РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия: (психологические) для учащихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)», вариант 5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 24»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
«Психокоррекционные занятия: (психологические) для учащихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)», вариант 5
Срок реализации – 2024-2029 гг.
Разработала- Теряева О.В., педагог-психолог
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Психокоррекционные занятия: (психологические) для учащихся 1-4 классов с ТНР», вариант 5 составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп.);
приказа Министерства просвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 г. №1598);
Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28;
Санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №2;
приказа Министерства просвещения России от 21.09.2022 №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
приказа Минпросвещения России от 02.08.2022 №653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 №69822);
примерной АООП НОО на основе ФГОС для обучающихся с тяжелым нарушением речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №4/15 от 22.12.2015 г.);
ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. №1023);
Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.1., вариант 5.2)
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 (ред. от 17.07.2024) "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.1., вариант 5.2) МБОУ «Гимназия № 24» г. Ульяновска;
Инструктивного письма Минобразования России от 24.12.01г. № 29/1886- 6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
Приложения к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51- 513/16: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
В основу разработки рабочей программы по коррекционно-развивающему курсу «Психокоррекционные занятия: (психологические) для учащихся 1-4 классов с ТНР», вариант 5 легли программы: программа коррекции и развития учащихся 1 – 4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В.; программа «120 уроков психологического развития младших школьников» Локаловой Р.П.; программа «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе» (1 – 4) Хухлаевой О.В. в дополнение к этому используются различные методики и программы, подобранные с учетом индивидуальных особенностей учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения.
Общая характеристика курса
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия: (психологические) для детей 1-4 класса с ТНР» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей с тяжелым нарушением речи (ТНР).
Представленная рабочая программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрФАООП НОО обучающихся с ТНР особых образовательных потребностей данной группы школьников, получивших рекомендацию обучения по варианту 5.1 и (или) 5.2.
Общая цель психокоррекционных занятий в начальном звене соответствует приведенной в примерной адаптированной образовательной программе. Она заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции поведения и деятельности, профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума; развитие личностной сферы, развитие рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; развитие и коррекцию коммуникативной сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях; развитие познавательной сферы; предупреждение и преодоление вторичных вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося; преодоление недостатков речевого развития, на формирование и развитие полноценной речевой деятельности; психологическую поддержку обучающихся с ТНР, а также на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Общие задачи курса, соответствующие особым образовательным потребностям детей с ТНР:
- способствовать психологической адаптации обучающихся, впервые приступивших к обучению по программе;
- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения – способности к самостоятельной организации собственной деятельности;
- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
освоение социально одобряемых норм поведения, противодействие закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности;
компенсация эмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
освоение и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных результатов образования.
Коррекционный курс опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
2)постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Участники занятий – дети с проблемами речевого развития:
1) с фонетическим недоразвитием речи;
2) фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
3) общим недоразвитием речи;
4) заиканием.
Эти дети характеризуются тем, что не могут выполнять умственные действия в таком же темпе, как их нормативно развивающиеся сверстники. Долго выполняют интеллектуальную деятельность из-за повышенной истощаемости нервной системы. Долго удерживают внимание на задании, особенно при словесной инструкции учителя.
Такие дети не умеют:
- самостоятельно построить правильную грамматическую конструкцию, самостоятельно познавать окружающий мир;
- длительно произвольно удерживать внимание на объекте;
- не умеют применять смысловую догадку, когда расшифровывают языковые конструкции в коммуникативной ситуации;
- не умеют подробно раскрывать смысл текста на слух и/или прочитанного самостоятельно;
- письменно излагать мысль в соответствии с замыслом или планом;
- самостоятельно замечать и исправлять ошибки, если выполняют задание;
- не владеют сложными навыками речевой коммуникации, навыками речевого самоконтроля, навыками самостоятельной работы с учебником, достаточными навыками письменной речи Вариант ТНР 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого
развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушениями чтения и письма.
Вариант ТНР 5.2 Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не имеющие общего
недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
В своей работе с обучающимися ТНР педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ТНР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-логопедом, дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ТНР. Проведение коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ТНР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Программа курса направлена на развитие личности обучающегося, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом
Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Коррекционный курс составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании сферы жизненной компетенции.
Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Трудности овладения письмом определяются недостатками со стороны фонематического восприятия, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, слуховой памяти, а также организации и контроля деятельности. Существенное значение имеют и патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания, приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов. Поэтому обучающиеся с ТНР преимущественно не любят учебный предмет «Русский язык» и обнаруживают наибольшие трудности в усвоении его содержания. Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия, активизацию самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения, приобретаемые на психокоррекционных занятиях, будут перенесены на программный материал предметной области «Филология».
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, разделы работы по их коррекции являются необходимыми и способствующими усвоению математических знаний, в первую очередь основ геометрии. Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения для улучшения контроля (из модуля по совершенствованию произвольной регуляции), психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания, удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Для большинства обучающихся с ТНР типичны серьезные трудности в решении арифметических задач. С одной стороны, их вызывают недостатки словарного запаса, плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую работу учителя-логопеда. С другой стороны, ведущую роль играет недостаточная сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности мысленного представления объектов и оперирования ими. Модуль по активизации познавательной деятельности, включающий постепенно усложняющиеся упражнения, направлен на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование базовых операций логического мышления.
С психологической точки зрения эффективное (быстрое и правильное) решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как уже было сказано, обучающиеся с ТНР из-за замедленного темпа совершенствования познавательной деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким выделением последовательности решения. В связи с этим в курс «Психокоррекционные занятия» постепенно включаются упражнения, психологически идентичные решению арифметических задач в качестве средства выполнения, которых может использоваться как словесное правило, так и наглядная модель.
Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» обычно проявляются в меньшей мере. Обучение этому учебному предмету затрудняет недостаточный интерес к предметному и социальному миру, малый объем знаний, низкая познавательная активность и трудности самоорганизации о преодолении которых уже говорилось ранее. В первом классе на психокоррекционных занятиях реализуются модули, направленные на расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности (адаптационный модуль, модуль, направленный на развитие интереса к себе). Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных представлений, выделение ориентиров.
Благодаря психокоррекционным занятиям облегчается овладение предметами «Технология», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», а также совершенствуются навыки моторики, самоорганизации и т.д.
Курс «Психокоррекционные занятия» являются обязательной составной частью
коррекционно-развивающей области комплексного сопровождения обучающихся с ТНР,
реализуется во внеурочное время.
Согласно учебному плану ФАООП НОО (вариант 5.1 и 5.2) на реализацию курса «Психокоррекционные занятия: (психологические) для учащихся 1-4 классов с ТНР, вариант 5» выделяется в 1 классе – 33 ч во внеурочной деятельности (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2-4 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Продолжительность занятий от 20 до 40 минут (в зависимости от эмоционального состояния ребенка, уровня работоспособности и возраста обучающегося). Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю, индивидуально или в малых группах.
Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно. Темы, формы и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики. Игры и упражнения для занятий подбираются в соответствии с целями каждого конкретного занятия. Задания подбираются с учетом их направленности на развитие определенных структур личности, а также для удобства индивидуальной работы с ребенком.
В процессе обучения возможно возращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Для увеличения объема памяти, повышения устойчивости внимания, ускорения интеллектуальной деятельности во время занятий используются упражнения, игры, задания на развитие ВПФ. Для коррекции эмоционально-волевой сферы, формирования у учащихся навыков саморегуляции, уверенного поведения, формирования адекватной самооценки в программе используются элементы психологического тренинга, мышечная релаксация, арт-терапевтические упражнения, музыко- и сказкотерапия.
Основные содержательные линии программы коррекционно-развивающего курса
Программа составлена для учащихся 1-4 классов, обучающихся на основе федеральной адаптированной образовательной программе для детей с ТНР. Таким детям присваивается статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они имеют ряд особенностей. Вследствие фонетико-фонематического и фонетического недоразвития речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ТНР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать специально организованные коррекционно- развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия для учащихся с ТНР».
Программа коррекционной работы обеспечивает:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;
-осуществление индивидуально-ориентированной помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития;
-возможность освоения обучающимися с ТНР федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Программа психокоррекционной работы предусматривает:
-реализацию коррекционно-развивающей области через индивидуальную/подгрупповую психолого-педагогическую работу, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, преодоление неречевых и речевых расстройств в синдроме речевой патологии;
-обеспечение коррекционной направленности воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ТНР самостоятельно повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;
-коррекцию речевых нарушений и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
-организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью.
