Рабочая программа коррекционного курса «Развитие связной речи и читательской грамотности» для учащихся 6-9ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дудинская средняя школа № 4им. П.А. Кучеренко»
Рабочая программа
коррекционного курса «Развитие связной речи и читательской грамотности»
для учащихся 6-9ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Составитель: учитель-логопед
Волынец Александра Владимировна
Оглавление
№ | Разделы | Стр. |
Пояснительная записка | 3 | |
Общая характеристика коррекционного курса | 4 | |
Описание места коррекционного курса в учебном плане | 4 | |
Личностные и предметные результаты освоения предмета | 4 | |
Учебно-тематический план | 6 | |
Содержание программы | 7 | |
Календарно-тематическое планирование | 11 | |
Описание материально-технического обеспечения | 27 | |
Список литературы | 28 |
Пояснительная записка
Данная программа коррекционного курса «Развитие связной речи и читательской грамотности», составлена на основании приказа Министерства образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 г. № 1599. Программа разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, Андреевой Н.Г. Мазановой Е.В.
В данной программе подобран и систематизирован материал в соответствии с общепринятыми основными этапами коррекционного обучения и программными требованиями по русскому языку для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание программы коррекционного курса составлено с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы - коррекция и развитие устной речи, навыков чтения и читательской грамотности у учащихся, обучающихся по АООП НОО для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Задачи программы:
коррекционо- обучающие:
1.уточнение и расширение словарного запаса;
2. активизация различных способов словообразования;
3.совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
4. развитие навыка пересказа, умения находить главную мысль текста, отвечать на вопросы по тексту.
коррекционно- развивающие:
1. формирование учебных умений ( планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование учебной деятельности;
2. развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению;
3.коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающегося с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;
4.формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;
5.формирование творческой активности каждого обучающегося;
6.формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
7.развитие связной речи;
8. развитие процессов чтения и письма;
9. развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи;
10. создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания), общей координации движений, мелкой моторики;
коррекционно- воспитательные
1. формировать психологические предпосылки к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
2.формирование трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
3. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
4. формирование мотивации к обучению;
5. воспитание любви к русской речи, к родному языку;
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности обучающегося, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушение связной речи, малый словарный запас, аграмматизмы и низкий уровень читательской грамотности, отмечается у всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию учащихся.
Коррекционно-развивающая работа учителя -логопеда имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративным характеристиками образовательного процесса.
III/Описание места предмета в учебном плане
Программа разработана для обучающихся 6-9 класса с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по АООП НОО для учащихся с УО (интеллектуальными нарушениями) в объёме 34 часов (1 час в неделю). Коррекционный курс рассчитан на 1 года обучения.
IV.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных, предметных результатов:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
воспитание целеустремлённости, терпения, работоспособности:
привитие навыков контроля и самоконтроля
Предметные
-формирование умения оформлять речь необходимыми на данном этапе обучения словами - терминами : звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые - мягкие согласные, звонкие -глухие согласные, предложение, текст.
-формирование представления о звукобуквенном составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;
-формирование умения активно пользоваться различными способами словообразования;
-формирование умения оформлять речь путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- формирование умения строить связное высказывание; составлять рассказы по серии сюжетных картинок, составлять предложения по сюжетной картинке,
- овладение практическими навыками письма слуховых и зрительных диктантов
- формирование умения отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
различать твёрдые и мягкие звуки, обозначать
- формирование умение выполнять слоговой анализ и синтез двух и трёхсложных слов, определять ударную гласную и ударный слог, правильно писать слова с безударными гласными в корнях;
- формирование умения дифференцировать гласные А-Я, О-Ё, У-Ю, И-Ы в словах,
выбирать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей
согласной, различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух и в произношении;
-формирование умения образовывать существительные при помощи суффиксов с
уменьшительно - ласкательным значением;
- Формирование уменияпоследовательно пересказывать текст с опорой навопросный
план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия;
-Формирование умения определять лексического значение слова по словарю; подбирать
антонимы, синонимы к словам различных частей речи, находить антонимы, синонимы в
тексте; определять прямое и переносное значение многозначных слов, правильно
употреблять образные слова и выражения; владение навыками написания изложения
-повествования на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому
предложению, написания изложения –повествование на основе зрительного
восприятия текста по готовому плану, опорным словам, написания сочинения –
рассуждения; написания и оформления текста письма.
