Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир», для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития для обучающихся 5 класса (2 вариант)

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/ «___»____________2024г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ______________/ «___»______________2024г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Рукотворный мир»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития
для обучающихся 5 класса
(2 вариант)
На 2024-2025 учебный год
| Составитель: Путинцева Е. П., учитель ВКК |
| |
Екатеринбург, 2024
Пояснительная записка
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности обучающихся (вариант 2).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - далее по тексту - обучающимися, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее – ФГОС ОО УО (ИН));
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
4. Приказ Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
5. Приказ мин. просвещения РФ N115 от 22.03.2021 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам программам-образовательным программам общего начального, основного общего и среднего общего образования»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и дополнениями);
8. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с последующими изменениями и дополнениями);
Цель курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир»: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Задачи внеурочной деятельности:
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Психолого-педагогические особенности обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
При разработке программы учитывался контингент обучающихся в классе. В классе обучаются дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью. Всем обучающимся свойственны: несформированность познавательных процессов. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное, неспособное к образованию отвлеченных понятий. Понимание речи ограничено, у некоторых обучающихся речь практически отсутствует. У некоторых обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних школьников двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других характерна повышенная подвижность, которая сочетается с целенаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.
Развитие навыков самообслуживания отстает. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Обучающиеся нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. У всех детей нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. У школьников наблюдается отставание в развитии зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляют активность, нет умения выделать детали или особенности воспринимаемого и сравнить их с такими же у другого предмета. Обучающиеся не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса. Школьники часто не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего. Есть ребята у которых навыки порядкового счета не сформированы. Формирование графических навыков значительно замедленно. Один ребенок с трудом удерживает карандаш, две ученицы могут лишь чиркать карандашом по листу. Несколько обучающиеся владеют элементарными графическими навыками: раскрашивают изображения с частичным выходом за контур, выполняют обводку линии, могут обвести по трафарету, Для всех обучающихся характерны наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых – отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности. Имеющиеся нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также их косности и тугоподвижности.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к изучению истории родного края.
Внеурочная деятельность – процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, и направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы определенного уровня общего образования. Внеурочная деятельность имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации деятельности в рамках воспитательной системы школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Воспитательная работа
Основная цель воспитания состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем.
Приоритетные ценностные отношения:
к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;
к труду;
к собственному здоровью;
к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине;
к природе как источнику жизни на Земле, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;
к знаниям;
к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Место внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Рукотворный мир» реализуется через внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Максимальный объём нагрузки обучающихся определён требованиями ФГОС «Рукотворный мир» в 5 классе проводится 1 раза в неделю, что составляет 34 урока в год.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет наибольшие возможности для развития творческих способностей обучающихся. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика программы позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение.
Программа курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» разработана для занятий с учащимися 8 класса во второй половине дня в соответствии с требованиями начального общего образования и является программой общекультурной направленности. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программ.
Программой предусматривается организация работы, направленной на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности.
Формы и методы обучения
Основной формой организации занятий «Рукотворный мир» обучающихся с интеллектуальными нарушениями являет занятие продолжительностью один академический час в неделю.
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования, выставки и другие. Работы, предлагаемые обучающимся, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки. Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
Программа предусматривает такие задания: это изделия в технике "оригами", задания из раздела "плоскостное моделирование", техническое моделирование и т.д. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.) В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхождения различных видов художественной деятельности. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, квиллинг). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, постепенно, будет важным вкладом в развитие детей.
Программы по трудовому обучению обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях о используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета. Для того, чтобы ввести новое и нестандартное в эту стабильно неизменную схему, предлагаем выделить и рассмотреть новую группу нетрадиционных материалов, которая поможет значительно расширить и разнообразить перечень видов деятельности на уроках труда по данным разделам. Под термином "нетрадиционные" подразумеваются материалы, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на занятиях по трудовому обучению материалы. Это может быть, например, применение упаковочного гофрированного картона для выполнения различных композиций, возможность замены дорогостоящего бисера различным бросовым материалом и т.д.
