2 | |
29. | Написание букв | 2 | |
30. | Называние букв | 2 | |
Оценка индивидуального развития обучающегося (4 ч.) | |||
10. | Оценка индивидуального развития обучающегося. | 4 | 4 |
Общее количество часов по программе: | 68 | 10 |
В процессе обучения дети знакомятся с альтернативными средствами коммуникации, открывают перспективы для доступа к общению с людьми и овладению речью как наиболее совершенным средством межличностного взаимодействия.
Современные средства альтернативной невербальной коммуникации обладают статусом, возможностями и функциями невербального компонента и способствуют становлению и развитию вербальной коммуникации и речи, и, в конечном счете, речевому общению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития
(вариант 6.4) результативность обучения обучающихся оценивается с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Результатом освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» является доступная сформированность двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально
личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально-значимые ценностные установки:
- осознание себя как «Я», откликаться на свое имя, фамилию, показывать свой возраст, осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями развития включают освоенные обучающимися знания и умения и готовность их применения.
В результате завершения занятий по курсу «Альтернативная коммуникация» обучающиеся научатся выполнять со значительной/ частичной или контролирующей помощью взрослого/самостоятельно; по подражанию или образцу/ по инструкции педагога:
- приветствовать собеседника звуком, словом, предложением, жестом, мимикой;
- выражать свои желания с помощью слова, предложения, жеста, мимики, графического изображения, карточек с напечатанными словами;
- прощаться с собеседником звуком, словом, предложением, жестом, мимикой;
- выражать благодарность звуком, словом, предложением, жестом, мимикой;
- выражать мимикой согласие/несогласие, удовольствие/неудовольствие;
- выражать звучащим предметом удовольствие (неудовольствие), благодарность;
- выражать эмоции с использованием графического изображения;
- понимать простые по звуковому составу слова (мама, папа, дядя);
- понимать слова, обозначающие посуду, мебель, животных, игрушки, одежду, обувь;
- произносить звуки, звукоподражания;
- называть слова, обозначающие посуду, мебель, игрушки, одежду, обувь, животных, овощи, фрукты;
- называть слова, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма);
- узнавать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действия;
- узнавать образы графем (букв);
- обводить буквы;
- штриховать буквы;
- дописывать элементы букв;
- называть буквы.
Базовые учебные действия являются необходимой единицей учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
В результате изучения программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» на I этапе формирования готовности к овладению содержанием программного материала у обучающейся будут сформированы ожидаемые базовые учебные действия:
1.Подготовка обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- принимать контакт, инициированный взрослым;
- принимать контакт, инициированный другим обучающимся;
2. Формирование учебного поведения:
- направлять взгляд (на говорящего взрослого, на задание);
- выполнять инструкции педагогического работника;
- использовать по назначению учебные материалы;
- выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца при значительной /незначительной помощи / самостоятельно,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Система оценки достижения планируемых результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения оценивается строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Оценка личностных результатов, сформированность базовых учебных действий и уровень сформированности представлений, действий/операций освоения программы коррекционного курса осуществляется в соответствии с локальным актом школы.
Результат продвижения обучающихся в развитии и сформированности знаний, умений и навыков определяется на основе диагностических и мониторинговых исследований.
Оценка выявленных результатов обучения (показателей самостоятельности)осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях выполняемых практических действий:
Критерии оценивания | Количество баллов для выставления отметки |
Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения задания вместе с учителем, «не узнает объект» | 0 баллов |
Смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), не всегда связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие со значительной помощью учителя, «не всегда узнает объект» | 1 балл |
Обучающийся выполняет действие преимущественно по указанию учителя и с частичной или контролирующей помощью учителя, «не всегда узнает объект» | 2 балла |
Обучающийся способен выполнять действие по подражанию или по образцу (о), «не всегда узнает объект» | 3 балла |
Обучающийся способен самостоятельно, по инструкции педагога выполнять действие, но допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя, «узнает объект» | 4 балла |
Обучающийся самостоятельно выполняет действие в любой ситуации (с), «узнает объект» | 5 баллов |
Достижения освоения программы коррекционной работы выражаются в уровневой шкале:
- 3 балла - значительная динамика,
- 2 балла - удовлетворительная динамика,
-1 балл - незначительная динамика,
- 0 баллов - отсутствие динамики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕОсновные виды коррекции и развития всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи отражены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения, через предметно-практическую деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Тема | Виды учебной деятельности | Кол-во часов |
Обследование ребенка | 4 | |
Оценка индивидуального развития обучающегося | Диагностика обучающегося с целью определения степени сформированности речевых средств, развития коммуникативной компетенции. | - |
Коммуникация | 20 | |
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) | Приветствие с помощью слов, жестов и выражений. | 2 |
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением) | Выражение благодарности, прощание с собеседником, выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), своих желаний, эмоций с помощью голоса, жестов, мимики, звучащего предмета, предметного символа, графического изображения, карточек с напечатанными словами. Проявление эмоциональной реакции на взаимодействие. | 2 |
Выражение благодарности звуком (словом, предложением) | 2 | |
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) | 2 | |
Выражение мимикой согласия (несогласия) | 2 | |
Выражение мимикой удовольствия (неудовольствия) | 2 | |
Выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом | 2 | |
Выражение своих желаний с помощью предметного символа | 2 | |
Выражение эмоций с использованием графического изображения | 2 | |
Выражение своих желаний с использованием карточек с напечатанными словами | 2 | |
Текущий мониторинг | 2 | |
Текущий мониторинг | Выполнение заданий для определения уровня интеллектуального и речевого развития. | 2 |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 20 | |