В результате обучения ученик должен
Знать:
- необходимые на данном этапе обучения слова-термины: предложение, словосочетание, текст, лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы, пословицы, поговорки.
Понимать:
- учебную задачу, поставленную в вербальной форме, вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;
Уметь:
-активно пользоваться различными способами словообразования;
-оформлять речь путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
-писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство
- строить связное высказывание;
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
- составлять рассказы с обучающей помощью по вопросам, предметным и сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим знаковым схемам, опорным словам;
-находить в текстах антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы, пословицы и поговорки;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия;
- писать изложение - повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.
V.Учебно- тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Обследование речи (на начало года) | 2 | 1 | 1 |
2 | Устная связная речь. Последовательный пересказ текстов, выборочный пересказ, краткий пересказ, творческий пересказ, устное сочинение. | 8 | 2 | 6 |
3 | Лексика. Лексическое значение слова. | 8 | 4 | 4 |
4 | Предложение. | 5 | 2 | 3 |
5 | Текст | 5 | 2 | 3 |
6 | Письменная связная речь. Изложение | 4 | 2 | 2 |
7 | Обследование речи (на конец года) | 2 | - | 2 |
| Итого | 34 | 12 | 22 |
VI.Содержание программы
Тема № 1. Обследование речи (в начале года) (2часа)
(Теоретические занятия
Обследование знания изученных в прошлом учебном году понятий «корень слова», «однокоренные», «родственные» слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «род», «число», «падеж», «предлог»
(Практические занятия
Проверка навыков правописания родственных слов, выделения корня слова.
Выявление умений образования слов при помощи приставки и суффикса.
Проверка навыков подбора родственных слов.
Проверка знаний изученных предлогов, их значение и роль в предложениях и словосочетаниях, их правописание, знание графических схем предлогов.
Выявить умения практического употребления существительных в форме единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода, в косвенных падежах.
Выявить умения согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Выявить умения согласования глагола с существительными в числе, роде, во времени.
Должны знать: изученные в прошлом учебном году слова-термины: «корень слова», «однокоренные», «родственные» слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «род», «число», «падеж», «предлог»; правописание однокоренных, родственных слов; изученные предлоги, их значение и роль в предложениях и словосочетаниях, их правописание; знание графических схем предлогов.
Должны уметь: правильно писать однокоренные, родственные слова, выделять корень слова; уметь образовывать слова при помощи приставки и суффикса, подбирать родственные слова; правильно писать изученные предлоги в предложениях, употреблять существительные в форме единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода, в косвенных падежах; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; согласовывать глаголы с существительными в числе, роде, во времени.
Тема № 2. Устная связная речь. Последовательный пересказ текстов,
выборочный пересказ, краткий пересказ, творческий пересказ,
устное сочинение
(Теоретические занятия )
Знакомить с понятиями «текст», «предложение», «пересказ», «сочинение».
(Практические занятия )
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия.
Выборочный, краткий, творческий пересказ.
Составление связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиями и картинкам, по вопросам, опорным словам, сюжетным картинкам, составление рассказа по материалам текущих наблюдений.
Должны знать: понятие «текст», «предложение», «пересказ»,
«сочинение».
Должны уметь: последовательно пересказывать тексты с опорой на
вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных
картинок, опорные слова-действия, выборочно пересказывать
повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок,
составлять связные высказывания, рассказы повествовательного характера
по демонстрируемым действиями и картинкам, по вопросам, опорным
словам, сюжетным картинкам, составлять рассказ по материалам текущих
наблюдений.
