Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия- мои горизонты"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Школа № 2 г. Йошкар-Ола»
Согласовано на заседании МО учителей предметных дисциплин Протокол №1 от 28.08.2024 г | Утверждаю: Директор школы: _________ Е.Ю.Ушмаева |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
"Россия- мои горизонты"
на 2024-2025 учебный год
Рассмотрена и принята на заседании
педагогического совета школы
Протокол №1от 29.08.2024 г.
Составитель:
учитель
Чирков С.В.
Йошкар-Ола,
2024
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов «Россия - мои горизонты» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП для обучающихся с ОВЗ. В настоящее время профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных проблем, стоящей перед школой. В силу своих личностных особенностей, выпускникам с задержкой психического развития сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда. Особенно острой является проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся, как правило, имеют сопутствующие психоневрологические, физические, соматические осложнения, которые мешают становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Профессиональная подготовка обучающихся с задержкой психического развития является одним из условий их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Основным содержанием курса является популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий(общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Нормативную правовую основу настоящей примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты» составляют следующие документы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№ 413» (Зарегистрирован12.09.2022 №70034).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлени и методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 №03-1190.
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23июня 2022 г.№3/22).
Пункт 10.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2022, N39, ст. 6541).
В соответствии с ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать следующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно-обучающихся с УО, АООП):
АООП образования обучающихся с УО (с 5 по 9 класс). Программа реализуется в работе с обучающимися 8-9 -х классов и рассчитана на 34 часа.
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределениюобучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и другихкомпетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Основная форма организации внеурочной деятельности-занятие. Занятия проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.
Формы проведения занятий с обучающимися: беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента (видеопрезентации), мультимедийной презентации, которые включают в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игры, интерактивные задания, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 8-9классы
В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- приобретение когнитивных знаний обучающихся о труде, о мире профессий;
формирование положительного отношения к труду, интереса к профессиям, желания овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- приобретение навыков трудовой деятельности;
формирование нравственных качеств: ответственности, дисциплинированности, самостоятельности в труде;
формирование навыков организации своей деятельности, подготовки рабочего местадля выполнения разных видов работ.
Обучающиеся должны уметь:
принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Содержание курса внеурочной деятельности. Введение в профориентацию.
Россия– страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Профориентационная диагностика.
Профориентационная диагностика обучающихся позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль»-диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития.
Система образования России
Тематическое содержание занятия предполагает знакомство обучающихся с системой общего образования в РФ, с понятием «дополнительное образование для школьников». Обучающиеся получают представление о значении образования в жизни человека, о возможностях, которые дает дополнительное образование школьникам, в том числе о том, как с помощью дополнительного образования можно подготовиться к будущему профессиональному выбору.
Пробую профессию
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации. Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно -обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний).
Достижения страны в разных профессиях
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в разных профессиональных направлениях. Информирование о профессиях и современном рынке труда.
Моё будущее- моя страна
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.