Способ организации занятия
п/п | Наименование | Форма реализации |
1. | Словесный | Устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д. |
2. | Интерактивный | Показ презентаций, видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ учителем, работа по образцу и др. |
3. | Практический | Выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др. |
Метод организации деятельности обучающихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Планируемые возможные результаты освоения курса внеурочной деятельности обучающимися 5 класса (вариант 2)
Личностные и предметные планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР должны рассматриваться в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися данной внеурочной деятельности является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Содержание планируемых личностных результатов | Планируемые (возможные) личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» |
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я». | Физические характеристики персональной идентификации - Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - Определяет свой демографический статус; - Определяет состояние своего здоровья; - Определяет круг своих интересов; - Определяет стиль жизни (мало сплю, устал, много ем) Гендерная идентичность - Определяет свою половую принадлежность (без обоснования); - Различает пол окружающих людей; Этническая идентичность - Имеет представления о своей этнической принадлежности; - Идентифицирует себя со своей этнической группой; Возрастная идентификация - Определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - Проявляет уважение к людям старшего возраста. |
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. | «Уверенность в себе» - Осознает свои характерные особенности и предпочтения; - Осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - вступает в диалог с окружающими по собственной инициативе; - задает тему беседы; - пользуется формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); - вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления; - способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны; - делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; - способен оказать помощь и принять ее от другого; - проявляет чувство ответственности. |
3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в ее органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. | Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях Познавательные ценности - Проявляет отношение к действиям другого человека Ценности преобразования - стремится сделать сам то, что доступно другому - стремится помогать окружающим Ценности переживания - осознает значимость другого человека - выражает сочувствие и сорадость. |
4.Формирование уважительного отношения к окружающим | способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны; - делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; - способен оказать помощь и принять ее от другого; |
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Биологический уровень - Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - Сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Психологический уровень - Проявляет способность к простейшим целеустремленным действиям |
6.Освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых - профессиональных - минимальное стремление проявлять интеллектуальную активность - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки) - проявляет элементарную престижную мотивацию (желает быть первым, занять престижное место среди товарищей) |
7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах | Общие вопросы - Прослеживает связь между своими действиями и наступившими последствиями; Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - Осознает, что определенные его действия несут опасность для него. - Использует модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей - проявляет поведение, ответственное по отношению к близким людям. Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. Ответственность за данное слово и принятое решение - Понимает, что за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность. Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи Экологическая ответственность - не мусорит на улице - не ломает деревья. |
8.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств | - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства - понимает на начальном уровне эстетику поведения и эстетику внешнего вида. Сюда включается общение между взрослыми и детьми, общение в детском коллективе. - Проявляет зачатки творческих способностей. |
9.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоций, нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других | Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях Познавательные ценности - Проявляет отношение к действиям другого человека Ценности преобразования - стремится сделать сам то, что доступно другому - стремится помогать окружающим Ценности переживания - осознает значимость другого человека - выражает сочувствие и сорадость. |
10.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | - соотносит свои желания, стремления с интересами других людей; - принимает участие в коллективных делах и играх; - уважительно относиться к окружающим людям; - принимать и оказывать помощь. |
11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | См. «Программа здоровьесбережения» |
Базовые учебные действия, освоения курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» в 5 классе (вариант 2)
Требования по формированию БУД на уроках внеурочной деятельности «Рукотворный мир» | Планируемые (возможные) результаты образовательной деятельности в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 8» |
1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся | -принимает цели и произвольно включаться в деятельность -следует предложенному плану и работать в общем темпе -ориентируется в помещениях школы |
2. Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) | - переключает взгляд с одного предмета на другой - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса - фиксирует взгляд на изображении - фиксирует взгляд на экране монитора - фиксирует взгляд на говорящем и на задании |
-умение выполнять инструкции педагога | - понимает жестовую инструкцию - понимает инструкцию по инструкционным картам - понимает инструкцию по пиктограммам - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения - выполняет инструкцию, состоящую из одного или двух действий |
-умение выполнять действия по образцу и по подражанию | - выполняет действие способом рука-в-руке - подражает действиям, выполняемым педагогом - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога - самостоятельно выполняет действия с опорой на картинный план, образец - принимает задачу деятельности, самостоятельно определяет последовательность операций, выполняет действия в соответствии с заданием |
3. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени | - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин. -способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 8-10 мин. |
- от начала до конца | -при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца - выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция - выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция - выполняет задания самостоятельно от начала до конца |
- с заданными качественными параметрами | 5 – 9 классы - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | Самостоятельно переходит от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом. |
Содержание курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир»
Обучение спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных на урока изобразительной деятельности: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной, тестом и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и др. Обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с картоном»).
Основы культуры труда и самообслуживания
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья.
Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений). Анализ объекта и его назначения.
Технология ручной обработки материалов
Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с природными
материалами.
Практическая работа:
работа с листьями (эстамп)
работа с ракушками
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Практическая работа:
лепка из пластилина
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Практические работы:
аппликация из бумаги
бумагопластика (основы квиллинга)
маски для карнавала
Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного
использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Практическая работа:
аппликация из ткани
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Практическая работа:
игрушки из бумаги
закладки
Дизайн. Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа:
украшение вазы
украшение шкатулки
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий;
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
Освоение учебного предмета «Рукотворный мир» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.
Список литературы.
Безбородова, М. А. Значение рефлексии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М. А. Безбородова, Л. А. Безбородова // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С.31-33.
Иконникова, Е.А. Психолого-педагогические особенности школьников с ОВЗ / Е. А. Иконникова // Практика административной работы в школе. – 2021. – № 8. – С. 60-63.
Мошнина, Р. Ш. Комплексная организация внеурочной деятельности и программа воспитательной работы / Р. Ш. Мошнина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2023. – № 1. – С. 16-23.
Чумакова, И. Д. Методические инструменты для проектирования уроков и внеурочных занятий / И. Д. Чумакова, С. А. Елистратов // Методист. – 2021. – № 5. – С. 6-9.
Чередниченко, Н. Г. Советы по организации внеурочной деятельности / Н. Г. Чередниченко // Практика административной работы в школе. – 2020. – № 6. – С. 43-44.
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________/ «___»____________2024г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор ______________/ «___»______________2024г. |
Календарно - тематическое
планирование
по курсу внеурочной деятельности «Рукотворный мир»
учебный год: 2024-2025
учитель: Путинцева Елена Петровна
количество часов в 5 классе: всего 34 часа, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Рукотворный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Рукотворный мир»
2024-2025 учебный год
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | Формируемые БУД | Основные виды деятельности | |
| | | | Личностные | Воспитательные задачи | | |
1 четверть (8 ч.). | |||||||
Природные материалы (5ч.). | |||||||
1 | Знакомство с природными материалами. | 1 | 04.06 | Овладение навыками практических действий как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности | Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в художественном творчестве; | Выполняет задания, но требуется незначительная стимуляция | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
2 | Аппликация из листьев. | 1 | 11.09 | ||||
3 | Аппликация из семян и круп. | 1 | 18.09 | ||||
4 | Поделки из шишек и желудей. | 1 | 25.09 | ||||
5 | Букет из сухих цветов. | 1 | 02.10 | ||||
Пластические материалы (5ч.). | |||||||
6 | Аппликация из пластилина. Овощи. | 1 | 09.10 | Формирование интереса к обучению, труду; Овладение навыками практических действий. | Формировать прикладные умения и навыки; научить приёмам исполнительного мастерства; | Следует предложенному плану и работать в общем темпе; выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения Умение выполнять разрывание различных материалов. | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
7 | Аппликация из пластилина. Фрукты | 1 | 16.10 | ||||
8 | Азбука пластилина теста. | 1 | 23.10 | ||||
2 четверть (8 ч.). | |||||||
9 | Аппликация из пластилина. Дерево. | 1 | 06.11 | | | | |
10 | Аппликация из пластилина. Корзина с грибами. | 1 | 13.11 | ||||
Бумага (6ч.). | |||||||
11 | Отрывная аппликация. «Дом» | 1 | 20.11 | Формирование интереса к обучению, труду; Овладение навыками практических действий. | Умение разрывания материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; | Умение выполнять разрывание различных материалов. Умение выполнять аппликацию. | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
12 | Обрывная аппликация «Еж». | 1 | 27.11 | ||||
13 | Мозаика из бумаги. Снегирь. | 1 | 04.12 | ||||
14 | Новогодняя открытка. | 1 | 11.12 | ||||
15 | Аппликация из цветной бумаги. Ваза. | 1 | 18.12 | ||||
16 | Новогодние снежинки. | 1 | 25.12 | ||||
3 четверть (10ч.). | |||||||
Текстильные материалы (6.). | |||||||
17 | Аппликация из ниток. Зимний узор. | 1 | 15.01 | Формирование интереса к обучению, труду; Овладение навыками практических действий. | Умение выкладывать узор с соблюдением цвета. Складывает из плоских предметов простейшие фигуры. | Алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
18 | Аппликация из ткани. «Самолет» | 1 | 22.01 | ||||
19 | Текстильный материал -«Украшаем карман» | 1 | 29.01 | ||||
20 | Текстильный материал -«Игрушка из помпонов» | 1 | 05.02 | ||||
21 | Текстильный материал -«Гирлянда» | 1 | 12.02 | ||||
22 | Текстильный и искусственный материал «Декоративная вазочка» | 1 | 19.02 | ||||
Конструирование и моделирование (6ч.). | |||||||
23 | Составление из счетных палочек. «Дом и ворота» | 1 | 26.02 | Охотно участвует в совместной деятельности, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); | Умение выкладывать узор с соблюдением цвета. Складывает из плоских предметов простейшие фигуры. | Самостоятельно переходит от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с алгоритмом | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
24 | Составление из счетных палочек. «Машина» | 1 | 05.03 | ||||
25 | Работа с мозаикой «Цветок» | 1 | 12.03 | ||||
26 | Работа с мозаикой, составление узора. | 1 | 19.03 | ||||
4 четверть (8ч.). | |||||||
27 | Постройка дорожек, заборов из различного материала; | 1 | 02.04 | | | | |
28 | Постройка дорожек, заборов из различного материала; | 1 | 09.04 | | | | |
Дизайн (7ч.). | |||||||
29 | Изготовление бус. | 1 | 16.04 | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия Охотно участвует в совместной деятельности, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); | Умение строить несложные конструкции по показу, по образцу. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7 мин. | Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве |
30 | Работа с мозаикой, составление узора. | 1 | 23.04 | ||||
31 | Изготовление элементов декора из ткани и ниток. | 1 | 30.04 | ||||
32 | Изготовление элементов декора из фоамерана | 1 | 07.05 | ||||
33 | Изготовление элементов декора из бумаги, картона, ленты | 1 | 14.05 | ||||
34 | Изготовление элементов декора из бумаги, картона, ленты | 1 | 21.05 | ||||
Всего за год 34 часов. |