Рабочая программа педагога психолога в сенсорной комнате
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МДОУ «Сказка»
Сироткина Н.В.
_______________
«___»_________г
Рабочая программа педагога психолога МДОУ «Сказка» по работе в сенсорной комнате
Составила
Педагог психолог
Матвеева Юлия Владимировна
Г. Малоярославец 2020
Содержание
Пояснительная записка
Целевой раздел
Цель и задачи программы
Методы работы в сенсорной комнате
Оборудование сенсорной комнаты
Краткая психологопедагогическая характеристика особенностей развития детей
Возраст 3-4 года
Возраст 4-5 лет
Возраст 5-6 лет
Возраст 6-7 лет
Содержательный раздел
Основные направления деятельности педагога-психолога
Структура занятий
Тематическое планирование психологических занятий с детьми 47 лет
Организационный раздел
Календарное планирование занятий
Сроки реализации программы
Ожидаемые результаты
Список Литературы
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 и с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Сказка», примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Вераксы Н.Е. Комаровой Т.С. Васильевой М.А.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО и методических разработок таких авторов:
1. Анна Титарь: Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате.
Практическое пособие для ДОУ, издательство АРКТИ 2010 г.
2. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г. Г. Колос. – М.: АРКТИ, 2006 г.
Рабочая программа педагога-психолога МДОУ «Сказка» разработана в соответствии с:
-Конвекцией о правах ребенка
-Конституцией РФ, ст.43, 72
-Федеральным законом от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
-ФГОС дошкольного образования (приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва)
-СанПин (постановление №26 от 15.05.2013 г. «Об утверждении требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО)
-Уставом ДОУ
-Образовательной программой МДОУ «Сказка»
Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты несет особые коррекционные и развивающие возможности. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она является профилактическим средством переутомления, особенно для младших школьников, так как они более всех ему подвержены. Сенсорная комната помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Целевой раздел
Цель и задачи программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
снятие психоэмоционального напряжения;
саморегуляция и самоконтроль;
умение управлять своим телом, дыханием;
умение передавать свои ощущения в речи;
умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей:
эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей:
произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.
Методы работы в сенсорной комнате
Основные методы работы в сенсорной комнате:
- игры и игровые упражнения;
- дыхательные упражнения;
- релаксационные упражнения;
- беседы и сказкотерапия;
- наблюдения;
- музыкотерапия;
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности.
В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето -, цвето -, звуко - и ароматерапия воздействуют на состояние ребенка через соответствующие органы чувств.
Противопоказаниями посещения сенсорной комнаты являются соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развития эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развития координации, в том числе зрительно-моторной, а так же память, мышление, воображения и различных видов восприятие (зрительное, тактильное, слуховое).
Пространство сенсорной комнаты также используется при проведении диагностических бесед на первичном приёме.
Оборудование сенсорной комнаты
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
№ | Название оборудования | Назначение оборудования |
1 | Панель интерактивная в виде световой лестницы | используется для релаксации, для активизации внимания, повышения познавательного интереса, развития (восстановления) различных функций и навыков. Выработка понимания причинноследственных связей. |
2 | Комплект из воздушнопузырьковых колонн, акриловых зеркал и мягкого основания | Развитие зрительного и тактильного восприятия, цветовосприятия, активизация внимания, стирание из памяти тяжелых эмоций травматического события. Релаксация в процессе представления образов |
3 | Проектор с управлением эффектами | Релаксация в сочетании со спокойной музыкой или сказками. |
4 | Напольный ковер, имитирующий звездное небо | Зрительная релаксация и стимуляция в процессе представления образов. Развитие восприятия пространства, своего тела в пространстве |
5 | Световой столик для рисования | Развитие мелкой и общей моторики, воображения. |
6 | Настенный фиброоптический модуль в виде каскада | предназначен для создания положительного эмоционального настроения, усиления тактильной чувствительности. Способствует развитию чувства цвета благодаря специальной подборке разноцветных лент. Формирует устойчивый интерес к самостоятельному решению сенсорных задач. |