Основными линиями обучения по коррекционному курсу являются:
- Мышление (развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- Память и внимание (развитие слуховой, образной и зрительной памяти, произвольного
внимания)
-Восприятие (развитие зрительно – пространственного восприятия и воображения,
пространственных представлений, мелкой моторики)
-Уроки общения (снятие эмоционального напряжения, формирование коммуникативных
умений)
Программа построена по модульному принципу. Для всех модулей название тем является условным, так как текущая тема и её содержание определяются конкретной практической значимостью для каждого ученика. Определение проблем в той или иной сфере происходит при тесном взаимодействии педагога-психолога с классным руководителем, родителями. Также наличие проблем определяется по средствам анализа результатов диагностических обследований и наблюдения за деятельностью детей в школе (как на уроке, так и на переменах).
Основные модули программы
Программа включает следующие модули:
Адаптационный модуль. Данный модуль предусмотрен для обучающихся 1 года обучения. Основные направления работы предполагают создание благоприятной атмосферы в детском коллективе, помощь в принятии социальной роли ученика.
Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций. В рамках данного модуля коррекционная работа предполагает развитие пространственно-временных представлений, активизацию познавательной деятельности.
Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. В данном модуле у обучающихся формируется способность к взаимодействию с одноклассниками, учителями, представления об основных нормах общения, различных видах общения. Происходит развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Основная цель данного модуля - обучение элементарным навыкам регуляции эмоциональных состояний. Обучающиеся учатся распознаванию основных и смешанных эмоций на основе восприятия мимических и пантомимических знаков, невербальному и вербальному выражению своих эмоций, чувств, настроения, опасений. Формируются навыки произвольной регуляции эмоционального состояния.
Сквозным для всех модулей является включение упражнений на активизацию и развитие произвольной саморегуляции и высших психических функций. Также предполагается преобладание практических упражнений для закрепления необходимых навыков.
Диагностический модуль. В рамках данного модуля происходит диагностика уровня развития ВПФ и эмоционально-волевой сферы детей. Чтобы проследить динамику развития обучающихся проводится диагностика в начале и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы производится наблюдение за деятельностью детей в учебной ситуации. Диагностику можно проводить, используя, разные методики.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты: | - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; -способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - способность к наблюдательности, умение замечать новое; - умение ставить и удерживать цель деятельности; -планировать действия; - определять и сохранять способ действий; -использовать самоконтроль на всех этапах деятельности. |
Метапредметными результатами изучения курса | |
Регулятивные УУД: | -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; -учиться работать по предложенному педагогом плану; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
Познавательные УУД: | -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы. |
Коммуникативные УУД: | - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: | |
-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы и явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления и предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Средства контроля коррекционно-развивающих занятий.
В целях отслеживания результатов работы, с обучающимся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 2-х этапов – первичной и итоговой.
Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающегося». Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Целевая аудитория программы: младшие школьники (учащиеся 1-4 классов) с ОВЗ ТНР, педагоги, родители МБОУ «Гимназия № 24» г. Ульяновска.
Продолжительность реализации программы 2024-2029 учебные года и включает следующие этапы:
этап - Психодиагностика, направленная на изучение уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся.
этап - Коррекционно-развивающая работа. Форма занятий представлена индивидуальной работой, а также может быть использована и для групповых занятий. Режим занятий: 1- 2 раза в неделю.
этап - Консультирование. Включает в себя вопросы развития, обучения и воспитания детей.
этап - Психопросвещение. Данный этап направлен на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психологическим здоровьем детей, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
этап - Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ТНР, планирование работы на следующий год.
Ограничением для участия в занятиях является отказ их законных представителей.
Содержание программы
1 класс
1 класс (33 часа)
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа)
Тема 1. Вводное занятие «Давайте знакомиться!» Диагностика познавательной сферы (1 час)
Знакомство. Диагностика познавательной сферы. Используемые методики для диагностики познавательной сферы: методика «Узнавание фигур» А.Н. Бернштейна (исследование процессов восприятия и узнавания графических объектов); методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (оценка уровня развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти на слова); методика «Корректурная проба», буквенный вариант (оценка концентрации и объема произвольного внимания); методика «Словесные субтесты» Л.Ф. Чупрова, Л.И. Переслени (оценка словесно-логического мышления).
