РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НОУ (научное общество учащихся)«Эврика» для обучающихся 5-7 классов

0
0
Материал опубликован 14 April в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Зернограда



РАССМОТРЕНО

Методический совет

МБОУ гимназии г.Зернограда

от 26.08.2024 №1

________________________

Годовикова Г.А.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР МБОУ гимназии г.Зернограда

27.08.2024

________________________

Степовая О.Ю.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии г.Зернограда

Приказ от 27.08.2024 №387

________________________

Мясникова О.А.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка НОУ (научное общество учащихся)«Эврика»

для обучающихся 5-7 классов





Направление: общеинтеллектуальное

Возраст учащихся: 5-7 классы(11-12лет)

Срок реализации: 1 год (1час в неделю)

Количество часов: 34

Составитель: Дрёмова Марина Ивановна

















2024-2025 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа кружка НОУ (научное общество учащихся) «Эврика» в рамках внеурочной деятельности для 5-7 классов разработана на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Сроки реализации программы: 1 год. Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего – 35 часов в год.

Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Программа обеспечивает развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Одной из задач современного образования является развитие способности
учащихся к самостоятельной деятельности по добыванию информации, еѐ
обработке и применении, а также по оценке результатов. Одним из ключевых
направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся. Успешность в овладении исследовательскими умениями  способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.

Научное общество учащихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов.


Содержание курса внеурочной деятельности

Программа данного курса ориентирована на формирование у обучающихся таких компетенций, как:

компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;

компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Деятельность НОО осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодном школьном мероприятии «Закрытие сезона НОУ». Лучшие работы представляют на районные, региональные, российские и международные конференции и конкурсы.

Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно- интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); обучающиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа

освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.

Образовательные линии курса - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

Ценностные линии курса – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии курса - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

Творческие линии курса - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Обучающиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознание роли веществ;

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте;

- рассмотрение химических процессов;

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

различать опасные и безопасные вещества;

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;

- использование химических знаний в быту;

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека;

- объяснять мир с точки зрения химии;

- формировать представления о будущем профессиональном выборе.

Кроме того, занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.


Способы определения результативности:

- Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;

- Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естествознания;

- Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания детьми пройденных тем;

- Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.


Формы подведения итогов реализации программы.

- Опрос;

- Обсуждение;

- Самостоятельная работа;

- Тестирование;

- Презентация и защита творческой работы (проекты и др.).

В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.


Содержание учебной дисциплины

Программа включает в себя три относительно самостоятельных подпрограммы:

- подпрограмма "Тренинг" - занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска;

- подпрограмма "Исследовательская практика" - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов;

- подпрограмма "Мониторинг" - содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов, участие в конкурсах разного уровня).


Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма "Тренинг"

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма "Исследовательская практика".

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма "Мониторинг".

Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.













Календарно-тематическое планирование занятий НОУ «Эврика» (5-7 классы)


Тема занятий

Описание примерного содержания занятия

Дата

план

Дата факт

Что такое исследование. Какие бывают проекты Знакомство с понятием "исследование"

Знакомство с понятием "исследование". Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:Как и где человек проводит исследования в быту?

02.09


Знакомство с наблюдением как методом исследования

Практическое занятие №1. Выполнить задание на проверку и тренировку наблюдательности

09.09


Что такое эксперимент

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

16.09


Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы.

Практическое занятие №2. Продуцирование гипотез

23.09


Что такое суждение. Как высказывать суждения

Практическое занятие №3. Классифицирование предметов по разным основаниям

30.09


Учимся задавать вопросы

Практическое занятие №4. Тренировка умений задавать вопросы

07.10


Этапы исследовательской деятельности

Этапы исследовательской деятельности. Тема исследования, ее виды. Цель, задачи, методы. Решение экспериментальных задач

14.10


1

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула

21.10


1

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги.

11.11


1

Что такое парадоксы

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами

18.11


1

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Практическое занятие №5. Экспериментирование с моделями

25.11


2

Как сделать сообщение о результатах исследования

Чем исследование отличается от проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Проектирование и представление итогов

02.12


2

Составление плана проведения исследовательской работы и разработка проекта

Практическое занятие №6. Составление плана проведения исследовательской работы и разработка проекта

09.12


2

Методика проведения самостоятельных исследований

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе

16.12


2

Методика проведения самостоятельных исследований

Практическое занятие №7. Индивидуальная работа по проекту

23.12


3

Экспресс-исследование

Практическое занятие №8. Провести собственное мини-исследование

28.12


3

Экскурсия. Семинар по итогам экскурсии

Практическое занятие №9. Мини-семинар по итогам исследования

13.01


4

Методика проведения коллективных игр-исследований

Практическое занятие №10. Коллективная игра-исследование

20.01


4

Выполнение проектов: выбор темы

Лекция: Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания

выполнения и защиты проектов

27.01


4

Проектирование научной деятельности

Лекция: Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания

выполнения и защиты проектов

03.02


4

Выполнение проектов

Практика: Выполнение проектов

10.02


4

Оформление проектов

Практика: Оформление проектов

17.02


5

Оформление проектов

Практика: Оформление проектов

24.02


5

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

03.03


5

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

10.03


5

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

17.03


5

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

07.04


5

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

14.04


6

Защита исследовательских работ и творческих проектов учащихся

Защита проектов

21.04


6

Издательская деятельность

Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии

28.04


6

Издательская деятельность

Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии

05.05


6

Издательская деятельность

Издательская деятельность – брошюры, стен.газета, альбом, фотографии

12.05


6

Подведение итогов участия в НОУ «Эврика»

Подведение итогов участия в НОУ «Эврика»

19.05


34

Итоговое занятие: планы на следующий учебный год

Подведение итогов участия в НОУ «Эврика»

26.05














Информационно – методическое обеспечение

Печатные пособия: тестовые работы, дидактические карточки.

Видео-, аудиоматериалы:

Компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками; с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и презентационных).

Мультимедиапроектор.

Принтер лазерный.

Копировальный аппарат.

Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1,25 х 1,25).

Аудиоцентр (с возможностью использования аудиодисков CDR).

CD-диски по химии и экологии, презентации (готовые и авторские), видеоролики о продуктах питания, средствах личной гигиены.

Цифровые ресурсы: ЭОР.

8. Литература

Айзенки З, Ганс Ю. Как проверить способности вашего ребенка». М6 АСТ, 2020.

Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 2020.

Бирич И.А., Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2021.

Брагинский И.А. Исследование юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М:Просвещение,2021

Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.- 2021

Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 2020

Винокуров Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /Образовательный центр «Педагогический поиск», 2020

Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2021.

Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 2020

10.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 2020.

11. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 2020.

12.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации

     учебной       деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,2020.

13. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Вернум – М. Москва, 2021

14. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2020

15.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура  социологических    исследований. – М., 2020


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.