12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Брылякова146 Россия, Смоленская обл., Гагарин |
Рабочая программа по географии (СПО 1 курс)
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Гагаринский многопрофильный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины___География________
44.02.02 Преподавание в начальных классах
г. Гагарин
2016 год
ОДОБРЕНА предметно-цикловой комиссией педагогических дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 201_г. | Разработана в соответствии с примерной программой образовательной учебной дисциплины «География», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 44.02.02 Преподавание в начальных классах |
Председатель предметно-цикловой комиссии _____________/___________ | Заместитель директора по учебной работе
___________/__________________/ |
Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.
Составитель: Брылякова Н.Л. преподаватель 1 категории СГБОУ СПО «Гагаринский педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 17 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 19 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
ОУД.10
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины «География» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа учебной дисциплины «География» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ по другим специальностям СПО
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина география относится к базовым дисциплинам
общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально
-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | * |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Географии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 Введение. | 2 | |||
Тема 1.1 Введение в социально - экономическую географию мира | Содержание учебного материала | |||
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 1 | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 1.2.Источники географической информации | Содержание учебного материала | 1 | ||
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 2 | |||
Лабораторные работы | * | |||
Практическое занятие Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Сопоставление географических карт различной тематики. | 1 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся анализ различных источников географической информации – атласа, таблиц ,визитных карточек, источников интернета | 2 | |||
Раздел 2. Политическое устройство мира | 4 | |||
Тема 2.1. Современная политическая карта мира. | Содержание учебного материала | |||
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. | 2 | 3 | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения. | 1 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.2. Формы правления и формы государственного устройства стран мира. | Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Сообщение по теме «Современные изменения на политической карте мира» Сообщение по теме «Роль международных организаций в поддержании стабильности в мире». | 2 | |||
Раздел 3. География мировых природных ресурсов | 6 | |||
Тема 3.1. Виды природных ресурсов. Взаимодействие общества и географической среды | Содержание учебного материала | 2 | ||
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур-сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. . | 4 | |||
Лабораторные работы | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Написание сообщений по разным видам ресурсов ( выбор по желанию);. | 3 | |||
Тема 3.2. Ресурсообеспеченность. Другие виды ресурсов. Экологические проблемы | Содержание учебного материала | |||
Природно-ресурсный потенциал. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов | 2 | 2 | ||
Практические занятия Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. | 1 | |||
Раздел 4. География населения мира | 8 | |||
Тема 4.1 Численность, воспроизводство. Состав населения | Содержание учебного материала | |||
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Практические занятия Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление инсценировок по теме: «Численность и воспроизводство населения»; Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.Дем.статистика(.Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира). Написание сообщений: «Возраст»; «Утечка умов»; «Население Смоленской области». | 2 | |||
Тема 4.2. Размещение и миграции населения. | Содержание учебного материала | |||
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. | 4 | 2 | ||
Практические занятия Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. | 2 | |||
Сочинение «Где я хочу жить?» | 1 | |||
Тема 4.3. Городское и сельское расселение. Урбанизация. | Содержание учебного материала | |||
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 2 | 3 | ||
Раздел 5. Мировое хозяйство | ||||
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. МГРТ. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 2 | ||
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление схемы из последовательности понятий. Заполнение таблицы «Группировки стран в рамках международной экономической интеграции» | 1 | |||
Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства . 5.2.1.Агропромышленный комплекс | Содержание учебного материала | 4 | ||
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление сообщений Зеленая революция. Рис. Пшеница. Кукуруза. Картофель. Масличные культуры. Сахарные культуры. Чай. Кофе. Какао. Волокнистые культуры Рыболовство. | 2 | |||
5.2.2 Горнодобывающая промышленность. | Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | 2 | |
Тема 5.3География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства 5.3.1. Топливно-энергетический комплекс мира. | Содержание учебного материала | 8 | ||
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Составление сообщений: « Нефть», «Газ», «Другие виды топлива» | 1 | |||
5.3.2. Металлургия. Машиностроение | Географические особенности черной и цветной металлургии, машиностроения. | 2 | 2 | |
5.3.3 Химическая промышленность. | Географические особенности химической промышленности | 2 | 2 | |
5.3.4. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность | Географические особенности лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 | 2 | |
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | ||
5.4.1 Транспортный комплекс | Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. | 2 | 2 | |
Практические занятия особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Сообщения: Колесо. Развитие железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного видов транспорта. Велосипедный и пеший транспорт. | 1 | |||
5.4.2. Международная торговля | Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. . Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 2 | 3 | |
Практические занятия Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. | 1 | |||
Раздел 6. Регионы мира | ||||