Тема 2. Комплексное обследование детей (2 часа)
Диагностика эмоционально-волевой сферы. Используемые методики для диагностики эмоционально-волевой сферы: анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; «Методика исследования самооценки младших школьников» Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), метод цветовых выборов М. Люшера (в модификации Л.Н. Собчик).
Раздел 2. Адаптация первоклассников (1 час).
Тема 1. Адаптация первоклассников (1 час)
Принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами.
Раздел 3. Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, графомоторных навыков (4 часа).
Тема 1. Моторика. Крупная и мелкая моторика (3 часа)
Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов").
Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий.
Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам.
Тема 2. Развитие моторной координации (1 час)
Упражнения с массажными мячами. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги.
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (4 часа).
Тема 1. Зрительное и слуховое восприятие (1 час)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий,
черный, белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале.
Тема 2. Восприятие пространства (1 час)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Тема 3. Восприятие времени (1 час)
Изучение временных показателей: времён. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.
Тема 4. Восприятие эмоций человека (1 час)
Знакомство с эмоциями. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.
Раздел 5.Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (9 часов).
Тема 1. Активизация познавательной деятельности. Развитие восприятия (2 часа)
Развитие зрительного восприятия (Упражнения: «Путаница», «Найди одинаковые», «Назови фигуры», «Перепутанные предметы», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди контуры»,«Перепутанные животные», «Цветные полоски», «Цветовая угадайка»).
Развитие слухового восприятия (Упражнения: «Найди ошибку в услышанном слове», «Назови и проверь постукиванием», «Узнай по звуку», «Послушай звуки», «Шумящие коробочки»).
Тема 2.Развитие внимания (2 часа)
Развитие концентрации внимания (Упражнения: «Выполни команду»,«Слушай звуки улицы»,«Поиграем в индейцев», «Угадай, кто говорит»).
Развитие концентрации внимания (Упражнения: «Выполни команду»,«Слушай звуки улицы», «Поиграем в индейцев», «Угадай, кто говорит»).
Тема 3. Развитие памяти (2 часа)
Развитие зрительной памяти (Упражнения: «Найди картинку», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни порядок», «Найди образец»).
Развитие слуховой памяти (Упражнения: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?», «Повтори цифры», «Слова, начинающиеся с одной буквы», «Снежный ком», «Повтори и добавь», «Добавь слово»).
Тема 4. Развитие воображения (1 час)
Развитие пространственного воображения (Упражнения: «Волшебный лес», «Составь изображения», «Тропинка», «Поворот фигур»).
Тема 5. Развитие мышления (2 часа)
Развитие наглядно-образного мышления (Упражнения: «Цветная сказка», «Отгадай загадки», «Собери картинку», «Что лишнее на картинке?», «Чего не хватает на фото?»).
Развитие словесно-логического мышления (Упражнения:«Назови одним словом», «Конкретизация понятий», «Вордбол», «Анаграммы»,«Какое слово лишнее?», «Аналогии»).
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (4 часа)
Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (2 часа).
Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами.
Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (3 часа).
Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения, коррекция самооценки.
Раздел 9. Итоговая диагностика (3 часа)
Оценка динамики состояния высших психических функций.
