Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр "Ассорти"»
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования «Организация деятельности школьных театров (театральных студий, кружков, объединений) в образовательной организации», составлена на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности Школьный театр, для 5-9 классов. Министерство культуры РФ ФГБОУ ВО «Театральный институт имени Бориса Щукина», Москва, 2022
Направленность программы
Рабочая программа «Школьный театр» имеет художественную направленность.
Уровень программыУровень программы – ознакомительный
Актуальность программыПрограмма «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.
Программа определяет необходимость успешной социализации детей в современном обществе, повышение уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для успешной социализации личности.
В программу входят теоретические и практические знания. Программа построена таким образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение.
Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода. В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чувствами. И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться. Понимать другого, понимать себя и быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания. В процессе занятий театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а общение и взаимопонимание всех обогащают.
Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру, коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей ; умению работать в коллективе.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть способности че ловека, помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то драматургом, другой увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить театры или корабли, а самое главное, что наши дети станут хорошими людьми. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.
Цель программы
Приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:познакомить с историей театра;
познакомить с основами сценического искусства;
научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;
научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
овладеть основными навыками речевого искусства
Развивающие:развивать творческие задатки каждого ребенка;
пробудить интерес к чтению и посещению театра;
развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный вкус;
развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление, эмоциональную память, воображение, сосредоточенность,наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);
формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
развивать навыки самоорганизации;
формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания,
взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые,
общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
Адресат программы. Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов основной школы. Возраст обучающихся по данной программе: 11-15 лет.
К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Группа формируются по возрастному принципу (11-13 лет, 14-15 лет). Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВО ЗР А С Т НА Я Г Р У П П А 11 -13 ЛЕ Т ( 5-7 КЛА СС Ы)
У подростков в среднем школьном воз- расте происходит переход от незрелости к на- чальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интел- лектуальную и нравственную стороны. Именно в этом возрасте формируется характер учени- ка, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимо- отношений со взрослыми и сверстниками. Су- щественное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьез- ностью веры в них самого подростка и труд- ностью управления ими, прежде всего, из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружаю- щих из-за резкости поведения ученика.
Если говорить про мыслительный про- цесс подростка, необходимо отметить, что про- исходит неосознанное развитие абстрактного мышления, хотя и наглядные (конкретно – об- разные) компоненты сохраняются. Это связано с тем, что влияние чувств на подростка проис- ходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания и отвлекаемости.
В этом возрасте происходит скачок мыс- лительного процесса. Появляется определен- ная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоя-
тельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содер- жания того или иного понятия в конкретных образах.
Желание подростка изучать различные предметы связано с его потребностями в но- вых знаниях и впечатлениях. Задача педагогов не только общеобразовательных предметов, но и школьных театров заключается в под- держке этих стремлений школьника. В процес- се воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный че- ловек может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая зада- ча), тогда последует эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета. Важно, чтобы ученик всегда ощущал успех, чувство- вал, что у него получается, тогда будет посто- янная заинтересованность в дальнейшем ос- воении процесса обучения. Ни в коем случае нельзя натаскивать подростков на определен- ный результат. Выстраивать процесс обучения необходимо всегда от «простого к сложному» (от простых элементов школы актерского ма- стерства к более сложным). И еще – необхо- димо помнить, что в профессии педагога его терпение – это самая важная составляющая творческого роста и развития его учеников. Выстроенная модель воспитания и обучения должна приносить удовольствие, а не сиюми- нутный успех «в загнанных» рамках.
Исходя из особенностей детей (актив- ность, бурная фантазия и воображение, за- рождающиеся комплексы и неуверенность,
сомнение в признанных авторитетах, чрез- мерная любознательность), занятия становят- ся более структурированные. Педагог больше внимания уделяет дисциплине. Важно макси- мально емко и компактно объяснять задачи упражнения, тем самым стремиться к осознан- ности занятий. Отвечать на вопросы и быть за- интересованным в положительном результате.
Дети-подростки должны понимать и чувство- вать авторитет педагога, доверять его знаниям и умениям, которые он может частично деле- гировать (доверить кому-то из детей провести конкретное упражнение или фрагмент раз- минки). Игровая форма занятий остается, но игры меняются в соответствии с возрастными интересами.
