Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей математики ______________ /Юлова В.Д./ «___» августа 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /Плотникова И.В./ «___» августа 2015 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ /Резнов В.В./ . Приказ № 173-К от «01 » сентября 2015 г. |
Рабочая программа по геометрии для 11 класса на 2015-2016 учебный год Составила учитель математики Шамукаев Салай Милаевич |
||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от 29 августа 2015 года Руководитель ШМО __________/Аликова Н.А./ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089); -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 -Приказ МБОУ СОШ с. Старопетрово от 01.09.2015 г. №172-К «Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово утвержденная приказом от 30.08.2013 № 44-К; -Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2015 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №166-К; -Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №165-К; -Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с. Старопетрово, утвержденное приказом от 30.08.2014г. №189-К |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
- Примерная программа среднего(полного) общего образования по математике X-XI классы – http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm -Геометрия. Программы образовательных учреждений. 10-11 классы/ Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2010 |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Геометрия 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2012. |
Цель и задачи учебного предмета |
Изучение геометрии в 11 классе направлено на достижение следующих целей: развитие логического мышления; пространственного воображения и интуиции ; математической культуры; творческой активности учащихся; интереса к предмету; логического мышления; активизация поисково-познавательной деятельности; воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей: систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве формирование умения применять полученные знания для решения практических задач; формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне; развитие способности к преодолению трудностей.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся. |
Общая характеристика учебного предмета |
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики». Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием рациональных способов деятельности, с интеллектуальным развитием человека, духовная — формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность: человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и в воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования |
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования (10-11 классы) отводится не менее 100 часов из расчета 1,5 часа в неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса. В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 68 ч (2 часа в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Изучение математики в средней школе направлено на достижение следующих результатов: 1) в направлении личностного развития воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование ценностного отношения к культурному наследию Республики Башкортостан.
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; в метапредметном направлении: представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; в предметном направлении: базовый курс – сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
|
Предпочтительные формы контроля |
Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, домашние работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). Объектом итоговой оценки достижений учащихся 11 класса в овладении курса геометрии являются предметные результаты обучения. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
1. Координаты точки и координаты векторов в пространстве. Движения (15 ч). Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач. Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать аналогию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геометрии О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами. Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач. 2.Цилиндр, конус, шар (17 ч) Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения. Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения. Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометрических тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы значительно развиваются пространственные представления учащихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круглых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений. О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры. В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения. 3. Объем и площадь поверхности (22 ч). Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей. Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов. Цели: продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов. Понятие объема вводить по аналогии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов. Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства, так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к трудным разделам высшей математики. Поэтому нужные результаты устанавливать, руководствуясь больше наглядными соображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач. О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей. Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей. Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей. Повторение (15 ч.) Цель: повторение и систематизация материала 11 класса. Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения |
||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
|
||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный |
||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование |
В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся |
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен знать/понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии; универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности. уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычисл |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Основные направления и цели: оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки). Оценка метапредметных результатов Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Результат (продукт) проектной деятельности: а) письменная работа (реферат, отчёт о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Осуществляется в процессе устных ответов обучающихся, проведения лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, диагностических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка предметных результатов представляет собой уровневую оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам; Базовый уровень - оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); Повышенный уровень - оценка «хорошо» (отметка «4»); Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Уровни достижений ниже базового: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала) Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки) Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике); имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки: незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести: неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. |
Календарно-тематический план
№ урока |
Сроки проведения |
Раздел программы |
Тема урока |
Количество часов |
Характеристика деятельности учащихся* |
Примечания |
|||||
План |
Факт |
||||||||||
|
|
|
|
Глава V. Метод координат в пространстве (15 часов). §1. Координаты точки и координаты вектора (1 - 7 урок) |
7 |
||||||
1. |
04.09. |
Координаты точки и координаты вектора |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. |
1 |
Знать: Алгоритм разложения векторов по координатным векторам. Уметь: строить точки по их координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат. |
||||||
2. |
08.09. |
Координаты вектора. |
1 |
Знать: Алгоритмы разложения векторов по координатным векторам. Уметь: применять их при выполнении упражнений. |
|||||||
3. |
11.09. |
Координаты вектора. Действия над векторами. |
1 |
Знать: Алгоритмы сложения двух и более векторов, произведение вектора на число, разности двух векторов. Уметь: применять их при выполнении упражнений. |
|||||||
4. |
15.09. |
Связь между координатами векторов и координатами точек |
1 |
Знать: признаки коллинеарности и компланарности векторов. Уметь: доказывать их коллинеарность и компланарность. |
|||||||
5. |
18.09. |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
Знать: формулы координат середины отрезка, формулы длины вектора и расстояния между двумя точками. Уметь: применять указанные формулы для решения стереометрических задач координатно-векторным методом. |
|||||||
6. |
22.09. |
Простейшие задачи в координатах |
1 |
Знать: алгоритм вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построение точек по координатам. Уметь: применять алгоритмы вычисления длины вектора, длины отрезка, координат середины отрезка, построения точек по координатам при решении задач. |
|||||||
7. |
25.09. |
Обобщение по теме: «Координаты вектора».
|
1 |
||||||||
§2. Скалярное произведение векторов (4 часа). 8-11 уроки |
4 |
||||||||||
8.
|
29.09. |
Скалярное произведение векторов. |
Угол между векторами. |
1 |
Иметь: представление об угле между векторами, скалярном квадрате вектора. Уметь: вычислять скалярное произведение в координатах и как произведение длин векторов на косинус угла между ними; находить угол между векторами по их координатам; применять формулы вычисления угла между прямыми. |
