РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "Юные патриоты России" (для 4 класса)
"Юные патриоты России"
(для 4 класса)
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Нравственное воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Правовой базой для составления программы являются:
Конвенция ООН о правах ребенка
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12
Устав ГБОУ «ГИМНАЗИЯ № 33 Г.О.ДОНЕЦК
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"
Цель работы по патриотическому воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Содержание программы рассчитано на детей 4 класса
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов:
получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). | – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; –беседа «Дом, где живет уважение»; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
|
Окружающий мир , 4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
| – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия «Вологжане - Герои Великой Отечественной войны» – чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; |
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы. Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. | - изготовление подарков; - клуб интересных встреч; - работа кружков, творческих мастерских; - составление сборника стихов «Времена года»; организация Города Веселых мастеров; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки; -экскурсии по улице, району, городу; - заочные путешествия; - беседы о природе донецкого района |
Для реализации программы «Юные патриоты России» необходима материально-техническая база:
Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и города Донецка, фотографии городских улиц.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.
Национальные ценности : патриотизм, гражданственность:
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности : труд и творчество, наука
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Содержание программы
Программа состоит из 5 блоков
"Моя школа - моя судьба"
«Я и семья»
«Связь поколений»
«Растим патриота и гражданина России».
«Мой край родной»
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.
«Связь поколений»
Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.
«Растим патриота и гражданина России».
Цель заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.
Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.
В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.
Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности "Юные патриоты России» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 4классов.
Место проведения занятий - учебный кабинет, школьный музей, библиотека.
Сроки реализации программы
Реализация программы проходит во второй половине дня 3часа в неделю.
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу учебного года учащиеся должны:
а) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Задачи:
-формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
-- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
№ | Раздел программы | Количество часов |
1 | Символы малой и большой Родины. | 11 |
2 | Великая история моей страны: | 63 |
3 | Я - житель России | 23 |
4 | Древо жизни моего рода | 8 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № по факту | Тема урока | Кол-во часов всего | Дата по плану | Дата по факту | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | | Вводное занятие. Что означают слова «патриот» и «гражданин»? | 1 | | | |
2 | | «Курская битва» | 1 | | | |
3 | | «Последний звонок Беслана» | 1 | | | |
4 | | И помнит вся Россия про день Бородина | 1 | | | |
5 | | Донбасс никто не ставил на колени и никому поставить не дано. | 1 | | | |
6 | | День победы русских полков в Куликовской битве | 1 | | | |
7 | | Символы малой и большой Родины | 1 | | | |
| | Символы малой и большой Родины | 1 | | | |
8 | | Народные промыслы России. | 1 | | | |
9 | | Народные промыслы России. | 1 | | | |
10 | | Народные промыслы России. | 1 | | | |
11 | | Народные промыслы России. | 1 | | | |
12 | | Слава мастерам Донбасса! | 1 | | | |
13 | | Слава мастерам Донбасса! | 1 | | | |
14 | | Слава мастерам Донбасса! | 1 | | | |
15 | | Выставка рисунков "Моя Россия»» | 1 | | | |
16 | | Праздник урожая. Золотая осень | 1 | | | |
17 | | Праздник урожая. Золотая осень | 1 | | | |
18 | | Я - житель России | 1 | | | |
19 | | Заочное путешествие по крупным городам России | 1 | | | |
20 | | Заочное путешествие по крупным городам России | 1 | | | |
21 | | Заочное путешествие по крупным городам России | 1 | | | |
22 | | Заочное путешествие по крупным городам России | 1 | | | |
23 | | Двор, в котором я хочу жить | 1 | | | |
24 | | «Что такое подвиг? Подвигу жить века» | 1 | | | |
25 | | «Великая история моей страны: Великая Отечественная война» | 1 | | | |
26 | | Великая Отечественная война. Города - Герои | 1 | | | |
27 | | Великая Отечественная война. Города - Герои | 1 | | | |
28 | | Великая Отечественная война. Города - Герои | 1 | | | |
29 | | Заочное путешествие по городу «Места родного города, связанные с Великой Отечественной войной | 1 | | | |
30 | | Знаменитые люди Донбасса | 1 | | | |
31 | | Знаменитые люди Донбасса | 1 | | | |
32 | | День народного единства. | 1 | | | |
33 | | Народов много-Родина одна! | 1 | | | |
34 | | Международный день толерантности | 1 | | | |
35 | | «Великая история моей страны: Александр Невский» | 1 | | | |
36 | | «Великая история моей страны: Дмитрий Донской» | 1 | | | |
37 | | Экскурсия в школьный музей по теме «Их имена навсегда в нашей памяти» (о героях СВО из числа бывших обучающихся гимназии) | 1 | | | |
38 | | День Конституции «Конституция – основной закон страны» | 1 | | | |
39 | | Практическая работа «Символы Российской государственности» | 1 | | | |
40 | | Великие полководцы России. Александр Суворов | 1 | | | |
41 | | Великие полководцы России. М.И.Кутузов | 1 | | | |
42 | | Великие полководцы России. Георгий Жуков | 1 | | | |
43 | | "Великие полководцы России в картинах русских художников" | 1 | | | |
44 | | Государственные награды | 1 | | | |
45 | | Государственные награды | 1 | | | |
46 | | Любимый детский праздник – Новый год. | 1 | | | |
47 | | Празднование Нового года в разных странах | 1 | | | |
48 | | Празднование Нового года в разных странах | 1 | | | |
49 | | Древний народный праздник –Рождество. | 1 | | | |
50 | | Рождество Христово- вечной жизни свет. Фольклор, традиции, обычаи | 1 | | | |
51 | | Рождество Христово- вечной жизни свет. Фольклор, традиции, обычаи | 1 | | | |
52 | | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны). | 1 | | | |
