РАБОЧАЯ ПРОГРАММА краеведческого курса «Познай свой край» (к курсу географии 7 класса)
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ "Приволжская СОШ №1"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Алекенов С.Ж. Протокол № от « » августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ________________________ Бегалиева Э.М. « » августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Лопин А.А. Приказ № от « » августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
краеведческого курса «Познай свой край»
Пояснительная записка
Настоящий интегрированный краеведческий курс «Познай свой край» разработан как продолжение краеведческого познания, начатого в 5 классе «Моя краеведческая лаборатория», но может изучаться и самостоятельно. Актуальность предлагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Географическое краеведение даёт большие возможности в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.
Цель: создание позитивного природного образа своей малой родины; воспитание гражданина России, патриота края; развитие на доступном материале у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Программа предусматривает решение следующих задач:
интересно, доступно, познавательно формировать у шестиклассников знания о родном крае, наполнив их новым содержанием;
учить видеть и понимать окружающий мир, позитивные особенности своей территории;
готовить учащихся к умению адаптироваться в окружающей среде;
способствовать формированию на краеведческой основе необходимых географических знаний и умений;
стимулировать самостоятельную краеведческую деятельность учащихся;
через краеведение возбудить жажду к познанию и творчеству.
Изучение краеведения предлагается проводить параллельно курсу географии 7 класс в объёме 35 часов. В тематическом планировании указано примерное распределение уроков по темам. Практические и творческие работы по темам можно проводить по усмотрению учителя и учащихся, исходя из возможностей школы и её природного окружения. Краеведческий курс для шестиклассников направлен на раскрытие следующих вопросов:
осуществить исторический экскурс в становление нашего края;
проследить связь истории края с разнообразием национального состава и особенностью заселения;
«открыть» уникальные особенности природы малой родины и влияние её на образ жизни астраханцев;
выявить основные экологические проблемы края и возможности их решения;
исследовать картографические особенности области.
Программа курса требует от учителя серьёзного отношения к отбору краеведческого материала для организации занятий, чтобы удовлетворить любопытство учащихся этого возраста в самопознании своего края. В процессе освоения школьниками краеведческого содержания, формируемые в процессе познания виды деятельности должны стать основой для достижения новых образовательных результатов каждого учащегося: предметных, метапредметных и личностных
Примерная схема планирования курса.
№ | Название темы | Планирование темы | Количество часов |
1. | Введение | Мой родной край. Географический адрес области. | 2 |
2. | Листаем страницы истории Астраханского края. | Места давних поселений людей на территории области. Хазарское царство в низовьях Волги. «Золотоордынская Астрахань». Астрахань Российская. Практикум «Археологические памятники астраханской области» | 5 |
3. | Сколько нас, кто мы? | История заселения края. Кто мы «астраханцы»? Астрахань многоликая. «Вместе дружная семья». Приглашаем в гости к нам. Мини-фестиваль народов Астраханского края. | 6 |
4. | Уникальность природы Астраханской земли. | Климатические особенности края. Водный калейдоскоп. Любопытные факты рельефа. Драгоценные богатства недр. Жемчужины живой природы. Мы богаты своей уникальной природой. | 6 |
5. | Образ жизни астраханцев в окружающей среде. | Нижнее Поволжье как место обитания человека. У реки, у моря жить –голодному не быть. Дары земли Астраханской. Традиции живая нить (астраханские народные промыслы). Живи, глубинка астраханская. | 5 |
6. | Экологическая тревога. | Экология вокруг нас. Воздействие астраханцев на природу. Природа в опасности. Красная книга астраханцев. Помощь природе. | 5 |
7. | Тайны географических названий области | Мир географических названий. Происхождение географических названий своего края. Имя на карте Астраханской области. | 3 |
| Резерв времени | | 3 |
| Всего | | 35 |
Содержание программы курса «Познай свой край».
VII класс, 35 часов.
Введение (2 часа)
Мой родной край – Астраханская область. Географический адрес области. Местонахождение на глобусе, карте полушарий, карте России. Символы Астраханской области и г. Астрахани. Почему надо знать свой край? Чем является Астраханская область для России?
Тема №1.Листаем страницы истории Астраханского края (5 часов)
Места давних поселений людей на территории области.. Стоянки и погребения людей каменного века. Культура и быт первобытных людей Занятия: рыболовство, охота, скотоводство.
Хазарское царство в низовьях Волги. Итиль – столица Хазарии. Занятия и быт хазар. Расцвет ремёсел и торговли. «Шёлковый путь» - древняя магистраль караванной торговли через нижнее Поволжье.
Золотоордынская Астрахань. Приход монголов в Нижнее Поволжье. Образование нового государства – Золотая Орда. Сарай-Бату – золотоордынская столица. Историческое значение образования Золотой Орды для народов Нижнего Поволжья.