||||||
9. |
2.09 |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов |
1 |
||||||||
10. |
01.10. |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. |
1 |
||||||||
11. |
06.10. |
Повторение вопросов теории и решение задач. |
1 |
||||||||
§3. Движения (4 часа) 12-15 уроки |
4 |
|
|||||||||
12. |
09.10. |
Движения. |
Движения. Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Осевая симметрия. Параллельный перенос. |
1 |
Иметь: представление о каждом из видов движения: осевая, центральная, зеркальная симметрия, параллельный перенос, уметь выполнять построение фигуры. Уметь: выполнять построение фигуры, симметричной относительно оси симметрии, центра симметрии, плоскости, при параллельном переносе. |
||||||
13. |
13.10. |
Решение задач по теме «Движение». |
1 |
Знать: формулы скалярного произведения векторов, длины вектора, координат середины отрезка, уметь применять их при решении задач векторным, векторно-координатным способами. Уметь: строить точки в прямоугольной системе координат по заданным координатам, уметь находить угол между прямой и плоскостью. |
|||||||
14. |
16.10. |
Контрольная работа № 1 по теме: «Координаты точки и координаты вектора». |
1 |
||||||||
15. |
20.10. |
Работа над ошибками. Метод координат в пространстве. |
1 |
||||||||
Глава VI. Цилиндр. Конус. Шар. (17 часов) §1. Цилиндр (3 часа). |
17 3 |
||||||||||
16. |
23.10. |
Цилиндр. |
Понятие цилиндра. |
1 |
Иметь: представление о цилиндре. Уметь: различать в окружающем мире предметы-цилиндры, выполнять чертеже по условию задачи. |
||||||
17. |
27.10. |
Цилиндр. Решение задач. |
1 |
Уметь: находить площадь осевого сечения цилиндра, строить осевое сечение цилиндра. |
|||||||
18. |
30.10. |
Площадь поверхности цилиндра. |
1 |
Знать: формулы площади боковой и полной поверхности цилиндра и уметь их выводить; используя формулы, вычислить площадь боковой и полной поверхности. |
|||||||
§2 Конус (3 часа). 19-21 уроки |
3 |
||||||||||
19. |
06.11. |
Конус. |
Конус. |
1 |
Знать: элементы конуса: вершина, ось, образующая, основание. Уметь: выполнять построение конуса и его сечения, находить элементы. |
||||||
20. |
10.11. |
Конус, площадь поверхности конуса. |
1 |
Знать: элементы усеченного конуса. Уметь: распознавать на моделях, изображать на чертежах. |
|||||||
21. |
13.11. |
Усеченный конус. |
1 |
Знать: формулы площади боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса. Уметь: решать задачина нахождение площади поверхности конуса и усеченного конуса. |
|||||||
§ 3. Сфера (11 часов). 22-32 уроки |
11 |
||||||||||
22. |
17.11. |
Сфера. |
Сфера и шар. |
1 |
Знать: определение сферы и шара. Уметь: определять взаимное расположение сфер и плоскости. |
||||||
23. |
20.11. |
Взаимное расположение сферы и плоскости. |
1 |
Знать: свойство касательной к сфере, что собой представляет расстояние от центра сферы до плоскости сечения. Уметь: уметь решать задачи по теме. |
|||||||
24. |
24.11. |
Касательная плоскость к сфере, уравнение сферы. |
1 |
Знать: уравнение сферы. Уметь: составлять уравнение сферы по координатам точек; решать типовые задачи по теме. |
|||||||
25. |
27.11. |
Площадь сферы. |
1 |
Знать: формулу площади сферы. Уметь: применять формулу при решении задач на нахождение площади сферы. |
|||||||
26. |
01.12. |
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. |
1 |
Уметь: решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях. |
|||||||
27. |
04.12. |
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар. |
1 |
Знать: понятие вписанного шара (сферы) в многогранник, описанного шара (сферы) около многогранника, выяснить условия их сосуществования. Уметь: решать задачи на комбинацию: призмы и сферы, конуса и пирамиды. |
|||||||
28. |
08.12. |
Решение задач на многогранники, цилиндр, конус и шар. |
1 |
Уметь: решать типовые задачи, применять полученные знания в жизненных ситуациях. |
|||||||
29. |
11.12. |
Обобщение по теме: «Цилиндр, конус, сфера и шар» |
1 |
Уметь: решать типовые задачи по теме, использовать полученные знания для исследования несложных практических ситуаций.
|
|||||||
30. |
15.12. |
Обобщение по теме: «Тела вращения» |
1 |
||||||||
31. |
18.12. |
Контрольная работа № 2 по теме: «Цилиндр, конус, сфера и шар». |
1 |
||||||||
32. |
22.12. |
Работа над ошибками. Тела вращения. |
1 |
||||||||
Глава VII. Объемы тел (22 часа) §1. Объем прямоугольного параллелепипеда(3 часа) (33-35 уроки). |
22
3 |
||||||||||
33. |
25.12. |
Объем прямоугольного параллелепипеда. |
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. |
1 |
Знать: формулы объема прямоугольного параллелепипеда. Уметь: находить объем куба и объем прямоугольного параллелепипеда. |
||||||
34. |
29.12. |
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольной призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник. |
1 |
||||||||
35. |
15.01. |
Объем прямоугольного параллелепипеда. |
1 |
||||||||
§2. Объем прямой призмы и цилиндра (3 часа). 36-38 уроки |
3 |
||||||||||
36. |
19.01. |
Объем прямой призмы и цилиндра. |
Объем прямой призмы. |
1 |
Знать: теорему о объеме прямой призмы. Уметь: решать задачи с использованием формулы объема прямой призмы и прямоугольного параллелепипеда. |
||||||
37. |
22.01. |
Объем цилиндра. |
1 |
Знать: формулу объема цилиндра. Уметь: выводить формулу и использовать ее при решении задач. |
|||||||
38. |
26.01. |
Объем цилиндра. |
1 |
||||||||
§3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса (8 часов). 39-46 уроки |
8 |
||||||||||
39. |
29.01. |
Объем прямой призмы и цилиндра. |
Вычисление объемов тел с помощью интеграла. |
1 |
Иметь: представление о вычислении объемов тел с помощью определенного интеграла |
||||||
40. |
2.02. |
Объем наклонной призмы. |
1 |
Знать: формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла; Уметь: находить объем наклонной призмы. |
|||||||
41. |
5.02. |
Объем пирамиды. |
1 |
Знать: метод вычисления объема через определенный интеграл. Уметь: применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды. |
|||||||
42. |
9.02. |
Объем пирамиды. |
1 |
Знать: метод вычисления объема через определенный интеграл. Уметь: применять метод для вывода формулы объема пирамиды, находить объем пирамиды. |
|||||||
43. |
12.02. |
Объем пирамиды |
1 |
||||||||
44. |
16.02. |
Объем конуса. |
1 |
Знать: формулы. Уметь: выводить формулы объемов конуса и усеченного конуса, решать задачи на вычисление объемов конуса и усеченного конуса. |
|||||||
45. |
19.02. |
Решение задач на нахождение объема конуса. |
1 |
Знать: формулы объемов. Уметь: решать простейшие стереометрические задачи на нахождение объемов. |
|||||||
46. |
23.02. |
Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел» |
1 |
||||||||
§4. Объем шара и площадь сферы. (8 часов). |
8 |
||||||||||
47. |
26.02. |
Объем шара и площадь сферы. |
Работа над ошибками. Объем шара. |
1 |
Знать: формулу объема шара. Уметь: выводить формулу с помощью определенного интеграла и использовать ее при решении задач на нахождение объема шара. |
||||||
48. |
01.03. |
Объем шара и его частей. |
1 |
Иметь: представление о шаровом сегменте. Шаровом секторе, слое. Знать: формулы объемов этих тел. Уметь: решать задачи на нахождение объемов шарового слоя, сектора, сегмента. |
|||||||
49. |
4.03. |
Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. |
1 |
Знать: формулы объемов этих тел. Уметь: решать задачи на нахождение объемов шарового слоя, сектора, сегмента. |
|||||||
50. |
8.03. |
Объем шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. |
1 |
||||||||
51. |
11.03. |
Площадь сферы. |
1 |
Знать: формулу площади сферы. Уметь: выводить формулу площади сферы, решать задачи на вычисление площади сферы. |
|||||||
52. |
15.03. |
Решение задач по темам: «Объем шара и его частей» и «Площадь сферы». |
1 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для вычисления объемов шара и площади сферы. |
|||||||
53. |
18.03 |
Контрольная работа №4 по темам «Объем шара» и «Площадь сферы». |
1 |
Знать: формулы и уметь использовать их при решении задач. |
|||||||
54. |
22.03. |
Работа над ошибками. «Объем шара» и «Площадь сферы» |
1 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для вычисления объемов шара и площади сферы. |
|||||||
Глава VШ. Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов(15часов). 55-69 уроки |
15 |
||||||||||
55. |
05.04. |
Итоговое повторение курса геометрии 10-11 классов. |
Аксиомы стереометрии. Повторение. |
1 |
Знать: основные понятия стереометрии. Уметь: распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. |
||||||
56. |
8.04. |
Параллельность прямых в пространстве, параллельность прямой и плоскости. |
1 |
Знать: признак параллельности прямой и плоскостиУметь: применять признак при доказательстве параллельности прямой и плоскости. |
|||||||
57. |
12.04. |
Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. |
1 |
Знать: признак перпендикулярности прямой и плоскости. Уметь: применять признак при решении задач на доказательство перпендикулярности прямой и плоскости параллелограмма, ромба, квадрата. Знать: теорему о трех перпендикулярах; определение угла между прямой и плоскостью. Уметь: применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач на доказательство перпендикулярности двух прямых, определять расстояние от точки до плоскости; изображать угол между прямой и плоскостью на чертежах. |
|||||||
58. |
15.04. |
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. |
1 |
Знать: определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Уметь: строить линейный угол двугранного угла. |
