Конспект урока географии в 6 классе «Учимся с "Полярной звездой"»
Приложение: Оценочный лист
DOCX / 11.77 Кб
Приложение: Маршрутный и багажный листы
DOCX / 13.97 Кб
Презентация к уроку "Виртуальный круиз"
PPTX / 9.89 Мб
Урок географии в 6 классе
по теме
Учимся с «Полярной звездой» (5)
Выполняем проектное задание
«Круизный маршрут»
Учитель: Бекарева Анна Константиновна, учитель географии высшей квалификационной категории Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Староакульшетской основной общеобразовательной школы
Педагогическая цель: создать условия для формирования функциональной грамотности: читательской, глобальной
Цели урока:
- освоить решение проектных задач по карте;
- отработать умение работать с контурными картами
- оценивать и обсуждать результаты проекта
- отработать умение сопоставлять информацию из учебника, атласа и переносить ее на контурную карту
- отработать умение определять географические координаты, измерение и расчет расстояний и направлений по карте
Оборудование: физическая карта полушарий, контурные карты, атлас, мультимедиапроектор, цветные карандаши, ручки, линейки
Когнитивный компонент урока: круизный маршрут Старый Акульшет - Санкт-Петербург – Балтийское море-Великобритания- Гибралтарский пролив - Средиземное море - Суэцкий канал – Красное море – п-ов Сомали – Мадагаскар – Шри-Ланка – Суматра – Ява – Калимантан – Новая Гвинея и обратно
Деятельностный компонент урока: работа с контурной картой; прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте; определение географических координат; обсуждение и оценивание работы в группе и классе; оценка своих результатов.
Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение использования знаний и умений о Мировом океане, картах, ориентировании на местности в реальной практической деятельности; показать значение работы в паре.
Тип урока: урок-практикум.
Работа с учебником: работа с заданиями § 31.
Цели урока по содержанию:
Предметные:
-умение читать карты
- наносить на карту условные знаки
- Отслеживать и определять описанные маршруты
- Определять географические координаты и расстояния по карте
Метапредметные:
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
– эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
Познавательные:
- осуществлять информационный поиск
-умение сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логическое рассуждение
-ориентирование в своей системе знаний
Регулятивные:
-контролировать свое время и управлять им
-формировать действие целеполагания
-осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности
-оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
-аргументировать свою точку зрения
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Комммуникативные:
-владеть устной (письменной речью) строить монологическое высказывание
-осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассником
Личностные:
-использовать языковые средства для выражения своих мыслей
-развитие адекватной самооценки
-мотивация к познанию
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Средства обучения:
-учебник «география 5-6 класс»серия «Полярная звезда» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.- 3-е изд.-М.: Просвещение.
-презентация
-электронное приложение к учебнику
- физическая карта мира
- контурные карты
Метод обучения: решение учебных задач.
Изучение нового материала
Выполнение проектного задания происходит в игровой форме: класс «отправляется» в морское путешествие по крупнейшим островам мира на корабле «Александр Суворов». Для этого путешествия необходима физическая карта полушарий, контурная карта, тетрадь (или отдельный лист), где оформляется «Круизный маршрутный лист путешественника». Учащимся объясняется, что слово «круиз» в переводе с английского означает «морское туристическое путешествие». Учитель выясняет, кто из учащихся уже был в круизе, кто из их близких, знакомых побывал в морском путешествии и где. Далее учащиеся последовательно выполняют задания 1—4 § 31.
