Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия- мои горизонты"

0
0
Материал опубликован 27 January в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл «Школа № 2 г. Йошкар-Ола»




Согласовано

на заседании МО

учителей предметных дисциплин

Протокол №1 от 28.08.2024 г

Утверждаю:

Директор школы:

_________ Е.Ю.Ушмаева








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

"Россия- мои горизонты"

на 2024-2025 учебный год










Рассмотрена и принята на заседании

педагогического совета школы

Протокол №1от 29.08.2024 г.


Составитель:

учитель

Чирков С.В.




Йошкар-Ола,

2024


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 8-9 классов «Россия - мои горизонты» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП для обучающихся с ОВЗ. В настоящее время профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных проблем, стоящей перед школой. В силу своих личностных особенностей, выпускникам с задержкой психического развития сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда. Особенно острой является проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся, как правило, имеют сопутствующие психоневрологические, физические, соматические осложнения, которые мешают становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Профессиональная подготовка обучающихся с задержкой психического развития является одним из условий их успешной социализации, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Основным содержанием курса является популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий(общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Нормативную правовую основу настоящей примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Россия –мои горизонты» составляют следующие документы.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022

732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г.№ 413» (Зарегистрирован12.09.2022 №70034).

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлени и методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 №03-1190.

Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23июня 2022 г.№3/22).

Пункт 10.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2022, N39, ст. 6541).

В соответствии с ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать следующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее соответственно-обучающихся с УО, АООП):

АООП образования обучающихся с УО (с 5 по 9 класс). Программа реализуется в работе с обучающимися 8-9 -х классов и рассчитана на 34 часа.

Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределениюобучающихся 8-9 классов общеобразовательных организаций.

Задачи:

содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;

формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);

формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и другихкомпетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Основная форма организации внеурочной деятельности-занятие. Занятия проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам.

Формы проведения занятий с обучающимися: беседа, просмотр и обсуждение видеофрагмента (видеопрезентации), мультимедийной презентации, которые включают в себя анализ информации, групповую работу с текстом, игры, интерактивные задания, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 8-9классы

В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

- приобретение когнитивных знаний обучающихся о труде, о мире профессий;

формирование положительного отношения к труду, интереса к профессиям, желания овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

- приобретение навыков трудовой деятельности;

формирование нравственных качеств: ответственности, дисциплинированности, самостоятельности в труде;

формирование навыков организации своей деятельности, подготовки рабочего местадля выполнения разных видов работ.


Обучающиеся должны уметь:

принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.


Содержание курса внеурочной деятельности. Введение в профориентацию.

Россия– страна безграничных возможностей и профессионального развития. Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.


Профориентационная диагностика.

Профориентационная диагностика обучающихся позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Методика «Мой профиль»-диагностика интересов, которая позволяет рекомендовать профиль обучения и направления развития.


Система образования России

Тематическое содержание занятия предполагает знакомство обучающихся с системой общего образования в РФ, с понятием «дополнительное образование для школьников». Обучающиеся получают представление о значении образования в жизни человека, о возможностях, которые дает дополнительное образование школьникам, в том числе о том, как с помощью дополнительного образования можно подготовиться к будущему профессиональному выбору.


Пробую профессию

Профессиональная проба как средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми направлениями экономики Российской Федерации. Формирование представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:

Знакомство с профессией и профессиональной областью.

Постановка задачи и подготовительно -обучающий этап.

Практическое выполнение задания.

Завершающий этап (закрепление полученных знаний).


Достижения страны в разных профессиях

Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями страны в разных профессиональных направлениях. Информирование о профессиях и современном рынке труда.


Моё будущее- моя страна

Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов в области профессионального самоопределения.















