Рабочая программа педагога по литературному чтению на родном языке для 2 класса (УМК «Школа России»)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 2 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 25 октября 1991г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 31.12.2015
N 1576);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 7 апреля 2015г. № 1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию) в соответствии с программой начального общего образования «Школа России», авторской программой Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Основная цель курса литературного чтения на родном языке: Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи курса «Литературное чтение на родном языке»:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (второй год обучения в общеобразовательной школе).
В соответствии с учебным планом ОО предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается во 2 классе по 1 часу в неделю (34 часа в год).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
-овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
-усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
-овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
-умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
-понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
-формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
-формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
-овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-использование разных видов чтения:
с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);
-умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
III. Содержание учебного предмета
Вводный урок. Что такое «родная литература». (2 ч.)
Устное народное творчество (4 ч)
Русские народные сказки о животных. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев.
Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения.
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)
Стихотворения русских поэтов о природе. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная...
Настроение. Интонация стихотворения, картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Прием звукописи как средство выразительности. Выразительное чтение стихотворений.
Великие русские писатели (4 ч)
А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.
И.А. Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Л.Н. Толстой « Лев и собачка». К.Д. Ушинский «Гадюка».
Люби живое(3 ч)
Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. К.Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.
В.Берестов. Кошкин кот. Особенности юмористического произведения.
Б. Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения.
В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке
Поэтическая тетрадь 2 ( 3ч)
Стихи северных поэтов И.Г. Истомина, Л.В. Лапцуя, П.А. Явтысыя. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить героя. Авторское отношение к герою.
Литературные сказки (4)
Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Герои сказки. Особенности литературной сказки. Чему учит сказка?
Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки.
Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.
Были-небылицы(2ч)
К.Г.Паустовский и его произведения: «Кот - ворюга», «Дремучий медведь», «Квакша». Герои произведения. Характеристика героев.
Зарубежная литература (4 ч)
Р.Киплинг. «Маугли», «Слоненок». Характеристика героев произведений.
Волшебные сказки братьев Гримм. «Горшочек каши», «Бременские музыканты». Сравнение народной и литературной сказок. Составление плана сказки.
По страницам детских журналов (4 ч)
Современные детские журналы. Выставка журналов. Знакомство с журналами прошлого века. Рассказ о журнале по плану. Творческая работа «Обложка журнала».
Формы уроков для каждого типа урока
№ п/п | Тип урока по ФГОС | Формы уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.
Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).
Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
Модель 1 |
|
|
Модель 2 | x |
|
Модель 3 |
| x |
Модель 4 | x | x |
Модель 1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники и пособия на бумажных носителях;
учебники и пособия в электронном формате;
электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
федеральные и региональные образовательные телеканалы;
платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
дистанционных уроков (видеоконференций);
электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
уроков на образовательных телеканалах;
самостоятельной работы ученика.
Модель 2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
образовательные телеканалы;
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
образовательные телеканалы;
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.
При обучении предмету может быть реализовано гибридное обучение. Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома.
Реализуются четыре формы организации образовательного процесса:
учитель - в классе (на дистант переведен только один класс), обучающиеся - дома;
учитель - дома (учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, ассистент учителя - в классе;
учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (соблюдают самоизоляцию после поездки);
учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, ассистент учителя - в классе.
Целесообразен переход на гибридные форматы обучения в следующих случаях:
часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
IV. Календарно –тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | Характеристика деятельности учащихся |
1 2 | Вводный урок. Что такое «родная литература». | 2 | 05.09 12.09 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни, традиций и культуры своего народа |
3-6 | Устное народное творчество | 4 | 19.09 26.09 03.10 10.10 | Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. |
7-10 | Поэтическая тетрадь | 4 | 17.10 24.10 31.10 14.11 | Стихотворения русских поэтов о природе. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. Настроение. Интонация стихотворения, картины природы. Средства художественной выразительности. Прием звукописи как средство выразительности. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Выразительное чтение стихотворений |
11-14 | Великие русские писатели | 4 | 21.11 28.11 05.12 12.12 | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. |
15-17 | Люби живое | 3 | 19.12 26.12 16.01 | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. |
18-20 | Поэтическая тетрадь | 3 | 23.01 30.01 06.02 | Познакомить с жизнью и творчеством северных поэтов, формировать интерес к литературе Ямала. Развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе хантыйского и ненецкого народа. Прививать любовь к родному краю. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. |
21-24 | Литературные сказки | 4 | 13.02 20.02 27.02 06.03 | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. |
25-26 | Были-небылицы | 2 | 13.03 20.03 | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. героев. |
27-30 | Зарубежная литература | 4 | 03.04 10.04 17.04 24.04 | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать литературную и народную сказки. Давать характеристику героев; называть их качества. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. |
31, 32 | По страницам детских журналов. | 2 | 01.05 08.05 | Современные детские журналы. Выставка журналов. Электронные детские журналы. Рассказ о журнале по плану. Творческая работа «Обложка журнала». |
33, 34 | Урок обобщения. Урок - викторина по прочитанным произведениям | 2 | 15.05 22.05 | Обобщение и закрепление знаний по пройденным темам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Понимание границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремление к преодолению этого разрыва. |
4