РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОУ (научное общество учащихся)«Эврика» для обучающихся 5-7 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда
РАССМОТРЕНО Методический совет МБОУ гимназии г.Зернограда от 26.08.2024 №1 ________________________ Годовикова Г.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ гимназии г.Зернограда 27.08.2024 ________________________ Степовая О.Ю. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии г.Зернограда Приказ от 27.08.2024 №387 ________________________ Мясникова О.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эврика»
для обучающихся 5-7 классов
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 5-7 классы(11-12лет)
Срок реализации: 1 год (1час в неделю)
Количество часов: 34
Составитель: Дрёмова Марина Ивановна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эврика» в рамках внеурочной деятельности для 5-7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего – 35 часов в год.
Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Программа обеспечивает развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых
направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.
Научное общество учащихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа данного курса ориентирована на формирование у обучающихся таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Деятельность НОО осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодном школьном мероприятии «Закрытие сезона НОУ». Лучшие работы представляют на районные, региональные, российские и международные конференции и конкурсы.
Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно- интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); обучающиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа
освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
Образовательные линии курса - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.
Ценностные линии курса – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
Деятельностные линии курса - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии курса - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Обучающиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ;
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте;
- рассмотрение химических процессов;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;
- использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;
- объяснять мир с точки зрения химии;
- формировать представления о будущем профессиональном выборе.
Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Способы определения результативности:
- Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;
- Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;
- Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания детьми пройденных тем;
- Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.
Формы подведения итогов реализации программы.
- Опрос;
- Обсуждение;
- Самостоятельная работа;
- Тестирование;
- Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).
В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.
Содержание учебной дисциплины
Программа включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы:
- подпрограмма "Тренинг" - занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;
- подпрограмма "Исследовательская практика" - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;
- подпрограмма "Мониторинг" - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов, участие в конкурсах разного уровня).
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма "Тренинг"
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма "Исследовательская практика".
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма "Мониторинг".
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Календарно-тематическое планирование занятий НОУ «Эврика» (5-7 классы)
№ | Тема занятий | Описание примерного содержания занятия | Дата план | Дата факт |
Что такое исследование. Какие бывают проекты Знакомство с понятием "исследование" | Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:Как и где человек проводит исследования в быту? | 02.09 | | |
Знакомство с наблюдением как методом исследования | Практическое занятие №1. Выполнить задание на проверку и тренировку наблюдательности | 09.09 | | |
Что такое эксперимент | Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.). | 16.09 | | |
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. | Практическое занятие №2. Продуцирование гипотез | 23.09 | | |
Что такое суждение. Как высказывать суждения | Практическое занятие №3. Классифицирование предметов по разным основаниям | 30.09 | | |
Учимся задавать вопросы | Практическое занятие №4. Тренировка умений задавать вопросы | 07.10 | | |
Этапы исследовательской деятельности | Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы. Решение экспериментальных задач | 14.10 | | |
1 | Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула | Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула | 21.10 | |
1 | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными | Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. | 11.11 | |
1 | Что такое парадоксы | Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами | 18.11 | |
1 | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях | Практическое занятие №5. Экспериментирование с моделями | 25.11 | |
2 | Как сделать сообщение о результатах исследования | Чем исследование отличается от проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Проектирование и представление итогов | 02.12 | |
2 | Составление плана проведения исследовательской работы и разработка проекта | Практическое занятие №6. Составление плана проведения исследовательской работы и разработка проекта | 09.12 | |
2 | Методика проведения самостоятельных исследований | Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе | 16.12 | |
2 | Методика проведения самостоятельных исследований | Практическое занятие №7. Индивидуальная работа по проекту | 23.12 | |
3 | Экспресс-исследование | Практическое занятие №8. Провести собственное мини-исследование | 28.12 | |
3 | Экскурсия. Семинар по итогам экскурсии | Практическое занятие №9. Мини-семинар по итогам исследования | 13.01 | |
4 | Методика проведения коллективных игр-исследований | Практическое занятие №10. Коллективная игра-исследование | 20.01 | |
4 | Выполнение проектов: выбор темы | Лекция: Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания выполнения и защиты проектов | 27.01 | |
4 | Проектирование научной деятельности | Лекция: Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания выполнения и защиты проектов | 03.02 | |
4 | Выполнение проектов | Практика: Выполнение проектов | 10.02 | |
4 | Оформление проектов | Практика: Оформление проектов | 17.02 | |
5 | Оформление проектов | Практика: Оформление проектов | 24.02 | |
5 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 03.03 | |
5 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 10.03 | |
5 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 17.03 | |
5 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 07.04 | |
5 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 14.04 | |
6 | Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся | Защита проектов | 21.04 | |
6 | Издательская деятельность | Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии | 28.04 | |
6 | Издательская деятельность | Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии | 05.05 | |
6 | Издательская деятельность | Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии | 12.05 | |
6 | Подведение итогов участия в НОУ «Эврика» | Подведение итогов участия в НОУ «Эврика» | 19.05 | |
34 | Итоговое занятие: планы на следующий учебный год | Подведение итогов участия в НОУ «Эврика» | 26.05 | |
Информационно – методическое обеспечение
Печатные пособия: тестовые работы, дидактические карточки.
Видео-, аудиоматериалы:
Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).
Мультимедиапроектор.
Принтер лазерный.
Копировальный аппарат.
Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).
Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).
CD-диски по химии и экологии, презентации (готовые и авторские), видеоролики о продуктах питания, средствах личной гигиены.
Цифровые ресурсы: ЭОР.
8. Литература
Айзенки З, Ганс Ю. Как проверить способности вашего ребенка». М6 АСТ, 2020.
Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 2020.
Бирич И.А., Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2021.
Брагинский И.А. Исследование юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М:Просвещение,2021
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.- 2021
Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 2020
Винокуров Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /Образовательный центр «Педагогический поиск», 2020
Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2021.
Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 2020
10.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 2020.
11. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 2020.
12.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации
учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,2020.
13. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Вернум – М. Москва, 2021
14. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2020
15.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 2020