Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Край родной» (5–8 классы)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М.Пучковой»
с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Рассмотрено | Утверждено | |
на заседании ШМО учителей истории МБОУ школа №1 с.Хороль Протокол№1 от «26» августа 2019 г. | | на заседании пед. совета МБОУ школа № 1 с.Хороль Директор школы __________Т.М.Панченко Протокол№1 от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по внеурочной деятельности «Край родной»
Уровень образования:
основное общее образование 5 – 8 классы
Количество часов:
За год - 34 часа.
В неделю 1 час
Используемая литература:
А.Аверьянова «Их имена забыться не должны», М., 1998
Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе//ПИШ, №10, 2000
Владимиров В.И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента//ПИШ, №2, 2000
Дёмин М.А. Научно-образовательный центр исторического краеведения//ПИШ, №5, 1998
Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к решению//ПИОШ, №3, 2002.
Учебное пособие для 7-9 классов. История Российского Приморья., Владивосток: Дальнаука, 1998 г.248 с.
Разработчик :
Дорохина Ирина Григорьевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Край родной» составлена в соответствии с требовании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа написана для историко-краеведческого кружка «Тропою памяти», работающим на базе музея МБОУ СОШ № 1 им. В.М. Пучковой, рассчитана на 1 год обучения , 34 часа (1 час в неделю). Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная авторская программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм. Автор программы предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест. Данная программа знакомит обучающихся с историей Приморского края и Хорольского района.
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка. При работе над программой автор познакомился со многими аналогичными проектами. Программа дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного поселка.
Цель: познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Приморском крае и Хорольском районе с историей родного края.
Задачи: - овладеть системой знаний по истории малой Родины, способствовать развитию творческих способностей школьников, овладеть приёмами экскурсоводческой деятельности и ораторского искусства.
-через память к прошлому воспитывать ответственность за судьбу своей родины, за её будущее. Способствовать формированию чувства патриотизма.
-создать устойчивый интерес к прошлому своего края, стремление к самостоятельному поиску краеведческого материала. Программа написана для детей 12 – 15 лет.
Психологическая характеристика возраста обучающихся.
Данный возраст является определяющим для становления человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор. В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным. Думаю, что занятия в историко-краеведческом кружке «Край родной» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
Принципы обучения предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные. В организации работы кружка проявляется принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе. А при подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
Самоактуализации
Индивидуальности
Выбора
Творчества и успеха
Доверия и поддержки
Методы, приёмы и технологии.
Для наиболее прочного усвоения программного материала автор программы считает уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Частично-поисковый
Исследовательский
Наглядный
Контроля
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы). При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:
Личностно-ориентированное обучение
Индивидуализация обучения
Информационные
Проблемного обучения (метод проекта, метод исследования)
Групповые (нетрадиционные занятия: конференции, экскурсии).
Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Режим занятий:
На занятиях поочередно сменяют друг друга старшая и средняя группы обучающихся
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения данной программы, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:
Знает фактический материал по истории школы, родного села, Приморского края, выступает на классных часах, работает с отдельными экспозициями в музее, начинает разрабатывать свою тему.
Свободно владеет фактическим материалом по истории Приморского края и Хорольского района, имеет прочные навыки экскурсовода, выступает со своей научной темой на любом уровне. Гордится своим краем, интегрирует материал с историей России.
Самостоятельно занимается исследовательской деятельностью по краеведению, пишет небольшие научные труды – рефераты, доклады, статьи, исследовательские работы.
4. Имеет следующие качественные показатели в развитии собственной личности, как толерантность, идеологический плюрализм, готовность защищать Родину.
Планируемые предметные результаты:
Учащийся научится:
наблюдать за многообразными явлениями культурной жизни Приморского края, выражать своё отношение к событиям культурной жизни, оценивая его художественно-образное содержание;
понимать специфику исторического процесса и выявлять его закономерность, различать особенности развития исторических этапов;
выражать свое отношение к истории малой Родины, участвовать в различных видах поисково-исследовательской деятельности, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать активное участие в работе школьного краеведческого музеях, применять их в классных, общешкольных мероприятиях, участвовать в районных и региональных мероприятиях;
самостоятельно решать творческие и поисковые задачи, высказывать свои впечатления о произошедших событиях, оценивая их с историческую значимость.
Формы подведения итогов реализации программы.
Текущий контроль | Итоговый контроль |
Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов. | Участие в научно-практических конференциях школы, в региональных и всероссийских конкурсах. |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
№ | Названия разделов | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Сроки проведения |
1 | Приморье в древности и в средние века. | 8 | 7 | 1 | Сентябрь, октябрь |
2 | Открытие и освоение Дальневосточных земель. | 8 | 7 | 1 | Ноябрь, декабрь |
3 | Приморье в период огненных лет. | 10 | 10 | | Январь, февраль, март |
4 | Цвети мой край, любимое Приморье | 8 | 7 | 1 | Апрель, май |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
А.Аверьянова «Их имена забыться не должны», М., 1998
Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе//ПИШ, №10, 2000
Владимиров В.И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента//ПИШ, №2, 2000
Дёмин М.А. Научно-образовательный центр исторического краеведения//ПИШ, №5, 1998
Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к решению//ПИОШ, №3, 2002.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО МУЗЕЕВЕДЕНИЮ
Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М., Просвещение, 1994.