Астрахань российская. Образование Астраханского ханства. Астар-хан – столица ханства. Основные занятия населения Астраханского ханства. Борьба России и Крыма за Поволжье. Присоединение Астраханского ханства к России. Строительство новой русской Астрахани.
Практические и творческие работы.
Практикум «Археологические памятники Астраханского края».
Мини-сочинение «Значение Итиля в развитии «Шёлкового пути».
«Старая Астрахань в моём представлении»(рисуем, сочиняем, рассказываем…).
Экскурсии по теме.
Астраханский кремль.
Историко-архитектурный музей.
Музейный комплекс «Сарай-Бату».
Тема №2. Сколько нас, кто мы?. (6 часов)
История заселения края. История Астраханского края – история Царств и народов. Положение Астраханского края «между востоком и западом». Когда и какие народы заселили наш край. Заселение края русскими. Появление казахского, татарского, калмыцкого, ногайского народов.
Кто мы «астраханцы»? Сколько нас? Этнодемографическая карта Астраханской области. Современный национальный состав населения Астраханской области, места компактного проживания русских, татар, казахов, ногайцев, калмыков.
Астрахань многоликая. Численность, национальный состав населения современной Астрахани. Богатое многообразие культур края. Культовые сооружения в городе. Яркие дарования нашего края.
«Вместе дружная семья». Национальный состав своего населённого пункта, своего класса. Родословная своей семьи.
Приглашаем в гости к нам. Национальные обычаи, традиции, праздники, национальная одежда, кухня.
Творческие и практические работы.
Работа на контурной карте Астраханской области: нанесение населённых пунктов с преобладающими этническими группами (русских, татар, казахов, калмыков).
Составление круговой диаграммы национального состава своего класса.
Составление своей «Родословной».
Мини-фестиваль народов Астраханского края.
Тема №3. Уникальность природы Астраханской земли.(6 часов).
Климатические особенности края. Самый засушливый и континентальный климат на территории России: продолжительность солнечного сияния, количество осадков, амплитуда температур. Времена года: самое пасмурное, самое короткое и ветреное, самое длинное, самое приятное по погодным условиям. Неблагоприятные метеорологические явления: засухи и суховеи, сильные ветры, пыльные и солевые бури и т.п. Своеобразие природы пустынь края.
Водный калейдоскоп. Волга – самая большая река Европы. Её характерные особенности в пределах области: протяжённость, ширина, глубина, характер течения, главные рукава, неповторимость дельты. «Море слёз» – озеро Баскунчак. Происхождение, исследование, особенности добычи соли из озера. Легенды об озере. Каспийское море – самое крупное озеро мира. Почему оно и море, и озеро? Почему оно «самое»?
Любопытные факты рельефа. Прикаспийская низменность – самая низкая местность России. Самая высокая точка региона – гора Большое Богдо. Разнообразие уникальности горы: растущая, звучащая, памятник древних эпох Земли. Загадочные бэровские бугры, версии их происхождения, исследования и использования. Пещеры в сухих степях. Район их распространения, причины образования.
Драгоценные богатства недр. Драгоценные богатства недр. Величайшие запасы поваренной соли. Необычная «малиновая» соль астраханской земли в эпоху Екатерины II. Баскунчакское месторождение гипса – крупнейшее в России. История получения первого газа в крае. Газовые месторождения на карте области. Лечебные грязи на астраханской земле. Озеро Тинаки – старейший грязелечебный курорт. Открытие неизвестного минерала астраханита.
Жемчужины живой природы. Дельта Волги – самая северная точка распространения лотоса. Легенды, мифы, стихи о «каспийской розе».
Мы богаты своей уникальной природой. Низовья Волги – одно из самых богатых в мире мест обитания и гнездования птиц. Рыбное раздолье края. Животные астраханской полупустыни. Астраханские верблюды – самые большие двугорбые верблюды мира.
Творческие и практические задания.
Мини-сочинение «Удивительное рядом».
Литературная гостиная «Мы богаты своей уникальной природой».
Практикум: нанесение на контурную карту области объектов природы своего края.
Тема №4. Образ жизни астраханцев в окружающей среде.(5 часов).
Нижнее Поволжье как место обитания человека. Привлекательность края для жизни человека: вода, обилие рыбы, птиц, зверей. Расселение людей вдоль рек, по берегам озёр и водоёмов.
У реки, у моря жить – голодному не быть. Рыболовство – главный промысел края. От учугов до невода. Морской лов рыбы на Каспии. Соледобыча «озера слёз»: от лопаты до солекомбайна. Продукция завода «Бассоль».
Дары земли Астраханской. Разведение овец, верблюдов, лошадей. Лучшая в России овощебахчевая продукция. Арбуз – символ астраханского лета. Томаты – самая распространённая овощная культура области.
Традиции живая нить (астраханские народные промыслы). Астраханский народный промысел – плетение из рогоза (чакана). Технология заготовки материала и изготовление изделий из рогоза: лапти, зимбили, короба и т.п. Художественные промыслы Астраханской области: бисерная вышивка; забавные фарфоровые поделки; оригинальная деревянная резьба Астраханских матеров.