7 | Растение –фонтан | способствует развитию внимания, воображения, мышления |
8 | Тактильная панель акустическая | способствует развитию тактильного, визуального и акустического восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность, а также сочетает в себе функции тактильной, зрительной, звуковой стимуляции, развития мелкой моторики и игровой терапии. |
9 | Интерактивная панель «бесконечный туннель» | способствует развитию зрительной памяти, логического мышления и активирует познавательную деятельность. |
10 | Интерактивный проектор «Звездное небо» | Способствует формированию зрительной стимуляции, релаксации, познавательной деятельности, а также коррекции нарушений зрения, тренируя глазные мышцы и наблюдательность. |
11 | Интерактивный источник света для фибероптики | способствует активизации внимания, повышения познавательного интереса, развития (восстановления) у них различных функций и навыков, так же применяется для релаксации. |
12 | Шар зеркальный | применяется для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. Создаёт психологический комфорт. Снижает уровень тревожности. Корректирует страхи. Расслабляет, посредством воздействия зрительных образов. |
13 | Шар молния | оптимизирует внимание и успокаивают, способствуют зрительной стимуляции. |
14 | Настенная светозвуковая панель «Водопад» | Способствует расслаблению, релаксации. Стимулирует любознательность, оптимизирует внимание и слух. |
15 | Настенная панель «звездное небо» | Используется для релаксации, концентрации внимания, развитию зрительных ощущений, снятию напряжения. |
Краткая психологопедагогическая характеристика особенностей развития детей
Возраст 3-4 года
Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится игра. На границе раннего (от 1 до 3 лет) и дошкольного (от 3 до 7 лет) детства впервые возникает игра с сюжетом. Одновременно с ней или позже возникает образно – ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок склонен фантазировать.
Дети начинают знакомиться друг с другом, учатся полноценному общению, формируя социальные формы общения, навыки, понятия.
Продолжает развиваться речь – звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, интенсивно растет словарный состав речи, грамматический строй.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Начинает развиваться воображение.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Период трех лет считается трудным – это связано с кризисом трехлетнего возраста. Трудность состоит в том, что ребенок начинает отделять себя от взрослых и проявляет возрастающую строптивость. Для ребенка чаще всего характерно: негативизм, эгоцентризм, самостоятельность.
Возраст 4-5 лет
Доминантным психическим процессом на данном возрастном этапе является память, которая активно продолжает развиваться. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках. Начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически.
Продолжает развиваться речь, которая носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной. Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком. Взрослый становиться для ребенка эрудитом, который способен объяснить все и рассказать обо всем, что носит познавательный характер.
Использование речи, как кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Ребенка интересует не просто какое либо явление само по себе, но и причины и следствия его возникновения.
Ребенок развивается физически и становится более вынослив. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается.
Продолжает развиваться фантазирование. Ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Связь мышления и действия сохраняется, но становиться не такой посредственной как раньше. Развивается способность выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной деятельности.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст 5-6 лет
На данном возрастном этапе дети могут распределять роли, основным содержанием игры становятся отношения между людьми, роли которых дети на себя взяли. Роль формируется до начала игры – это говорит о новообразовании в развитии детей: от предметных действий людей к отношениям между ними. Ребенок уже может регулировать свое поведение, осваивают социальные отношения.
Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует познавательной мотивации в общении. Широкий кругозор и любознательность позитивно влияет на егоуспешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. Появляется интерес к математике, чтению. Развивается воображение, моделирование, исходя из этого ребенок уже может решить простые геометрические задачи.
Запоминание становиться произвольным, целенаправленным. Внимание более концентрировано, произвольно.
Продолжает активно развиваться речь. Дети учатся последовательно, логически строить свои действия, рассказывать об этом. Развивается инструктирование, которое помогает ребенку организовывать свое внимание на предстоящей деятельности.