53 | | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны). | 1 | | | |
54 | | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги во время СВО). | 1 | | | |
55 | | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги во время СВО). | 1 | | | |
56 | | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны). | 1 | | | |
57 | | Диспут «За что любят Родину?» | 1 | | | |
58 | | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | 1 | | | |
59 | | «История моего края в истории моей страны» | 1 | | | |
60 | | «Солдаты милосердия» - о медицинских сестрах Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
61 | | Животные – герои Великой Отечественной войны | 1 | | | |
62 | | Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-интернационалисты. | 1 | | | |
63 | | Память возвращает нас в Афганистан | 1 | | | |
64 | | Проектная работа «Древо жизни моего рода» | 1 | | | |
65 | | Проектная работа «Древо жизни моего рода» | 1 | | | |
66 | | История страны – история семьи. | 1 | | | |
67 | | Мои дедушка и папа в армии | 1 | | | |
68 | | Песни военных лет. Разучивание. | 1 | | | |
69 | | Песни военных лет. Разучивание. | 1 | | | |
70 | | Песни военных лет. Разучивание. | 1 | | | |
74 | | Дети и война. | 1 | | | |
75 | | Играем в Тимура | 1 | | | |
76 | | Масленица | 1 | | | |
77 | | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». | 1 | | | |
78 | | "О самых близких и родных с любовью" | 1 | | | |
79 | | Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы". | 1 | | | |
80 | | Мои любимые и родные. День Семьи | 1 | | | |
81 | | Международный день Земли | 1 | | | |
82 | | День мифов и легенд | 1 | | | |
83 | | День космонавтики «Смелые покорители космоса» | 1 | | | |
84 | | Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. | 1 | | | |
85 | | Георгий Тимофеевич Береговой – космонавт родом из Донбасса. | 1 | | | |
86 | | Игра-соревнования «Мы все хотим летать!» | 1 | | | |
87 | | Христианский праздник "Пасха красная" | 1 | | | |
88 | | Это гордое слово «Победа»! | 1 | | | |
89 | | Мы читаем о войне | 1 | | | |
90 | | Мы читаем о войне | 1 | | | |
91 | | Мы читаем о войне | 1 | | | |
92 | | Маршевые строевые песни. Разучивание | 1 | | | |
93 | | Песни военных лет. Разучивание. | 1 | | | |
94 | | Память сердца | 1 | | | |
95 | | Ветеран живет рядом. | 1 | | | |
96 | | Посещение обелиска, возложение к цветов. | 1 | | | |
97 | | Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | 1 | | | |
98 | | Конкурс стихов собственного сочинения о России | 1 | | | |
99 | | Проект: «Азбука юного Россиянина» | 1 | | | |
100 | | Проект: «Азбука юного Россиянина» (продолжение) | 1 | | | |
Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.
Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.
Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов.
| Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я всегда выполняю домашнее задание * я люблю читать * мне интересно находить ответы на не- понятные вопросы *я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я самостоятелен * я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью * мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ * я берегу землю * я берегу растения * я берегу животных * я берегу природу |
|
|
|
4. Я И ШКОЛА * я выполняю правила для учащихся * я выполняю правила внутришкольной жизни * я участвую в делах класса и школы * я добр в отношениях с людьми * я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ * я аккуратен и опрятен * я соблюдаю культуру поведения * я забочусь о здоровье * я умею правильно распределять время учебы и отдыха * у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
2- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 3-4-х классов
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п | Фамилия, имя | Любозна тель ность | Прилежание | Отношение к при роде | Я и школа | Прек рас ное в моей жизни | Сред ний балл | Уро вень воспи танно сти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель ___________________
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Диагностика «Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов.(На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч ит.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми отражают суть его жизни.
Диагностика «Какой я?»
Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Диагностическая методика «Самореклама»
Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.
Диагностическая методика «Сказки»
Учащимся младших классов предлагается написать сказку на какую-либо тему. Например,
Сказка о моем портфеле
Необычная история об обычном дневнике
Сказочные каникулы
Необычные приключения обычного школьника
Сказочная история о том, как…
Как я проспал
Как я не хотел учить уроки
Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы эмоционального и нравственного характера.
Диагностическая методика «Что у меня на сердце»
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них на сердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.
Игра «Магазин»
Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно-
нравственной атмосферы в классном коллективе.
Ход проведения.
Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-прдажи»
Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.
После проведенной «купли-продажи» кл. рук. Вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.
Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.
№ | Фамилия, имя | «Приобретенные» положительные качества | «Проданные» отрицательные качества |
В течение учебного года кл. рук. Ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.
В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу» отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.
Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.
Педагогический анализ результатов игры.
На основе результатов первого этапа игры кл.рук. может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.
После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.
Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.
(Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ,
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Деловая игра «Лидер»
Игра «Морские командные учения»
Методика «Мы – коллектив? Мы - коллектив…Мы - коллектив!»
Методика «Какой у нас коллектив»
Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Игра «Путешествие по морю любимых занятий»
Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»
Ролевая игра «Планета друзей»
Дискуссия в классе «Хотим быть…»
Список литературы
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО,