Рабочая программа по Физической культуре 2 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО учителей- предметников Протокол № __ от ________ 20 __ г.
| Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ /И.В. Лумпова/
| Утверждаю директор: ____ /И.Н. Грачева/ приказ ___ от ________ 20 __ г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для 2 класса
Составитель:
Екимков Геннадий Васильевич,
учитель физической культуры
с. Солнечное, 2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) на основании:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Солнечная СОШ»;
учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ»;
положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности;
примерной авторской программы по предмету «Физическая культура» программа курса к УМК для 1-4 классов Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В.
Учебно – методический комплекс:
Учебник по физической культуре, 1-2 класс. Автор Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., М.: Вентана - Граф, 2012 г.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» во 2 классе рассчитана на 67 часов в год (2 часа в неделю).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Физическая культура»
Программа и учебники для 1-2 классов подготовлены в соответствии с Концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования к обучению учащихся предмету в начальной школе.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; в овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся, закончившие этап начального обучения, должны:
называть, описывать и раскрывать:
роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
значение физической нагрузки и способы её регулирования; причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
уметь:
выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах и плавании (при соответствии климатических и погодных условий требованиям к организации лыжной подготовки и занятий плаванием);
участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
организовывать и соблюдать правильный режим дня;
подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
измерять собственные массу и длину тела; оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов.
При организации учебного процесса необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребёнка. К таким мерам относится в первую очередь рациональная организация режима учебных занятий и всего режима дня школьника. В основу рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных видов деятельности, чередование умственной и физической нагрузки.
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 2 класса должны демонстрировать уровень физической подготовленности.
Контрольные упражнения | Уровень | |||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||
Мальчики | Девочки | |||||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 14-16 | 8-15 | 5-7 | 13-15 | 8-12 | 5-7 | ||
Прыжок в длину с места, см | 143 – 150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 | ||
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | ||
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 | ||
Бег 1000 м | Без учета времени |
3. Содержание программы учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура как часть общей культуры личности. Правила ТБ при занятиях физической культурой. Организация мест занятий физической культурой, разминка, подготовка инвентаря. Зарождение Олимпийских игр. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Закаливание и правила проведения закаливающих процедур. Средства закаливания. Выполнение простейших закаливающих процедур. Выполнение комплексов упражнений для развития основных физических качеств. Измерение длины и массы тела. Контроль за состоянием осанки. Комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Подвижные игры
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост
Легкоатлетические упражнения
Понятия: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
4. Тематическое планирование, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела.
2 класс
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) | |
Класс | |||
2 | |||
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения | |
2 | Способы физкультурной деятельности | В процессе обучения | |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | В процессе обучения | |
4 | Физическое совершенствование: | ||
Легкая атлетика | 25 | ||
Подвижные и спортивные игры | 22 | ||
Гимнастика с основами акробатики | 20 | ||
Итого: | 67 |
5. Календарно-тематическое планирование по предмету «физическая культура»
2 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Легкая атлетика (12 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ. Ходьба с преодолением препятствий и по разметкам. | 1 | 01.09 | | |
Челночный бег. | 1 | 03.09 | | |
Бег (30 м) с высокого старта - тест | 1 | 08.09 | | |
Бег с ускорением (60 м). | 1 | 10.09 | | |
Бег 1 км без учета времени - тест | 1 | 15.09 | | |
Прыжки в длину с места - тест | 1 | 17.09 | | |
Метание малого мяча в горизонтальную цель | 1 | 22.09 | | |
Метание малого мяча в вертикальную цель | 1 | 24.09 | | |
Метание на дальность. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа- тест | 1 | 29.09 | | |
Метание набивного мяча. | 1 | 01.10 | | |
Равномерный бег 3 мин. Наклон вперед, не сгибая ног в коленях – тест. | 1 | 06.10 | | |
Равномерный бег 4 мин. | 1 | 08.10 | | |
Подвижные игры (10 часов) | ||||
Инструктаж ТБ подвижных игр, их значение. Подвижная игра «Удочка» | 1 | 13.10 | | |
Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. | 1 | 15.10 | | |
Игры «Прыгуны и пятнашки», «Гуси-лебеди». Эстафеты. | 1 | 20.10 | | |
Игры «Невод», «Посадка картошки». Эстафеты. | 1 | 22.10 | | |
Игры «Прыжки по полоскам», «Попади в мяч». Эстафеты. | 1 | 27.10 | | |
Игры «Класс, смирно!», «Метко в цель». | 1 | 29.10 | | |
Игры «Точный расчет», «Погрузка арбузов | 1 | 10.11 | | |
Игра «Вызов номера». Эстафеты. | 1 | 12.11 | | |
Игры «Западня», «Конники-спортсмены». Эстафеты. | 1 | 17.11 | | |
Игры «Птица в клетке», «Салки на одной ноге». | 1 | 19.11 | | |
Гимнастика (20 ч) | ||||
Основная стойка. Построение в колонну по одному. Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. | 1 | 24.11 | | |
Размыкание на вытянутые в сторону руки. Стойка на носках, на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи | 1 | 26.11 | | |
Размыкание на вытянутые в сторону руки. Повороты направо, налево. Стойка на носках на одной ноге на гимнастической скамейке. | 1 | 01.12 | | |
Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!» Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. | 1 | 03.12 | | |
Группировка. Перекаты в группировке | 1 | 08.12 | | |
Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. | 1 | 10.12 | | |
Упоры, седы, упражнения в группировке | 1 | 15.12 | | |
Стойка на лопатках | 1 | 17.12 | | |
Стойка на лопатках, согнув ноги. | 1 | 22.12 | | |
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. | 1 | 24.12 | | |
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. | 1 | 12.01 | | |
Кувырок вперед. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа- тест | 1 | 14.01 | | |
Кувырок в сторону. | 1 | 19.01 | | |
Акробатическая комбинация | 1 | 21.01 | | |
Вис стоя и лежа. Равновесие. Игра «Слушай сигнал». | 1 | 26.01 | | |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | 1 | 28.01 | | |
Поднимание согнутых и прямых ног в висе | 1 | 02.02 | | |
Подъём туловища из положения лежа за 30 сек | 1 | 04.02 | | |
Лазание по канату. Наклон вперед, не сгибая ног в коленях – тест. | 1 | 09.02 | | |
Перешагивание через набивные мячи. | | 11.02 | | |
Подвижные игры (12 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ. Ловля и передача мяча в движении. | 1 | 16.02 | | |
Ведение мяча на месте. Броски в цель. | 1 | 18.02 | | |
Игра «Попади в обруч». | 1 | 25.02 | | |
Ведение мяча в движении. Игра «Мяч в корзину». | 1 | 02.03 | | |
Ловля и передача, ведение мяча. Броски в цель | 1 | 04.03 | | |
Ловля и передача мяча. «Школа мяча». | 1 | 09.03 | | |
Ведение мяча. «Школа мяча». | 1 | 11.03 | | |
Игра «Гонка мячей по кругу». | 1 | 16.03 | | |
Игра «Передача мяча в колоннах». | 1 | 18.03 | | |
Развитие координационных способностей | 1 | 30.03 | | |
Эстафеты. Развитие координационных способностей | 1 | 01.04 | | |
Игра в мини-баскетбол. | 1 | 06.04 | | |
Легкая атлетика (13 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Бег с изменением направления, ритма и темпа. | 1 | 08.04 | | |
Челночный бег 3х10. Бег (30 м) - тест | 1 | 13.04 | | |
Бег (60 м). Подвижная игра «День и ночь». | 1 | 15.04 | | |
Кросс 1 км без учета времени - тест | 1 | 20.04 | | |
Прыжок в длину с места - тест | 1 | 22.04 | | |
Равномерный бег (7 мин). | 1 | 27.04 | | |
Равномерный бег (8 мин). | 1 | 29.04 | | |
Метание малого мяча в вертикальную цель | 1 | 04.05 | | |
Метание набивного мяча из разных положений. | 1 | 06.05 | | |
Игры и эстафеты с бегом на местности. | 1 | 11.05 | | |
Бег из различных и.п. Смешанное передвижение до 600м. | 1 | 13.05 | | |
Высокий старт. Смешанное передвижение до 800м. | 1 | 18.05 | | |
Равномерный, медленный бег до 3 мин. | 1 | 20.05 | |