На данном возрастном этапе для ребенка открывается весь спектр чувств и эмоций, также появляются их устойчивость. Для ребенка очень важно мнение взрослого, поэтому ему важно получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
Возраст 6-7 лет
К концу дошкольного возраста ребенок меняется. Данный период называют возрастом «вытягивания» или возрастом смены зубов. Главные изменения происходят в поведении ребенка. Он начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. Данные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил, как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.
У детей появляется интерес к своему внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка. В этом возрасте значительно расширяется жизненный, мир ребенка.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться правил.
Развивается познавательная сфера. Дети свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
Развивается наглядно – образное мышление, с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры, как ведущей деятельности, к учению.
Содержательный раздел
Основные направления деятельности педагога-психолога
Исходя из положения о службе практической психологии в сфере образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ
№ 636 от 22.10.1999 года, можно выделить следующие направления деятельности психолога:
Психологическое просвещение – формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В круг актуальных вопросов, предлагаемых психологом должны входить:
-возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для психологического развития;
- готовность к школе и т.д.;
Особое внимание отводится стилю взаимодействия детей и взрослых, изучение которых предполагает личностные особенности педагогов. Основными условиями эффективного общения является взаимное уважение и открытость.
Важной профилактической процедурой является разработка программы адаптации поступающего ребенка в ДОУ.
Психологическая профилактика – обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных усложнений в психическом развитии и становление личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.
Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально- психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающая педагогическую и медицинскую. Психодиагностика является основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ.
При выборе психодиагностических методик учитываются такие характеристики:
- соответствие возрасту;
- соответствие целям диагностического исследования;
- минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке данных);
Развивающая и психокоррекционная работа –активное взаимодействие педагога – психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрение комплексных медико-психолого – педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.
Данное направление включает в себя:
- групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной, познавательной сферах);
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- Тематические занятия с родителями;
Данное направление включает работу со взрослыми, их активное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.
Психологическое консультирование - консультирование администрации учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.
Организационно – методическая работа включает в себя следующие виды деятельности:
- оформление документации;
- участие в методических объединениях практических психологов;
- методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер – классов, по плану МДОУ;
- изучение психолого – педагогической литературы;
Экспертная деятельность – это особый способ инновационных явлений и процессов
в образовании для обнаружения потенциала дальнейшего развития.
Основные направления экспертной работы в ДОУ:
1. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для
функционирования на базе ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ограниченными
возможностями здоровья).
2. Исследование влияния социальной ситуации развития на особенности
психики ребенка.
3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы
воспитанниками.
4. Участие в формировании предметно-развивающей среды, отвечающей
требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том
числе детей раннего возраста).
5. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе
профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений,
образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по
инициативе органов управления образованием или ДОУ.
6. Участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом ДОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
Формы работы педагога психолога:
Индивидуальная;
Подгрупповая;
Групповая
Таким образом педагог психолог, в ходе своей профессиональной деятельности реализует все направление описанные выше.
В рамках реализации программы психолог должен заботиться о создании психологического благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса для детей и педагогов.
Структура занятий
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
5. Обобщение. Ритуал прощания.
Занятия проводятся индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от тяжести диагноза и имеющихся нарушений). Длительность занятия – ококло 30 минут, в зависимости от возраста.
Тематическое планирование психологических занятий с детьми 37 лет
Предполагаемая программа стимулирует у детей накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью.
Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Возраст детей: 3 -7 лет
Занятия проводятся, в форме бесед, игр.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Длительность занятий: 3-5 лет – 15-20 минут; 5-7 лет — 25-30 минут;
Программа состоит из четырех уровней:
1. Занятия, развивающие тактильное и кинестетическое восприятие, вестибулярный аппарат
2. Занятия, развивающие восприятие тела в пространстве, чувство равновесия, мускульного
напряжения, движения глаз
3. Занятия, развивающие ощущения тела, моторное планирование, слуховое восприятие.
4. Занятия, развивающие глазодвигательную координацию, визуальное восприятие, речь.
2.3. Календарно-тематическое планирование по программе «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А. И. Титатрь.
