Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решаем для жизни»
Краснодарский край
муниципальное образование Курганинский район
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
ст-цы Михайловской имени И.С.Лазаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Решаем для жизни»
срок реализации программы 2024-2025 уч.года
возраст обучающихся 7 класс
составитель учитель математики : Брусенская Т.М.
2024-2025уч.г.
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решаем для жизни (математическая грамотность)» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования».
Предлагаемый курс является предметно - ориентированным и предназначен для реализации в 7 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических знаний учащихся.
Изучение данного курса способствует закреплению знаний по математике и подготовке учащихся к итоговой аттестации. Решение различных текстовых задач является важным элементом изучения курса математики, поскольку позволяет лучше усвоить систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся бывают формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание.
При разработке программы акцент делался на вопросы, которые в базовом курсе математики основной школы рассматриваются недостаточно полно, но входят в программы выпускных экзаменов. Курс направлен на практическое применение знаний семиклассников. Формы контроля над уровнем достижений учащихся – выполнение проектных работ.
Цели изучения курса:
- развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, познавательную активность, исследовательские умения, интерес к изучению математики;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира;
- формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
Задачи курса:
-переводить задачу на математический язык, составлять математическую модель;
-использовать математические знания при решении практических задач;
- оценивать полученные при решении задач результаты в конкретных ситуациях.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для обучающихся 7 классов и рассчитана на 34 часа. Курс реализуется в обще интеллектуальном направлении внеурочной деятельности.
Содержание учебного курса
Натуральные числа. Арифметические действия с натуральными числами (сложение, вычитание, умножение, деление). Дроби. Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями. Округление чисел. Оценка. Прикидка.
Формулы. Цена, количество, стоимость. Прямоугольник. Квадрат. Периметр и площадь прямоугольника, квадрата. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Длина окружности. Площадь круга. Единицы измерения длины, площади, объёма, времени.
Представление данных в виде таблиц. Диаграммы (столбчатые, круговые). Представление результата в виде диаграмм. Составление диаграмм для наглядного представления данных. Опрос общественного мнения Масштаб. Проценты. Пропорция. Умение рассчитать покупку количества товаров на различные цели. Создание проекта на покупку товаров. Защита проекта. Создание проекта «Комната моей мечты». Расчет сметы на обстановку. Расчет сметы на ремонт по проекту. Расчёт коммунальных услуг своей семьи. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси, проценты, масштаб. Решение практических задач.
Планируемые образовательные результаты освоения курса
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты отражают сформированность в части:
1.Патриотического воспитания: патриотизма, уважения к Отечеству;
2. Гражданского воспитания: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
3. Духовно-нравственного воспитания на основе российских традиционных ценностей: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
4. Приобщение детей к культурному наследию: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
5.Ценности научного познания: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
7.Экологического воспитания: формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты:
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации; решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины; решение логических задач;
развитие представлений о числе и числовых системах; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений: оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число; использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений; использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач; выполнение округления чисел в соответствии с правилами; сравнение чисел;
овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений: оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля; выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах: распознавание верных и неверных высказываний; оценивание результатов вычислений при решении практических задач; выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях; использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов; решение практических задач с применением простейших свойств фигур; выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни.
Тематическое (календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ занятия |
Темы |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Основные виды деятельности обучаю- щихся (на уровне учебных действий) |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, меж- предметные понятия |
1 |
Вводное занятие. |
|
|
Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление натуральных чисел. Выполнять сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных и десятичных дробей. Выполнять округление натуральных чисел и десятичных дробей. Сравнивать числа. Решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные зависимости между величинами (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость). Анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений. Планировать ход решения задачи, оценивать получившийся ответ. Выражать одни единицы измерения времени через другие. Вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрата. Выражать одни единицы измерения длины, площади через другие. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба. Выражать одни единицы измерения объёма через другие. Вычислять длину окружности и площадь круга. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Извлекать информацию из таблиц. Строить и читать круговые и столбчатые диаграммы, графики реальных зависимостей. Решать задачи на проценты и дроби, использовать свойство пропорции. Применять понятие масштаб при решении практических задач. Уметь рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений. Выполнять практик ориентированные задания на нахождение площади. Вычислять площади. Уметь применять вычислительные навыки при решении практических задач. Решать задачи из реальной практики, решать поставленные перед собой задачи.