№ | Тема занятий | Содержание занятия | Количество часов |
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа) | |||
1 | Индивидуальное диагностическое занятие | Диагностика познавательной сферы | 1 |
2 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 2 |
Раздел 2. Адаптация первоклассников (1 час) | |||
3 | Адаптация первоклассников | Принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами. | 1 |
Раздел 3. Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, графомоторных навыков (4 часа) | |||
4 | Моторика. Крупная и мелкая моторика | Развитие целенаправленности выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. | 1 |
5 | Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации. Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. «Путешествие в сказку начинается.12 месяцев». | 1 | |
6 | Мелкая моторика. Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. | 1 | |
7 | Развитие моторной координации | Упражнения с массажными мячами. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. | 1 |
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов: Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (4 часа) | |||
8 | Зрительное и слуховое восприятие | Параметры предмета. Размер. Высота. Большой - маленький. Противоположности. Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. | 1 |
9 | Восприятие пространства | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, выше - ниже и др.).Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Игротренинг «Ищем клад». | 1 |
10 | Восприятие времени | Изучение временных показателей: времён. Последовательность событий. Раньше - позже. Тактильно-двигательное восприятие. Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала. | 1 |
11 | Восприятие эмоций человека | Знакомство с эмоциями. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление | 1 |
Раздел 5.Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (9 часов) | |||
12 | Развитие восприятия | Развитие зрительного восприятия (Упражнения: «Путаница», «Найди одинаковые», «Назови фигуры», «Перепутанные предметы», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди контуры»,«Перепутанные животные», «Цветные полоски», «Цветовая угадайка»). | 1 |
13 | Развитие восприятия | Развитие слухового восприятия (Упражнения: «Найди ошибку в услышанном слове», «Назови и проверь постукиванием», «Узнай по звуку»,«Послушай звуки», «Шумящие коробочки»). | 1 |
14 | Развитие внимания | Развитие концентрации внимания (Упражнения: «Выполни команду»,«Слушай звуки улицы»,«Поиграем в индейцев», «Угадай, кто говорит»). | 1 |
15 | Развитие внимания | Развитие концентрации внимания (Упражнения: «Выполни команду»,«Слушай звуки улицы», «Поиграем в индейцев», «Угадай, кто говорит»). | 1 |
16 | Развитие памяти | Развитие зрительной памяти (Упражнения: «Найди картинку», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Запомни порядок», «Найди образец»). | 1 |
17 | Развитие памяти | Развитие слуховой памяти (Упражнения: «Магнитофон», «У кого ряд длиннее?», «Повтори цифры», «Слова, начинающиеся с одной буквы», «Снежный ком», «Повтори и добавь», «Добавь слово»). | 1 |
18 | Развитие воображения | Развитие пространственного воображения (Упражнения: «Волшебный лес», «Составь изображения», «Тропинка», «Поворот фигур»). | 1 |
19 | Развитие мышления | Развитие наглядно-образного мышления (Упражнения: «Цветная сказка», «Отгадай загадки», «Собери картинку», «Что лишнее на картинке?», «Чего не хватает на фото?»). | 1 |
20 | Развитие мышления | Развитие словесно-логического мышления (Упражнения: «Назови одним словом», «Конкретизация понятий», «Вордбол», «Анаграммы»,«Какое слово лишнее?», «Аналогии»). | 1 |
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (4 часа) | |||
21 | Произвольное длительное удержание внимания | Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (вычеркиваем, подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант) | 1 |
22 | Произвольное удержание программы деятельности и осуществление контроля за ней | Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий: конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и количества деталей. | 1 |
23 | Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания | Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня» | 1 |
24 | Развитие помехоусточивости внимания | Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками) | 1 |
Раздел 7.Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (3 часа) | |||
25 | Мы такие разные | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.) | 1 |
26 | Почему люди ссорятся | Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. | 1 |
27 | Развиваем самоконтроль | Разминка. Обучение способам внутреннего самоконтроля. «Нарисуй свои эмоции». Медитативные техники. Рефлексия. | 1 |
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (2 часа) | |||
28 | Каким я был маленьким | Я не умел, но уже умею | 1 |
29 | Лесенка самооценки | Занятие на формирование самооценки | 1 |
Раздел 9. Итоговая диагностика (3 часа) | |||
30 | Индивидуальное диагностическое занятие | Диагностика познавательной сферы | 1 |
31 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 2 |
ИТОГО | 33 часа |
2 класс (34 часа)
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).
Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство.
Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы.
Раздел 2. Развитие и коррекция сенсорной сферы (5 часов).
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия); развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 3. Развитие двигательной сферы (4 часа).
Развитие мелкой, крупной и артикуляционной моторики, общей двигательной координации; динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ).
Раздел 4. Формирование пространственно-временных отношений (4 часа).
Формирование собственно пространственных и квазипространственных представлений (умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка, формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико- грамматические конструкции.)
Раздел 5. Развитие когнитивной сферы (11 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности; формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 6. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации (2 часа).
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Раздел 7. Развитие эмоционально-личностных качеств (3 часа).
Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками.
Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа).
Определение динамики психического развития.