№ | Оборудование | | Цель занятий | Содержание |
| Октябрь | |||
1 | 1.Настенный фиброоптический модуль в виде каскада 2.Трубка с пузырьками 3.Тактильная панель акустическая | Знакомство с сенсорной комнатой | знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, установление доверия между психологом и детьми | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Поймай взглядом» 3. Упражнение «Сжимаем в кулачке» 4. Знакомство с тактильной средой. 5.Ритуал прощания |
2 | 1.Зеркальный шар 2. Проектор с управлением эффектами 3. Тактильная панель акустическая 4. Настенный фиброоптический модуль в виде каскада | «Цвета и настроение» | Снятие негативных эмоций и состояний. Саморегуляция и стабилизация психического состояния; совершенствование умения анализировать образец, закрепляя знания о цвете, форме, величине предметов. развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы | 1.Ритуал приветсвия 2.Упражнение «Узнай цвет» 3. Упражнение «Поймай взглядом» 4.Игры с Тактильной панелью (фигуры и цвета) 5. Ритуал прощания |
3 | 1.Растение-фонтан 2. Панель «водопад» 3. Интерактивная панель «Бесконечный тоннель» | «Мы веселые ребята» | активизация зрительного восприятия; Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Круг, квадрат...» 3.Психогимнастика 4.Упражнения на релаксацию 5.Ритуал прощания |
4 | 1.Зеркальный шар 2.Интерактивный стол для рисования с песком 3.Шар молния | «Цвета радуги» | Развитие: воображения; зрительного восприятия; мышления; мелкой моторики. Снижение уровня тревожности. Создание психологического комфорта. | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Поймай пальчиком» 3.Упражнение «Рисунки» 4.Элементы сказкотерапии с использованием шар молнии 5.Ритуал прощания |
5 | 1.Интерактивная панель «Звездное небо» 2.Напольный фибероптический ковер «Звездное небо» 3.Интерактивный проектор «Звездное небо» | «Путешествие в космос» | Снятие негативных эмоций и состояний. Саморегуляция и стабилизация психического состояния. Развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Звездное небо» 3. Упражнение «Поймай звезду» 4. Упражнение «Мы звезды» 5.Ритуал прощания |
6 | 1.Интерактивный источник света для фибероптики 2.Растение -фонтан 3. Настенный фиброоптический модуль в виде каскада 4. Тактильная панель акустическая | «Волшебный свет» | развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения | 1.Ритуал приветствия 2.Игры с тактильной панелью 3.Упражнение коса с использованием растение-фонтан 4. Упражнение «Жгутики» 5.Ритуал прощания |
7 | 1.«Трубка с пузырьками» 2.Интерактивный стол для рисования с песком 3. Проектор с управлением эффектами | «В гостях у сказки» | развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения | 1.Ритуал приветсвия 2. Прослушивание и анализирование сказочной истории «Облачко и скала» (Е.Н.Юрчук)(с использованием проектора 2. Упражнение «Найди такую же рыбку» 3. «Сюжетные постройки» 4. Упражнение «Поймай ладошками» 5.Ритуал прощания |
8 | 1.Тактильная панель акустическая 2. . Панель «водопад» 3.Интерактивная панель «Бесконечный тоннель» 4.Игрушки | «Моя фантазия» | коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Найди по описанию» 3.Дыхательная гимнастика 4. Упражнение «Хлопни, топни» С применением панели «бесконечный тоннель» 5.Релаксационные упражнения 6.Ритуал прощания |
9 | 1.Шар молния 2. Зеркальный шар 3.Интерактивный источник света для фибероптики 4.Интерактивный стол для рисования с песком | «В гости к сказке» | знакомство со способами управления и регуляции настроения, совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, развитие коммуникативных навыков, доброжелательности | 1.Ритуал приветствия 2. Работа со сказкой «Сказка о лисенке, который обиделся» (О.Хухлаева) 3. Упражнение «Сюжетные постройки» 4.Упражнение «Назови, где зайчик» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
10 | 1.Проектор с управлением эффектами 2. Растение –фонтан 3. Настенный фиброоптический модуль в виде каскада 4.Музыкальное сопровождение | «Азбука эмоций» | снятие эмоционального напряжения, развитие общей и мелкой моторики, активизация зрительного восприятия, концентрации внимания; развитие зрительной памяти, мышления. | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Узелки» 3.Подвижная игра под музыку «вырази эмоцию» 4. Упражнение «Найди такой же» 5. Упражнение «Заплетем косу» 6.Ритуал прощания |
