Индивидуальная рабочая программа по биологии 6 класс для обучающихся с ОВЗ (УМК В. В. Пасечника)
Рабочая программа по биологи для обучающихся с ОВЗ
DOC / 99.5 Кб
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
Школа дистанционного обучения
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей
Протокол №1 от « » августа 2018 г. |
Согласовано Методист
« » августа 2018 г |
УТВЕРЖДАЮ Исполняющий обязанности директора- руководитель структурного подразделения
Приказ № от « » август 2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(Ф.И.), ученицы 6 класса, обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Кузнецова Наталья.Николаевна., учитель биологии
Ярославль, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по биологии составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст .2 п 10; ст. 12 п.3, 5; ст. 28 п. 2, 3 (6) от 29.12.2012;
- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
- Образовательной программы ГОУ ЯО «Центр помощи детям» (утверждена приказом № приказом № 01-06/68 от 30.08.2013);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
- Письма департамента образования Ярославской области «Об образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году»;
- Примерной образовательной программы основного общего образования одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 г
- Приказ «Об учебном плане Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» приказ № 01-06 /137 от 28.08.2018
- УМК автора Пасечник В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» М.: Дрофа.
С учетом особенностей образовательного процесса в Школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям», ресурсов портала дистанционного обучения Ярославской области «Знание» http://cpd.yaroslavl.ru:86/, информационно образовательной площадки ГОУ ЯО «Центр помощи детям» http://cpd.yaroslavl.ru:84/,
рекомендациями ПМПК ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в отношении организации обучения (Ф.И.обучающейся)
Место предмета в учебном плане
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения учебного предмета «Биология» в 6 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
В учебном плане учащейся Школы дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» на изучение предмета отводится 1 час в неделю. Рабочая программа сохраняет указанный объем изучения материала.
Особые образовательные потребности учащейся с ОВЗ
Данная программа по биологии учитывает индивидуальные особенности обучающейся:
В результате обучения на дому у ученицы сформировалось образное мышление, присутствует система знаний , основные мировоззренческие ориентиры сформированы под влиянием семьи. (Ф.И.) – восприимчивый и активный ребёнок. Она всегда доделывает начатую на уроке работу, творчески подходит к решению поставленной задачи. Контакт устанавливает хорошо. Поддерживает визуальный и речевой контакт. Интерес к заданиям проявляет. У ученицы происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, начинает овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у нее выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. У ученицы развита зрительная память, схемы и иллюстрации помогают усваивать материал урока. Работоспособность на уроке хорошая, она мало утомляется при интенсивной работе. Это не требует частых перерывов в занятиях. Выполнять домашние задания дома приучена. Редко требуется помощь взрослых. Самостоятельной работы как таковой не избегает, не требует постоянного физического присутствия учителя, чтобы получать подсказки и подтверждения (либо опровержения) своим действиям и их результатам. Мотивация к занятиям хорошая. В связи с особенностями личности обучающейся преподавание предмета сопровождается интерактивными мультимедийными образовательными ресурсами, схемами, опорами, презентациями. Важную роль играют алгоритмы выполнения заданий, которые она осваивает, выполняя некоторые виды работ совместно с учителем. Программа данного учебного предмета содержат адаптированные с учетом возрастных особенностей учебные тексты, иллюстрированный материал – рисунки, фотографии, плакаты презентации и т.д. .
ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения биологии
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству). Знание культуры своего народа, своего края, чувство ответственности и долга перед Родиной.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ)
Предметные результаты
Обучающаяся научится
- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
- проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- описывать биологические объекты, процессы и явления;
- ставить несложные биологические эксперименты ;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними
Обучающаяся получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Тематическое планирование
№/n |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика видов деятельности( прописывается с учетом специфики предмета) |
Контроль(количество к/р, л/р, п/р |
1 |
Органы цветкового растения |
11 |
Выделять существенные признаки строения покрытосеменных растений. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. |
Стартовая диагностика, к/р — 1, л/р - 2 |
2 |
Микроскопическое строение растений |
3 |
Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. |
|
3 |
Жизнедеятельность цветковых растений |
12 |
Приводить наблюдения за ростом и развитием растений. Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; Ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; |
к/р -1,л/р 1,п/р -1 |
4 |
Многообразие растений |
5 |
Осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений Различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; Объяснять роль различных растений в жизни человека. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе (классификация). |
л/р- 2, п/р -1 |
5 |
Экосистемы |
4 |
Осваивать приёмы: работы с определителями растений; оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений. Находить информации о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочных, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира. |
Итоговый контроль |
|
Итого |
35 часов |
|
к/р 4, л/р 5,п/р2 |
Содержание учебного предмета
Раздел 1. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ — 11 час.
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы:
№1. Строение семян двудольных растений.
№2. Строение семян однодольных растений
Раздел 2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ — 3 час.
Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.
Раздел 3. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ — 12 час.
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Лабораторные работ:
№3. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы:№ 1. Вегетативное размножение комнатных растений.