Тематическое планирование 8-9 классы

8класс

Раздел

Кол-во

часов

1

Введение в профориентацию

2

2

Профориентационнаядиагностика

2

3

Системаобразования в России

1

4

Пробуюпрофессию

24

5

Достижения страны в разных профессиях

2

6

Моёбудущее -моястрана

3


9класс

Раздел

Количествочасов

1

Введение в профориентацию

4

2

Профориентационная диагностика

2

3

Система образования в России

1

4

Пробую профессию

24

5

Моё будущее- моя страна

3

Календарно-тематическое планирование 8 класс

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание


По

плану

По

факту


Введение в профориентацию (2часа)


1



Вводная беседа «Что такое профориентация?»

1

Мультфильм«Кем я хочу стать когда вырасту»


2



Беседа-обсуждение «Почему востребованы в будущем рабочие профессии»

1

Рынок труда


Профориентационная диагностика (2часа)


3



Анкетирование«Хочу. Могу. Надо»

1

Мои интересы и возможности


4



Разбор проблемной ситуации

«Выбор будущей профессии»

1

Итог и анкетирования


Система образования в России(1час)


5



Презентация«Система образования в России»

1

Закон «Об

Образовании в РФ»


Пробую профессию (24часа)


6



Пробую профессию. Профессия-столяр

1

Столяр, столярные инструменты


7



Мастер-класс «Столярное дело»

1

Экскурсия в столярную мастерскую


8



Пробую профессию. Профессия-парикмахер

1

Имидж, мужской, женский и детский парикмахер


9



Экскурсия в парикмахерскую

1

Салон красоты


10



Пробую профессию. Профессия-почтальон

1

Почта,почтовыеотправления


11



Экскурсия на почту

1

Интервью с работниками

почты


12



Пробуюпрофессию. Профессия-курьер

1

Корреспонденция,деловые

бумаги


13



Практикум «Я выбираю профессию–курьер»

1

Подбор

вакансий


14



Пробую профессию. Профессия-флорист

1

Композиция, декор


15



Деловая игра «Составь букет»

1

Букет


16



Пробую профессию. Сотрудник клининговой службы

1

Клининг


17



Ролевая игра «Правила поддержания чистоты в помещении»

1

ТБ приуборке


18



Пробую профессию. Профессия-бариста

1

Бариста, кофевар


19



Видео-обзор «10 минут, чтобы узнать о профессии бариста»

1

Капучино, мокко эспрессо, латте,

гляссе

20



Пробую профессию. Младший

Медицинский персонал

1

Санитар, сестра-

хозяйка

21



Презентация«Санитарный режим в лечебном учреждении»

1

Обеззараживание воздуха в больнице

22



Пробую профессию. Кондитер и его профессиональные качества

1

Кондитер, десерт

23



Видео лекторий «Шоу кондитер»

1

Упаковка, инвентарьингредты, декор

24



Пробую профессию. Профессия-

прачка

1

Прачка, прачечная

25



Экскурсия в прачечную школы

1

Виды стиральных

машин

26



Пробую профессию. Профессия-фотограф

1

Фотограф,

Фотоаппарат

27



Мастер-класс «Золотые правила

фотографа»

1

Фотосессия

28



Пробую профессию. Охранник. Кто это такой?

1

ЧОП,безопасность

29



Интервью со специалистом охраны

1

Видеонаблюдение охранно-

Пожарная и тревожная сигнализация

Достижения страны в разных профессиях (2часа)

30



Беседа- обозрение «Россия цифровая»

1

Достижения страны в области

Цифровых технологий

31



Беседа – ознакомление «Россия инженерная»

1

Достижения страны в области

инженерного дела

Моё будущее- моя страна (3часа)

32



Интерактивная игра «Город

профессий»

1


33



Обмен мнениями «Кем хочу я

быть?»