Тема № 3. Лексика. Лексическое значение слова.
(Теоретические занятия )
Формирование понятий «лексика», «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы», «этимология слова», «фразеологизмы», «крылатые слова и выражения», «пословицы и поговорки», «кроссворды».
Усвоение категориального признака фразеологического оборота – устойчивости.
Осознание афоризма пословиц и поговорок.
(Практические занятия )
Определение лексического значения слова по словарю.
Определение лексического значения однозначных и многозначных слов.
Определение лексического значения слов-омонимов.
Работа с этимологическим словарём.
Подбор антонимов к словам различных частей речи, нахождение антонимов в тексте.
Подбор синонимов к словам различных частей речи, нахождение синонимов в тексте.
Определение прямого и переносного значения многозначных слов, правильное употребление образных слов и выражений.
Упражнять в нахождении фразеологизмов, пословиц и поговорок в тексте, понимать и объяснять их значение.
Должны знать: понятия «лексика», «лексическое значение слова»,
«однозначные и многозначные слова», «омонимы», «синонимы»,
«антонимы», «этимология слова», «фразеологизмы», «крылатые слова и
выражения», «пословицы и поговорки», «кроссворды».
Должны уметь: определять лексическое значение слова по словарю,
определять лексическое значение однозначных и многозначных слов,
определять лексическое значение слов-омонимов, работать с
этимологическим словарём, подбирать антонимы к словам различных
частей речи, находить антонимы в тексте, подбирать синонимы к словам
различных частей речи, нахождение синонимов в тексте, определение
прямого и переносного значения многозначных слов, правильное
употребление образных слов и выражений, упражнять в нахождении
фразеологизмов, пословиц и поговорок в тексте, понимать и объяснять их
значение.
Тема № 4. Предложени
(Теоретические занятия )
Закреплять понятия «слово», «словосочетание», «предложение».
Осознание предложения как минимальной единицы речи, представляющей собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающей смысловой законченностью.
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
(Практические занятия)
1.Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»
2Анализ интонации предложений, соотнесение с правилом обозначения границ предложения на письме, упражнения в произнесении предложений с различной интонацией.
3.Составление предложений по опорному слову с заданным количеством слов.
4.Упражнения в нахождении в предложении подлежащего и сказуемого.
5.Упражнения в сопоставлении простых и сложных предложений, выделение грамматических основ в каждой части сложного предложения.
6.Составление сложносочиненных предложений из простых предложений.
7.Восстановление неполных предложений, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.
8.Нахождение и исправление речевых и неречевых ошибок в предложениях.
Должны знать: понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющей собой грамматически организованное соединение слов и словосочетаний, обладающей смысловой законченностью; смысловую и интонационную законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
Должны уметь: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение; анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, упражнять в произнесении предложений с различной интонацией, составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов; упражнять в нахождении в предложении подлежащего и сказуемого; упражнять в сопоставлении простых и сложных предложений; выделять грамматические основы в каждой части сложного предложения, составлять сложносочиненные предложения из простых предложений; восстанавливать неполные предложения, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги, находить и исправлять речевые и неречевые ошибки в предложениях.
Тема № 5. Письменная связная речь. Изложение
(Теоретические занятия )
Закреплять понятия «слово», «словосочетание», «предложение», «текст», «изложение», «сочинение», «письмо»
(Практические занятия)
Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению.
Изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по готовому плану, опорным словам.
Изложение – наблюдение «Весна».
Сочинение – рассуждение «Моё любимое занятие».
Письмо и оформление текста письма.
Должны знать: понятия «слово», «словосочетание», «предложение», «текст», «изложение», «сочинение», «письмо»
Должны уметь: писать изложение – повествование на основе зрительного
восприятия текса по вопросам к каждому предложению, писать изложение
– повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому
плану, опорным словам, писать сочинение – рассуждение; писать и
оформлять текст письма.