2 класс (34 часа)
№ | Тема занятий | Содержание занятия | Количество часов |
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа) | |||
1 | Вводное занятие | Диагностика познавательной сферы | 1 |
2 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 1 |
3 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 1 |
Раздел 2. Коррекция сенсорных процессов (5 часов) | |||
4 | Развитие осязательного и зрительного восприятия | Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино». | 1 |
5 | Развитие осязательного и зрительного восприятия | Упражнения, развивающие зрительное восприятие: «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | 1 |
6 | Развитие слухового восприятия и слухомоторной координации | Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово", "Кружок", "Длиннее-короче". | 1 |
7 | Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия | Рисование обеими руками, выполнение графических диктантов. Срисовывание узоров, дорисовывание симметричных изображений. Выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Моторчик», «Веселые карандаши». | 1 |
8 | Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия | Рисование обеими руками, выполнение графических диктантов. Срисовывание узоров, дорисовывание симметричных изображений. Выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Моторчик», «Веселые карандаши». | 1 |
Раздел 3. Развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, графомоторных навыков (4 часа) | |||
9 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации | Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. | 1 |
10 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации | Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка, стол). Загадывание наглядно представленных объектов. | 1 |
11 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации | Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка, стол). Загадывание наглядно представленных объектов. | 1 |
12 | Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля двигательных программ) | Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля двигательных программ) | 1 |
Раздел 4. Формирование пространственно-временных отношений (4 часа) | |||
13 | Формирование собственно пространственных представлений (умение ориентироваться на своем теле, во внешнем пространстве улицы, района) | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь из дома в Школу», «Мой путь из дома в магазин» | 1 |
14 | Формирование собственно пространственных представлений (умение ориентироваться во внешнем пространстве | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к бабушке», «Мой путь из дома на секцию (кружок)», «Фигурное лото» | 1 |
15 | Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции | Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», «Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи» | 1 |
16 | Формирование пространственных представлений в речи | Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия. Упражнения «Что находится в помещении», Игра «Внутри-снаружи» | 1 |
Раздел 5. Развитие когнитивной сферы (11 часов) | |||
17 | Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания) | Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; точности запоминания; на развитие умения использовать приемы мнемотехники; дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)» | 1 |
18 | Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности | Тренировка произвольного запоминания зрительно-воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти. | 1 |
19 | Формирование приемов умственной деятельности | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения | 1 |
20 | Формирование приемов умственной деятельности | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения | 1 |
21 | Развитие логического и понятийного мышления | Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик» | 1 |
22 | Развитие логического и понятийного мышления | Решение элементарных логических задач | 1 |
23 | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». | 1 |
24 | Анализ, сравнение, классификация, обобщение | Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд» | 1 |
25 | Установление причинно- следственных отношений, обобщение и нахождение противоположностей | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей | 1 |
26 | Установление причинно- следственных отношений, обобщение и нахождение противоположностей | Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования (решение задач) | 1 |
27 | Установление причинно- следственных отношений, обобщение и нахождение противоположностей | Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования (решение задач) | 1 |
Раздел 6. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации (2 часа) | |||
28 | Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму) | Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы. Игры для понимания противоречия «хорошо-плохо». | 1 |
29 | Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму) | Формирование навыков построения внутреннего плана действий; Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции | 1 |
Раздел 7. Развитие эмоционально-личностных качеств (3 часа) | |||
30 | Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» | 1 |
31 | Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками | Игры «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». | 1 |
32 | Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками | Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». | 1 |
Раздел 8. Итоговая диагностика (2 часа) | |||
33 | Психодиагностические обследования | Исследование познавательной сферы | 1 |
34 | Психодиагностические обследования | Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника | 1 |
ИТОГО | 34 |
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа).
Вводное занятие. Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство (1 час)
Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы (2 часа).
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации (2 часа).
Развитие коммуникативных способностей. Снятие нервно-психического напряжения.
Раздел 3. Развитие и коррекция функции внимания (3 часа).
Обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением.
Раздел 4. Развитие мнестических способностей (4 часа).
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (7 часов).
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления.
Раздел 6. Развитие двигательной сферы (2 часа).
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта.
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (2 часа).
Формирование пространственных и квазипространственных отношений.
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (4 часа).
Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображении (2 часа).
Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (3 часа).
Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у
детей.
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа).
Определение динамики развития детей.