Раздел 4. МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ — 5 час.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.
Практические работы:№ 2 Определение признаков класса в строении растений
Лабораторная работа № 4 Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств
Лабораторная работа № 5 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений
Раздел 5. ЭКОСИСТЕМЫ — 4 час.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Дата проведения |
Содержание урока |
Домашнее задание
|
|
План |
Факт |
|||
Раздел 1. Органы цветкового растения -11 час.
|
||||
1 |
1 нед сен |
04.09.18 |
Вводный инструктаж по технике безопасности. Семя. Строение семян двудольных растений Л/р № 1«Изучение строение семян двудольных растений»
|
п. 1, термины. |
2 |
2 нед сен |
11.09.18 |
Строение семян однодольных растений. Л/р №2. «Изучение строение семян однодольных растений». |
п. 1 |
3 |
3нед сен |
18.09.18 |
Корень. Виды корней. Корневые системы. Функции корня. Стартовая диагностика |
п. 2 |
4 |
4нед сен |
25.09.18 |
Приспособления корней к условиям существования. Видоизменения корней. |
п. 4 |
5 |
1нед окт |
02.10.18 |
Побег – сложный орган. Листорасположение. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные. Рост и развитие побега. |
п. 5 |
6 |
2нед окт |
09.10.18 |
Лист. Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
|
п. 6, 8 |
7 |
3нед окт |
16.10.18 |
Стебель. Строение стебля. Многообразие стеблей. Рост стебля в толщину |
п. 9, 10
|
8 |
4нед окт |
23.10.18 |
Строение цветка. Функции цветка. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. |
п. 11 |
9 |
5нед окт |
30.10.18 |
Соцветия, биологическое значение соцветий |
п 12 |
10 |
2нед нб |
13.11.18 |
Плоды, их классификация, Распространение плодов и семян |
п.13,14 |
11 |
3нед нб |
20.11.18 |
Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. |
п.3 |
Раздел 2. Микроскопическое строение растений — 3 часа |
||||
12 |
4нед нб |
27.11.18 |
Микроскопическое строение стебля |
п.9 |
13 |
1нед дек |
04.12.18 |
Микроскопическое строение листа.
|
п.7,подготовиться к контрольной работе |
14 |
2нед дек |
11.12.18 |
Административная контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» |
нет |
Раздел 3. Жизнедеятельность цветковых растений — 12 час
|
||||
15 |
3нед дек |
18.12.18 |
Обмен веществ и превращение энергии: Минеральное питание растений. Минеральные и органические удобрения.
|
п. 15 |
16 |
4нед дек |
25.12.18 |
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза.
|
п. 16 |
17 |
3нед янв |
15.01.19 |
Повторный инструктаж по технике безопасности. Дыхание растений.
|
п. 17 |
18 |
4нед янв |
22.01.19 |
Испарение воды.
|
п. 18 |
19 |
5нед янв |
29.01.19 |
Транспорт веществ. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л/р №3. «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения»
|
п. 19 |
20 |
1нед фев |
05.02.19 |
Рост и развитие растений. Прорастание семян.
|
п. 20 , подготовиться к контрольной работе |
21 |
2нед фев |
12.02.19 |
Административный контроль (по КТП) по теме «Жизнедеятельность цветковых растений» |
нет |
22 |
3нед фев |
19.02.19 |
Способы размножения растений. Бесполое размножение растений. Размножение споровых растений
|
п. 21,22 |
23 |
4нед фев |
|
Размножение голосеменных растений. |
п.23 |
26.02.19 |
||||
|
||||
|
||||
24 |
1нед март |
05.03.19 |
Опыление цветковых растений
|
п.24 |
25 |
2нед март |
12.03.19 |
Оплодотворение цветковых растений |
п.24 |
26 |
3нед март |
19.03.19 |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П/р № 1 «Вегетативное размножение комнатных растений». |
п. 25, |
Раздел 4. Многообразие растений — 5 час
|
||||
27 |
2нед апр |
09.04.19 |
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Л/р№4 Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств |
п. 26 |
28 |
3нед апр |
16.04.19 |
Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. П/р№2 Определение признаков класса в строении растений |
п.27,подготовиться к итоговой контрольной работе |
29 |
4нед апр |
23.04.19 |
Итоговый контроль за курс биологии 6 класса |
нет |
30 |
5нед апр |
30.04.19 |
Семейства Паслёновые и Мотыльковые. Л/р № 5 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений
|
п. 28 |
31 |
1нед май |
07.05.19 |
Семейства Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые). Важнейшие сельскохозяйственные растения.
|
п. 28,29,30 |
Раздел 5. Экосистемы - 4час
|
||||
32
|
2нед май |
14.05.19 |
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. |
Записи |
33 |
3нед май |
21.05.19 |
Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. |
п 31 |
34 |
4нед май |
21.05.19 |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. |
п 32 |
35 |
5нед май |
28.05.19 |
Обобщающий урок за курс 6 класса |
Записи |
Елена Владимировна
Кузнецова Наталья Николаевна