Тема № 6. Обследование речи (в конце года)
(Практические занятия)
Обследование усвоения понятий «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы», «этимология слова», «фразеологизмы», «крылатые слова и выражения», «пословицы и поговорки», «кроссворды».
Обследование умения последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия.
Обследование умения определять лексического значение слова по словарю.
Обследование умения определять лексическое значения слов-омонимов.
Обследование умения работать с этимологическим словарём.
Обследования умения подбирать антонимы, синонимы к словам различных частей речи, нахождение антонимов, синонимов в тексте.
Обследование умения определять прямое и переносное значение многозначных слов, правильно употреблять образные слова и выражения.
Обследование умения находить фразеологизмы , пословицы и поговорки в тексте, понимать и объяснять их значение.
Обследования умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов.
Обследование умения писать изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению.
Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «омонимы», «синонимы», «антонимы», «этимология слова», «фразеологизмы», «крылатые слова и выражения», «пословицы и поговорки», «кроссворды».
Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на
вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных
картинок, опорные слова-действия; определять лексического значение
слова по словарю; подбирать антонимы, синонимы к словам различных
частей речи, находить антонимы, синонимы в тексте; определять
прямое и переносное значение многозначных слов, правильно
употреблять образные слова и выражения; писать изложение -
повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к
каждому предложению, писать изложение – повествование на основе
зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам,
писать сочинение – рассуждение; писать и оформлять текст письма.
VII. Календарно-тематическое планирование
Название раздела (кол-во часов) | Тема занятия | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип занятия | Номер занятия | Дата проведения занятия планируемая |
Обследование речи | 1.Обследование знаний изученных в прошлом учебном году понятий «корень слова», «однокоренные»«родственные», слова», 2.Обследование знаний изученных в прошлом учебном году понятий «приставка», «корень», «суффикс», «окончание», | Должны знать: изученные в прошлом учебном году слова-термины: «корень слова», «однокоренные», «родственные» слова», Должны уметь: правильно писать однокоренные, родственные слова, выделять корень слова. Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций. Должны знать: изученные в прошлом учебном году слова-термины: «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Должны уметь: образовывать слова при помощи приставки и суффикса, подбирать родственные слова; | Диагностичекий (проверки знаний) | Занятие №1 | |
Диагностичекий (проверки знаний) | |||||
.1.Обследование умения практического употребления существительных в форме единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода, в косвенных падежах. 2Диагностический диктант. | Должны знать: изученные в прошлом учебном году слова-термины: вия», «слова-признаки», «род», «число», «падеж». Должны уметь: правильно употреблять существительные в форме единственного и множественного числа, мужского, женского, среднего рода, в косвенных падежах; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; Должен знать: изученные орфограммы Должны уметь: писать слуховые диктанты | Диагностичекий (проверки знаний) | Занятие №2е | | |
Диагностичекий (проверки знаний) | |||||
Устная связная речь | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь: отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова; Формировать навыки фонематического анализа слов. Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь: отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова; Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций. | Комбинированный | Занятие №3 | |
Последовательный пересказ текстов с ярко-выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь: отвечать на вопросы полным предложением, составлять полные предложения – объяснения лексического значения слова; устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать с опорой на картинки, слова – действия. Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций. Формирование умения оформлять речь путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций; Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь: последовательно пересказывать текст от первого лица (третьего) по графическим (знаковым) схемам. Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций. Формирование умения строить связное высказывание. | Комбинированный | Занятие №4 | | |
Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок , опорных слов-действий. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь: пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы – части изображения предмета; Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций. Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок и слова – действия; | Комбинированный | Занятие №5 | 29.09 01.10 | |
Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе. Формирование мотивации к учению. Формирование коммуникативных компетенций Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь составлять полные предложения –объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать последовательный текст, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план при пересказе;кратком | Комбинированный | Занятие №6 | | |