ВО ЗР А С Т НА Я Г Р У П П А 14-15 ЛЕ Т ( 8- 9 К Л А С С Ы )

Дети 8-9 классов становятся более са- мостоятельными. Исходя из особенностей школьников этого возраста (продолжение становления личности; актуализация отноше- ний между мальчиками и девочками; пони- мание личной ответственности; проявление психологической неустойчивости, ранимости и в то же время независимости, отсюда часто становятся дерзкими и их высказывания сложно поддаются социальному нормирова- нию), педагог должен проявить чуткость и внимание к мнению учащихся, объяснять и обосновывать свою позицию, заинтересовы- вать и мотивировать на занятия речью. Реко- мендуется выявлять лидеров в группе, нала- живать с ними отношения и привлекать к
«мозговому штурму» – придумыванию новых упражнений на заданную тему с точно сфор- мулированными техническими заданиями.
При этом важно обеспечивать психоло- гическую поддержку всем участникам занятия.
Подростков в этот период отличает пик эмоциональной неуравновешенности, про- исходит легкость возбуждения и невозмож- ность справится со своим состоянием, отсут- ствие контроля, – это приводит к ухудшению дисциплины. Настроение подвержено се- рьезным перепадам (от веселья к депрессии), возможно занижение самооценки; борьба за
самостоятельность; переутомление и сниже- ние внимания; нежелание слушать какие-ли- бо советы; опоздание на занятия; нежелание учиться; обидчивость; упрямство.
Основное направление интересов – это общение со сверстниками и осмысление, каким видят подростка его одноклассники. Однако, именно общение со взрослым явля- ется для подростка скрытым желанием, так как именно через «общение на равных» по- вышается самооценка подростка и его роль в коллективе. Педагогу придется проводить много индивидуальных бесед с ребятами. Необходимо в процессе обучения смягчать требования, если есть ощущение внутрен- него протеста у учащегося, предоставлять право выбора ученику, не требовать, не кри- тиковать, а наоборот всячески поощрять. Ни в коем случае нельзя позволять занижать оценки за обучение, игнорировать или лег- комысленно относиться к успехам учеников, обобщать в негативном смысле и перено- сить настроение на личность подростка в присутствии коллектива.
Педагогу необходимо очень тонко рабо- тать с учащимися этой возрастной категории, выстраивая общение с ними как со взрослыми людьми. Важно, чтобы ребята чувствовали до- верие и уважение со стороны преподавателя.
Основная форма обучения – очная, групповая. Занятия могут проводиться индивидуально, по группам или всем составом. Группа формируется из обучающихся одного (разного) возраста.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Количество обучающихся в группе 10 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Язык программы- русский
Сроки реализации программыСрок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов. Количество учебных часов в год: 68 часов.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через упражнения и тренинги, навыки сценического воплощения через процесс создания художественного образа;
освоить основы дыхательной гимнастики;
освоить навыки сценической речи, сценического движения, пластики;
освоить музыкально-ритмические навыки;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
работать с воображаемым предметом;
владеть приемами раскрепощения и органического существования;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной творческой работе;
приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности;
оценка собственных возможностей решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
наличие мотивации к творческому труду;
развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
приобретать навыки самоконтроля и самооценки;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную преподавателем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
объективно анализировать свою работу.
Познавательные УУД позволяют:
освоить сведения об истории театра, особенности театра как вида искусства, виды театров;
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре, на сцене и в зрительном зале;
познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
ФОРМЫ И С Р Е Д С Т В А КОНТРОЛЯ
Формы контроля
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Проводится решение проблемных ситуаций по темам, показ этюдных зарисовок.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля, театральных миниатюр.
Средства контроляКонтроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:
соблюдение правил техники безопасности на сцене;
знание и соблюдение законов сценического проживания;
артикуляция и дикция;
контроль за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода);
умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
уверенность действия на сценической площадке;
правильность выполнения задач роли;
взаимодействие с партнером или малой группой;
самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:
Внимание
Память
Воображение
Фантазия
Мышечная свобода
Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
Физическое самочувствие
Предлагаемые обстоятельства
Оценка факта
Сценическое общение
Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под конкретную возрастную категорию школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпоритмом занятия. Все это связано с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения и перспективы всего учебного процесса. Больше внимания нужно уделять дисциплине, выполнению правил внутреннего распорядка театральной студии, также важно контролировать посещаемость обучающихся.
Каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от игровой в начале обучения, до уровня профессионального тренинга актера.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный (тематический) план
№ |
Название раздела/темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля по разделам |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
Беседа. Наблюдение. |
2. |
Основы театральной культуры. |
4 |
2 |
2 |
Творческое задание, презентация, проблемные ситуации «Этикет в театре» |
3. |
Сценическая речь. |
14 |
6 |
8 |
Конкурс чтецов (басня, стихот ворение, проза), упражнение, наблюдение |
4. |
Ритмопластика. |
6 |
3 |
3 |
Упражнения. Этюдные зарисовки, танцевальные этюды. Наблюдение. |
5. |
Актерское мастерство. |
14 |
3 |
11 |
Упражнения, игры, этюды. Наблюдение. |
6. |
Знакомство с драматургией (работа над пьесой и спектаклем). |
27 |
3 |
24 |
Упражнения. Наблюдение. Показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля. Творческое задание. Анализ видеозаписей репетиций. Показ спектакля. |
7. |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
Творческий отчёт |
|
Итого |
68 |
18 |
50 |
|
Примечание: количество часов учебного (тематического) плана представлено из расчета на 1 учебную группу,2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатывается самостоятельно на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие
Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива. График занятий и репетиций.
Основы театральной культуры
Ист о ри я т еа т р а .
Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дельарте). «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.
Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
В и ды т е ат р а л ьн о г о искусст в а.
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности. Те- атр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
Т еа т ра ль н о е заку ли с ь е.
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
Т еа т р и з ри т е ль .
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
Сценическая речь
Игровая форма
Дыхание. Обращать внимание на:
соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмичные шаги, координация движений и т.п.);
одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов(например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, парные упражнения – согреть дыханием партнера, переброситьвоображаемые мячики и т.п.).
Артикуляция. Обращать внимание на:
обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть находятся в покое);
медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более эффективным;
координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и т.п.).
Дикция. Обращать внимание на:
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)
ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с использованием упражнений по дикции и дыханию.
Р е че в о й т р е нинг.
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. Упражнения.
Р аб о т а на д л и т е р а т ур н о - х уд о же с т ве н н ы м п р о и з ве д е н и е м.
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема.Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Ритмопластика.
Пл ас т и ч е с к и й т ре н и нг.
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
Пл ас т и ч е с к и й о б р аз п е р с о н а ж а .
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.
Этюдные пластические зарисовки.
Э л е ме н т ы т а н це в а л ь н ы х д ви же н и й .
Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец.
Актерское мастерство.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного упражнения в процессе воспитания и обучения детей
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово «Носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей возрастной группе (11-13 лет).Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я посмотрю, кто же из вас сможетточно выполнить это упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо стоять на месте и с помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого комара.
Кто лучше всех справиться с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу необходимо, с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля комара» – как предлагается в примере), развивающую его внимание и воображение. А, с другой стороны, начинать задействовать в них принцип соперничества и соревновательности, но ни в коем случае не выделять победителя и проигравшего!
Подросткам 13-15 лет нравится выполнять задания, в которых нужно поразмыслить, поспорить с педагогом, придумать интересные и необычные пути решения.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного участника может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить возрастной группе 13-15 лет. Сейчас нам с вами необходимо без клавиатуры, без телефона, напечатать предложение: Носорог – самый смешной и самый сильный. У кого есть предложения, как будем печатать? (происходит диалог с ребятами). Отлично, хлопками. Молодцы, что догадались. Объяснив правила упражне ния, педагог, прежде чем задать определенный ритм «печати» (выполнения упражнения), говорит: «Кто сможет выполнить это упражнение, ни разу не нарушив ритм, сделав все правильно, тот завтрасам как педагог проведет это либо любое другое упражнение, придуманное им самим».
Ребята начинают выполнять данное упражнение.
Это необходимо для вовлечения школьников в учебный процесс, что будет способствовать их личностному росту в глазах сверстников.
Форма подачи упражнения должна быть созвучна современной жизни школьника, а также необходим диалог с учениками (как печатать, на чем и т.д.), в котором проявляется непосредственность общения и возможность услышать их мнение.
О р г а н и з а ц ия в н им а ния , в о о б р а ж е н и я , п а м я т и.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навы- ков. Коллективные коммуникативные игры.
Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.» Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет» Игры: «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
Игры на р аз в ит ие чув с т ва пр ос т р а нс т в а и пар т не рс ког о в за им о д е йс т в ия
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.
Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало», «Магнит»,
«Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
С це н и ч е с к о е дейст ви е .
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
Знакомство с драматургией. Работа над пьесой и спектаклем.
В ы б ор пь е с ы .
Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Ос новной конфликт. «Роман жизни героя».
Ан ализ п ье с ы по с о б ы т и я м.
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Театральные термины: «событие», «конфликт».
Р аб о т а на д о т д е л ь н ы ми э п и з о д а м и .
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.
В ы р аз и т е л ь н о с ть ре ч и , ми ми ки , жес т о в.
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
З а кр е пл е н ие м из а нс ц е н.
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Театральные термины: «мизансцена».
Изготовление реквизита, декораций. Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
П р о г о н н ы е и г е н е р а л ьн ы е р е п е т и ц и и .
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
По к а з сп ек т ак ля.
Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем.
7. Итоговый контроль. Итоговое занятие.
Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения.
Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела, тема занятия |
Всего часов |
Форма контроля |
Неделя |
||||||
всего |
теория |
практика |
||||||||
Раздел 1. Вводное занятие (1 час) |
|
1 |
||||||||
1.1. |
Знакомство с обучающимися. |
1 |
1 |
- |
наблюдение, беседа; выполнение творческих заданий |
|
||||
|
Ознакомление с режимом |
|
|
|
||||||
|
занятий, правилами поведения |
|
|
|
||||||
|
на занятиях, формой одежды и |
|
|
|
||||||
|
программой. Инструктаж по |
|
|
|
||||||
|
технике безопасности на |
|
|
|
||||||
|
занятиях, во время посещения |
|
|
|
||||||
|
спектаклей, поездок в |
|
|
|
||||||
|
автобусе, правилами |
|
|
|
||||||
|
противопожарной |
|
|
|
||||||
|
безопасности. Беседа о театре. |
|
|
|
||||||
|
Театр вокруг нас. О профессии |
|
|
|
||||||
|
актера и его способности |
|
|
|
||||||
|
перевоплощаться. Игры. |
|
|
|
||||||
Раздел 2. Основы театральной культуры (4 часа) |
||||||||||
2.1. |
История театра. |
1 |
1 |
- |
Творческое задание, проблемные ситуации «Этикет в театре», презентация |
1 |
||||
2.2. |
Виды театрального искусства. |
1 |
1 |
- |
2 |
|||||
2.3. |
Театральное закулисье |
1 |
- |
1 |
2 |
|||||
2.4. |
Театр и зритель |
1 |
- |
1 |
3 |
|||||
|
|
4 |
2 |
2 |
|
|
||||
Раздел 3. Сценическая речь (14 часов) |
||||||||||
3.1. |
Речевой тренинг |
5 |
2 |
3 |
|
|
||||
3.1.1 |
Орфоэпия. Свойство голоса. Дыхание. |
1 |
1 |
- |
|
3 |
||||
3.1.2 |
Артикуляционная гимнастика |
1 |
- |
1 |
|
4 |
||||
3.1.3 |
Дикция. Речевая гимнастика |
1 |
- |
1 |
|
4 |
||||
3.1.4 |
Интонация. Выразительность речи. Работа над |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
||||
|
интонационной |
|
|
|
|
|
||||
|
выразительностью |
|
|
|
|
|
||||
3.2. |
Работа над литературно- |
9 |
4 |
5 |
|
|
||||
|
художественным |
|
|
|
|
|||||
|
произведением |
|
|
|
Конкурс чтецов, |
|||||
3.2.1 |
Особенности работы над |
1 |
1 |
- |
6 |
|||||
|
стихотворным и |
|
|
|
(басня, |
|
||||
|
прозаическим текстом |
|
|
|
стихотворение, |
|
||||
3.2.2 |
Приёмы работы над текстом |
2 |
1 |
1 |
проза), |
6,7 |
||||
3.2.3 |
Особенности работы над стихотворным текстом |
1 |
1 |
- |
контрольные упражнения, |
7 |
||||
3.2.4 |
Тема. Сверхзадача. Логико- интонационная структура |
1 |
1 |
- |
наблюдение |
8 |
||||
|
текста |
|
|
|
|
|
||||
3.2.5 |
Особенности работы над прозаическим текстом |
1 |
- |
1 |
|
8 |
||||
3.2.6 |
Тема. Сверхзадача. Логико- |
1 |
- |
1 |
|
9 |
||||
|
интонационная структура |
|
|
|
|
|
||||
|
текста |
|
|
|
|
|
||||
3.2.7 |
Выды работы над текстом. |
2 |
- |
2 |
|
9,10 |
|
Творческая работа. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
14 |
6 |
8 |
|
||||||
Раздел 4. Ритмопластика ( 6 часов) |
|||||||||||
4.1. |
Пластический тренинг |
2 |
1 |
1 |
контрольные упражнения, этюдные зарисовки, танцевальные этюды |
11 |
|||||
4.2 |
Пластический образ персонажа |
2 |
1 |
1 |
12 |
||||||
4.3 |
Элементы танцевальных движений |
2 |
1 |
1 |
13 |
||||||
|
6 |
3 |
3 |
|
|||||||
Раздел 5. Актёрское мастерство (14 часов) |
|||||||||||
5.1 |
Организация внимания, воображения, памяти |
5 |
2 |
3 |
упражнения, игры, этюды |
