12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шаповаленко Екатерина Викторовна346 Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Рабочая программа по физике для 7 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛЫШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОЛЫШМАНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на МО Заместитель директора _____________ С. В. Кнакнина
протокол №_____ _________ Т. В. Носова Приказ № __________________
от « » 2021 г. « » 2021 г. « » 2021 г.
Рабочая программа
по физике
для 7 класса
Срок реализации программы
2021-2022 учебный год
Составитель: Шаповаленко Екатерина Викторовна
Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса:
Личностные результаты освоения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения:
Ученик научится:
- правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
- выполнять измерения физических величин с учетом погрешности;
- анализировать свойства тел, явления и процессы;
- распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел.
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений, равномерное и неравномерное движение
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость
- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах.
Содержание учебного предмета,курса:
1. Введение (5 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
- свободное падение тел;
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2. Определение размеров малых тел.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
3. Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
3. Измерение массы тела на рычажных весах.
4 Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7. Измерение силы трения с помощью динамометра.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
среды).
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
5. Работа и мощность. Энергия (16 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Тематическое планирование по физике для 7 класса составлено с учётом рабочей программы воспитания
№ п/п | Наименование разделов и тем | Модуль воспитательной работы «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Введение ПВ Вклад М. В. Ломоносова в науку | Вклад М. В. Ломоносова в науку | 5 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества ПВ История создания микроскопа | История создания микроскопа | 7 |
3 | Взаимодействие тел ПВ Современные астрономические инструменты | Современные астрономические инструменты | 21 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов ПВ Жизнь и достижения Б. Паскаля | Жизнь и достижения Б. Паскаля | 17 |
5 | Работа. Мощность. Энергия. ПВ Биография Ю. А. Гагарина | Биография Ю. А. Гагарина | 13 |
6 | Повторение | | 5 |
| Итого | | 68 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Дата | Домашнее задание | Тема, актуальная для региона |
1 | Введение ПВ Вклад М. В. Ломоносова в науку | 5 ч | Что изучает физика. Некоторые физические термины. | | §1,2, ответить на вопросы | Физические явления, происходящие в Тюменской области. |
2 | Наблюдения и опыты | | §3 ответить на вопросы | Роль физики в оценке влияния деятельности человека на окружающую среду Тюменской области | ||
3 | Физические величины. Измерения физических величин. | | §4, упражнение 1 | | ||
4 | Точность и погрешности измерений.Физика и техника | | §5, 6, задания 1,2 | | ||
5 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | | Проверь себя на стр. 20 | | ||
6 | Первоначальные сведения о строении вещества ПВ История создания микроскопа | 7ч | Строение вещества. Молекулы. | | §7,8,ответить на вопросы | Загрязнение атмосферы и рек Тюменской области. Меры борьбы и профилактики. |
7 | Броуновское движение | | §9, ответить на вопросы | ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПАО «СИБУР Холдинг» ООО «Тобольск-Полимер», г. Тобольск – Очистка воды, биоиндикация | ||
8 | Лабораторная работа№2 «Определение размеров малых тел» | | Решить кроссворд | | ||
9 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах | | §10,задание2 | | ||
10 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | | §11, ответить на вопросы | | ||
11 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов | | §12,13, ответить на вопросы | | ||
12 | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | | Проверь себя на стр. 38 | | ||
13 | Взаимодействие тел ПВ Современные астрономические инструменты | 21 ч | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | | §14,15, упр.2(1,3) | |
14 | Скорость. Единицы скорости | | §16,упр.3 (1,2) | | ||
15 | Расчет пути и времени движения | | §17, упр. 4 (3) | | ||
16 | Инерция. Взаимодействие тел | | §18,19, упр.5(2) | УРОК НА ПРОИЗВОДСТВЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ) ООО СП «Малышенское» МТМ | ||
17 | Масса тела.Единицы массы. | | §20,упр.6(2) | | ||
18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | | §21, ответить на вопросы | | ||
19 | Плотность вещества | | §22, упр. 7(1,2) | | ||
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | | §23, упр.8 (1,2) | | ||
21 | Лабораторная работа №4 «Определение плотности твёрдого тела» | | Решить кроссворд | | ||
22 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | | §24,25 упр. 9 | | ||
23 | Сила упругости. Закон Гука. | | §26, ответить на вопросы | | ||
24 | Вес тела | | §27, ответить на вопросы | | ||
25 | Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | | §28, упр. 10(1,2) | | ||
26 | Сила тяжести на других планетах. Динамометр. | | §29, 30подготовить презентацию | | ||
27 | Лабораторная работа №5 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | | Читать на стр. 83-85 | | ||
28 | Сложение сил, действующих по одной прямой.Равнодействующая двух сил. | | §31, упр.12(1) | | ||
29 | Сила трения. | | §32, упр.13 | Трение в моём доме. | ||
30 | Трение покоя. Трение в природе и технике. | | §33,34, ответить на вопросы | Роль трения в природе и технике Тюменской области. | ||
31 | Лабораторная работа №6 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы» | | Проверь себя на стр. 98 | | ||
32 | Решение задач по теме «Сила» | | Решить по карточке | Производства Тюменской области. | ||
33 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» | | Решить по карточке | | ||
34 | Давление твердых тел, жидкостей и газов ПВ Жизнь и достижения Б. Паскаля | 17 | Давление.Единицы давления. | | §35, упр.14(1) | |
35 | Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. | | §36, 37, упр.15(1,2) | | ||
36 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | | §38, упр.16(2) | | ||
37 | Давление в жидкости и газе. | | §39, ответить на вопросы | | ||
38 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | §40, упр.17(1) | | ||
39 | Сообщающиеся сосуды | | §41, упр.18(4) | | ||
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | | §42, упр.19(2) | | ||
41 | Почему существует воздушная оболочка земли. | | §43, упр.20(1) | | ||
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли. | | §44, упр.21(3,4) | | ||
43 | Барометр-анероид.Атмосферное давление на различных высотах. | | §45,46, упр.23(2) | Прогнозирование погоды по местным народным приметам. | ||
44 | Манометры | | §47, ответить на вопросы | | ||
45 | Поршневой жидкостный насос.Гидравлический пресс. | | §48,49, упр.24(2) | | ||
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила | | §50, 51, упр.26(3) | | ||
47 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | | Читать на стр. 151, 152 | | ||
48 | Плавание тел.Плавание судов. Воздухоплавание. | | §52,53,54, упр. 28(2) | Водный транспорт Тюменской области. | ||
49 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | | Упр.29(1) | | ||
50 | Контрольная работа №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | | Проверь себя на стр. 162, 163 | | ||
51 | Работа и мощность. Энергия. ПВ Биография Ю. А. Гагарина | 13 | Механическая работа. Единицы работы. | | §55, упр.30(3) | |
52 | Мощность. Единицы мощности. | §56, упр.31(1,2) | | |||
53 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | §57, 58, ответить на вопросы | | |||
54 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | §59, 60, упр. 32(2) | | |||
55 | Применение правила равновесия рычага к блоку | §61, ответить на вопросы | | |||
56 | | | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | §62, упр.33(1,2) | | |
57 | Центр тяжести тела | | §63, ответить на вопросы | | ||
58 | Условия равновесия тел | | §64,ответить на вопросы | | ||
59 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага» | | Решить кроссворд | | ||
60 | Коэффициент полезного действия механизма | | §65, ответить на вопросы | | ||
61 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | | Решить кроссворд | | ||
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | | §66,67, упр. 34(1,3) | | ||
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | | §68, упр. 35(3) | | ||
64 | Повторение | 5 | Повторение материала за курс физики 7 класса | | Решить по карточке | |
65 | Повторение материала за курс физики 7 класса | | Решить по карточке | | ||
66 | Итоговая контрольная работа | | Решить по карточке | | ||
67 | Решение задач | | Решить по карточке | | ||
68 | Итоговый урок | | Решить кроссворд | |