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательностей текста: Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста , составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе. Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметьраскрывать и определять тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе. Формировать умение анализировать структуру предложения. | Комбинированный | Занятие №7 | | |
Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь строить связные высказывания по демонстрируемым действиям, определять и раскрывать тему текста, используя разнообразные языковые средства. Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, устанавливать связь заголовка с темой текста. | Комбинированный ый | Занятие №8 | | |
| |||||
Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план – вопросы. | Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства. Расширять словарный запас на материале группы родственных слов. .Развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов Должны знать: значение слов – терминов: «предложение», «словосочетание», «текст». Должны уметь составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать текста, составлять связное высказывание, использовать разнообразные языковые средства. Совершенствовать навыки фонематического синтеза слов. | Комбинированный | Занятие №9 | | |
Лексика | Определение лексического значения слов. Определение и толкование лексического значения слова, употреблённого в контексте. | Должны знать: понятия «лексика», «лексическое значение слова», Должны уметь: определять лексическое значение слова по толковому словарю; Должны знать: понятия «лексика», «лексическое значение слова», Должны уметь: определять лексическое значение слова по толковому словарю; Расширять словарный запас по теме «Месяцы года», уточнять временную последовательность месяцев года, понимание предложно-падежных конструкций. | | Занятие №10 | |
Однозначные и многозначные слова. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | Должны знать: слова-.понятия «однозначные и многозначные слова» Должны уметь: определять лексическое значение однозначных и многозначных слов, правильно строить высказывания в соответствии с его значением. Должны знать: понятия «лексика», «лексическое значение слова», «кроссворды», временную последовательность месяцев года Должны уметь: узнавать слово по толкованию его лексического значения, уметь работать с орфографическим словарём. Расширять словарный запас по теме «Органы растений», «Цветы». | Комбинированный | Занятие №11 | | |
Омонимы. Этимология слов. Работа с этимологическим словарём. | Должны знать понятия «омонимы». Расширять и обогащать словарный запас путём введения в речь омонимов, активизировать словарный запас. Должны уметь: определять лексическое значение слов – омонимов., правильно строить высказывание в соответствии с его значением. Формирование эмоциональности речи, развитие интонационной выразительности путём использования игры-драматизации. Должны знать понятия «этимология» Должны уметь работать с этимологическим словарём. | Комбинированный | Занятие №12 | | |
Комбинированны | |||||
Антонимы. Подбор антонимов к слову. Нахождение антонимов в тексте. | Должны знать понятия «антонимы». Должны уметь: подбирать антоним к словам различных частей речи. Расширять и обогащать словарный запас путём введения в речь антонимов, активизировать словарный запас. Должны знать понятия «антонимы». Должны уметь: подбирать антоним к словам различных частей речи | Комбинированный | Занятие №13 | | |
Синонимы. Подбор синонимов к слову. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте. | Должны знать понятия «синонимы». Должны уметь: подбирать синоним к словам различных частей речи. Должны знать понятия «синонимы». Должны уметь: подбирать синоним к словам различных частей речи, находить слова - синонимы в тексте, подбирать синоним к словам различных частей речи. | Комбинированный | Занятие №14 | | |
Употребление синонимов в речи для предупреждения неоправданного повторения слов. Прямое и переносное значение слова. | Должны знать понятия «синонимы». Должны уметь подбирать синоним к словам различных частей речи, подбирать синоним к словам различных частей речи, редактировать текст, устраняя повторяющиеся сова. Должны знать понятия «прямое и переносное значение слова.». Должны уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов, правильного словоупотребления. | Комбинированный | Занятие №15 | | |
Образные слова и выражения. Загадки. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения. | Должны знатьпонятия «образные слова и выражения», «загадки» Должны уметь определять прямое и переносное значение многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений; Должны знать понятия «фразеологизмы», «загадки» «фразеологические обороты», «крылатые слова и выражения», знать категориальный признак фразеологического оборота – устойчивость. Должны уметь осознавать образный метафорический компонент фразеологизма | Комбинированный | Занятие №16 | | |
Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки. | Должны знать: понятие «пословица», «поговорка» Должны уметь правильно употреблять пословицы и поговорки; Должны знать: понятие «пословица», «поговорка» Должны уметь правильно употреблять пословицы и поговорки; | Комбинированный | Занятие №17 | | |