11 | 1.Трубка с пузырьками 2.Тактильная панель акустическая 3. Панель «водопад» 4.Зеркальный шар | «Ты обиду не держи, поскорее расскажи!» | Развитие социальных эмоций. Гармонизация личности ребенка | 1.Ритуал приветствия 2. Совместное сочинение сказки про обиду 3.Упражнение «Верх — низ» 4. Упражнение «Поймай ладошками» 5.Ритуал прощания |
12 | 1.Интерактивная панель «Звездное небо» 2.Напольный фибероптический ковер «Звездное небо» 3.Интерактивный проектор «Звездное небо». 4.Музыкальное сопровождение | «Галактика» | развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве. | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Мы звезды» 3.Рассказ о планетах солнечной системы 4. Упражнение «Поймай звезду» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
13 | 1.Шар молния 2.Интерактивный стол для рисования с песком 3. Проектор с управлением эффектами 4. Растение –фонтан | Мои чувства: «Страх» | развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта. Профилактика страхов | 1.Ритуал приветствия 2.Работа со сказкой «Верь в себя, и ты победишь» (О.Хухлаева) 3. Упражнение «Орешки, палочки» 4. Игра «Сказка по кругу» с использованием Растение-фонтан 5.Игра с использованием шар молнии и проектора 6.Ритуал прощания |
14 | 1.Тактильная панель акустическая 3.Интерактивная панель «Бесконечный тоннель» 4.Интерактивный источник света для фибероптики | «Моя любимая семья» | Развитие представлений о детскородительских отношениях, любви и уважении друг к другу, ценности и значимости семьи; активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие кинестетических ощущений; развитие самосознания, воображения; релаксация. | 1.Ритуал приветствия 2. Работа со сказкой «Сказка о бабушке Сашке» (О.Хухлаева) 3. Игры на восприятия цвета и формы с использованием панели «Бесконечный туннель» 4. Игры с тактильной панелью аккустической 5. Упражнение «Отдых» (источник света) 6.Ритуал прощания |
15 | 1.Трубка с пузырьками 2.Настенный фиброоптический модуль в виде каскада 3.Музыкальное сопровождение 4.Интерактивный стол для рисования с песком | «Наше настроение» | развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности детей для усвоения обобщающего понятия «цвет». активизация зрительного восприятия; Развитие мелкой моторики руки; | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Поймай взглядом» 3.Пальчиковая гимнастика 4. Упражнение «Мишка растерялся» 5. Упражнение «Рисунки» 6.Упражнение «У жирафа пятна» 7.Ритуал прощания |
16 | 1.Зеркальный шар 2. Интерактивная панель «Бесконечный тоннель» 3. Растение -фонтан | Мои чувства: «Страх» | развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта. Профилактика страхов | 1.Ритуал приветствия 2.Сказка «Чудище за шкафом» Хухлаева 3. Упражнение «Поймай пальчиком» 4.Игра на воображение «Путешествие в волшебную страну» с использованием панели «бесконечный тоннель» (Сказкотерапия) 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
17 | 1.Шар молния 2. Тактильная панель акустическая 3. Проектор с управлением эффектами 4.Панель «водопад» | «Таинственный остров» | активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания; усвоение понятия «время суток»; развитие воображения. Развитие эмпатии; | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнения на сплочение группы с помощью шар-молнии 3. Упражнение «На ощупь» 4.Упражнение «луна» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
18 | 1.Напольный фибероптический ковер «Звездное небо» 2.Интерактивный проектор «Звездное небо» 3. Настенный фиброоптический модуль в виде каскада | «Разноцветные сны» | развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы. | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Мы звезды» 3. Упражнение «А у тебя какая звезда?» 4. Упражнение «Сжимаем в кулачке» 5.Ритуал прощания |
19 | 1.Трубка с пузырьками 2.Интерактивный стол для рисования с песком 2.Тактильная панель акустическая 3. Панель «водопад» | «Морское приключение» | развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта. формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Верх — низ» 3. Упражнение «Сюжетные постройки» (корабль) 4.Упражнения на развитие тактильных ощущений 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
20 | 1. Зеркальный шар 2. Растение -фонтан 3.Музыкальное сопровождение 4. Настенный фиброоптический модуль в виде каскада | «Дружба» | развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики; активизация кинестетического анализатора. Формирование коммуникативной сферы. | 1.Ритуал приветствия 2. Упражнение «Назови, где зайчик» 3.Упражнение «Поссорились-помирились» 4.Психогимнастика 5. Упражнение «Наматывание» 5.Релаксация 6.Ритуал прощания |
Количество занятий: всего 20.