Как показывает опыт, учащимся ещё сложно выполнять такое задание в группе. Поэтому, как правило, они работают самостоятельно. Для самооценки они заполняют таблицу:
Это мне удалось легко | Это оказалось трудным | Это мне не удалось | В целом мне работа: а) понравилась; б) не понравилась |
Далее учащихся можно объединить в группы (или по парам), чтобы они обменялись полученными продуктами, а затем сравнили результаты.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Затраченное время |
Орг. момент | Здравствуйте. Улыбнитесь мне пожалуйста. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки и хорошее настроение. Садитесь. К уроку необходимо: Атлас, контурная карта, цветные ручки или карандаши Желает успеха. | Организуют свое рабочее место | Познавательные: -умение сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логическое рассуждение -ориентирование в своей системе знаний Личностные: -использовать языковые средства для выражения своих мыслей -развитие адекватной самооценки -мотивация к познанию - | 1 мин |
Актуализация | Скажите кто-нибудь из вас уже путешествовал? Где вам удалось побывать? | Вспоминают свои путешествия и впечатления | Комммуникативные: -владеть устной (письменной речью) строить монологическое высказывание Личностные: -использовать языковые средства для выражения своих мыслей | 1 мин |
Мотивация. Постановка проблемы. | Зачем люди путешествуют? Для чего оставляют свой дом и отправляются в далекие или близкие края Слайд1:путешествия учат нас больше чем….. | Высказывают свои мысли о целях возможных путешествий: чтобы узнать новое, получить положительные впечатления, чтобы развиваться, и приехав домой использовать положительный передовой опыт в жизни | Комммуникативные: -владеть устной (письменной речью) строить монологическое высказывание Личностные: -использовать языковые средства для выражения своих мыслей | 2 мин |
Целеполагание | А сегодня мы постараемся отправиться в далекие края. Мы будем путешествовать по суше, по морям, по океанам. Кто-нибудь знает как называется путешествие по воде на корабле или лайнере и вы мне должны пообещать, что если в жизни вам удастся побывать в этих местах, вы привезете для меня и моих следующих учеников фотографии и свои рассказы В результате путешествия у вас на контурных картах появится маршрут который я надеюсь вы осуществите в жизни. Рассмотрите, что есть у вас на столах. Как мы с вами будем работать? Вы можете работать индивидуально или в парах. Но маршрутный лист в конце урока должен получиться у каждого. | Определяют цель урока, тему, задачи которые нужно выполнить Совместно с учителем дают определение слову «круиз» - в переводе с английского означает «морское туристическое путешествие» Планируют свои действия: сопоставляют маршрутные листы и контурные карты. Проговаривают вслух план своих действий. Ставят цель перед собой и выбирают путь ее достижения. Выбирают рабочее место и способ работы: индивидуально или в парах. | Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Предметные: - умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; Регулятивные: -формировать действие целеполагания -планировать пути достижения цели -осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности | 3 мин |
Определение темы урока | Мы выполним проект который назовем… ? | Формулируют тему урока | 1 мин | |
Отработка умений | Итак, отправляемся в круиз. Презентация «Виртуальное путешествие» | Смотрят презентацию и по ходу изучения на контурных картах отмечают точки следования. Совместно с учителем. После этого определяют координаты и заполняют маршрутные листы. | Предметные: -умение читать карты - наносить на карту условные знаки - Отслеживать и определять описанные маршруты - Определять географические координаты и расстояния по карте - умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; - умение самостоятельно, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Регулятивные: - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; Комммуникативные: -владеть устной (письменной речью) строить монологическое высказывание -осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассником Регулятивные: -контролировать свое время и управлять им -формировать действие целеполагания -осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий -аргументировать свою точку зрения -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | 15 мин |
Анализ действий | Демонстрирует готовые маршруты индивидуально по ходу выполнения каждым работы. | Сравнивают готовые ответы с шаблоном. Анализируют уровень своей работы. | регулятивные -оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы | 3 мин |
Корректировка действий и исправление ошибок. | Индивидуально направляет и корректирует действия учеников: помогает в определении координат и прорисовывании маршрута | Исправляют координаты, маршруты. Корректируют свою работу с помощью учителя и напарников | Предметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; | 5 мин |
Работа на опережение | Дает ученикам уже выполнившим всю работу дополнительные задания «Багажный лист» | Выполняют работу на опережение, если справились с основным заданием. | Предметные: -умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; - умение самостоятельно, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | 5 мин (если все сделали раньше других) |
Обсуждение результатов. Подведение итогов | Кто, Что, успел сделать? На каких островах побывали и узнали о них все, что нужно? Поднимите руку кому сегодня помогли одноклассники или учитель. Скажите спасибо тому кто вам помог и улыбнитесь друг другу. Ничего страшного, если что-то не успели. Работа большая и серьезная. Вы все старались и многое сделали. Как вы думаете над чем нужно поработать дома? | Несколько человек по желанию рассказывают классу что успели сделать и где побывать. Говорят друг другу спасибо. Анализируют что успели и не успели. Делают вывод о предстоящей дома работе. | регулятивные -оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы метапредметные - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; | 3 мин |
Домашнее задание | Подводит к самостоятельному решению о домашнем задании | Записывают домашнее задание: заполнить маршрутный лист или оформить контурную карту или багажный лист. | 2мин | |
Рефлексия. Самооценка. | Но без оценок мы не можем уйти и давайте попробуем себя оценить. | Заполняют оценочный лист и ставят себе оценку. | Регулятивные -осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий -аргументировать свою точку зрения -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | 3 мин |
Окончание урока | Спасибо всем за работу. И когда повзрослеете вспомните пожалуйста такие слова: Последний слайд: Мир это книга и кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу. | Читают вслух хором: Мир это книга и кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу. | 1 мин |