Тема6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 6 | ||
6.1.1 Место и роль Зарубежной Европы в мире. | Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 4 | |||
6.1.2. Германия | Германия как ведущая страна Зарубежной Европы. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | ||
6.1.3. Великобритания | Великобритания как ведущая страна Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | ||
Тема6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 8 | ||
6.2.1 Место и роль Зарубежной Азии в мире | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 4 | |||
6.2. 2.Япония | Япония как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 3 | |
6.2. 3.Китай | Китай как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 3 | |
6.2. 4.Индия | Индия как ведущая страна Зарубежной Азии. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 3 | |
Тема6.3. География населения и хозяйства Африки. | Содержание учебного материала | 4 | ||
6.3.1. Место и роль Африки в мире | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. | 2 | 2 | |
6.3. 2.Характеристика стран Африки | Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 5 | |||
Тема6.4. География населения и хозяйства Северной Америки. | Содержание учебного материала | 4 | ||
6.4.1 Место и роль Северной Америки в мире. | Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 2 | |||
6.4.2. США | США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 2 | ||
Тема6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала | 6 | ||
6.5.1. Место и роль Латинской Америки в мире. | Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 2 | |||
6.5.2. Бразилия | Бразилия как ведущая страны Латинской Америки. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 2 | |
6.5.3. Мексика | Мексика как ведущая страна Латинской Америки. Условия ее формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | 2 | |
Тема6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании | Содержание учебного материала | 2 | ||
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. | 2 | 3 | ||
Практические занятия Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: составление докладов-презентаций в соответствии с административно-территориальным делением | 2 | |||
Раздел 7. Россия в современном мире | ||||
Тема7.1. Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 4 | ||
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. | 4 | 3 | ||
Практические занятия: Оценка современного геополитического и геоэкономического положения Смоленской области. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами Смоленской области, России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ ЭГП Смоленской области, составление карт товарооборота обл. | 3 | |||
Раздел 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 6 | |||
Тема8.1 Глобальные проблемы человечества . | Содержание учебного материала | 4 | ||
Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. | 3 | |||
Тема8.2. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития | Содержание учебного материала | 2 | ||
Роль географии в решении глобальных проблем человечества Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | 3 | |||
Практические занятия Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Доклады и рефераты: Географические прогнозы. Стратегия устойчивого развития. Глобальные проблемы (по выбору) Составление репортажей. Дифференцированный зачет | 4 | |||
Всего: | 78 |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета естествоведческих дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компакт диски и другие носители информации, выносные: музыкальный центр колонки, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа-проектор, экран,
политико-административные и экономические карты мира и отдельных регионов,глобус.
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география География 10 класс – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2011.
Атлас Экономическая и социальная география мира 10 кл М.: Картограф -, 2010-2015
Дополнительные источники:
Для студентов
Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. М.: Экзамен, 2011
Окладникова Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира: учебное пособие М., СПб.: ИФК Омега-Л; Учитель и ученик, 2002.
Страны и регионы мира: Экономический справочник под редакцией А.С. Булатова. М.: Проспект , 2007
Я познаю мир: Страны и народы Авт. Сост.А.А. Багрова М: Изд-во АСТ, 2002г.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии). |
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). |
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). |
www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»). |
www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). |
www. |
www. |
Rambler,Yandex, Google.(поисковые системы) |
|
|
Используемые образовательные технологии
При реализации данной рабочей программы используются следующие
образовательные технологии и методики
Проблемное обучение.
Деловые и ролевые игры,
Разбор конкретных ситуаций,
Тренинги,
Групповые дискуссии.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда | Индивидуальные, групповые и фронтальные формы контроля; Методы устного контроля (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, монологический ответ учащегося); Методы письменного контроля (проверочная работа, тестирование, терминологический диктант); Графический метод контроля (по немой или контурной карте; построение диаграмм, графиков и схем); Проведение практических работ; Самоконтроль; Взаимоконтроль. Текущий контроль: Наблюдение за обучающимися на аудиторных занятиях. Наблюдение и экспертная оценка результатов деятельности обучающихся на практических занятиях .Взаимопроверка и взаимооценка обучающихся на практических занятиях; самопроверка и самооценка выполненных упражнений. Экспертная оценка результатов выполнения заданий для самостоятельной работы. Оценка результатов тестирования, нормативы по технике безопасности и др. Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов
Новейшие изменения политической карты мира.
Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
Особенности современного воспроизводства мирового населения.
Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
Языки народов мира.
Современные международные миграции населения.
Особенности урбанизации в развивающихся странах.
Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
Международный туризм в различных странах и регионах мира.
«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
Запад и Восток Германии сегодня.
Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
Особенности политической карты Африки.
Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
Географический рисунок хозяйства США.
Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
Особенности современного экономико-географического положения России.
Внешняя торговля товарами России.
Глобальная проблема изменения климата.