Предложение | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений | Должны знать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; уметь осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; Должны уметь выделять предложения из потока речи, наблюдать за интонацией конца предложения, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, выделять существенные признаки, обобщать. Должны знать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь -дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; уметь осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; уметь анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме; | Комбинированный | Занятие №18 | |
| |||||
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений | Должны знать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; уметь составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов, уметь анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме, уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов; Должны знать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь - составлять предложения из слов, данных в начальной форме; уметь произносить предложения с различной интонацией; уметь составлять предложение по опорному слову с заданным количеством слов; | Комбинированный | Занятие №19 | | |
Составление предложений полных ответов на вопросы по тексту Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений | Должны знать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь - составлять полные ответы на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов; уметь распространять предложение; уметь произносить предложения с различной интонацией. - Должны знать слова- понятия «слово», «словосочетание», «предложение», знать нормы согласования слова. Должны уметь составлять краткие ответы на вопросы по тексту, сопоставлять полные и краткие ответы; обозначать собственные имена существительные заглавными буквами на письме; подбирать слова-антонимы, | Комбинированный | Занятие №20 | | |
Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст. | -Должны знать слова- понятия «слово», «словосочетание», «предложение»; Должны уметь составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов; упражнять в грамматическом оформлении предложений; составлять полные и краткие ответы на вопросы, сопоставлять полные и краткие предложения; - Должны знать слова- понятия «слово», «словосочетание», «предложение», знать нормы согласования слова. Должны уметь составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы; упражнять в грамматическом оформлении предложений | Комбинированный | Занятие №21 | | |
Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов | Должны знать слова- понятия «слово», «словосочетание», «предложение», знать нормы согласования слова. Должны уметь восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги; уметь находить рифму с учетом стихотворного размера; уметь выбирать синоним из синонимического ряда, находить и устанавливать связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении; - Должны знать слова - понятия «слово», «словосочетание», «предложение», знать нормы согласования слова. Должны уметь - находить и исправлять речевые ошибки в предложениях; уметь грамотно выражать свои мысли; уметь восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений, определять, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение. | Комбинированный | Занятие №22 | | |
Текст | Выделение признаков связного текста. Тема текста Основная мысль текста | Должны знать признаки связного текста Должны уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия; выделять признаки связного текста, определять тему текста; выделять средства связи предложений в тексте; уметь подбирать слова по данному первому слогу Должны знать признаки связного текста Должны уметь определять тему текста, определять и формулировать основную мысль текста, определять диалогическую, монологическую речь; подбирать слова по данному последнему слогу. | Занятие №23 | | |
Опорные слова Восстановление деформированного текста по серии картинок | Должны знать признаки связного текста, понятие «опорные слова»; Должны уметь определять роль опорных слов в тексте; находить опорные слова, понимать структуру текста, пересказывать сказку по серии сюжетных картинок и опорным словам; уметь преобразовывать слова, наращивая слоговую структуру слова. Должны знать признаки связного текста Должны уметь замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, понимать структуру текста, восстанавливать деформированные тексты; | Комбинированный | Занятие №24 | | |
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов | Должны знать признаки связного текста, структурные части текста. Должны уметь замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность предложений; делить текст на части и выделять их при записи; уметь выделять ударный слог слова. Должны знать признаки связного текста, структурные части текста. Должны уметь конструировать предложения и составлять из них текст, строить предложение, давать точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции; | Комбинированный | Занятие №25 | | |
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания | Должны знать признаки связного текста, структурные части текста, типы текстов, схему построения повествовательного текста Должны уметь определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте; пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; Должны знать признаки связного текста, структурные части текста, типы текстов, схему построения описательного текста Должны уметь определять особенности текста-описания, пересказывать описательный текст по плану и опорным словам; уметь строить описание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений; | Комбинированный | Занятие №26 | | |
Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения Составление плана текста с обозначенными частями | Должны знать признаки связного текста, структурные части текста, типы текстов, схему построения текста – рассуждения, особенности текста типа «рассуждение». Должны уметь конструировать сложноподчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; Должны знать признаки связного текста, структурные части текста, типы текстов, знать схемы построения текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; Должны уметь составлять план текста по обозначенным частям. | Комбинированный | Занятие №27 | | |
Письменная связная речь Изложение | Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам | Должны знать признаки связного текста, структурные части текста Должны уметь писать изложение по вопросам, устанавливать связь заголовка с темой текста, составлять предложения по вопросам Должны знать признаки связного текста, структурные части текста Должны уметь писать изложение по готовому плану, опорным словам, установить последовательность частей в тексте. | Комбинированный | Занятие №28 | |
Редактирование текста изложения Изложение повествование по памяти. Свободный диктант. | Должны знать признаки связного текста, структурные части текста Должны уметь находить ошибки в содержании и построении текста. Должны знать признаки связного текста, структурные части текста Должны уметь писать изложение по памяти, устанавливать последовательность частей в тексте. | Комбинированный | Занятие №29 | | |
Обследование печи | .Обследование усвоения понятий «предложение» «словосочетание», «текст», «пересказ», | Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия; определять лексического значение слова по словарю. Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», Должен уметь:последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок, опорные слова-действия. | Диагностический | Занятие №30 | |
Обследование умения последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план. | |||||
Обследование умения определять лексического значение слова по словарю. Обследование умения писать изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению. | Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова».Должен уметь: определять лексического значение слова по словарю, подбирать антонимы, синонимы к словам различных частей речи, находить антонимы, синонимы в тексте; определять прямое и переносное значение многозначных слов, правильно употреблять образные слова и выражения. Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова».Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок. | Диагностический | Занятие №31 | | |
| Обследование умения писать изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению. Обследование умения писать изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению. | Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова».Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок. Должны знать: слова – термины «предложение», «словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова».Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок. | Диагностический | Занятие №32 | |
Диагностический | .Обследование умения писать изложение – повествование на основе зрительного восприятия текса по вопросам к каждому предложению. | Должны знать: слова – термины «предложение»,«словосочетание», «текст», «пересказ», «сочинение», «лексика», «лексическое значение слова».Должны уметь: последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, на картинки, графические схемы, серию сюжетных картинок | Занятие №33-34 | | |
VIII.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
В ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №4 им. П.А. Кучеренко» для обучающихся с ОВЗ создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду В школе есть логопедический кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, Инструктивному письму Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.
Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»
IX. Список литературы
Основной список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 2010 г
2.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. - М.: “ Владос” 2010.с.4-60.
3. Елецкая О.Е. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2010 год.с.1-192.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.-
М.: “ Владос”, 2005 г.
5.Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. с. 105-138.
6. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда. Москва. 2008 год. С.2-125.
7. Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. с.2-86.
8.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. с.2-86.
9. Мазанова Е.В. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. с.2-181..
10.Мещерякова Е.Н., Е.В.Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи в начальной школе. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009. С.40-89.
Дополнительный список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 2013 г.
2. Ефименко Л.Н., Г.Г. Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте.- М.: “ Просвещение”, 2000.
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.-
М.: “ Владос”, 1998.
4. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
5. СадовниковаИ.Н.Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Владос» 1995 год. с.11-253.
6. Логопедия под ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989
7. Успенская Л.П., М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. - 1,2 части. -М.: “ Просвещение”, 1982 .
26
Надежда Алексеевна Паршукова
Волынец Александра Владимировна