|||||||
59. |
19.04. |
Многогранники. Параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей. |
1 |
Знать: виды призм, формулы нахождения поверхности призмы и площадь поверхности прямой призмы, пирамиды. |
|||||||
60. |
22.04. |
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида. |
1 |
Знать: определение призмы ,пирамиды, ее элементов. Уметь: изображать призму, пирамиду на чертежах, строить сечение плоскостью, параллельной основанию, и сечение, проходящее через вершину пирамиды. |
|||||||
61. |
26.04. |
Векторы в пространстве. Действия над векторами. Скалярное произведение векторов. |
1 |
Знать: расположение векторов по координатным векторам, действия над векторами, уравнение прямой, координаты вектора; координаты середины отрезка, скалярное произведение векторов, формулу для вычисления угла между векторами и прямыми в пространстве. Уметь: решать задачи координатным и векторно-координатным способами. |
|||||||
62. |
29.04. |
Повторение. Цилиндр, конус и шар, площади их поверхностей. |
1 |
Знать: определения формулы площади поверхности и объемов, виды сечений. Уметь: использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площадей поверхностей. |
|||||||
63. |
03.05. |
Повторение по теме: «Объемы тел». |
1 |
||||||||
64. |
06.05. |
Повторение по теме: «Объемы тел». |
1 |
||||||||
65. |
10.05. |
Повторение по теме «Многогранники». |
1 |
Знать: виды многогранников, формулы нахождения поверхностей и объемов. Уметь: использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площадей поверхностей. |
|||||||
66. |
13.05. |
Повторение по теме: «Тела вращения». |
1 |
Знать: формулы нахождения поверхностей и объемов тел вращения. Уметь: использовать приобретенные навыки в практической деятельности для вычисления объемов и площадей поверхностей. |
|||||||
67. |
17.05. |
Повторение по теме: «Тела вращения». |
1 |
||||||||
68. |
20.05. |
Повторение по теме: «Комбинации с описанными сферами». |
1 |
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для исследования практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур. |
|||||||
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
Геометрия. Программы образовательных учреждений. 10-11 классы/ Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2010 Геометрия 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.- М.: Просвещение, 2009. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. – М.: Просвещение, 2013. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-практические издания |
ЕГЭ 2013. Математика. Задача В5. Задачи на наилучший выбор. Рабочая тетрадь. Высоцкий И.Р. – МЦНМО, 2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
Звавич Л.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии 10-11 класс. М., 2001 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-наглядные издания и пособия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методические пособия |
Программа для общеобразовательных учреждений: Геометрия. 10-11 кл./ Сост. Т.А. Бурмистрова, Москва. Просвещение 2009 год Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2012. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006. Единый государственный экзамен 2010. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2010 Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2012. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2014. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
Справочник школьника по математике. 5-11 классы. - Маслова Т.Н., Суходский А.М. 2008г Некрасов В.Б., Гущин Д.Д., Жигулёв Л.А.. Математика. Учебно-справочное пособие. СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2012. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудио- и видео приложения |
СД «Наглядная геометрия». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) |
Интерактивные наглядные пособия. http://shool-collection.edu.ru математический справочник. |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
|
Компьютерные и ИКТ средства |
компьютер HP ProBook4545s |
Технические средства обучения |
Комплект чертежных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль. 1. Мультимедиапроектор Epson |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя |
1.Чернокнижникова Л.М. Нестандартные уроки. Математика. 5-10 класс: Учебно- методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. - 112 с. |
Литература, рекомендованная для учащихся |
ЕГЭ -2016. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под редакцией И.В.Ященко. – М. Издательство Экзамен. Смирнов В. А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. Семёнова А.Л., Ященко И.В.— М.: МЦНМО, 2015. |
Дополнительная литература |
1. Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»; 2. Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал; |
35