Тематическое планирование 8-9 классы
8класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение в профориентацию | 2 |
2 | Профориентационнаядиагностика | 2 |
3 | Системаобразования в России | 1 |
4 | Пробуюпрофессию | 24 |
5 | Достижения страны в разных профессиях | 2 |
6 | Моёбудущее -моястрана | 3 |
№ | Раздел | Количествочасов |
1 | Введение в профориентацию | 4 |
2 | Профориентационная диагностика | 2 |
3 | Система образования в России | 1 |
4 | Пробую профессию | 24 |
5 | Моё будущее- моя страна | 3 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | | ||||||||||
По плану | По факту | | |||||||||||||
Введение в профориентацию (2часа) | | ||||||||||||||
1 | | | Вводная беседа «Что такое профориентация?» | 1 | Мультфильм«Кем я хочу стать когда вырасту» | | |||||||||
2 | | | Беседа-обсуждение «Почему востребованы в будущем рабочие профессии» | 1 | Рынок труда | | |||||||||
Профориентационная диагностика (2часа) | | ||||||||||||||
3 | | | Анкетирование«Хочу. Могу. Надо» | 1 | Мои интересы и возможности | | |||||||||
4 | | | Разбор проблемной ситуации «Выбор будущей профессии» | 1 | Итог и анкетирования | | |||||||||
Система образования в России(1час) | | ||||||||||||||
5 | | | Презентация«Система образования в России» | 1 | Закон «Об Образовании в РФ» | | |||||||||
Пробую профессию (24часа) | | ||||||||||||||
6 | | | Пробую профессию. Профессия-столяр | 1 | Столяр, столярные инструменты | | |||||||||
7 | | | Мастер-класс «Столярное дело» | 1 | Экскурсия в столярную мастерскую | | |||||||||
8 | | | Пробую профессию. Профессия-парикмахер | 1 | Имидж, мужской, женский и детский парикмахер | | |||||||||
9 | | | Экскурсия в парикмахерскую | 1 | Салон красоты | | |||||||||
10 | | | Пробую профессию. Профессия-почтальон | 1 | Почта,почтовыеотправления | | |||||||||
11 | | | Экскурсия на почту | 1 | Интервью с работниками почты | | |||||||||
12 | | | Пробуюпрофессию. Профессия-курьер | 1 | Корреспонденция,деловые бумаги | | |||||||||
13 | | | Практикум «Я выбираю профессию–курьер» | 1 | Подбор вакансий | | |||||||||
14 | | | Пробую профессию. Профессия-флорист | 1 | Композиция, декор | | |||||||||
15 | | | Деловая игра «Составь букет» | 1 | Букет | | |||||||||
16 | | | Пробую профессию. Сотрудник клининговой службы | 1 | Клининг | | |||||||||
17 | | | Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении» | 1 | ТБ приуборке | | |||||||||
18 | | | Пробую профессию. Профессия-бариста | 1 | Бариста, кофевар | | |||||||||
19 | | | Видео-обзор «10 минут, чтобы узнать о профессии бариста» | 1 | Капучино, мокко эспрессо, латте, гляссе | ||||||||||
20 | | | Пробую профессию. Младший Медицинский персонал | 1 | Санитар, сестра- хозяйка | ||||||||||
21 | | | Презентация«Санитарный режим в лечебном учреждении» | 1 | Обеззараживание воздуха в больнице | ||||||||||
22 | | | Пробую профессию. Кондитер и его профессиональные качества | 1 | Кондитер, десерт | ||||||||||
23 | | | Видео лекторий «Шоу кондитер» | 1 | Упаковка, инвентарьингредты, декор | ||||||||||
24 | | | Пробую профессию. Профессия- прачка | 1 | Прачка, прачечная | ||||||||||
25 | | | Экскурсия в прачечную школы | 1 | Виды стиральных машин | ||||||||||
26 | | | Пробую профессию. Профессия-фотограф | 1 | Фотограф, Фотоаппарат | ||||||||||
27 | | | Мастер-класс «Золотые правила фотографа» | 1 | Фотосессия | ||||||||||
28 | | | Пробую профессию. Охранник. Кто это такой? | 1 | ЧОП,безопасность | ||||||||||
29 | | | Интервью со специалистом охраны | 1 | Видеонаблюдение охранно- Пожарная и тревожная сигнализация | ||||||||||
Достижения страны в разных профессиях (2часа) | |||||||||||||||
30 | | | Беседа- обозрение «Россия цифровая» | 1 | Достижения страны в области Цифровых технологий | ||||||||||
31 | | | Беседа – ознакомление «Россия инженерная» | 1 | Достижения страны в области инженерного дела | ||||||||||
Моё будущее- моя страна (3часа) | |||||||||||||||
32 | | | профессий» | 1 | | ||||||||||
33 | | | Обмен мнениями «Кем хочу я быть?» | 1 | | ||||||||||
34 | | | Творческая мастерская «Моя Будущая профессия» | 1 | |
№ | Дата | Темаурока | Кол-вочасов | Примечание | |
Поплану | Пофакту | ||||
Введение в профориентацию (4часа) | |||||
1 | | | Беседа-ознакомление «Что я знаю о мире профессий» | 1 | Профессионал, карьера |