Живи, глубинка астраханская. Влияние окружающей среды на постройку сельских домов. Облик сёл волжского понизовья.
Творческие и практические работы.
Игра «Ярмарка астраханских товаров».
Выставка поделок учащихся «Астраханские умельцы».
Практикум «Хочешь, поле-огород сам к тебе домой придёт?» (посади и вырасти для школьной столовой лук, петрушку, укроп).
Конкурс рекламы астраханских товаров.
Макет сельского дома будущего в низовьях Волги.
Экскурсии по теме (одну на выбор).
Астраханский Дом ремёсел
Предприятие «Каспийские умельцы»
Предприятие «Преображение»
Фирма «Сциталис»и др.
Тема №5. Экологическая тревога. (5 часов)
Экология вокруг нас. Окружающая нас природа – источник жизни, красоты и вдохновения. Важнейшие заповеди природы: знать беречь и множить. Взаимоотношения организмов с окружающей средой – экология. Главный закон экологии: всё связано со всем. Человек – часть живой природы.
Воздействие астраханцев на природу. Положительное воздействие человека на природу: защита воздуха, воды, почвы, растений и животных, переработка мусора. Отрицательное воздействие: загрязнение воздуха, воды, разрушение почвы, пожары, истребление растений и животных, накопление мусора.
Природа в опасности .Формы охраны природы на астраханской земле по сохранению участков нетронутых ландшафтов: заповедники, заказники, памятники природы. Летопись Природы – главные научные материалы в заповедниках. «Путешествие» в астраханский биосферный и Богдинско-Баскунчакский заповедники, заказники «Степной» и «пески Берли», памятники природы «Чёртово городище», «Урочище Кордон» и др.
Красная книга астраханцев. Причины создания Красной книги. Растения и животные астраханского края, занесённые в Красную книгу.
Помощь природе. Правила поведении я в природе. Природоохранная работа астраханских школьников.
Практические и творческие работы.
Разработка памятки «Правила разведения костра на природе».
Составление «паспорта» на уникальный участок природы.
Практикум «По страницам экологического календаря».
Экскурсия по «антимузею» экспонатов разбрасывания вокруг школы.
Проект «мусорных правил и табу».
Разработка маршрута экскурсии по природным памятникам Астраханской области.
Составление «Чёрной книги» края (растения и животные, которые исчезли навсегда).
Тема №6. Тайна географических названий области. (3 часа).
Мир географических названий .Топонимика и топоним. Географические названия, отражающие природные особенности объекта, его историю, особенности хозяйственной жизни, быта и языка народа, проживающего или проживавшего на данной территории.
Происхождение географических названий своего края. Различие названий географических объектов Астраханской области по своему происхождению и времени возникновения. Многообразие имен реки Волги, Каспийского моря, города Астрахани.
Имя на карте Астраханской области. Исследование названий поселений астраханцев по карте области, выявление обусловленности их географических терминов и нанесение на контурную карту региона.
Практические и творческие работы.
Исследование названий улиц, площадей, парков своего населённого пункта.
Сбор легенд о происхождении топонимов Астраханской области.
Урок-практикум «Имя на карте Астраханской области».
ЛИТЕРАТУРА
Атлас Астраханской области. Федеральная служба геодезии и картографии России. Москва, 1997.
Бондарев Д. Жемчужина Каспия. – Волгоград, 1973.
Васькин Н.М. Заселение Астраханского края. – Волгоград, 1973.
Всё «самое, самое, самое» Астраханского края. (составитель Никифорова Н.А. – Астрахань, 2003).
Имя на карте Астраханской области /Краеведческий альманах «Астрахань» - Астрахань: ООО «Типография «Нова», 2008
Кирокосьян М.А. Топонимический словарь Астраханской области. – Астрахань, ЦДЮТиЭ, 2001
Макаренко Ю. История Астраханского края. /Учебное пособие. – астрахань. 1995
Никифорова Н.А., Романова О.Е. Азбука юного астраханца, или с Алфавитом по родному краю. – М.: Планета, 2011.
Никифорова Н.А., Протасевич Г.Н. Природа нашего края./Учебно-методическое пособие для школ Астраханской области/ - Астрахань, Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010.
Никитин В.П. Астрахань и её окрестности. – М., 1981
Руденко Е. Загадки бугров Бэра. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1973.
Руденко Е. Минеральные воды и лечебные грязи. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1975.
Хрестоматия по истории Астраханского края. – Астрахань, 1992.
Чуйков Ю.С., Мамонкин Н.Н. Система особо охраняемых природных территорий Астраханской области. – Астрахань, 2000.
Учебные видеофильмы «Природа и человек». – Астрахань, «Канал 7+», 2006
Интернет- ресурсы.
Сайт «Сказ о земле астраханской»: http://vechkitova.ucoz.ru /