1


34



Творческая мастерская «Моя

Будущая профессия»

1


9 класс

Дата

Темаурока

Кол-вочасов

Примечание

Поплану

Пофакту

Введение в профориентацию (4часа)

1



Беседа-ознакомление «Что я знаю о мире профессий»

1

Профессионал, карьера

2



Диалог «Темперамент и выбор профессии»

1

Взаимосвязь характера человека с

Профессиональной успешностью

3



Разбор проблемной ситуации

«Современныепроблемытрудоустройства»

1

Встречас

Работникамицентразанятости

населения

4



Беседа – обсуждение «Охрана трудаиздоровьялюдейнекоторыхпрофессий»

1

Системасохраненияжизнииздоровья

Работниковвпроцессетрудовойдеятельности

Профориентационная диагностика (2часа)

5



Обменмнениями«Напорогевзрослой жизни»

1

Мои интересы ивозможности

6



Анкетирование«Выбираембудущуюпрофессию»

1

Итогианкетирования

СистемаобразованиявРоссии(1час)

7



Презентация«Мирпрофессиональногообучения»

1

СПОвг.Йошкар-Ола

Пробуюпрофессию(24часа)

8



Пробуюпрофессию.«Продавец–кассир»

1

Торговля,

Наличныйибезналичныйрасчет

9



Пробуюпрофессию.Мерчендайзер

1

Продвижениеипрезентация товаравточках продаж

10



Экскурсиявмагазин«FIXprice»

1

ТБ,ПДД,правилаповедения вобщественных

местах

11



Пробуюпрофессию.Профессия-кондуктор

1

Городскойтранспорт,льгота,пассажир

12



Пробую профессию. Мастер поремонтуобуви

1

Обувщик,сапожник

13



Практикум«Ремонтобуви»

1

Экскурсиявобувную

мастерскую

14



Пробуюпрофессию.Профессия-

штукатур-маляр

1

Штукатурка, виды

красок,колер

15



Творческая встречаспредставителемпрофессии

штукатур-маляр

1

Плюсы, минусыпрофессии

16



Творческий проект«Комната, в

Которойяхотелбыжить»

1

Дизайн,интерьер

17



Пробуюпрофессию.Профессия-

швея

1

Пошив изделия,

Ремонтизделия

18



Мастер-класс«Тонкостишвейногодела»

1

Экскурсиявшвейную

мастерскую

19



Практическая работа «Домашнийумелец»

1

Лайфхак

20



Пробую профессию. Водительпогрузчика

1

Перемещение,погрузкаиРазгрузкагрузов

21



Пробую профессию. Водитель-экспедитор

1

Доставка товаровнаавтомобиле

22



Пробуюпрофессию.Официант

1

Сфераобщественногопитанияи

Обслуживаниеклиентов

23



Беседа–рассуждение«Трудностив

профессии«Официант»

1

Экскурсиявкафе

24



Пробую профессию. Слесарьмеханосборочныхработ

1

Слесарная

обработка, сборка,пригонка деталей,монтажмеханическихустройств

25



Экскурсия в профессиональный

техникум

1

Интервью с

преподавателями

26



Пробуюпрофессию.Повар

1

Кулинария, шеф-

повар

27



Экскурсиявшкольнуюстоловую

1

Повар холодногоцеха,поваргорячего,повар

Мясногоцеха

28



Практическоезанятие«Моё

Любимоеблюдо»

1

Рецепт

29



Пробуюпрофессию.Горничная

1

Гостиница, отель,

Уборкапомещения

30



Пробуюпрофессию.ОператорЭВМ

1

ПК,компьютерные

системы

31



Час общения «Возможныетрудностииошибкипривыборепрофессий»

1


Моёбудущее-моя страна(3часа)

32



Круглыйстол«Кемстать?Какимбыть?».

1


33



Творческаямастерская«Профессиимоихродителей»

1


34



Итоговоезанятие«Путешествиевмирпрофессий»

1
































Литература.

Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.

Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.

Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.

Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.

Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.

Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.

Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.

Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.

Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.

Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 4 - Москва, 1959.

Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности.Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1982.

Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.

Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.

Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.

Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.

Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.

Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.

Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. - 1988. - № 1.

Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.

Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.

Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, 1995.

Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.

Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.

Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С. Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.

Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. - Алма-Ата, 1990.

Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.

Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.

Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.

Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.

Щербакова А. М., Москоленко Н. В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.//Дефектология. - 2001. - № 3.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.