Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса по УМК В.В. Пасечника

0
0
Материал опубликован 4 November 2019 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

х. МАЛООРЛОВСКИЙ


«Утверждаю»

Директор МБОУ – СОШ №4

х. Малоорловский


___________________________

/Гончарова Т. А./

Приказ от 28.08.2019 г. № 172







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

Уровень общего образования (класс): основное общее (5)

Количество часов: 34

Учитель: Лютова Ольга Сергеевна

Рабочая программа разработана на основе программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова «Программа курса биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений».- М.: «Дрофа» 2014 г.
















2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе:

Конституции РФ

Законов:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

Программ:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Приказов:

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

Устава школы

Локального акта «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»

Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, В.В. Латюшина,. Г.Г. Швецова. - М.: «Дрофа» 2014 г. и учебника по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанного В. В. Пасечником - М.: «Дрофа» 2016 г.

На изучение биологии в 5 классе в учебном плане отводится 1 час в неделю, в год – 34 часа.

В соответствии с Уставом школы, учебным планом, календарным учебным графиком данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:

формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Общая характеристика курса «Биология 5 класс»

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Биология»

5 класс.

Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых - изучение природы.

  Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине.

   В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

   Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

   Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

   Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.





























Содержание учебного предмета.

Введение

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

признаки живого: клеточное строение, питание ,дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

отличать живые организмы от неживых;

пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов;

характеризовать экологические факторы;

проводить фенологические наблюдения;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

составлять план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование;

под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

получать биологическую информацию из различных источников;

определять отношения объекта с другими объектами;

определять существенные признаки объекта.


Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки:

поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост,

развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила

работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение клетки;

химический состав клетки;

основные процессы жизнедеятельности клетки;

характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»,

«хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

работать с лупой и микроскопом;

готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

анализировать объекты под микроскопом;

сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

работать с текстом и иллюстрациями учебника.


Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.


Раздел 3. Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

разнообразие и распространение бактерий и грибов;

роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику бактерий и грибов;

отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

отличать съедобные грибы от ядовитых;

объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Раздел 4. Царство Растения

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития

растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений в биосфере;

давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

оценивать с эстетической точки зрения представителей

растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,

анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

знание правил поведения в природе;

понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

умение реализовывать теоретические познания на практике;

понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

воспитание в учащихся любви к природе;

признание права каждого на собственное мнение;

готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

умение отстаивать свою точку зрения;

критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;

умение слушать и слышать другое мнение.

Планируемые результаты изучения биологии.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);



приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.



В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).



В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.


Оценка устного ответа учащихся


Отметка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка «4»

Знание всего изученного программного материала.

Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий)

Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка «2»

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.


Отметка «5» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта.

Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Отметка «4» ставится, если ученик:

Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

Или было допущено два-три недочета.

Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или эксперимент проведен не полностью.

Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка «3» ставится, если ученик:

Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.




Отметка «2» ставится, если ученик:

Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.





































Тематическое планирование

Предмет: Биология

Класс: 5





Номер

Наименование раздела

Всего ча­сов

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов

10

3

Царство Бактерии

2

4

Царство Грибы

5

4

Царство Растения

11

ИТОГО


34
























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

урока

Раздел учебной программы по предмету

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Текущий контроль

Дата проведения

План


Коррек-

ция

ВВЕДЕНИЕ (6 ч.)

Биология - наука о живой природе

1

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрытие значений биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.


03.09


Методы исследования в биологии

1

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии.


Фронтальный опрос

10.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

1

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.


Комбинированный опрос.

17.09



Среды обитания живых организмов.

1

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Биологический диктант.

24.09


Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

Проект

01.10


Экскурсия: «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений.

Отчёт

08.10


КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. (10 ч.)





















































Устройство увеличительных приборов.

1

Изучают строение увеличительных приборов (светового микроскопа, цифрового микроскопа)

Лабораторная работа.

15.10


Строение клетки

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах части и органоиды клетки.


Лабораторная работа.

22.10


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают.

Работа с цифровым микроскопом.

Лабораторная работа.

05.11


Пластиды.

1

Рассказ с элементами беседы, работа с таблицами и рисунками. Работа с цифровым микроскопом.

Лабораторная работа.

12.11


Химический состав клетки.

1

Объясняют роль мине-ральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием.

Обучающий тест.

19.11


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

Работа с рисунками. Самостоятельная работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.


Биологический диктант.

26.11


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятель-ности организмов и объясняют их результаты.

Обучающий тест.

03.12


Деление клетки.

1

Изучение процесса деления клетки по таблице. Прос-мотр презентации. Работа с цифровым микроскопом.

Комбинированный опрос.

10.12


Ткани.

1

Беседа. Работа с рисунками. Работа с цифровым микроскопом. Самостоятельная работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.

Фронтальный опрос. Проверка заполнения таблицы.

17.12


Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»

1

Работают с дидактичес-кими материалами. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.



Обобщающая беседа.

24.12


ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (2 ч.)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1

Выделяют существенные признаки бактерий.

Комбинированный опрос.

14.01


Роль бактерий в природе и жизни человека.

1

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека.

Биологический диктант.

21.01


ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 ч.)












Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.


Комбинированный опрос.

28.01


Проектная работа «Шляпочные грибы»

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Выполнение проекта.

04.02


Плесневые грибы и дрожжи.

1

Работа с цифровым микроскопом. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Лабораторная работа.

11.02


Грибы-паразиты

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос.

18.02


Обобщающий урок по теме «Царство Грибы».

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Выполнение тестовой работы.

Тест

25.02


ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (11 ч.)
























































































Ботаника — наука о растениях

1

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространён-ных растений, опасных для человека растений. Сравни-вают представителей низших и высших расте-ний. Выявляют взаимос-вязи между строением растений и их местообитанием

Индивидуальные задания.

03.03


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с цифровым микроскопом.

Комбинированный опрос.

10.03


Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.


Сообщение обучающихся.

17.03


Лишайники

1

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

Фронтальный опрос.

31.03


Мхи

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Лабораторная работа.

07.04


Папоротники, хвощи, плауны

1

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Обучающий тест.

14.04


Голосеменные растения

1

Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека.


Комбинированный опрос.

21.04


Покрытосеменные растения.

1

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос.

28.04


Происхождение растений.

1

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

Фронтальный опрос.

12.05


Основные этапы развития растительного мира.

1

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Биологический диктант.

19.05


Обобщающий урок по теме «Царство Растения»

1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Обобщающая беседа

26.05






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Колбасина Е.В.

___ __________ 2019 год


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.