Федонин А.Р. История. Знакомство продолжается. М., 1999
Энциклопедия для детей. История России. М, Аванта+, 1997
Энциклопедия для детей. Религии мира. М, Аванта+, 1999
Энциклопедия для детей. Всемирная история. М, Аванта+, 1996
Энциклопедия для детей. Искусство. М, Аванта+, 2000.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во час. | Форма занятия | дата | Информационное приложение | Примечание |
| Приморье в древности и в средние века. | 8 час. | | | | |
1 | Вводное занятие. Приморье в эпоху камня | 1 | Беседа | 06.09 | | |
2 | Приморье в эпоху металла | 1 | Лекция | 13.09 | Презентация | Сбор информации и иллюстративного материала |
3 | Племена мохэ. | 1 | Лекция | 20.09 | Презентация | Сбор информации и иллюстративного материала |
4 | Государство Бохай (698-926 г.г.) | 1 | Лекция | 27.09 | Презентация | Сбор информации и иллюстративного материала |
5 | Чжурчженьская империя Цзинь (1115-1234 г.г.) | 1 | Лекция | 04.10 | | |
6 | Приморье в 13-17 веках. | 1 | Лекция, поиск | 11.10 | | Сбор информации и иллюстративного материала |
7 | Приморье в 13-17 веках. | 1 | Практикум | 18.10 | | |
8 | Обобщающее занятие «Приморье в древности» | 1 | Лекция, поиск | 25.10 | | |
| Открытие и освоение Дальневосточных земель | 8 час | | | | |
9 | Открытие русскими людьми Забайкалья и Приамурья. | 1 | Виртуальное путешествие | 06.11 | Презентация | |
10 | Хозяйственное освоение региона. | 1 | Лекция | 07.11 | Презентация | |
11 | Русский Дальний Восток в первой половине 19 века. | 1 | Поиск | 13.11 | Презентация | Поиск материала |
12 | Дальний Восток России в пореформенный период: административно-территориальное деление и население) | 1 | Поиск | 14.11 | | Сбор иллюстративно-го материала |
13 | Заселение Дальнего Востока во второй половине 19 века. | 1 | Практикум | 20.11 | | Составление презентации |
14 | Хозяйственное освоение юга Дальнего Востока. | 1 | Беседа | 21.11 | | |
15 | Внешняя политика России в Восточной Азии во второй половине 19 века. | 1 | Практикум | 27.11 | | Систематизация материала |
16 | Приморье в годы русско-японской войны | 1 | Практикум | 28.11 | | Составление презентации |
| Приморье в период огненных лет. | 10 час. | | | | |
17 | Приморье в годы первой мировой войны | 1 | Лекция | 09.01 | Презентация | |
18 | Октябрьская революция. Первые Советы в Приморье. | 1 | Беседа | 15.01 | | |
19 | Герои Гражданской войны | 1 | Беседа | 16.01 | Презентация | |
20 | Приморье и Дальневосточная республика. | 1 | Практикум | 22.01 | | Сбор и систематизация материала |
21 | Восстановление экономики после гражданской войны. | 1 | Практикум | 23.01 | | Оформление альбома |
22 | Развитие экономики Приморья в 30-ые годы. | 1 | Лекция | 29.01 | | |
23 | Приморье в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Практикум | 30.01 | | Сбор и систематизация материала |
24 | Хорольский район в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Практикум | 05.02 | | Оформление альбома |
25 | Война с Японией. | 1 | Беседа | 06.02 | Презентация | Поиск информации |
26 | Герои-земляки. Обобщающее занятие. | 1 | Практикум | 12.02 | | Сбор и систематизация материала |
| Цвети мой край, любимое Приморье. | 8 час. | | | | |
27 | Население Приморского края | 1 | | | | Оформление материала |
28 | Экономическое развитие Приморского края | 1 | Экскурсия | | | Сбор материала |
29 | Приморский край и международные отношения в АТР. | 1 | | | Презентация | Оформление папки |
30 | Новые тенденции мирового и регионального развития. | 1 | Лекция | | Презентация | Поиск материала |
31 | Приморье в проектах регионального сотрудничества. | | | | | Оформление папки |
32 | Образование, наука и культура Приморья. | 1 | Беседа | | Презентация | Поиск материала |
33 | Этническое Приморье. | 1 | | | | Оформление папки |
34 | Моя семья. «Дерево жизни» | 1 | Практикум | | Презентация | |