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя) | Понимание и употребление простых по звуковому составу слов, а также слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, животные, игрушки, одежда, обувь). | 2 |
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель) | 2 | |
Понимание слов, обозначающих предмет (животные) | 2 | |
Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки) | 2 | |
Понимание слов, обозначающих предмет (одежда, обувь) | 2 | |
Называние отдельных звуков, звукоподражаний | Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, развитие звукоподражания, произношение отдельных звуков. | 2 |
Называние слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки) | Называние слов на карточках, прикрепленных к предметам (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты). | 2 |
Называние слов, обозначающих предмет (одежда, обувь, животные) | 2 | |
Называние слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты) | 2 | |
Называние слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма) | 2 | |
Чтение и письмо | 18 | |
Узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей | Выбор верных вариантов напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов и действий. Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме. | 3 |
Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия предметов | 2 | |
Узнавание напечатанных слов, обозначающих действия | 2 | |
Узнавание образов графем (букв) | Умение слушать объяснения учителя. Выполнение действий по заданию. Дописывание элементов букв. Развитие тактильного восприятия через работу органов речи. | 2 |
Обводка букв | Умение слушать объяснения учителя. Выполнение обводки по образцу. | 3 |
Штриховка букв | Умение слушать объяснения учителя. Выполнение штриховки по образцу. | 2 |
Написание букв | Умение слушать объяснения учителя. Выполнение действий по заданию. Дописывание элементов букв. Копирование букв с помощью образца в прописи. | 2 |
Называние букв | Различие буквы печатного и рукописного алфавита, правильное их произношение. | 2 |
Обследование ребенка | 4 | |
Оценка индивидуального развития ребенка. | Диагностика обучающегося с целью определения степени сформированности речевых средств, развития коммуникативной компетенции. | - |
Всего часов: | | 68 |
| | |
Для проведения занятий по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» необходимо специальное материально-техническое обеспечение: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.
Учебно-методические средства обучения
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 181 с.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок. И др.: Упражнения с пиктограммами. – М.: Дрофа, 2017. ‒ 245 с.
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интелектуальными нарушениями, а также с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014. ‒ 125 с.
Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – Серия: Специальная коррекционная педагогика, Издательство «Парадигма», 2022. ‒ 361 с.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ: https://fgosreestr.ru/
2. Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/
Приложение 1
Текущий мониторинг
Определение сформированности знаний, умений, навыков и методов эффективности коррекционной работы.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития | Оценка результативности СИПР | |||||||||
Текущий мониторинг | ||||||||||
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период) | ||||||||||
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||
| I | II | I | II | I | II | I | II | ||
Приветствие собеседника: | | | | | | | | | ||
звуком | | | | | | | | | ||
словом | | | | | | | | | ||
предложением | | | | | | | | | ||
жестом | | | | | | | | | ||
мимикой | | | | | | | | | ||
Выражение своих желаний: | | | | | | | | | ||
словом | | | | | | | | | ||
предложением | | | | | | | | | ||
жестом | | | | | | | | | ||
мимикой | | | | | | | | | ||
графическим изображением | | | | | | | | | ||
карточками с напечатанными словами | | | | | | | | | ||
Прощание с собеседником: | | | | | | | | | ||
звуком | | | | | | | | | ||
словом | | | | | | | | | ||
предложением | | | | | | | | | ||
жестом | | | | | | | | | ||
мимикой | | | | | | | | | ||
Выражение благодарности | | | | | | | | | ||
звуком | | | | | | | | | ||
словом | | | | | | | | | ||
предложением | | | | | | | | | ||
жестом | | | | | | | | | ||
мимикой | | | | | | | | | ||
Выражение мимикой согласия/несогласия | | | | | | | | | ||
Выражение мимикой удовольствия/неудовольствия | | | | | | | | | ||
Выражение удовольствия/неудовольствия звучащим предметом | | | | | | | | | ||
Выражение благодарности звучащим предметом | | | | | | | | | ||
Выражение эмоций с использованием графического изображения | | | | | | | | | ||
Понимание слов: мама, папа, дядя | | | | | | | | | ||
Понимание слов, обозначающих предметы посуды | | | | | | | | | ||
Понимание слов, обозначающих предметы мебели | | | | | | | | | ||
Понимание слов, обозначающих животных | | | | | | | | | ||
Понимание слов, обозначающих игрушки | | | | | | | | | ||
Понимание слов, обозначающих предметы одежды, обуви | | | | | | | | | ||
Произношение звука А | | | | | | | | | ||
Произношение звука О | | | | | | | | | ||
Произношение звука У | | | | | | | | | ||
Произношение МУ-МУ | | | | | | | | | ||
Произношение КО-КО | | | | | | | | | ||
Произношение ГАВ-ГАВ | | | | | | | | | ||
Произношение МЯУ-МЯУ | | | | | | | | | ||
Произношение БЕ-БЕ | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих предметы посуды | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих предметы мебели | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих игрушки | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих предмет одежды, обуви | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих животных | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих овощи | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих фрукты | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих цвет предмета | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих величину предмета | | | | | | | | | ||
Называние слов, обозначающих форму предмета | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного имени Оля | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного имени Коля | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного имени Паша | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного имени Наташа | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного предмета стул | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного предмета стол | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного предмета чашка | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного предмета чайник | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного предмета тарелка | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного действия: бежать | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного действия: прыгать | | | | | | | | | ||
Узнавание напечатанного действия: приседать | | | | | | | | | ||
Узнавание буквы А | | | | | | | | | ||
Узнавание буквы О | | | | | | | | | ||
Узнавание буквы У | | | | | | | | | ||
Узнавание буквы М | | | | | | | | | ||
Узнавание буквы С | | | | | | | | | ||
Обводка букв | | | | | | | | | ||
Штриховка букв | | | | | | | | | ||
Написание элементов букв | | | | | | | | |