|
|||||
5.1.1 |
Знакомство с правилами выполнения упражнений. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение. |
2 |
1 |
1 |
14 |
||||||
5.1.2 |
Знакомство с правилами игры. Коллективные коммуникативные игры |
2 |
1 |
1 |
15 |
||||||
5.1.3 |
Актерский тренинг |
1 |
- |
1 |
16 |
||||||
5.2. |
Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия |
5 |
1 |
4 |
|
||||||
5.2.1 |
Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знаком- ство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии |
1 |
1 |
- |
16 |
||||||
5.2.1 |
Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют» |
2 |
- |
2 |
17 |
||||||
5.2.2 |
Игры: «Зеркало», «Магнит», «Марионетка» |
2 |
- |
2 |
18 |
||||||
5.3. |
Сценическое действие |
4 |
- |
4 |
|
||||||
|
|
14 |
3 |
11 |
|
|
|||||
Раздел 6. Знакомство с драматургией. Работа над произведением (27 часов) |
|||||||||||
6.1. |
Выбор произведения. Читка. «Застольный период» |
2 |
1 |
1 |
упражнение «Событийный ряд», наблюдение, показ отдельных эпизодов и сцен из спектакля, творческое задание, анализ видеозаписей, репетиций, показ |
19 |
|||||
6.2. |
Анализ произведения по событиям |
2 |
1 |
1 |
20 |
||||||
6.3. |
Работа над отдельными эпизодами |
6 |
1 |
5 |
21,22, 23 |
||||||
6.3.1 |
Творческие пробы, показ и обсуждение |
2 |
- |
2 |
24 |
||||||
6.3.2 |
Распределение ролей |
1 |
1 |
- |
25 |
||||||
6.3.3 |
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа |
2 |
1 |
1 |
26 |
||||||
6.3.4 |
Репетиции отдельных сцен, картин |
1 |
|
2 |
27 |
||||||
6.4 |
Выразительность речи, мимики, жестов |
2 |
- |
2 |
28 |
||||||
6.5. |
Закрепление мизансцен |
2 |
- |
2 |
29 |
||||||
6.6. |
Изготовление реквизита, декораций |
2 |
- |
2 |
30 |
||||||
6.7. |
Прогонные и генеральные репетиции |
9 |
- |
9 |
30-32 |
6.8. |
Показ спектакля |
2 |
- |
2 |
спектакля |
33 |
|
|
27 |
3 |
24 |
|
|
Раздел 7. Итоговое занятие (2 часа) |
||||||
7.1 |
Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по курсу обучения. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывкииз спектакля. Награждение. |
2 |
- |
2 |
творческий отчет |
34 |
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕД АГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Основные формы организации образовательной деятельности:
беседа, наблюдение, показ, репетиция.
При реализации программы «Школьный театр» используются следующие педагогические технологии:
личностно ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
игровые технологии;
системно-деятельностный подход в организации обучения школьников. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии. Программа построена на принципах дидактики:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами театральной культуры;
принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и практического материала;
принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
-наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
-словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
-практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.№ 09-3242);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519
«О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ
Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i- metodologii
Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i- metodologii
Сайт «Драматешка»
«Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/nois eslibrary
Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/musi
Список литературы
Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996;
Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994;
Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /
Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019;
Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –
М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;
Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.: «Просвещение», 1995;
Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.: «Просвещение», 1983;
Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;
Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.
Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-сцена, оборудованная осветительными приборами;
-проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;
-стулья для детей и зрителей согласно СанПиНу 1.2.3685-21;
-ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран