12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кочуров Александр Владимирович19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54

с углубленным изучением отдельных предметов»



Рассмотрено на заседании

методической комиссии

протокол № 1

от 27 августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 54»

______________ Е.В. Гуменная

Приказ № 110 - ОД

от 31 августа 2021 г.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 30 августа 2021 г.












Рабочая программа


Физическая культура

(предмет)



3 класс

(классы)



















Ижевск, 2021 г.


Рабочая программа по физической культуре.

3 класс.

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с Законом ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования, примерных образовательных программ, курсов, дисциплин, образовательной программы ОУ, Устава ОУ и авторской программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 год, а также включает в себя модуль «Ритмика».

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка.

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность, а главное ученики должны получать знания, т. е. понимать, например принципы составления разминок (подбор упражнений, учет направленности разминки, дозировка и т. п.), технику выполнения тех или иных упражнений и элементов.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.

Цель программы: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Целью программы ритмика является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи: обучающая - формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма;

развивающая - способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала;

воспитательная - способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.


Программа обучения физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура.

Содержанием работы на уроках ритмики  является музы­кально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная и др.), развивают спо­собность переживать содержание музыкального образа.

Занятия ритмикой  эффективны для воспитания положи­тельных качеств личности. Выполняя упражнения на про­странственные построения, разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Общая характеристика учебного предмета



Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная с 2-3 класса, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.

Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

При разработке программ «Ритмика в школе» авторы опирались на теорию и методику физического воспитания, практику оздоровительной физической культуры. Построение программы соответствует принципам непрерывности, целостности, личностно-ориентированного процесса обучения. Учитываются возрастные особенности детей, развитие их основных движений, возможности музыкального восприятия. Содержание программы связано с программой по физическому воспитанию и отражает третий урок физической культуры в школьных образовательных учреждениях.


Описание места учебного предмета в учебном плане



 Общий объём учебного времени составляет 270 часов. В 3 классе количество уроков физической культуры составляет 68 часов и 34 часа модуль «Ритмика». В объем уроков по физической культуре в каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы)






Распределение учебного материала (сетка часов).



Вид программного материала

3 класс.

2 часа в неделю

3 часа в неделю

1.

Всего часов

68

102

2.

Спортивные игры

Баскетбол - 10

Баскетбол - 17

Волейбол - 12

Волейбол - 24

3.

Легкая атлетика

29

41

4.

Лыжная подготовка

17

20

5.

Основы знаний

В процессе уроков





Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета



Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные – включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные – включают в себя основные обучающимися межпредметные понятия и универсальные и учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные – включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Содержание учебного предмета

Знания по физической культуре

Физическая культура физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры история развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности.

Самостоятельные занятия составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.



Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Русские народные игры. Обучение русским народным играм «Просо»,  «Двойные горелки», «Бабки», «Невод», «Заинька», «Черная палочка», «Каликало», « Калечина-малечина

Общеразвивающие упражнения

Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.

Подготовка и проведение соревновательных мероприятий

Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.




Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся



Учащиеся должны знать:

- об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;

-  о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и

- кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- о правилах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

- организовывать и проводить самостоятельные занятия, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

- взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.


Программа по ритмике  состоит из разделов:


Ритмико-гим­настические упражнения

Музыкальные и развивающие игры

Детские танцы

Партерная гимнастика


В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занима­ясь конкретным видом музыкально-ритмической деятель­ности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы  в изложенной последовательности. Од­нако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных на­выков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Задания на координацию движений рук лучше прово­дить после выполнения ритмико-гимнастических упражне­ний, сидя на скамейках или ковриках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двига­тельный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зай­чик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошеч­ка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выра­зительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, ос­воение хорового шага связано со спокойной русской мело­дией, а топающего —с озорной плясовой. Почувство­вать образ помогают упражнения с предметами.

Задания этого раздела должны носить не только развива­ющий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го­пак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными дви­жениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, пере­менчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях харак­терные особенности танцев разных национальностей.



Ритмико-гимнастические упражнения.

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения голо­вы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Кру­говые движения плеч, замедленные, с постоянным ускоре­нием, с резким изменением темпа движений. Плавные, рез­кие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны ру­ками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движе­ний ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгиба­ние в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внут­ренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные со­четания одновременных движений рук, ног, туловища, ки­стей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочеред­ные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и кор­пусом, висящими руками и опущенной головой («петруш­ка»). С позиции приседания на корточки с опущенной голо­вой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увя­дающего цветка).


Музыкальные и развивающие игры.

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Раз­учивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, ре­чевым сопровождением. Инсценирование музыкальных ска­зок, песен.


Детские танцы.

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 4 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвиже­нием назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных, современных и бальных танцев. Танцы: Вставай, медленный вальс, Ча-ча-ча, Самба, Рок-н-рол, Хип-хоп.


Партерная гимнастика.

Гимнастические упражнения на ковриках. Упражнения на гибкость, растяжку. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Оздоровительные гимнастики.




Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Личностные результаты

Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений. Способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Развитие чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку, позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.

Метапредметные результаты

Регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели

Познавательные - учащиеся должны уметь: правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слы­шать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно пе­рестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Коммуникативные - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты

Включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.












Структура учебного плана 3 класс ритмика

№п/п

Название раздела

Кол-во часов

Основные знания и умения учащихся по разделу

Вид контроля



всего

теоретич.

практич.



1

Вводный урок .Инструктаж по ТБ

2

2


Знать и соблюдать правила безопасности при занятиях танцевальными упражнениями с предметами, знать основы здорового образа жизни


2

Ритмико-гимнастические упражнения

3

1

2

Уметь согласовывать движения под музыку в танцах, упражнениях, комплексах разминки


3

Музыкальные и развивающие игры

4


4

Уметь играть в музыкально-подвижные игры. Уметь ориентироваться в зале при строевых упражнениях и музыкальных играх


4

Детские танцы

16

2

14

Уметь выразить в танцевальных движениях свою индивидуальность


5

Партерная гимнастика

7

1

6

Знать выполнять элементы партерной и оздоровительной гимнастики


6

Итоговое занятие

2


2

Выполнять практический материал этого года обучения



Всего

34

6

28










Описание материально-технического обеспечения


Используемая методическая литература:

1. Глазырина Л.Д  Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры 1- 4класс Москва « Владос» 2002.

2. Голомидова С.Е. Физкультура. Волгоград 2003.

3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги уроки здоровья 1-5 класс Москва «Вако» 2004.

4. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе «Владос» Москва, 2002

5. Журнал «Физическая культура в школе».

6. Программа Физическая культура В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М,   «Просвещение», 2011 год.


Инвентарь:

Скакалки

Обручи

Баскетбольные мячи

Волейбольные мячи

Теннисные мячи

Дартс

Шведская стенка

Гимнастические скамейки

Средства, необходимые для реализации программы по ритмике:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- фонотека; диски DVD, диски DVD

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, спортивные ленты, помпоны, гимнастические палки.

Используемая методическая литература:

1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

3. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

4. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)

5. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)

6. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)

7. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)

8.Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008)

Учебно-методический комплекс.

9. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)

10. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)

11.Фирилева, Ж.Е. «Ритмика в школе», учебно-методическое пособие (Феникс, 2014)








Первая четверть.

Легкая атлетика.

Основы знаний.

1.Значение ФК для всестороннего развития личности.

2.Правила ТБ при занятиях л/а

3.Названия разучиваемых упражнений

4.Виды легкой атлетики. История развития



Упражнения

Мальчики

Девочки

1

Бег 60 м./сек.

10.4 11.5 11.9

10.8 12.0 12.4

2

Бег 1000 м./мин. сек.

4.50 5.50 6.10

5.10 6.20 6.30

3

Бег 2000 м.

Б е з у ч е т а в р е м е н и

4

Прыжок в длину /см.

130 140 160

120 130 150

5

Метание мяча 150 г. /м.

27 22 19

18 15 13



Двигательные навыки и умения.

Легкая атлетика.

Специальные беговые упражнения.

Техника бега на короткие дистанции.

Бег до 12 минут.

Прыжки в длину способом «согнув ноги» отталкивание, движение в полете и приземление.

Метание мяча на дальность с разбега по коридору 5-6 м.

Развитие быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств.















№ п/п

Темы урока

Контроль

Домашнее задание




1.

ТБ на занятиях л/а. Строевые упражнения, перестроения. Подвижные игры.


Повторить ТБ на занятиях л/а

2.

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Ходьба через препятствия. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с максимальной скоростью. ОРУ. Развитие скоростных способностей


Развитие скоростных качеств

3.

Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (30 м). Развитие скоростных способностей. Олимпийские игры: история возникновения.


Развитие скоростно-силовых качеств

4.

Ходьба через несколько препятствий. Бег с максимальной скоростью (60 м). Развитие скоростных способностей. Олимпийские игры: история возникновения.


Развитие скоростных качеств

5.

Бег на результат 30 метров. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры. Понятие "эстафета"


Развитие силовых качеств

6.

Бег на результат 60 метров. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры. Понятие "старт", "финиш".


ОРУ. Прыжковые упражнения

7.

Прыжок в длину с места. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. Влияние бега на здоровье


ОРУ. Развитие скоростных качеств

8.

Прыжок в длину с места на результат. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. Влияние бега на здоровье


ОРУ. Прыжковые упражнения

9.

Гибкость на результат. Многоскоки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств. Правила соревнований в беге, прыжках.


ОРУ. Развитие выносливости

10.

Метание малого мяча с места на дальность. Развитие скоростно-силовых качеств. Правила соревнований в метании


ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств

11.

Метание малого мяча с места на заданное расстояние. Развитие скоростно-силовых качеств. Современное Олимпийское движение


ОРУ. Повторить технику метания малого мяча

12.

Сгибание и разгибание рук из положения лежа. ОРУ с мячами. Подвижные игры. Развитие силы


ОРУ. Развитие силы

13.

Бег (4 мин). Чередование бега и ходьбы (бег 70 - м, ходьба - 100 м). Подвижные игры. Развитие выносливости. Измерение роста, веса, силы


ОРУ. Развитие выносливости

14.

Бег (7 мин). Поднимание туловища из положения лежа на спине на результат. Чередование бега и ходьбы (бег 90 - м, ходьба - 90 м). Подвижные игры. Развитие выносливости. Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений


ОРУ. Прыжковые упражнения

15.

Подтягивание на результат. Развитие силы. Подвижные игры. Выполнение основных движений с различной скоростью


ОРУ. Развитие силы

16.

Челночный бег 3х10 метров. Подвижная игра "Третий лишний". ОРУ. Развитие выносливости. Понятие "здоровье".


ОРУ. Развитие выносливости

17.

Подведение итогов. ОРУ. Подвижные игры.


Повторить правила ТБ на занятиях по баскетболу

























Вторая четверть.

Спортивные игры. Баскетбол. Волейбол.



Основы знаний.

1. Правила соревнований.

2. История возникновения баскетбола, волейбола.

Контрольные упражнения.

Мальчики

Девочки

Баскетбол

1.

Ловля и передача мяча на месте

Оценка 3-4-5

Оценка 3-4-5

2.

Передвижения, перемещения, повороты



3.

Ведение мяча

Оценка 3-4-5

Оценка 3-4-5

4.

Бросок мяча с «точек». Техника выполнения и количество попаданий.

Оценка 3-4-5

Оценка 3-4-5

Волейбол

1.

Прием и передача мяча.

Оценка 3-4-5

Оценка 3-4-5

2.

Нижняя прямая подача.

Оценка 3-4-5

Оценка 3-4-5

3.

Двусторонняя игра (по упрощенным правилам).

Знание правил игры, участие в игре.



Двигательные навыки и умения.

Строевые упражнения.

Ведение мяча с изменением высоты отскока.

Ловля и передача мяча от груди двумя руками, передача от плеча одной рукой.

Броски мяча с места.

Нижняя прямая подача.

6. Передача мяча в парах. Прием снизу.

7. Совершенствование техники передвижений, перемещений.



№ урока

Темы уроков

Контроль

Домашнее задание

2 час

1.

Правила ТБ на занятиях. Строевые упражнения.


Повторить правила работы с мячами

2.




Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Развитие координационных способностей


ОРУ. Развитие координационных способностей

3.




Ведение мяча на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель. ОРУ. Развитие координационных способностей.


ОРУ. Развитие координационных способностей



4.




Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Развитие координационных способностей


ОРУ. Правила ловли и передачи мяча



5.

ОРУ. Эстафеты с мячами. Подвижные игры с мячами.


ОРУ. Повторить правила броска мяча

6.




Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом.


ОРУ. Развитие координационных способностей

7.



Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Бросок мяча двумя руками от груди. ОРУ.


ОРУ. Развитие координационных способностей





8.

Веселые старты с использованием баскетбольных мячей. Развитие координационных способностей. Подвижные игры с мячами.


ОРУ. Развитие координационных способностей



9.

Ловля и передача мяча на месте в кругу. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Развитие координационных способностей


Повторить правила ведения мяча

10.






Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей


Повторить правила ведения мяча





11.

Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей


ОРУ. Развитие координационных способностей



12.


Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей


ОРУ. Развитие координационных способностей

13.




Веселые старты с использованием баскетбольных мячей. Развитие координационных способностей. Подвижные игры с мячами.



ОРУ. Развитие координационных способностей



14.


Развитие скоростно-силовых качеств. Подведение итогов четверти.



Повторить правила при занятиях лыжами







Третья четверть.

Лыжная подготовка. Спортивные игры.



Основы знаний.

Развитие лыжного спорта в России и в мире.

Подбор спортивного инвентаря для занятий лыжным спортом.

Применение лыжных мазей.



Дистанции лыжных гонок

Контрольные нормативы (мин, сек)

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

3 класс







1 км (свободный ход)

6.45

7.45

8.15

7.30

8.20

10.00

2 км (свободный ход)

Без учета времени



Двигательные действия и навыки.



П 2 ход. Спуски и подъемы.

Одновременный бесшажный ход.

Повороты переступанием.



Темы уроков

Контроль

Домашнее задание

2 ч.

1.

ТБ на занятиях.



Повторить правила при занятиях лыжами

2.

Передвижение по среднепересеченной местности до 1 км.



Передвижения на лыжах до 2 км

3.

Прохождение дистанции 1,5 км.



Передвижения на лыжах до 2 км

4.

Передвижение 500-1000 м. на скорость



Передвижения на лыжах до 2 км

5.

Повороты переступанием на месте.



Передвижения на лыжах до 2 км

6.

Передвижение на лыжах с палками и без палок.



Передвижения на лыжах до 2 км

7.

Обучение передвижению ступающим и скользящим шагом.



Передвижения на лыжах до 2 км

8.

Повороты переступанием.



Передвижения на лыжах до 2 км

9.

Спуски в различных стойках с пологих склонов.



Передвижения на лыжах до 2 км

10.

Эстафеты на лыжах



Передвижения на лыжах до 2 км

11.

Передвижение по среднепересеченной местности до 1 км.



Передвижения на лыжах до 2 км

12.

Прохождение дистанции 1 км.



Передвижения на лыжах до 2 км

13.

Скользящий шаг.



Передвижения на лыжах до 2 км

14.

Согласованность работы рук и ног при передвижении попеременным ходом.



Передвижения на лыжах до 2 км

15.

Подвижные игры. Скользящий шаг



Передвижения на лыжах до 2 км

16.

"Веселые старты" на лыжах



Передвижения на лыжах до 2 км

17.

Эстафеты на лыжах



Передвижения на лыжах до 2 км

18.

Подвижные игры. Подведение итогов



Повторить правила по ТБ на занятиях по л/а



Примечание.

При неблагоприятных погодных условиях (холодная погода), занятия проводятся в спортивном зале. Применяются упражнения для общей физической подготовки и специальные упражнения лыжника (имитация).



















Четвертая четверть.

Спортивные игры. Легкая атлетика.



Основы знаний.

Правила волейбола. Влияние л/а упражнений на организм.

Правила самостоятельного выполнения упражнений.

3. ОРУ.

Двигательные умения и навыки.

Волейбол.

Передача мяча.

Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча.

Двусторонняя игра.

Легкая атлетика.

Высокий старт.

Спец. беговые упражнения.

Метание мяча.

7. Прыжок в длину с места.



Темы уроков

Контроль

Домашнее

задание

2 ч.

1.

ТБ на занятиях. ОФП.



ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств

2.

ОРУ. Эстафеты. Развитие скоростно - силовых качеств


ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств

3.

Веселые старты с мячами. ОРУ. Развитие скоростных качеств


ОРУ. Развитие выносливости

4.

Передача мяча в парах. Развитие координационных способностей


ОРУ. Развитие выносливости

5.

ОРУ. Передача мяча в парах, тройках. Развитие координационных способностей.



ОРУ. Развитие координационных способностей

6.

ОРУ. Передача мяча сверху двумя руками в парах. ОРУ.



ОРУ. Развитие координационных способностей

7.

Стойка и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах. ОРУ. Развитие координационных способностей



ОРУ. Развитие координационных способностей

8.

Стойка и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах. Развитие координационных способностей



ОРУ. Развитие скоростных качеств

9.

Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью

(30 м). Подвижные игры. Развитие скоростных способностей



ОРУ. Развитие скоростных качеств

10.

Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью

(60 м). Подвижные игры. Развитие скоростных способностей



ОРУ. Развитие скоростных качеств

11.

Бег на результат 30 м. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры.



ОРУ. Развитие скоростных качеств

12.

Бег на результат 60 м. Развитие скоростных способностей. Подвижные игры.



ОРУ. Развитие скоростных качеств

13.

Челночный бег 3х10 м. Эстафеты. Подвижные игры.



ОРУ. Развитие скоростных качеств

14.

Подтягивание. ОРУ. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств



ОРУ. Развитие скоростных качеств

15.

Прыжок в длину с места на результат. Многоскоки. Развитие скоростно-силовых качеств.



ОРУ. Развитие скоростных качеств

16.

Метание малого мяча с места на дальность и в цель. Гибкость на результат. ОРУ.



ОРУ. Развитие скоростных качеств

17.

Сгибание и разгибание рук из положения лежа. ОРУ с мячами. Подвижные игры. Развитие силы



ОРУ. Развитие выносливости

18.

Бег (7 мин). Поднимание туловища из положения лежа на спине на результат. Чередование бега и ходьбы (бег 90 - м, ходьба - 90 м). Подвижные игры. Развитие выносливости. Расслабление и напряжение мышц при выполнении упражнений



ОРУ. Развитие выносливости

19.

Подвижные игры. Подведение итогов за год.



Правила по ТБ в летние каникулы



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.