|
Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать полученный результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками, публично презентовать продукты совместной деятельности ИКТ-компетенции: -самостоятельно находить информацию в информационном поле; -анализировать информацию; -составлять план обобщенного характера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, масштаб, свойства, классификация, график, диаграмма. |
2 |
Оценка размеров реальных объектов. Кабинет математики |
|
|
||
3 |
Школьная форма. Спортивная экипировка |
|
|
||
4 |
Спортивный зал. Экскурсия |
|
|
||
5 |
Спортивный зал. Обработка результатов измерений |
|
|
||
6 |
Защита проекта: Смета для ремонта школьного актового зала. |
|
|
||
7 |
Создание проекта «Комната моей мечты». |
|
|
||
8 |
Расчет сметы на ремонт по проекту «Комната моей мечты». |
|
|
||
9 |
Защита проекта «Комната моей мечты». |
|
|
||
10 |
Школьная библиотека. Экскурсия |
|
|
||
11 |
Составление диаграмм для наглядного представления данных. |
|
|
Извлекать и интерпретировать информацию из готовых диаграмм. Уметь проводить исследования простейших социальных явлений по готовым диаграммам. Развивать поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. |
Личностные: формирование стартовой и устойчивой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: умение самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, контролировать процесс, оценивать полученный результат. Познавательные: умение выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. |
12 |
Опрос общественного мнения. |
|
|
||
13 |
Представление результата в виде диаграмм. |
|
|
||
14 |
Диаграмма интересных фактов из жизни учеников 7классов |
|
|
||
15 |
Умение рассчитать покупку количества товаров на различные цели. |
|
|
Уметь решать задачи из реальной практики, применять вычислительные навыки при решении практических задач: бытовых, кулинарных и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях. Выполнять вычисления с реальными данными. |
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, взаимодействовать с учителем и сверстниками, публично презентовать продукты совместной деятельности |
16 |
Умение рассчитать покупку количества товаров на различные цели. |
|
|
||
17 |
Создание и защита проекта на покупку товаров. |
|
|
||
18 |
Расчёт коммунальных услуг своей семьи. |
|
|
Уметь решать задачи из реальной практики, применять вычислительные навыки при решении практических задач: бытовых, кулинарных и др. Выполнять сбор информации в несложных случаях. Выполнять вычисления с реальными данными. Решать задачи на проценты и дроби, использовать свойство пропорции. Применять понятие масштаб при решении практических задач. |
ИКТ-компетенции: -самостоятельно находить информацию в информационном поле; - анализировать информацию; -составлять план обобщенного характера. Межпредметные понятия: таблица, сравнение, схема, расстояние, признаки, масштаб, свойства, классификация, график, диаграмма.
|
19 |
Учёт расходов семьи на питание. |
|
|
||
20 |
Здоровье человека. |
|
|
||
21 |
Калорийность питания |
|
|
||
22 |
Кулинария. Единицы объема. Мерная ложка |
|
|
||
23 |
Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. |
|
|
||
24 |
Кулинарные рецепты. Задачи на проценты |
|
|
||
25 |
Решение задач с помощью пропорции |
|
|
||
26 |
Защита проекта: Любимое блюдо моей семьи |
|
|
||
27 |
Экскурсия по ст.Михайловской |
|
|
||
28 |
Станичный парк, план реконструкции.
|
|
|
||
29 |
Экскурсия по г.Курганинск |
|
|
||
30 |
Парк «Истории» г.Курганинска, смета на его благоустройство |
|
|
||
31 |
Решение задач на применение понятия масштаб |
|
|
||
32 |
Решение задач на применение понятия масштаб |
|
|
||
33 |
Решение практических задач |
|
|
||
34 |
Итоговое занятие |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы для педагога
1.Читаем, решаем, живем (математическая грамотность). Пособие для учителя. Краснодар,2022г
2. Григорьева Д.И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие М: Глобус.2009;
3.Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. Волгоград: Учитель. 2005;
4.Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение. 2020.
Список литературы для обучающихся
1.Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-7 классов. –М: Просвещение. 2009;
2.Ковалёва Г.С. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч – М.; СПб.: Просвещение. 2020;
3.Шарыгин И.Ф., Шивкин А.В. Математика. Задачи на смекалку, -М: Просвещение. 2006;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование: - компьютер; - мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
5