Рабочая программа курса «Нормы русского литературного языка» (Русский язык, 11 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Тюмени
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Нормы русского литературного языка», 11 класс
Срок реализации: 1 год
Количество часов за год –34 (в неделю -1 )
Автор программы:
Уфимцева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы
2020 – 2021 учебный год
Содержание
Раздел | Стр. |
Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………… Планируемые результаты освоения учебного предмета …………………………………………………………… 4 Содержание учебного предмета ……………………………………..…………………………………………………4 Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..5 Приложение. Календарно-тематическое планирование ……………………............................................................ | 3 |
Аннотация
Программа предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и определенной системе.
Данная программа не дублирует содержание Государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников 11-х классов, которые предусматривают знакомство с нормами русского литературного языка.
Цель программы:
повысить интерес к гуманитарному образованию;
углубить представления о русском языке, его возможностях;
познакомить учащихся с приемами построения высказываний;
расширить кругозор учащихся;
помочь овладеть основными нормами русского литературного языка;
помочь приобрести навыки, необходимые для бытового и делового общения.
Задачи:
закрепить нормы литературного языка, навыки использования в речи синтаксических, орфоэпических и лексических норм языка;
закрепить навыки работы с различными видами словарей, дополнительной литературой;
доказать, что литературный язык-показатель культуры человека;
выработать умение оценивать языковые явления с точки зрения нормативности;
выработать умение осуществлять речевой самоконтроль.
Срок реализации программы: 1 год (11 класс)
В соответствии с учебным планом на изучение курса в 11 классе отведено 34 часа (из расчета 1 час в неделю при 34 учебных неделях).
Список литературы
Гольцова Н.Г. и др. Русский язык (базовый уровень). 11 класс. Русское слово, 2020
Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. М., 2012
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. М., 2010
Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа будет способствовать:
1. Овладению орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими нормами литературного общения.
2.Умению выражать свои мысли связно, логично, образно.
3.Воспитанию культуры речи и бережному отношению к русскому языку.
4.Успешной сдаче ГИА по русскому языку.
Учащиеся, склонные к исследовательской работе, смогут подготовить работы, выявляющие – при помощи сопоставления и анализа тех или иных конкретных языковых явлений – определенные языковые закономерности.
Элективный курс обеспечивает овладение следующими умениями:
· оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
· применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
Содержание курса
Введение. Пунктуационные нормы (5 часов) Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Орфографические нормы (3 часа). Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание - Н - и –НН - в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.
Синтаксические нормы (8 часов)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Функциональные стили речи. Стилистические нормы (9 часов) Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Функциональные стили русского языка. Соотношение стилей и типов речи. Стилистические ресурсы речи. Языковые средства делового и разговорного стилей. Тропы и стилистические фигуры. Их использование в художественном и публицистическом стилях.
Коммуникативная компетенция (10 часов)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
Тематическое планирование
Тема, раздел | Количество часов |
Введение. Типы норм языка | 1 |
Пунктуационные нормы | 4 |
Функциональные стили речи. Стилистические нормы | 9 |
Орфографические нормы | 2 |
Синтаксические нормы | 8 |
Коммуникативная компетенция | 10 |
ИТОГО | 34 часа |
5