Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» (3 класс)

7
0
Материал опубликован 16 August 2016 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

ООП общеобразовательного учреждения (утверждена приказом №276 от 01.09.2011г.)

Примерная программа начального образования по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Умелые ручки».

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный закон от 20.03.1999г.№ 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».

Письмо Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.06 «О рабочих программах учебных курсов»

На изучение данного курса отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделя составляет 34 часа в год.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Общая характеристика.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет системы дидактических принципов гуманистического воспитания, построенной на основе системно-деятельностного подхода с учетом особой специфики организации воспитательного процесса.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет реализации технологии деятельностного метода (ТДМ) в образовательном пространстве; построения образовательного пространства образовательного учреждения на основе дидактических принципов.

Место курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа в3 классе рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Описание ценностных ориентиров

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Умелые руки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

 

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

• однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

• постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

• тематические - по итогом изучения разделов, тем;

• итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

 

Материально-техническое обеспечение.

Для работы в кружке необходимы следующие предметы:

альбом;

картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;

воздушные шарики и цветные нитки;

карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;

клей ПВА;

рамочки деревянные;

ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;

различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;

мука;

тесьма, бисер, бижутерия;

пластилин;

растительные сухие материалы;

салфетки разных цветов.

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

1.

 

Праздник знакомства. Техника безопасности при работе с инструментами.

 

2.

 

Урок красоты.

 

3.

 

Экскурсия на пришкольный участок

«Прекрасное вокруг нас».

 

4.

 

История возникновения флористики.

 

5.

 

Методы работы с природным материалом.

 

6.

 

Изготовление плоских композиций из природного материала.

 

7.

 

Изготовление объемных открыток из природного материала.

 

8.

 

Дополнительные элементы композиций. Виды декоративных бантов.

 

9.

 

Основные элементы композиции. Гармония цвета. Пропорции. Линия. Форма. Симметрия. Асимметрия.

 

10.

 

Использование флористики в интерьере.

 

11.

 

Понятие об аппликации. Организация занятий.

 

12.

 

Аппликация из бумаги.

 

13.

 

Изготовление подарочного конверта.

 

14.

 

Квиллинг – узоры из бумажных полосок.

 

15.

 

Павлин в технике квиллинг.

 

16.

 

Создание панно в технике квиллинг.

 

17.

 

Новогодняя композиция. Выставка работ.

 

18.

 

Тестопластика «Чудо-ёлка».

 

19.

 

Мягкая игрушка своими руками. История возникновения мягкой игрушки.

 

20.

 

Выкройка мягкой игрушки.

 

21.

 

Оформление мягкой игрушки.

 

22.

 

Подарок к Дню защитника Отечества.

 

23.

 

Лепка животных.

 

24.

 

Букеты из конфет. Техника выполнения.

 

25.

 

Изготовление букета из конфет к 8 марта.

 

26.

 

Выставка работ.

 

27.

 

Бисероплетение. Техника выполнения.

 

28.

 

Бисерная цепочка.

 

29.

 

Аппликация из бисера.

 

30.

 

Пленение косичек из ленточек.

 

31.

 

Оригами. Композиция «Зайцы на опушке».

 

32.

 

Оригами. Композиция «Рыбки в озере плескались».

 

33.

 

Оригами «Ветка сирени».

 

34.

 

Итоговое занятие. Организация выставки.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.