Количество часов: всего 10.
Организационный раздел
Календарное планирование занятий
Месяц | Номер занятия |
Октябрь | Занятие 1 «Знакомство с сенсорной комнатой» |
Занятие 2 «Цвета и настроение» | |
Занятие 3 «Мы веселые ребята» | |
Ноябрь | Занятие 4 «Цвета радуги» |
Занятие 5 «Путешествие в космос» | |
Занятие 6 «Волшебный свет» | |
Декабрь | Занятие 7 «В гостях у сказки» |
Занятие 8 «Моя фантазия» | |
Занятие 9 «В гости к сказке» | |
Январь | Занятие 10 «Азбука эмоций» |
Занятие 11«Ты обиду не держи, поскорее расскажи!» | |
Февраль | Занятие 12 «Галактика» |
Занятие 13 Мои чувства: «Страх» | |
Занятие 14 «Моя любимая семья» | |
Март | Занятие 15 «Наше настроение» |
Занятие 16 Мои чувства: «Страх» | |
Занятие 17 «Таинственный остров» | |
Апрель | Занятие 18 «Разноцветные сны» |
Занятие 19 «Морское приключение» | |
Занятие 20 «Дружба» |
Сроки реализации программы
Программа составлена на 2020-2021 учебный год.
Продолжительность: данная программа состоит из 20 занятий по 20-30 минут каждое. Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в месяц.
Этапы подготовки и создания программы:
Этап сбора и анализа информации (сентябрь – октябрь.). Заключался в оценке контингента участников определении специфики их развития, подготовке материально-технической базы обеспечения, определении цели и задач коррекционно-развивающей работы.
Этап планирования и организации. Состоял в организации коррекционно-развивающего процесса направленного на развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в специально созданных условиях сенсорной комнаты. На этом этапе велась работа по написанию коррекционно-развивающей программы.
Этап апробации и корректировки. Заключался в практической апробации программы, оценке результативности. На данном этапе происходила доработка и корректировка программы.
Ожидаемые результаты
Психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов с детьми.
Развивающий эффект занятий проявиться в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятия, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные знания в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
Предполагаемые отдаленные результаты будут состоять в:
Профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения и других проблем психогенного характера.
Коррекции эмоционального самочувствия, снятии эмоциональной напряженности, смягчении последствий психологических травм, снижении индекса агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
Развитии творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой.
Список Литературы
Добина Н.И. Развитие личности ребенка в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2009.
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
Колосс Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ , 2010.
Обеспечение психологически комфортной образовательной среды ДОУ:
возможности сенсорной комнаты. С.Ю. Прохорова // Ж-л «Справочник
педагога-психолога» № 9, 2013г
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008.
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое
пособие / Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.:
Генезис, 2005.
Селищева Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия. ФГОС ДО. – издательство Учитель 2020 г.-192 с.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е. - Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. : Издательство «ФОРУМ», 2011- 170 с.