3 класс (34 часа)
№ | Тема занятий | Содержание занятия | Количество часов | |
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа) | ||||
1 | Вводное занятие | Диагностика познавательной сферы | 1 | |
2 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 1 | |
3 | Индивидуальное диагностическое занятие | Комплексное обследование | 1 | |
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей (2 часа) | ||||
4 | Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения | Обучение эффективным способам общения. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты». | 1 | |
5 | Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения,сплочение детского коллектива | Формирование мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. | 1 | |
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (3 часа) | ||||
6 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. | 1 | |
7 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. Тренировка распределения внимания. | 1 | |
8 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | Упражнения на увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | 1 | |
Раздел 4. Развитие мнестических способностей (4 часа) | ||||
9 | Развитие разных видов памяти, обучение способам запоминания. Формирование произвольности запоминания | Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций). | 1 | |
10 | Развитие разных видов памяти, обучение способам запоминания. Формирование произвольности запоминания | Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций). | 1 | |
11 | Развитие разных видов памяти, обучение способам запоминания. Формирование произвольности запоминания | Развитие ассоциативной памяти. Обучение способам эффективного запоминания. | 1 | |
12 | Развитие разных видов памяти, обучение способам запоминания. Формирование произвольности запоминания | Игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники. | 1 | |
Раздел 6. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (7 часов) | ||||
13 | Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; психогимнастические упражнения | 1 | |
14 | Развитие основных мыслительных операций | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; психогимнастические упражнения | 1 | |
15 | Развитие логического и понятийного мышления | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | 1 | |
16 | Развитие логического и понятийного мышления | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | 1 | |
17 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения устанавливать причинно- следственные отношения. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | 1 | |
18 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения устанавливать причинно- следственные отношения. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | 1 | |
19 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения обобщать и находить противоположности. | 1 | |
20 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру. | 1 | |
21 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. | Упражнения на копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой. | 1 | |
Раздел 8. Формирование пространственно-временных отношений (2 часа) | ||||
22 | Формирование пространственных представлений | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото». | 1 | |
23 | Формирование пространственных представлений | Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», «Я – сыщик». Игра «Внутри- снаружи» | 1 | |
Раздел 9. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (4 часа) | ||||
24 | Знакомство с чувствами и эмоциями. | Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд. | 1 | |
25 | Знакомство с чувствами и эмоциями. | Работа с чувством страха и тревожности. | 1 | |
26 | Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом | Формирование умения различать и принимать эмоции других людей. | 1 | |
27 | Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом | Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций | 1 | |
Раздел 10. Развитие творческих способностей, воображения (2 часа) | ||||
28 | Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей. | Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи. | 1 | |
29 | Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей. | Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». | 1 | |
Раздел 11. Развитие эмоционально-личностных качеств (3 часа) | ||||
30 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!» Сказкотерапия «Качества, важные для общения» | 1 | |
31 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. Игры «Паутинка», «Собираемся в путешествие», «Необитаемый остров», «Строим дом». | 1 | |
32 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». | 1 | |
Раздел 9. Итоговая диагностика (2 часа) | ||||
33 | Психодиагностические обследования | Исследование познавательной сферы | 1 | |
34 | Психодиагностические обследования | Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника | 1 | |
ИТОГО | 34 |
4 класс (34 часа)
Раздел 1. Диагностический блок (3 часа).
Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта (1 час).
Тесты интеллектуального и личностного развития, уровень развития мотивации, обучающихся.
Раздел 2. Восприятие. Пространственные представления (2 часа).
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера.
Раздел 3. Развитие памяти (4 часа).
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти.
Раздел 4. Развитие воображения (2 часа).
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Раздел 5. Развитие внимания (3 часа).
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Раздел 6. Развитие мыслительных функций (8 часов).
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата; Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование,
установление закономерностей. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 7. Развитие произвольности и волевой регуляции (4 часа).
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности.
Раздел 8. Развитие эмоционально-волевой сферы (4 часа).
Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде.
Раздел 9. Развитие личностно-мотивационной сферы (2 часа).
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.)
Раздел 10. Итоговая диагностика (2 часа).
Подведение итогов, определение динамики развития детей.