2 | | | Диалог «Темперамент и выбор профессии» | 1 | Взаимосвязь характера человека с Профессиональной успешностью |
3 | | | Разбор проблемной ситуации «Современныепроблемытрудоустройства» | 1 | Встречас Работникамицентразанятости населения |
4 | | | Беседа – обсуждение «Охрана трудаиздоровьялюдейнекоторыхпрофессий» | 1 | Системасохраненияжизнииздоровья Работниковвпроцессетрудовойдеятельности |
Профориентационная диагностика (2часа) | |||||
5 | | | Обменмнениями«Напорогевзрослой жизни» | 1 | Мои интересы ивозможности |
6 | | | Анкетирование«Выбираембудущуюпрофессию» | 1 | Итогианкетирования |
СистемаобразованиявРоссии(1час) | |||||
7 | | | Презентация«Мирпрофессиональногообучения» | 1 | СПОвг.Йошкар-Ола |
Пробуюпрофессию(24часа) | |||||
8 | | | Пробуюпрофессию.«Продавец–кассир» | 1 | Торговля, Наличныйибезналичныйрасчет |
9 | | | Пробуюпрофессию.Мерчендайзер | 1 | Продвижениеипрезентация товаравточках продаж |
10 | | | Экскурсиявмагазин«FIXprice» | 1 | ТБ,ПДД,правилаповедения вобщественных местах |
11 | | | Пробуюпрофессию.Профессия-кондуктор | 1 | Городскойтранспорт,льгота,пассажир |
12 | | | Пробую профессию. Мастер поремонтуобуви | 1 | Обувщик,сапожник |
13 | | | Практикум«Ремонтобуви» | 1 | Экскурсиявобувную мастерскую |
14 | | | Пробуюпрофессию.Профессия- штукатур-маляр | 1 | Штукатурка, виды красок,колер |
15 | | | Творческая встречаспредставителемпрофессии штукатур-маляр | 1 | Плюсы, минусыпрофессии |
16 | | | Творческий проект«Комната, в Которойяхотелбыжить» | 1 | Дизайн,интерьер |
17 | | | Пробуюпрофессию.Профессия- швея | 1 | Пошив изделия, Ремонтизделия |
18 | | | Мастер-класс«Тонкостишвейногодела» | 1 | Экскурсиявшвейную мастерскую |
19 | | | Практическая работа «Домашнийумелец» | 1 | Лайфхак |
20 | | | Пробую профессию. Водительпогрузчика | 1 | Перемещение,погрузкаиРазгрузкагрузов |
21 | | | Пробую профессию. Водитель-экспедитор | 1 | Доставка товаровнаавтомобиле |
22 | | | Пробуюпрофессию.Официант | 1 | Сфераобщественногопитанияи Обслуживаниеклиентов |
23 | | | Беседа–рассуждение«Трудностив профессии«Официант» | 1 | Экскурсиявкафе |
24 | | | Пробую профессию. Слесарьмеханосборочныхработ | 1 | Слесарная обработка, сборка,пригонка деталей,монтажмеханическихустройств |
25 | | | Экскурсия в профессиональный техникум | 1 | Интервью с преподавателями |
26 | | | Пробуюпрофессию.Повар | 1 | Кулинария, шеф- повар |
27 | | | Экскурсиявшкольнуюстоловую | 1 | Повар холодногоцеха,поваргорячего,повар Мясногоцеха |
28 | | | Практическоезанятие«Моё Любимоеблюдо» | 1 | Рецепт |
29 | | | Пробуюпрофессию.Горничная | 1 | Гостиница, отель, Уборкапомещения |
30 | | | Пробуюпрофессию.ОператорЭВМ | 1 | ПК,компьютерные системы |
31 | | | Час общения «Возможныетрудностииошибкипривыборепрофессий» | 1 | |
Моёбудущее-моя страна(3часа) | |||||
32 | | | Круглыйстол«Кемстать?Какимбыть?». | 1 | |
33 | | | Творческаямастерская«Профессиимоихродителей» | 1 | |
34 | | | Итоговоезанятие«Путешествиевмирпрофессий» | 1 | |
Литература.
Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.
Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.
Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 4 - Москва, 1959.
Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности.Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1982.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.
Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.
Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.
Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.
Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. - 1988. - № 1.
Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.
Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, 1995.
Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.
Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.
Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С. Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.
Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.
Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.
Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.
Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.
Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.
Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.