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Диагностический блок | |||
1 | Вводное занятие | Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на занятиях | 1 |
2 | Диагностическое занятие (определение первичного уровня развития) | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности,памяти, умения работать по инструкции | 1 |
3 | Диагностическое занятие (определение первичного уровня развития) | Исследование эмоционально-личностной сферы | 1 |
Раздел 2. Восприятие. Пространственные представления (2 часов) | |||
4 | Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации | Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений, их словесное обозначение. | 1 |
5 | Развитие ориентировки во времени и в пространстве | Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем-планов комнаты, ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. | 1 |
Раздел 3. Развитие памяти (4 часа) | |||
6 | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. | Тренировка различных видов памяти, упражнения типа «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». | 1 |
7 | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. | Тренировка различных видов памяти, упражнения типа «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». | 1 |
8 | Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. | Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов»,«Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». | 1 |
9 | Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. | Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». | 1 |
Раздел 4. Развитие воображения (2 часа) | |||
10 | Развитие видов воображения: активация свойств воображения | Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование» | 1 |
11 | Развитие видов воображения: активация свойств воображения | Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». | 1 |
Раздел 5. Развитие внимания (3 часов) | |||
12 | Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик» | 1 |
13 | Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», | 1 |
14 | Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия» | 1 |
Раздел 6. Развитие мыслительных функций (8 часов) | |||
15 | Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; психогимнастические упражнения | 1 |
16 | Развитие основных мыслительных операций | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; психогимнастические упражнения | 1 |
17 | Развитие логического и понятийного мышления | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | 1 |
18 | Развитие логического и понятийного мышления | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | 1 |
19 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения устанавливать причинно- следственные отношения. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | 1 |
20 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения устанавливать причинно- следственные отношения. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. | 1 |
21 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения обобщать и находить противоположности. | 1 |
22 | Развитие логического и понятийного мышления | Развитие умения обобщать и находить противоположности. | 1 |
Раздел 7. Развитие произвольности и волевой регуляции (4 часа) | |||
23 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», | 1 |
24 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», | 1 |
25 | Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности | Тренинговые занятия «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | 1 |
26 | Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности | Тренинговые занятия «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | 1 |
Раздел 8. Развитие эмоционально-волевой сферы (4 часа) | |||
27 | Развитие эмоциональной сферы. | Отработка различных эмоциональных состояний. | 1 |
28 | Формирование рефлексии личностных качеств. | Развитие представлений о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. | 1 |
29 | Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств | Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде | 1 |
30 | Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств | Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности. | 1 |
Раздел 9. Развитие личностно-мотивационной сферы (2 часа) | |||
31 | Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.) | Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. | 1 |
32 | Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.) | Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. | 1 |
Раздел 10. Итоговая диагностика (2 часа) | |||
33 | Психодиагностические обследования | Исследование познавательной сферы | 1 |
34 | Психодиагностические обследования | Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника | 1 |
ИТОГО | 34 |
Материально-техническое обеспечение психокоррекционного курса
Аржакаева Т.А., И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе – М.: Генезис, 2023
Аржакаева Т.А., И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 2-м классе – М.: Генезис, 2023
Аржакаева Т.А, И.В. Вачков, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе – М.: Генезис, 2023 Аржакаева
Иванова В. А., Мамедова Л. В. Диагностический комплекс психолого- педагогического изучения познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, Нерюнгри, 2024
Глазунов Д.А. Развивающие занятия,1 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2022
Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2020
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2020
Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов. Часть 1. Книга для учителя М.: Ось -89, 2021. - 272 с
Локалова Н.Л. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития М.: Ось -89, 2021. - 160 с.
Мищенкова Л. В. «36 занятий для будущих отличников», задания по развитии познавательных способностей, рабочая тетрадь 1-4 класс, 2021
Холодова О. А. «Юным уникам и умницам», 1-4 класс, 2019
Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов/сост. И.В. Возняк и др. – Волгоград: Учитель, 2021
Семаго Н. Я., Семаго Н. Н. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2022
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2022
Материально-техническое обеспечение
Для проведения психокоррекционных занятий необходимо оборудованное помещение, позволяющее детям выполнять задания и за партами (столами), и в движении.
Необходимы: индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.); демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т. п.; магнитофон и комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); доска с магнитными держателями; мультимедиапроектор и экран; переносные носители информации; наборы конструкторов; плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика); значительное количество расходного материала для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки разной толщины), цветные карандаши и фломастеры; мягкие игрушки и куклы среднего размера, пальчиковые куклы; маски животных и сказочных персонажей, аксессуары для создания игрового образа; материал для лепки; защитные клеенки на столы; тетради для записей